Программа Школа «Раннего развития для детей 5-6 лет»
рабочая программа (старшая группа) на тему
Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребёнка, охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья. С этой точки зрения началом непрерывного образования считается ранний возраст. Преемственность между дошкольным и школьным звеном следует рассматривать как построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovka_k_shkole.docx | 52.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-
эстетическому развитию детей»
от 30.08.2015 № 328
Программа
Школа «Раннего развития
для детей 5-6 лет»
Разработала воспитатель первой квалификационной категории: Чепурная Елена Эдуардовна
г. Нефтеюганск 2015 г
Пояснительная записка
Развитие инновационной педагогики дошкольного образования связано, в перв ую очередь, с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального Зако на РФ от 29.12.2012 г. № 273-
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который определяет инноваци онную деятельность в сфере образования [1. Ст. 20, п. 1, п. 3] как деятельно сть, которая «...осуществляется в целях...реализации приоритетных направлен ий государственной политики РФ..., ориентирована на совершенствование... уч ебно-методического, организационного, правового, финансово-
экономического, кадрового, материально-
технического обеспечения системы образования..». Реализация Федер
ального Закона предполагает разработку Федерального государственного образ овательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с планом . Проект ФГОС ДО предъявляет соответствующие требования к стру ктуре основной образовательной программе ДО, условиям реализации и резул ьтатам освоения программы дошкольного образования.
Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребёнка, охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья. С этой точки зрения началом непрерывного образования считается ранний возраст. Преемственность между дошкольным и школьным звеном следует рассматривать как построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, обучение.
Хорошо известно, как порой трудно ребенку, который не умеет читать, - осваивать программу первого класса. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования. Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - это процесс воссоздания звуковой формы слова с его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка. По утверждению Л.А. Венгера и С.В. Мухиной: «...дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота восприятия, любознательность и яркость воображения. .
Образовательная программа разработана
на основе требований ФГОС ДО и с учетом основных образовательных прог рамм дошкольного образования и
направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение деть ми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа направлена на целевые ориентиры развития ребенка такие как:
- инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий, партнёров, умеет воплощать свои замыслы);
- уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов);
- умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество;
- развитые творческие способности, развитая устная речь
- хорошо развитая крупная и мелкая моторика;
- способность к волевым усилиям в разных видах деятельности;
- любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.
Результатом освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО должны стать социализация и личностное развитие ребенка предшкольного в озраста, которые выступают главными критериями стандарта дошкольного обр азования.
Основная цель программы -реализовать принцип преемственности дошкольного и начального образования.
Программа состоит из двух разделов: «От звука к букве» и « Математика и конструирование»
Раздел «От звука к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению , письму и совершенствованию устной речи.
Основными задачами раздела «От буквы к слову» являются:
-формирование положительной мотивации к обучению;
-развитие практической подготовки детей к чтению и письму;
-развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления,
умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
-обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;
-развитие грамматического строя речи и развитие умения конструировать связное высказывание;
-формирование элемен гарной культуры речи;
-расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;
-формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
-развитие мелкой моторики ребёнка.
Содержание раздела «От звука к букве»
1 занятие в неделю. Всего 17 занятий
1.3вук- Буква:
- понятие «звука» и «буквы»;
-характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие согласные; -определение положения звука в слове;
- звуковой анализ состава слов;
-зрительный анализ букв;
-сравнительный и звуковой анализ нескольких букв;
- Слово:
- выявление различий в звуковом составе слов;
- составление слова из звуков и слогов;
- изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков;
- восстановление нарушенной последовательности звуков в структуре слова; - последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
- Связанная устная речь:
- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
- обучение составлению предложений, распространению предложений;
В течение всего курса обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти.
На занятиях используются задания на:
- выявление признаков сходства и различия между двумя и более буквами;
- выделение одинаковых элементов букв;
- выделение лишнего элемента буквы;
- объединение различных элементов в группы;
- выявление несоответствий в рисунке.
4.Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Все занятия раздела « От звука к букве » строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребёнка, н^ основе которого постепенно складывается система знаний о языке и формируется потребность владения языком, совершенствуется речь.
К концу обучения дети овладеют следующими основными знаниями, умениями и навыками:
• умение отвечать на вопросы педагога;
• умение определять местоположение звука (в начале, в середине или в конце слова);
• умение различать звуки и буквы;
• узнавать буквы русского алфавита;
• умение подбирать слова на заданное количество звуков;
• умение находить различия в звуковом составе слов.
•умение конструировать буквы из разных элементов;
• умение составлять предложение с заданным словом.
Тематическое планирование курса «От звука к букве»
№ | Тема | Задачи | Дом. задание |
1 | Понятие звука. Гласные звуки. Произношение гласных (аоуыэ и). | Развивать фонематический слух. Обучение составлению предложений с данным словом. Развивать мелкую моторику. | Произношение гласных первого ряда (аоуыэи). Игры «хлопки», «Определи место звука в слове» «Составь предложение со словом» |
2 | Определение места гласного звука в слове. | Развивать умение определять место гласного звука в слове. ( в начале, в конце, в середине) Развивать зрительное восприятие на основе конструирования. Развивать графомоторные умения и навыки. | Придумай слова с гласными ауо в начале слова, в конце, в середине. Составь предложение с этими словами. |
3 | Звук и буква А О У | Формировать умение узнавать гласные буквы ОА У. Развивать словесно-логическое мышление. | Выучи стих о букве А О У Написать букву по точкам |
Содержание курса «Математика и конструирование»
1 занятие в неделю. Всего 17 занятий.
Задания по следующим разделам:
- Количество и счет.
- Геометрические фигуры.
- Величина.
- Ориентировка во времени.
- Ориентировка в пространстве.
В разделе «Количество и счет» начинается работа по ознакомлению детей с цифрами от 1 до 10. Дети учатся обводить цифры по точкам, закрашивать их контурные изображения).
Используя уже имеющиеся знания, дети учатся соотносить число, предмет,
цифру. При ознакомлении с числами от 1 до 10 дети познакомятся с пословицами, стихами, загадками, считалками, в которых упоминаются эти числа.
В разделе «Геометрические фигуры» дети знакомятся с новой геометрическими фигурами, учатся преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из счетных палочек), рисовать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
В разделе «Величина» продолжается работа с некоторыми усложнениями: дети учатся делить предметы на четыре части, определять, что часть меньше целого, а целое больше части.
В разделе «Ориентировка во времени» дети знакомятся с названиями дней недели и месяцев. Так как с этими понятиями дети встречаются в повседневной жизни (работая с календарем природы, отмечая праздники, дни рождения и т.д.), то таких заданий дается немного, лишь с целью закрепления имеющихся у детей знаний.
В разделе «Ориентировка в пространстве» новой и сложной задачей будет определение места положения предмета по отношению к другому лицу. Для закрепления этих навыков полезно игровое упражнение «Путешествие по группе, улице», выполняя которое дети учатся определять положение предметов относительно себя.
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода. Активно используются игровые формы деятельности, чего требуют возрастные особенности детей 5-6 лет. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Они не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Дети постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.
К концу обучения у детей формируются следующие основные умения:
- Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
- Умение сравнивать группы предметов.
- Умение считать в прямом и обратном порядке.
- Умение узнавать и назвать квадрат, круг, треугольник.
- Умение выражать словами местонахождение предмета.
Тематическое планирование курса «Математика и конструирование»
№ | Тема | Задачи | Дом. задание |
1 | Число и цифра 1, величина, знакомство с названием зимнего месяца — январь | Учить отгадывать математические загадки. Дать представления о числе 1 и цифрах 1. Упражнять в различении количественного и порядкового счета в пределах 1 | Классифиция и сравнение фигуры по 1 - 3 признакам (форма, размер, цвет). Зрительный диктант |
2 | Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, число и цифра 2, соотнесение формы предмета с геометрической фигурой, ориентировка на листе. Разделы: количество и счет, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве. | Развивать ориентировку в пространстве. Развивать зрительное восприятие на основе классификации и сравнения. | Классифиция и сравнение фигуры по 1 - 3 признакам (форма, размер, цвет). Знакомство с пословицами. Зрительный диктант |
3 | Число и цифра 3,соотнесение количества предметов с цифрой. Знакомство с квадратом, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Разделы: количество и счет, геометрические фигуры. | Развивать ориентировку в пространстве. Развивать зрительное восприятие на основе классификации и сравнения. | Работа по картачкам, с пластилином, проволкой. Продолжи рисунок. Игра «Четвертый лишний» |
4 | Числа и цифры 1,2,3, соотнесение количества предметов с цифрой, прямоугольник, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Конструирование из палочек. | Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; Учить писать цифру 3 в воздухе, лепить, выкладывать из проволоки; Знакомить с пословицами, в которых упоминается число 3; | Игра продолжи заданную закономерность Игры деда Цифроеда Заучивание стихотворения И. Блюмкина. Игровое упражнение «Отгадай загадку». |
Развитие математических представлений и логики. Развивать интерес к окружающему миру математического содержания | |||
5 | Знакомство с числом и цифрой 4. | Закреплять умение писать в воздухе цифры 1,2, 3,4; Учить выкладывать цифру 4; Закреплять умение понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов; Познакомить с крылатыми выражениями, в которых упоминается число четыре; Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Игра «Дорисуй зернышки цыплятам». Знакомство с пословицами, в которых встречается число четыре. |
6 | Закрепление чисел (1-4). Конструирование (работа с тангаммом) | Закрепить знание чисел в пределах 4 Развивать нагляднообразное мышление на основе сравнения. | Игра «Назови соседа»,» Срисовывание различных предметы по клеточкам и точкам Заполнение числовых лесенок |
7 | Знакомство с цифрой и числом 5. Нахождение и сравнение чисел - соседей (предшествующее, последующее число). Конструирование (работа с тангаммом) | Закреплять умение писать цифры 1,2, 3,4; Учить писать цифру 5 в воздухе; Закреплять умение понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов; Знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел; Познакомить с крылатыми выражениями, в которых упоминается число пять; | Обводить заданные геометрические фигуры в воздухе. Игра «Кто внимательный». Заполнение числовых лесенок |
8 | Число и цифра 6. Понятия «длинный», «короче», «еще | Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с | Игра «Отгадай загадку» Игра «четвертый лишний» |
короче», «самый короткий». | помощью цифр и знаков; Познакомить с цифрой 6; Учить писать цифру 6; Учить порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?-, | Игровое упражнение «Закрась правильно | |
9 | Числа и цифры 1 - 6, Закрепление квадрат, Знакомство треугольник. | Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий. Развитие способностей устанавливать логические связи и закономерности. Формирование базовых графических навыков | Игра «Отгадай и запиши» Выкладывание из счетных палочек квадрата, треугольника, домика. Игра «Рисуем треугольники» |
10 | Числа и цифры 4, 5,6, установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки. | Продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов; Знакомить с загадками, в которых присутствуют числа; Учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; Развивать мелкую моторику. | Игра «Число, цифра, предмет» Игровое упражнение «Сосчитай и закрась» Игра продолжи заданную закономерность |
11 | Познакомить с числом и цифрой 0. Числа и цифры 1 - 6, соотнесение количества предметов с цифрой. Понятия «слева», «справа», «впереди», «сзади», нахождение различия в двух похожих рисунках. | Развивать мелкую моторику. познакомить с цифрой 0;
0;
| Игра «Соедини правильно» «Преврати геометрические фигуры в предметы» «Найди в группе предметы, похожие на геометрические фигуры». |
учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов; | |||
12 | Число и цифра 7, математическая загадка, порядковый счет, выкладывание прямоугольника из счетных палочек. Конструирование из палочек. | познакомить с цифрой 7; учить писать цифру 7; учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором по счету месте?-учить выкладывать из счетных палочек прямоугольник; учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания; | Игра «Отгадай загадку» Игра «Слушай и считай» Выкладывание из счетных палочек прямоугольника. |
13 | Числа и цифры 1—8. | познакомить с цифрой 8; учить писать цифру 8; | Игра «Назови соседа» Знакомство с пословицами, крылатыми выражениями. Знакомство с цифрой 8 |
14 | Ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей. Конструирование( тан грамм) | Развивать умение составлять математические рассказы и отвечать на поставленные вопросы. | Игра «А теперь ты сам считай...» Игра «Рисуем овалы» Чтение стихотворения В. Берестова «Лево, право». |
15 | Числа и цифры 1—9,, высокий — низкий, ориентировка во времени — дни недели, знакомство с названием месяца — март. | познакомить с цифрой 9; учить писать цифру 9; познакомить с названием месяца —март. знакомить с названиями дней недели; учить записывать дни недели условными обозначениями (один кружок — понедельник, два — вторник и т.д.); | Игра «Отгадай загадку» Знакомство с цифрой 9 Знакомство с крылатым выражением. |
16 | Число и цифра 10, выкладывание трапеции из | Познакомить с числом 10; учить писать число 10; | Игра «Отгадай загадку». |
счетных палочек, лодки, работа в тетради в клетку, нахождение различия в двух похожих рисунках. | познакомить с геометрической фигурой — трапецией; учить выкладывать из счетных палочек трапецию; учить находить различия в двух похожих рисунках; | Трапеция из счетных палочек. Игра «Будь внимательным». | |
17 | Конструирование ( тан грамм). Соотнесение цифры с количеством предметов, знакомство с названием месяца—май, закрепление знаний о месяцах — март, апрель, стихи о цифрах от 1 до 10. | Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы. Развивать мелкую моторику. | Работа со счетными палочками. Игра «Кто за кем» Игра «Дорисуй цветок» |
Литература для организации педагогического процесса:
- Азбука-читалочка. Рабочая тетрадь. - М, 2009
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М., 1991
- Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2003
- Журова Е.Н., Варенцова Н.С., Дурова Н.В. Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школа-Пресс, 1998
- Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. - М,А 1997.
- Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2001
- Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. - М.: Акалис, 1996.
- Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. М.: Ювента, 2001
- Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. - М: Ювента, 2005. - 48 с.
- Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. - М., 1984.
- Морозова Т.Н. Обучение детей грамоте. - Тула, 1993
- Нечаева Н.В. Обучение грамоте. - М., 1993
- Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., 1981.
- От А до Я. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2002
- От звука к букве. Демонстрационный материал. М.: Гном и Д, 2001
- Потапова Е.Н. Радость познания. - М., 1990
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. - М., 1992
- Ушинский К.Д. Родное слово. - М., 1991
- Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. - СПб. Детство-Пресс, 2001
- Чеплашкина И.Н., Зуева Л.Ю Математика - это интересно. Комплект игр. М.: Акцидент, 1995.
- Шибаев А.В. Буква заблудилась. - М., 1986
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. - М., 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «МОЯ РОДИНА – ЮГРА» В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»
Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотиче...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «Школа раннего развития «Росток»»
рабочая программа...
Основная общеразвивающая программа группы раннего развития «Мамины лапушки» (сенсорное развитие с элементами изодеятельности) для детей с 1,5 до 3 лет
Программа группы раннего развития «Мамины лапушки» (сенсорное развитие с элементами изодеятельности) содержит материалы по развитию у дошкольников с 1,5 до 3 лет восприятия формы, величины...
Программа дополнительного образования " Школа раннего развития!"
Занятия кружка создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. Они не только вызывают интерес своим ...
Рабочая программа школы раннего развития «Уроки в школе радости»
Рабочая программа школы раннего развития «Уроки в школе радости»...
Программа профилактики дезадаптации будущих первоклассников "Школа раннего развития"
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будуще...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке к обучению в школе «Школа раннего развития. АБВГДЕЙка»
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа раннего развития. АБВГДЕЙка» (далее – программа) по содержанию является программой социально-гуманитарной направленности, по функциона...