Познавательное развитие
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве, уметь различать виды народных промыслов, называть знакомые народные промыслы, их характерные особенности.
• Познакомить с новым видом народного творчества – тульский пряник.
• Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества. Развивать логическое мышление, воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность. Развивать творческие способности.
• Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie_v_starshey_gruppe_rossiya_masterami_slavitsya.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие в старшей группе «Россия мастерами славится»
1.Познавательные:
-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель;
-закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора;
-дать понятие детям «декоративно-прикладное искусство»;
-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;
-приобщать детей к истокам русской народной культуры.
2.Социально-коммуникативные:
-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;
-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;
-продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.
3.Речевые:
-активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка», «Гжель», «Хохлома», «Дымково», «Самовар».
4.Художественно-эстетические:
-способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;
-учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;
-вызвать у детей желание побыть в роли гжельских мастеров и самостоятельно выполнить узоры Гжели на бумажных шаблонах сервиза.
Предварительная работа: познакомить детей с русскими народными промыслами: «Хохлома», «Дымково», «Гжель» -рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек, работа с раскрасками; беседы с детьми о русских народных традициях; знакомство детей с русской народной игрой «Карусель».
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы.
- Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.
Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.
Хохлома. У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской. Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет. Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника. (Рассматриваются, анализируются изделия посуды, фотографии)
- Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)
- Какие узоры использовали художники? (ягоды, листья, цветы, завитки)
- А какое настроение вызывает эта посуда? (ответы детей)
Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:
Сине-голубое чудо Гжели.
- А сейчас посмотрим на рисунки этой посуды. Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с.Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400 лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:
«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. (Рассматривание иллюстраций).
«Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель»!
Игрушки.
С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с некоторыми из них.
(Показ иллюстрации игрушки «Кузнецы») Эта игрушка из села Богородское Московской области. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей. Здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.
А вот глиняные лепные игрушки. Называют их дымковскими. Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».
А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может, три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ……… (Матрешка)
- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.
Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках. (Просмотр альбома и анализ изображений матрешек)
Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, а в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка, она даже формой чем-то напоминает яйцо. А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.
- Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.
Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)
Делу – время, … (потехе – час)
Терпенье и труд… (все перетрут)
Сделал дело – … (гуляй смело)
Семь раз отмерь – … (один отрежь)
- Ребята, а может, вы сможете назвать ещё какие – либо промыслы России? (Тульские самовары, пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки, и т.д.)
Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.
Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами.
Воспитатель: Ребята, скажите, а дома у вас есть изделия с такими синими узорами?
(ответы детей)
Воспитатель: А сейчас, ребята, я вам предлагаю послушать сине-голубую сказку. А почему она так называется, сейчас догадаетесь сами.
(дети садятся на стульчики полукругом, воспитатель читает сказку и показывает картинки с изображением гжельской керамики)
Воспитатель: Понравилась вам сказка, ребята? (ответы детей)
-О каком народном промысле эта сказка?
Дети: о Гжели.
Рефлексия.
Понравилось вам наше знакомство?
• Что вы узнали нового?
• Что вам запомнилось?
Наша мероприятие закончилось, большое спасибо вам за хорошую работу, вы все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)
Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....