проект - "Логосказски, как средство коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков у дошкольников».
материал на тему

Шепотько Дарья Владимировна

Сборник представляет материалы реализованного проекта «Логосказки, как средство коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков у дошкольников». Данный сборник может быть полезен учителям – логопедам, педагогам ДОО работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Материал проекта, включает содержание образовательной деятельности по формированию развития речи, ценностных ориентиров, получение знаний о мире через сказки, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №7 «Радуга» ст. Гиагинской ».

Проект

По теме: «Логосказки, как средство коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков у дошкольников».

Составитель:

Учитель-логопед:

Шепотько Дарья Владимировна

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари

Аннотация.

Сборник представляет материалы реализованного проекта «Логосказки, как средство коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков у дошкольников». Данный сборник может быть полезен учителям – логопедам, педагогам ДОО работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Материал проекта, включает содержание образовательной деятельности по формированию развития речи, ценностных ориентиров, получение знаний о мире через сказки, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Введение.

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного самоуправления. Проблема речевой патологии не выпадала из поля для значительной части ученных и политиков. Сегодня существует множество концепций, технологий, программ, в которых представлено в разных формулировках и объемах речевое воспитание. Развитие мышления и речи есть непременное условие развития всех остальных человеческих способностей, а это побуждает речь к дальнейшему совершенствованию. Анализируя речевые нарушения, имеющиеся у воспитанников детского сада, могу отметить увеличение количества детей со сложными речевыми нарушениями. Чтобы речь у ребенка развивалась правильно и вовремя, чтобы малыш рос коммуникабельным, активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих, нужно повышать результативность коррекционной работы, делая каждое занятие разнообразным и творческим. Это все зависит от желания и возможностей логопеда. Общение логопеда с детьми должно происходить на благоприятном эмоциональном фоне. Поэтому нужно организовать такую среду, в которой ребенок будет хотеть и стремиться сделать свою речь правильной, грамотной и красивой. Решить все это поможет инновационный метод – логосказки.

Анализируя интегративные качества ребёнка – выпускника детского сада, я пришла к выводу, что проектирование представляет собой «универсальный инструмент» для их формирования. В ходе реализации проекта значительно повышается мотивация детей к различным видам деятельности, формируются навыки сотрудничества детей и взрослых, осуществляется деятельностный подход в образовании, а также – совершенствуется субъективная позиция ребёнка в педагогическом процессе. Организация в проективной деятельности включает в себя постановку цели, составление плана её реализации, поиск информации, которая потом будет осмыслена и обработана, оценку её выполнения и результат работы над проектом – модели, схему, макет другие варианты продуктивной деятельности. Одним из наиболее эффективных способов разработки проектов педагоги считают использование так называемой модели «трёх вопросов»: что мы знаем? что мы хотим узнать? что мы узнали? Уникальность представленного в сборнике проекта заключается в широком использовании логопедического и психологического материала для реализации поставленной цели. Педагоги детского сада, принявшие участие в проекте, получили бесценный опыт взаимодействия по реализации содержания разных областей образовательной программы дошкольного воспитания. Получили дополнительную мотивацию к дальнейшим творческим проявлениям в профессиональной деятельности.

Паспорт проекта.

Цель: Коррекция и развитие речи детей-дошкольников, имеющих недостатки развития речи через использование, логосказок.

Задачи:

1.Систематизировать методический и дидактический материал по темам логосказок.
2. Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.
3. Обогатить предметно-развивающую речевую среду в группе
4. Развивать все компоненты устной речи детей (лексическую сторону,
грамматический строй речи, произносительную сторону речи, связную речь) в
различных формах и видах детской деятельности.

Новизна проекта: Использование новых форм в логопедической работе: сказкотерапии и театральной деятельности в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Длительность проекта: 1 год

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы.

Родители воспитанников;

Воспитатели ДОО;

Музыкальные работники ДОО

Логопед ДОО;

Педагог-психолог ДОО;

Инструктор по физической культуре ДОО

Актуальность.

Сказка – это календарь народной мудрости в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Сколько существует человечество, столько малыши со всех времен, культур и народов с абсолютно одинаковым восторгом, слушают сказки, которые им рассказывают взрослые. А что, если попробовать самим сочинять волшебные истории, сочинять их вместе с детьми? Это способствует развитии и воображении фантазии ребёнка и сможет стать основой его творческих способностей.

По мнению  К.И. Чуковского, взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. Именно особенностями детской психики определяется выбор логосказки (логопедической сказки), как средство коррекции и развития связной речи у дошкольников.

Краткая аннотация проекта.

Целью данного проекта является коррекция и развитие речи детей-дошкольников, имеющих недостатки развития речи через использование, логосказок.

Коррекция и развитие речи детей – дошкольников, имеющие недостатки развития речи проявляются:

- в развитии лексического строя речи;

- в формировании грамматического строя речи;

- в формировании связной речи;

- в воспитании интереса к любви к родному языку, художественному слову;

- в умении самостоятельно решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Проект позволит решить определённые задачи воспитания и образования детей, направленные в целом на формирование речевых качеств ребенка-выпускника ДОО в соответствии с ФГОС.

В ходе интегрированной совместной деятельности участников образовательного процесса, у детей появится уникальная возможность глубокого погружения в тему сказкотерапии в логопедии.

Постановка проблемы.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно - расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным только язык, но ведь у него непослушно все тело... Он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. И таких детей в логопедической группе обычно много.

А дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы? Они не нарушают дисциплину, их порой и вовсе незаметно в группе, но логопеду приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы ребенок слабым и безжизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не может. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло происходит автоматизация.

Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой, как для логопеда, так и для самого ребенка.

А неумение большинства детей-логопатов слушать и слышать как звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков?

А недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других?

А проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое?

Можно было бы и дальше перечислять характерные особенности детей, посещающих логопедические группы, но вернемся к тому, что речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.  Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

 

Этапы проекта.

I этап – основной подготовительный.

    Поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей — один из актуальных вопросов педагогики.  Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.    

     Сказка — наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич- Евстигнеева и другие . Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  Как пишет Вачков И.В. , сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.      

       Исходя из изученного мною материала я убедилась в том, что  эффективными являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, в том числе  народных сказок,  обыгрывание скороговорок. И я решила связать логопедическую работу с привлечением логосказок,  театральных средств.   Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует  выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Поэтому я обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка - логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.

 

• Изучила литературу, опыт коллег по данной проблеме.
• Провела диагностику детей с нарушениями речи.
• Провела анкетирование родителей, проанализировав возможность участия в
реализации проекта.
•Подготовила материальную и методической базу (подобрала фонотеку для
музыкального оформления логосказок.

- Установление тесного взаимодействия с воспитателями группы.

Проведение игр и упражнений соответствующие теме: «Четвертый лишний», «Назови части» или «Узнай, что это?», «Один – много».

- Собирание пазлов с изображением героев сказки;

- Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой). 

Каждый месяц содержание основного этапа варьируется. В содержании оптимально включены разнообразные, инновационные формы организации детей.

Мною разработан перспективный план работы с логосказкой  для детей старшего возраста и подготовительных к школе групп.

  1. Контрольно-оценочный

-  итоговое родительское собрание;

- Анализ достигнутых результатов.

Работа проводилась поэтапно. Совместная работа логопеда с детьми (разучивание стихов, скороговорок, считалок, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики). Вместе с ним выполняли игровые упражнения на развития речевого аппарата («чашечка», «лошадка», «грибочек» и т.д.). В совместных играх упражнялись правильному, плавному вдоху и выдоху, развивали мелкую и общую моторику.

Игры на развитие слухового внимания: «Отгадай, что звучит?»,     «Угадай, что делать?».

Игры для развития плавного ротового выдоха («Подуй», «Воздушный футбол»).

  1. Закрепление знакомого речевого, артикуляционного, материала в самостоятельной деятельности детей.
  2. Совместная работа воспитателя, родителей, детей, в подготовке и изготовлении атрибутов.
  3. Совместная работа музыкального руководителя, воспитателя и логопеда в подборе музыкального материала.

Я  разработала цикл логосказок и апробировала их в проекте.

Совместная работа логопеда с родителями: консультации устные, масте-класс по логосказкам.  Совместная работа логопеда с воспитателями: консультации, беседы.

В конце года мной была проведена  повторная диагностика детей, результаты которой были следующими:  У многих детей звукопроизношение стало находится на высоком уровне развития. Лексический запас  стал сформированным,  а  грамматический строй речи стал  развит  в полной мере.

https://lh3.googleusercontent.com/Db3e9LgKqh0UnBPGo3foRzpOXzdJSfUUgQywi6WAZsqZ7fjsVdXOR6P3SSzbEdpFlZDfKCq0D_kk4zdaZjF6owqARiXfLs5qSTBBGu6JyEAAFhay-CEgTh0xUx28shJgf3pYuQDXY8DbCV96ZA

Содержание проекта

«Логосказки, как средство коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков у дошкольников».

Содержание проекта (мероприятия)

Развивающая среда

Детская продуктивная деятельность

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь.

  1. О веселом язычке.

.

1.Конспект сказки ; 2.Картотека артикуляци- онных упражнений.

2. Развивать навыки глубокого вдоха и плавного, медленного выдоха; 3.Активизировать движения органов артикуляционного аппарата путѐм выполнения упражнений артикуляционной гимнастики; 4.Воспитывать нравственные качества. 5.Воспитывать умение радоваться и получать удовольствие от совместной деятельности.

Разукрашивание героев сказки.

1.Привлечь родителей к изготовлению атрибутов. 2.Пригласить родителей на театрализован- ную сказку. 3.Индивиду- альное консультиро- вание: «Методы и приѐмы дыхательной гимнастики».

Октябрь

«жила была нехачуха»

Иллюстрации с излбражением всех персонажей.

Развивать мелкую моторику пальцев рук и конструктивный праксис; 2.Тренировка глубокого вдоха и плавного, медленного выдоха; 3. Упражнять в умении выражать своѐ эмоциональное состояние, используя мимику и выразительность движения. 4. Воспитывать доброе отношение  1.Конспект сказки  2.Картотека загадок; 3.Картонные фигурки мельника, кошки, утки; 4.Куклы рукавички: мышка, птичка; 5.Мягкая игрушка Нихачуха.

Зарисовка отгадок на загадки

1.Совместная деятельность родителей и детей в изготовлении игрушек на дыхание «Султанчиков» и «Вертушек». 2.Консультация для родителей с показом упражнений по развитию мелкой моторики.


Ноябрь

«Как Цыпленок Цып учился считать»

1. Закреплять умения подбирать прилагательные к существительному. 2. Обучать согласованию числительного с существительным. 3. Развивать мышление, общую и мелкую моторики. 4. Воспитывать нравственные качества. Слайды с изображением героев сказки.

Собирание пазлов цыпленка

1.Совместное изготовление родителей и воспитателей атрибутов. 2.Привлечь родителей к театрализован- ной деятельности.

Декабрь.

«Приключение Снежинки»

  1. Конспект сказки;
  2. Развивать воздушную струю;
  3. Иллюстрационный материал;
  4. Воспитывать доброе отношение;
  5. Учить слышать взрослого;
  6. Развивать мелкую моторику пальцев рук

Разукрашиание картинки снежинки, собирание пазлов с иллютсрацией снежинки, игры в дидактические игры.

С родителями изготовить снежинку вырезную, чтобы собрать из частей, нарисовать снежинку.

Январь

«О лягушке – квакушке и её веселом язычке»

  1. Конспект сказки;
  2. Развивать воздушную струю;
  3. Иллюстрационный материал;
  4. Воспитывать доброе отношение;
  5. Учить слышать взрослого;
  6. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
  7.  Артикуляционная гимнастика;

Дидактические игры: «Поймай звук», «Повтори…», «Собери картинку»

С родителями подготовить разрезную картинку лягушки.

Февраль

« Путешествие с Мишкой»

  1. Конспект сказки;
  2. Развивать воздушную струю;
  3. Иллюстрационный материал;
  4. Воспитывать доброе отношение;
  5. Учить слышать взрослого;
  6. Артикуляционная гимнастика;
  7. Развитие мелкой моторики рук.

Дидактические игры: «Поймай звук», «Повтори…», « Разукрась картинку», «Помоги накачать колесо»

Подготовить иллюстрации насоса, и мишки.

Март

«О Комарике и ее веселом язычке»

  1. Конспект сказки;
  2. Развивать воздушную струю;
  3. Иллюстрационный материал;
  4. Воспитывать доброе отношение;
  5. Учить слышать взрослого;
  6. Артикуляционная гимнастика;
  7. Развитие мелкой моторики рук.

Дидактические игры: «Поймай звук», «Повтори…», « Разукрась картинку», « Помоги дойти комарику по дорожке»

С родителями изготовить комарика и дорожку с домиком.

Апрель

«Язычок и кисонька»

  1. Конспект сказки;
  2. Развивать воздушную струю;
  3. Иллюстрационный материал;
  4. Воспитывать доброе отношение;
  5. Учить слышать взрослого;
  6. Артикуляционная гимнастика;
  7. Развитие мелкой моторики рук.

Дидактические игры: «Поймай звук», «Повтори…», « Разукрась картинку».

С родителями подготовить картинку кошечки и разрезную картинку с изображение миски с молоком.

Май

Закрепление сказки «о веселом язычке»

Конспект сказки ; 2.Картотека артикуляци- онных упражнений.

2. Развивать навыки глубокого вдоха и плавного, медленного выдоха; 3.Активизировать движения органов артикуляционного аппарата путѐм выполнения упражнений артикуляционной гимнастики; 4.Воспитывать нравственные качества. 5.Воспитывать умение радоваться и получать удовольствие от совместной деятельности.

Разукрашивание героев сказки.

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов. 2.Пригласить родителей на театрализован- ную сказку. 3.Индивиду- альное консультиро- вание: «Методы и приѐмы дыхательной гимнастики

Заключение

Важную роль в проективной деятельности сыграют родители воспитанников. Несомненно, совместное проживание сотворчества в проекте прослужило сплочению детско-родительского сообщества, упрочнению каждой семьи. Педагоги, работающие в проекте, получили уникальный опыт взаимодействия по реализации содержания разных образовательных областей. Дети принявшие участие в проекте, научили красиво и правильно говорить и красиво говорить активизировали мышление, повысили работоспособность.

Задачи, которые я ставила перед собой были достигнуты:

1.Систематизировать методический и дидактический материал по темам логосказок.
2. Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.
3. Обогатить предметно-развивающую речевую среду в группе
4. Развивать все компоненты устной речи детей (лексическую сторону,
грамматический строй речи, произносительную сторону речи, связную речь) в различных формах и видах детской деятельности.

Результативность.

• Дети успешно овладели грамотной и связной речью.

 • Умеют использовать образные выражения при пересказе сказок.

 • Передают мимикой и движениями эмоциональное состояние героев сказок. • Правильно употребляют лексико-грамматические категории.

 • Улучшилось звукопроизношение.

 • Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

 • Родители  вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».

 • Повысился культурный уровень дошкольников.  

 

Диагностика детей проводилась следующим образом: заполнение речевых карт в начале учебного года, анализ речевых карт в середине и в конце учебного года.  В связи  результатами диагностики,  я решила разработать проект «Логосказки, как средство коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков у дошкольников».

Предлагаемый вариант обследования детей разработан на основе многолетней логопедической практики учителей-логопедов ДОО, а так же имеющихся в литературе рекомендации (Г.А. Волкова, Т.Б. Филичева, Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина и др.) Данная схема позволяет проанализировать качественное состояние общего исследования с конкретными количественными показателями для получения объективных данных о динамике развития каждого ребенка. Учитель-логопед ДОО, используя данную методику, имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели психоречевого развития ребенка, а также выявить компоненты общего и речевого воздействия, как для каждого отдельного ребёнка. В обследовании выделены две основные части: общее и речевое развитие ребенка, которое в свою очередь делятся на значимые для диагностики области. Каждая область оценивается по четко определенным критериям. Данные по итогам обследования заносятся в соответствующие графы. Уровень общего и речевого развития определяется по формуле:

Итоговая сумма балла X 100%

60(максимальное количество баллов)

Процентное соотношение для определения уровня общего и речевого развития ребенка:

6-7 лет: Высокий уровень – 80-100%

Средний уровень – 50-79%

Низкий уровень – 49% и ниже

4-5 лет: Высокий уровень – 60-100%

Средний – 30-59%

Низкий – 29% и ниже

  1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения

Представления о цвете

Представления о форме

Дифференциация по величине

1 балл – отказ от выполнения задания, полная невозможность воспроизвести;

2балла – не знает форму и величину, но называет цвета

3 балла – не знает величину, но называет цвет и форму

4 балла – называет все с подсказкой

5 баллов – все называет без подсказки

  1. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

Выполнение словесных инструкций ;

Понимание значения форм глаголов прошедшего времени мужского и женского рода;

Понимание значения форм единственного и множественного числа существительных;

Понимание значения уменьшительно-ласкательных форм существительного ;

Понимание значения предлогов;

1балл – отказ от выполнения задания, полная невозможность воспроизвести и понять;

2балла – не понимает и не может назвать глаголы прошедшего времени и мужского и женского рода, значение форм единственного и множественного числа существительных, значение предлогов, но понимает и называет уменьшительно-ласкательные формы существительного, словесные конструкции

3 балла – не понимает значение форм единственного и множественного числа существительных, значение форм глаголов прошедшего времен мужского и женского рода, но понимает выполнение словесных конструкций, значения уменьшительно-ласкательных форм существительного, значение предлогов;

4 балла – выполняет и понимает все после стимулирующей подсказки;

5- баллов- выполняет без подсказки.

  1. СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

ПА-БА ______________ БА-ПА _______________ ПА-БА-ПА ____________

КА-ГА ______________ ГА-КА _______________ КА-ГА-КА ____________

ТА-ТЯ ______________ ТЯ-ТА _______________ ТА-ТЯ-ТА ____________

ПЫ-ПИ ______________ БИ-БЫ _______________ БЫ-БИ-БЫ _________

Различение слов, близких по звучанию:

Мишка-миска _______________________ коза-коса ––––––––––––––––––––

Уточка-удочка ______________________ почка-бочка _________________

Мышка-мишка ______________________ тачка-дачка __________________

1 балл – отказ от выполнения задания, полная невозможность воспроизведения;

2 балла – не может  различить слова близкие по звучанию и с трудностями произносит слоги с оппозиционными звуками;

3 балла – не может произнести слоги с оппозиционными звуками;

4 балла – выполняет со стимулирующей подсказкой;

5 баллов – выполняет все без подсказки;

  1. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА

Воспроизведение слов различной сложности:

Панама ______________ пакет ______________ пирамидка _______________

Полотенце ______________ велосипед ____________ сковорода ____________

Котлета ______________ аквариум ____________ парикмахерская

Воспроизведение предложений:

Мама вытирает руки полотенцем

Волосы подстригают в парикмахерской

Мама жарит котлету на сковороде

1 балла – отказ от выполнения задания, полная невозможность воспроизведение;

2балла – не может воспроизвести предложения и сложные слова;

3 балла -  не может воспроизвести предложения;

4 балла – произносит предложения но не все и все слова с достаточной разборчивостью;

5 баллов – произносит все правильно и разборчиво;

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ

Предметный словарь:

Конкретные существительные, обобщающие понятия:

Части тела ______________________

Игрушки ________________________

Посуда _________________________

Одежда _________________________

Мебель _________________________

Овощи _________________________

Фрукты ________________________

Домашние животные _____________

Дикие животные _________________

Транспорт_______________________

Назвать детенышей животных:

Кошка-котенок ________________ коза-козленок _______________________

Собака-щенок __________________ корова-теленок _____________________

Лиса-лисенок ___________________ заяц-зайчонок ______________________

«Кто где живет?»

Собака _______________ белка _______________лиса ____________________

Медведь ______________ корова ______________ мышка _________________

Назвать детали предметов:

Чайник

Стул

Ручка __________________

Спинка ___________________

Крышка _________________

Сиденье __________________

Носик ___________________

Ножки ___________________

Донышко ________________

Глагольный словарь:

«Кто как голос подает?»

Кошка ________________ собака ______________ корова _______________

Утка __________________ петух _______________ лошадь _____________

Лягушка _______________ свинья ______________ кукушка _____________

1 балла – отказ от выполнения задания, полная невозможность воспроизведение;

2балла – не может воспроизвести предложения и сложные слова и назвать части, кто где живет, детенышей;

3 балла -  не может воспроизвести  кто где живет и детенышей;

4 балла – произносит со стимулирующей подсказкой;

5 баллов – произносит все правильно;

  1. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Словоизменение:

Изменение существительных по падежам «собака»; «ложка», «мяч»________

Это ___________ Я вижу ______________ Я дам косточку ________________

Согласование местоимений с существительными «Мой, моя, мои, моё» _____

Рука _________________ нос __________________ нога __________________

ухо __________________ уши __________________ ноги __________________

Согласование числительных с существительными «один-два», «одна-две»___

Один мяч ___________________ Одна кукла ____________________________

два мяча ____________________ две куклы _____________________________

Родительный падеж существительных множественного числа «Много чего?»

Кубик _______________________ мяч __________________________________

стул ________________________ кукла _________________________________

Словообразование:

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

        

Дом _________________ стул __________________ миска ________________

чашка __________________ шапка __________________ ложка ____________

1 балла – отказ от выполнения задания, полная невозможность воспроизведение;

2балла – не может согласовать местоимения с существительными, словообразование

3 балла -  не может словообразование;

4 балла – произносит со стимулирующей подсказкой;

5 баллов – произносит все правильно

  1. ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

У + род.пад._________________________ НА + вин..пад.         

НА + предл.пад. _____________________ В + предл.пад         

ИЗ + род. Пад. _______________________ ОТ + род. Пад.         

К + дат.пад. _________________________ЗА + тв.пад.         

НАД + тв.пад. ______________________ ПОД + тв.пад.        

1 балла – отказ от выполнения задания, полная невозможность воспроизведение;

2балла – не может правильно составлять предложно-падежные конструкции;

3 балла – частично произносит правильно;

  1. балла – произносит со стимулирующей подсказкой;
  1. баллов – произносит все правильно;

  1. НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РАССКАЗЫВАНИЯ

Составление рассказа по сюжетной картинке         

        

Составление рассказа по серии сюжетных картинок         

        

Пересказ         

        

1 балла – отказ от выполнения задания, полная невозможность воспроизведение;

2балла – не может правильно рассказ по сюжетной картинке, разложить серии сюжетных картинок, пересказ составлен неверно;

3 балла – картинки разложены верно, но рассказ по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине, составлен с аграмматизмами, пересказ точен;

  1. балла – произносит со стимулирующей подсказкой;
  1. баллов – произносит все правильно;

  1. Исследование звукопроизношения

Собака- маска-нос

Сено-маска-нос

Замок-коза

Зима-магазин

Цапля-овца-палец

Шуба-кошка-камыш

Жук-ножи

Щука-вещи-лещ

Чайка-очки-ночь

Рыба-корова-топор

Река-варенье –дверь

Лампа-молоко-пол

Лето-колесо-соль

1балл – искажение или замены во всех речевых ситуациях подвергаются несколько звуков группы.

2балла – в любой позиции искажаются только один звук группы;

З балла – замены звуков или замедленное повторение;

4 балла – один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажения в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;

5баллов – безукоризненное произношение всех  группы звуков в любых речевых ситуациях;

Логосказка

Приложение 1

Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

Первая дверь – это губы. Давайте откроем ее (« Заборчик»), оно статическое, выполняется по счет от 5 до 10.

Вторая дверь – зубы. Откроем и ее (« Окошко»).

        Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губа (« Лопаточка») Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удерживать язык на нижней губе). Наконец он проснулся, улыбнулся (« Улыбка»).

        Захотелось Язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покататься («Качели»). Важно после выполнения упражнения добиваться от ребенка ответ на уточняющие вопросы, типа: « На чем катался язычок?», при этом добиваться от детей не односложных ответов: на качели, а полного ответа, типа: язычок катался на качели.  Потом увидел язычок, что в траве кто-то копошится, присмотрел и увидел, что это – ежик, а ежик нюхал цветы  и мы тоже понюхает цветы.

        Дыхательная гимнастика: «Понюхай»

        Ежик поблагодарил язычка и дал ему конфету, выполним упражнение спрячь конфетку, упражнение статическое, выполняется под счет, данное упражнение на развитие подвижности языка.  Идут они вместе встретили своего друга Мишку, услышали они звук: сссссссс, как вы думаете что это? Тут можно задавать детям наводящие вопросы, такие как: Что могло случиться с велосипедом мишки? (вопрос на развитие, мышления, воображения, фантазия) Итак, выполняем упражнение.

        Мишка очень был благодарен за помощь. И друзья отправились домой. По дороге домой, ежик предложить поиграть язычку в интересную игры «поймай звук»

        Ежик, ушел домой, а язычок собрался ложится спать, чтобы ему хорошо спалось мы поиграем в пальчиковую игру.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики ложатся спать»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик – прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот пальчик долго спал, а потом будит всех стал,

 Встали пальчик ура, нам гулять идти пора!

Вот и кончился хороший день для язычка, спит спокойно язычок.

Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец, а кто мне помогал тому огромное спасибо. 

Логосказка

«Жила была нехачуха»

Жила-была Света.  И было у неё любимое выражение – «не хочу». За что её и прозвали «Нехочухой». Как-то пошла света гулять вышла, на улицу и встретила она во дворе подругу Катю. Катю любовалась цветами и предложила понюхать красивые цветы,  дыхательная гимнастика «Понюхай». Света сказала – «не хочу».  Села Света на лавочку, видит катается на качели Дима,, позвал он ее покататься, а Света свое – «не хочу».

Артикуляционное упражнение « Качели».  Слез Дима с качели и предложил свете конфету, а Света – « не хочу». Артикуляционное упражнение «Конфета». Обиделись Дима и Катя на Свету и пошли гулять. Света сидела грустила и так ей стало скучно, когда Света захотела поиграть, ей было уже не с кем. Она сидели и горько плакала, вдруг мимо пробегал ежик и сказал, если ты мне поможешь выполнить задание, я тебя приведу к друзьям и Света согласилась. Первое задание, которое приготовил ежик – «Повтори слоговые песенки» наш ежик любит петь, давай вместе с ним повторим песенки.

Интересно, какое следующее задание приготовил ежик? Давай посмотрим? Ой, что это за звуки интересные, нужно найти среди этих звуков, наш звук. Игра «Найди звук». Идут они вместе по дорожке и ежик предложил поиграть в его любимую игру «Поймай звук». Так ежик и довел Свету к своим друзьям, а Дима и Катя приготовили Свете сюрприз, какой, ты узнаешь когда соберешь картинку, но перед тем как собирать, нужно размять наши пальчики.

Так друзья перестали Свету называть «нехочухой».

Логосказка

Как цыплёнок Цып учился считать

Цели:

Закрепление умения подбирать прилагательное к существительному;

Обучение согласованию числительного с существительным;

Пополнение словаря прилагательным «белоснежное»;

Развитие мышления,  общей и мелкой моторики;

Воспитание бережного отношения к домашним птицам;

        Оборудование: компьютер с записями «Цып-цып-цып, мои цыплята»; дорожки (со следами курицы и без них); полянка; солома; гнездо; плоскостные фигурки: курица, 5 цыплят, 6 зёрнышек, 6 капелек воды,  6 червячков; объёмное (из двух половинок) яйцо; игрушка- цыплёнок; 3 миски; игрушечная тарелочка; разрезные картинки; 6 нарисованных контуров цыплят; шапочки с жёлтыми козырьками (по числу детей).

  Ход игры. Организационный момент

Взрослый:  Здравствуйте, ребята! Помните, мы были в гостях у бабушки  дедушки в деревне? Хотите снова отправиться туда и побывать на птичьем дворе?

Дети: Да, хотим!

Взрослый: Скажите, каких птиц мы там можем увидеть?

Дети: Домашних  птиц! (перечисляют их)

Взрослый:  Ну, раз мы знаем обитателей птичьего двора, то можем пойти к ним в гости. Встаньте друг за другом. Идём прямо по дорожке. Эта дорожка  приведет нас на птичий двор.

Игра « Отправляемся гулять»

(Дети встают друг за другом и идут по дорожке)

Сюрпризный момент

(Пройдя по дорожке, дети размещаются вокруг поляны)

Взрослый: Посмотрите, какая-то странная кочка у нас на полянке! ( Достаёт из кучки соломы яйцо)

- Что же это такое? ( Дети рассматривают яйцо)

- Как вы думаете - на что это похоже? ( Дети предлагают варианты ответов , в том числе и яйцо)

 - Вы согласны , что это яйцо? (Да)

-  А какое по цвету яйцо? (Белое)

-  Белое, как что? ( Как снег,…стена)

- Если белое, как снег, значит, оно… белоснежное.

-  Какое яйцо? ( Белоснежное)

-  А какое яйцо по форме? ( Обводит пальцем контур яйца.) Овальное.

- Потрогайте яйцо.  Какое оно на ощупь? ( Гладкое, твёрдое.)

- Как вы думаете, кто может быть в яйце?  (Цыплёнок)

Упражнение «Яйцо» (губы округлить и подержать)

                      Был чудный дом, чудесный дом.

                      Но что-то застучало в нём.

                      И он разбился и оттуда

                      Живое выглянуло чудо

- Поздоровайтесь с цыплёнком.  (Здравствуй, цыплёнок!)

- Цыплёнок захотел к своей маме.  А кто мама у цыплёнка?  ( Курица)

- Поможем нашему цыплёнку?  Отнесём его к маме?  (Да!)

-Посмотрите, на дорожке виднеются куриные следы, они нас и приведут на птичий двор. Встаньте друг за другом и идите точно по куриным следам .

(Дети идут по дорожке со следами куриных лап и приходят к мольберту, покрытому ковролином, рядом стоит стульчик с гнездом, тремя мисками, тарелочкой; а вокруг разбросаны картонные червячки, зёрнышки, капельки воды.)

 Птичий двор

Взрослый: Ну вот мы и пришли на птичий двор. Кто нас здесь встречает?  (Курица с цыплятами.)

-Вот и гнёздышко нашего цыплёнка. Посадим его в наше гнёздышко?  

Цыплёнок:  Спасибо, ребята, что помогли найти мою маму. Посмотрите, а я у мамы-курицы, оказывается, не один? А сколько нас, я не знаю, потому что не умею считать.  Научите, пожалуйста, меня считать!

Взрослый: Кто сосчитает цыплят? Считать надо так: один цыплёнок, два цыплёнка, три цыплёнка, четыре цыплёнка, пять цыплят.

(Дети выходят и по одному пересчитывают картонных  желтеньких цыплят.)

Цыплёнок: Спасибо, ребята, научили меня считать . Я теперь буду следить, чтобы малыши не разбегались, и пересчитывать их так же, как вы это делали. Но что это вдруг они распищались:  «Пи, пи, пи»?

Взрослый: Это цыплята проголодались. А у курицы случилась беда. Хотела она покормить  и напоить своих детишек, да только зёрнышки рассыпались в разные стороны. Что же теперь делать? Кто ей поможет?   (Мы!)

- Кто соберёт зёрнышки?    ( Воспитатель даёт мисочку  двум детям.)

- Кто соберёт капельки воды?   ( Воспитатель даёт другую миску двум другим детям.)

- Кто соберет червяков?      (Воспитатель даёт еще одну мисочку двум следующим детям  и садиться  рядом с первой подгруппой .)

-Сколько у вас зёрнышек? Сосчитайте. Считать нужно так: одно зёрнышко, два зёрнышка, три зёрнышка, четыре зёрнышка, пять зёрнышек, шесть зёрнышек.

(Считает один ребёнок, более сильный в речевом развитии.)

- Давайте сосчитаем, сколько капелек воды?    Считать нужно так: одна капелька, две капельки, три капельки, четыре капельки, пять капелек, шесть капелек... Посчитай капельки.

Правильно сосчитал? ...

(Если была допущена ошибка, педагог или ребёнок из подгруппы пересчитывают  капельки заново.)

-Сосчитай червячков. Считать нужно так: один червяк, два червяка, три червяка, четыре червяка, пять червяков, шесть червяков. Сколько червяков?     (Шесть червяков.)  Повтори: шесть червяков.     (Работает третья подгруппа.)

-Кто хочет пересчитать зёрнышки и угостить цыплят?

(Один из ребят пересчитывает цыплят, выставляет их на мольберте размещает по зёрнышку под каждым цыплёнком .)

- Сколько у нас зёрнышек?   ( Шесть.)

- Кто посчитает червячков?    (Те же действия.)

 - Посмотрите, каждому цыплёнку досталось по зернышку, по капельке, по червяку. И одно зёрнышко, одна капелька и один червячок остались. Кому же мы дадим их?    ( Нашему цыплёнку.)

- Цыплёнок голодный, есть, пить хочет.     ( Дети кладут цыплёнку в тарелочку корм.)

-Курочка говорит вам спасибо за то, что вы позаботились о её цыплятах . Теперь они сыты, будут веселиться и играть .

     А вы хотите, как и цыплята, поиграть и исполнить танец цыплят? Я сейчас вас наряжу и в цыпляток превращу!    ( Надеваем детям шапочки цыплят.) 

Логосказка

«Приключение снежинки»

Жила-была снежинка, она очень ждала зиму и вот наступила зима. Снежинка со своими сестричками – другими снежинками жила в большой снеговой туче. («Катушка») Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок. («Часики») Вдруг налетел сильный ветер и катал тучу по небу. Метель поднимала снежинки и кружила их быстро – быстро. («Сдуть снежинку») Ветер расшалившись то поднимал их вверх, то опускал вниз. И так холодный северный ветер отнёс Снежинку в город. В городе зиме радуются, лепят из снега разные фигуры. Кружась, Снежинка подлетела к окну и посмотрела в него. А там ребята помогали маме по хозяйству. Она улыбнулась («Улыбка», устроилась поудобнее на окошке («Блинчик») и наблюдала, как мама с детьми пекли блины и пирожки. Сначала они насыпали муки, похлопали по ней своими детскими ручками. («Накажем непослушный язычок») Затем они раскатывали тесто, («Расчёска») пекли блинчики и лепили пирожки. («Блинчик»«Пирожок») Пока в печке пеклись пироги, дети отправились на улицу подышать свежим воздухом и покататься с горки на санках. («Горка») Когда блинчики и пирожки были готовы, мама позвала детей. Они пришли с улицы, посчитали их, («Посчитай нижние зубки»), поделили и принялись кушать с вкусным вареньем («Вкусное варенье») и сметаной. После этого они стали пить чай и красивой чашки. («Чашечка»).  мама сказала, что уже поздно и пора спать. Дети отправились чистить зубки («Чистим нижние зубы») и спать. А Снежинка так и осталась украшать окошко дома, в котором жили трудолюбивые и послушные детки.

Логосказка

« О лягушке – квакушке и ее веселом язычке»

 Жила-была  лягушка-квакушка, она была очень, веселой, потому что любила распевать песенку (звучит музыка). Вот сидит однажды лягушка-квакушка и видит бабочек. Спрашивает она их.

Квакушка. Ква-ква-ква, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете?

Бабочки. Как же мы полетим, лягушка-квакушка, если налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки?

Квакушка. Да, вот если бы ветерок вам помог, только в такую погоду он не дует.

Бабочки. Что же делать, кто нам поможет?

Квакушка. Не переживайте, бабочки, ребята вам помогут. Они подуют на вас, ваши крылышки и обсохнут.

Логопед. Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Подойдите и встаньте поближе. (Выставляет схему упражнения на дыхание.)

Упражнение на дыхание «Подуем на бабочек»

Вдох-выдох (дети дуют на бабочек, затем садятся).

Бабочки. Спасибо вам, ребята! И тебе, лягушка-квакушка, спасибо за помощь.

Квакушка. Ква-ква, пожалуйста.

Упражнение «Улыбка»

Логопед. Покажите, как улыбнулась лягушка бабочкам? (Счет от 1 до 10.)

Дети выполняют.

Повернулась лягушка-квакушка, посмотрела на ребят и тоже улыбнулась. Улыбнитесь ей.

Квака любит улыбаться,

Рот у кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Дети выполняют.

Развеселилась лягушка-квакушка и вот запрыгал у нее язычок, вверх-вниз. Покачаемся и мы.

Упражнение «Качели»

Логопед. Улыбнитесь шире:

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я все выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Устал язычок.

Упражнение «Лопатка»

Язык лопаткой положи,

И немного подержи

Язык нужно расслаблять

И под счет его держать,

Раз, два, три, четыре, пять –

Язык можно убирать.

Хотела лягушка-квакушка что-то сказать, да только язычок перестал ее слушаться, нужно его наказать.

Упражнение «Накажем непослушный язычок»

Дети произносят: пя-пя-пя (5 раз).

Ее края к зубам прижмем.

Попила лягушка-квакушка чай из чашечки, глаза от удовольствия закрыла. И вы глаза закройте. Сидит так лягушка-квакушка, тишину лесную слушает, вдруг слышит ... (включает заводную лошадку) лошадка копытами цокает. Понравился лягушке-квакушке этот звук и давай она цокать язычком, как лошадка.

Упражнение «Лошадка»

Дети цокают (от 1 до 10 раз).

Логопед. Посмотрела лягушка-квакушка по сторонам и вдруг видит: грибок растет, улыбнулась она тогда и сделала язычком грибок.

Упражнение «Грибок»

Логопед. Улыбнитесь шире — сделайте грибок.

Гриб-грибок,

Масляный бок,

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко.

(Кладет грибок в лукошко и вешает его лягушке на лапку.)

Обрадовалась лягушка-квакушка, что грибок в лесу нашла, захотелось ей песенку под гармошку спеть, да только гармошки у нее нет.

Логопед. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Понравилась вам сказка?

Логосказка

«Путешествие с Мишкой»

Жил-был мишка, он очень ждал весну и вот наступила весна. Мишка проснулся со своими братьями. («Катушка»)  Пошел гулять, вдруг налетел сильный ветер («подуть»). Гулял мишка со своими братьями, посмотрел на время, а уже пора было возвращаться домой («часики»).  Вернулись они домой, а  там мама пекла блины и пироги. И Стал они ей помогать месить тесто («Накажем непослушный язычок») Затем они раскатывали тесто, («Расчёска») пекли блинчики и лепили пирожки. («Блинчик»«Пирожок») Когда блинчики и пирожки были готовы, мама позвала мишку и братьев. Они пришли с улицы, посчитали их, («Посчитай нижние зубки»), поделили и принялись кушать с вкусным вареньем («Вкусное варенье») и сметаной. После этого они стали пить чай и красивой чашки. («Чашечка»).  Мама сказала, что уже поздно и пора спать. Мишка с братьями отправились чистить зубки («Чистим нижние зубы») и спать.

Логосказка

«О Комарике и её веселом язычке»

Логопед. Жил-был на лесной опушке комарик, он был очень забавный, веселый, потому что любил распевать песенку (звучит музыка). Вот сидит однажды комарик и видит бабочек. Спрашивает он их.

бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете?

Бабочки. Как же мы полетим, если налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки?

Комарик. Да, вот если бы ветерок вам помог, только в такую погоду он не дует.

Бабочки. Что же делать, кто нам поможет?

Комарик. Не переживайте, бабочки, ребята вам помогут. Они подуют на вас, ваши крылышки и обсохнут.

Логопед. Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Подойдите и встаньте поближе. (Выставляет схему упражнения на дыхание.)

Упражнение на дыхание «Подуем на бабочек»

Вдох-выдох (дети дуют на бабочек, затем садятся).

Логопед. Вот и обсохли крылышки у бабочек. Как они красиво летают!

Бабочки. Спасибо вам, ребята! И тебе, лягушка-квакушка, спасибо за помощь.

Комарик.  пожалуйста.

Упражнение «Улыбка»

Логопед. Покажите, как улыбнулась лягушка бабочкам? (Счет от 1 до 10.)

Дети выполняют.

Повернулся, комарик посмотрел на ребят и тоже улыбнулсь. Улыбнитесь ему.

Логопед. Сидит комарик на лесной опушке и видит, расцвел красивый цветок, полюбовалась она его красотой. Дети выполняют.

Покачаемся и мы.

Упражнение «Качели»

Логопед. Улыбнитесь шире:

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я все выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Устал язычок.

Упражнение «Лопатка»

Язык лопаткой положи,

И немного подержи

Язык нужно расслаблять

И под счет его держать,

Раз, два, три, четыре, пять –

Язык можно убирать.

Хотел комарик что-то сказать, да только язычок перестал его слушаться, нужно его наказать.

Упражнение «Накажем непослушный язычок»

Дети произносят: пя-пя-пя (5 раз).

Логопед. Захотелось комарику попить чая, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.

Упражнение «Чашечка»

Логопед.

Язык лопаткой положи,

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Чашку в дом мы занесем.

Ее края к зубам прижмем.

Логопед. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Понравилась вам сказка? Тогда в следующий раз лягушка-квакушка придет и расскажет новую сказку!

Логосказка

«Язычок и Кисонька»

Жил-был язычок в своем домике, чтобы он никуда не убегал, домик был постоянно закрыт. Проснулся язычок, открыл одну дверь («Улыбка»), открыл вторую дверь («Окошко»). Увидел, что погода хорошая и пошел гулять. Вышел во двор увидел, он что гуляет его любимая киска. Киска могла сердится, но она была добрая. («Киска сердится»). Идут они с киской встретили друзей, слоника и лягушку, вдруг налетел сильный ветер («Подуй»). Испугались друзья и побежали домой, прибежал язычок с киской к себе домой, а в доме пахло, чем-то вкусным, это мама месила тесто для блинов и пирогов и стали они помогать, месить тесто («накажем непослушный язычок»). Стали они печь блины да пироги («блинчик»). Мама с язычком стали кушать блины со сметаной, да с вареньем и испачкали все губы («оближем губки»). Поели они блинов, теперь нужно попить чай из красивой чашечки («Чашечка»). Посмотрела мама на время, но уже было поздно и пора, было, ложится спать, а перед сном нужно чистить зубы («чистим зубки»). Пошел язычок спать.

Литература

1.Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

2.Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

3.Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике– Ростов н /Д : Феникс 2006.

4.«Логопед», научно-методический журнал, № 1 – 2008 г.

5. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.

6. Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений "Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. - С.52-54

7. Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С.54-59.

8. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.

9. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.

10. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.

11. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.

12. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. С. 61 – 63.

13. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки – СПб.: КАРО,2001. – 128 с.

Интернет-ресурс

  • http://www.logoburg.com/
  • http://www.logoped-sfera.ru/- «Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей».    
  •  mersibo.ru- логопедические игры                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические...

Проект по теме самообразования "Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7330590","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]При использовании логоритмических упражнений повышается речевая...

Доклад "Логосказки, как средство коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков развития у дошкольников".

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Родари...

Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников

В разработке представлены двигательные игры и упражнения с речевым сопровождением для детей дошкольного возраста....

«Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Консультация для педагогов«Логоритмика  как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников»Составил: учитель – логопедДемиденко О. С.МДОУ "ЦРР д/с 102"...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХНАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»...