"Дидактические игры по ознакомлению для детей дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа) по теме

" Дидактические игры по ознакомлению с природой для детей младшего возроста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Ознакомление с природой

Младший возраст

Сентябрь

 «Найди листок, какой покажу»

 Цель: развивать способность находить  предметы по сходству.

Игровое действие. Бег детей с определенными листочками.

Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.

Ход и гры .

Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.). Затем педагог поднимает, например, кленовый листок к говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.

Игра повторяется с разными листьями.

«Да или нет»

Цель : развивать экологическое сознание детей, формировать ценностные ориентиры, закрепление грамотного поведения в природе.Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: карточки иллюстрации о правилах поведения в природе.

Ход игры

Воспитатель сообщает, в лес пришел Незнайка он ничего не знает о правилах поведения в лису. Я буду вам сообщать о действиях которые он совершал в лесу а вы оцените его поступки. Если Незнайка поступает правильно вы говорите «Да». Если поступает неправильно отвечайте «Нет».

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю (да)

Если ветку подвяжу

Колышек подставлю (да)

Если разведу костер

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убирать забуду? (нет)

Если мусор уберу

Банку закопаю (да)

Я люблю свою природу

Я ей помогаю (да)

« Чудесный мешочек»

Цель: развивать способность узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.

Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.

Материал. Для первых игр подбирают овощи и фрукты (модели), резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный).

Ход игры.

Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)».  По очереди  задание  выполняют все дети.

«Угадай овощ (фрукт) по описанию»

Цель: развивать умение находить предметы по перечисленным признакам.

Игровое действ е. Поиск предмета по загадке-описанию.

Правило. Показывать овощ (фрукт) можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.

Материал. Для первых игр отбирают несколько овощей (фруктов) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждый.

Ход игры.

Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из овощей (фруктов). Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком из овощей (фруктов) я вам рассказала?» Дети показывают его и, если могут, называют его.

Октябрь

«Где спрятались матрешки»

Цель: развивать умение находить предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.

Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.

Ход игры.

Детям показывают маленькую матрешку которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений на площадке. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? — спрашивает воспитатель.— Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность). Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.

«Такой листок, лети ко мне»

Цель:  развивать способность находить  предметы по сходству.

Игровое действие. Подбежать к воспитателю по его сигналу.

Правило. Бежать к воспитателю можно только по сигналу и только с таким же, как у педагога, листком в руке.

Материал: Подобрать резко отличающиеся по форме листья клена, дуба, рябины (или других, распространенных в данной местности деревьев).

Ход игры.

 Воспитатель поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок — ко мне!»

Дети рассматривают полученные от воспитателя листики, у кого в руках такие же, бегут к воспитателю. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.

«Опишите, я отгадаю»

Цель: развивать умение находить растение по описанию взрослого.

Игровое действие. Угадывание растений по загадке-описанию.

Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.

Ход игры.

 Воспитатель описывает одно из растений. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, воспитатель называет сам.

При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа», «есть ли ствол» и т. д. Это поможет детям выделить отличительные и общие признаки растения.

« Найди, о чем расскажу»

Цель: развивать способность описывать и называть признаки растения в ответ на вопросы взрослого.

Игровое действие. Составление «загадки» для взрослого Правила. Называть загадываемое растение нельзя Отвечать на вопросы правильно

Ход игры

 Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы например: «На что похоже — на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.

Игру можно повторить.

Ноябрь

«Угадай что в руке»

Цель: развивать способность узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Игровое действие. Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.

Правило. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь.

Ход игры.

Дети стоят, образуя круг. В руки, отведенные за спину, воспитатель раскладывает овощи и фрукты. Затем показывает всем любой из овощей. Дети, у которых в руках такой же, по команде подбегают к воспитателю.

«Найди такой же»

Цель:  развивать умение находить  предметы по сходству.

Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.

Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.

Материал На двух столах ставят 3—4 одинаковых частей растений или других предметов  в определенной последовательности, например лист, цветочка, камень.

Ход игры.

Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят предметы, и закрыть глаза. В это время он меняет местами предметы на одном столе. А затем просит детей переставить предметы так, как они стоя ли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).

«Зайчик в беде»

Цель: закрепить представления о диких животных, обогащать словарный запас, воспитывать положительное отношение к природе, умение работать в коллективе.

Материал игрушечный зайчик

Ход игры.

Сначала воспитатель проводит беседу о зайчике, демонстрируя игрушку:

Кто это?

Какие части тела у него есть?

Какого цвета у Зайки шерсть осенью, зимой?

Чем питается?

Кто детеныши у Зайки?

- Тише, дети, зайка хочет мне что-то сказать. Ах, вот оно что! Зайка рассказал мне, что он в беде. Послушайте…

В одном лесу жил Зайчик – побегайчик. Зимой он сменил свою серую шубку на белую. В осеннем и зимнем лесу, найти пищу очень трудно. Пока найдешь, ой как устанешь! А тут еще и враги – лисы да волки – подстерегают Зайчишку. Так и ждут, когда Зайчик побежит, да на земле следы оставит. По ним они быстро Зайчишку найдут.

Вот однажды бегал Зайчик по лесу. Погрыз немного коры на веточках. И столкнулся нос к носу с волком. Какая тут погоня началась. Только Зайчик убежит от волка, а он его по следам находит. И приходится бедному Зайчику снова убегать!

Бегал Зайчик, бегал – устал! Нет у него больше сил от волка удирать. Спрятался он под елочкой. А волк из леса вот-вот покажется и по Зайкиным следам прямо к нему придет.

Кто же Зайчику поможет? Кто следы его запутает – перепутает?

- Давайте поможем Зайчишке? Не дадим его волку в обиду! Нарисуем на земле много других следов, и тогда волк не сможет отличить настоящие следы от наших нарисованных.

Дети “запутывают следы”  

«Помоги белочке»

Цель: закреплять представления детей о диких животных

Материал: корзина, грибы. ягоды (модели), шишки и другие предметы

Ход игры

Воспитатель говорит: «Послушайте интересную историю про белочку:

-Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Делает запасы на зиму. А почему она их делает? Давайте ей поможем.» Воспитатель берёт корзинку и предлагает детям собрать туда припасы. Дети выбирают предметы. Воспитатель обсуждает с детьми выбор каждого ребёнка.

Декабрь

«Беги в дом, какой назову»

Цель: развивать способность находить  предмет по названию.

Игровое действие. Бег (с увертыванием) к определенному предмету.

Правило. Около одного и того же дерева долго стоять нельзя.

Ход игры.

Игру проводят по типу «Ловишек». Кого-либо из детей назначают ловишкой,  все остальные убегают от него и спасаются около названного воспитателем дерева, например около березы. Детям можно перебегать от одной березы к другой. Тот, кого поймает ловишка, становится водящим.

При повторении игры название дерева («домика») каждый раз меняют.

«Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о  классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Материал: карточки с разнообразными объектами.

Ход игры:

Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.

Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.

«Когда это бывает»

Цель:Уточнить и углубить знания о времени года.

Ход игры

Воспитатель называет время года (осень) и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает осенью, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение осени и передает фишку третьему

«Опиши, мы отгадаем»

Цел ь: развивать умения описывать  предметы и находить  их по описанию.

Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок о природных явлениях.

Правила дать описание подробно и четко в принятой последовательности.

Ход игры.

Ребенок (водящий)  отходит на расстояние, а остальные дети составляют описание одного из явлений природы (камень, дерево снег и т.п.). Когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках предмета, который надо узнать и назвать.

 

Январь

«Опиши я  отгадаю»

Цель:  Учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам.

Задание. Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы воспитателя.

Игровое действиеЗагадывание воспитателю загадок.

Игровые правилаНельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя следует четко и определенно.

Оборудование Различные предметы, явления природы

Ход игры

Воспитатель говорит детям: «Из предметов, которые находятся на площадке выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем он начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Твёрдый мягкий?? Какого цвета?» и т. д.

Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.

 «Бывает —не  бывает»

 Цель.: Уточнять и углублять знания детей о временах года.

 Игровое правило. По сигналу воспитателя быстро называть признаки времени года.

 Игровое действие.  Передача   камешка   тому, кто отвечает.

 Ход игры.

Воспитатель говорит «я буду называть событие, а вы будете говорить мне бывает это или нет. Например, я скажу: «Зимой выпадает снег» или «Весной птицы улетают на юг» — и положу камешек Вове. Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает или нет. Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему.

«Найди, что покажу»

Цель. Развивать способность находить  предмет по сходству.

Игровое действие. Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем.

Правило. Под салфетку заглядывать нельзя.

Материал. У воспитателя  лежат различные предметы (веточка, камень, пёрышко, шишка и т.п. )накрытые салфеткой.

Ход игры

Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите такой же предмет и вспомните, как он называется».Дети по очереди выполняют задание..

Февраль

 «Что изменилось»

Цель. Развивать память, наблюдаемость, внимание

Ход игры

Вариант I. На столе три-четыре карточки с изображением деревьев. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из них и спрашивает: «Что изменилось?».

Вариант II. На столе выкладываются пять-шесть картинок и не убираются, а меняются местами. Вопрос тот же, что и в варианте I.

«Найти по названию»,

Цель.  Развивать способность находить   предмет по слову-названию.

Игровые действия. Поиски названного дерева.

Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.

Ход игры.

Воспитатель называет дерево, стоящее на участке, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас на участке дерево, которое я назову?» Затем просит некоторых детей выполнить задание.

«Кто кричит, а что трещит?»,

Цель :учить подбирать предметы к действию, согласовывать существительные с глаголами.

Ход игры: 

один из играющих называет действие (глаголы) – другой подбирает соответствующее слово (существительное). Тот, кто не сможет быстро назвать действие или подобрать пару, отдает фант. В конце игры фанты разыгрываются. Владельцы фантов исполняют веселые задания.

          мурлычет -        варит -        стоит -        лает -         учит -            прыгает –

          мычит -             жужжит -    шипит -      ревет -       воет -            фыркает –

          каркает -           чирикает -   кукует -      поет -        квакает -       крякает –

          хрюкает -          пищит -       лечит -       строгает -  сажает -        красит –

          метет -              играет -        чертит -     пишет -      рисует -        точит –

          чинит -              штопает -    говорит -   поет -         летает -         спит –

          лепит -              играет -        смотрит -  кружится – смеется -     падает –

          плачет -            горюет -       трещит -    скрепит -    вьется -        стелется –

 «Когда это бывает?»

Цель Уточнить и углубить знания о времени года.

Ход игры

Воспитатель называет время года (осень) и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает осенью, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение осени и передает фишку третьему.

Март

«Магазин цветов»,

Цель: закреплять знания детей о растениях (лугавых, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.

Материал: можно использовать карточки от ботанического лото,

Ход игры:

Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый. А за тем можно по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

«Воздух, земля, вода»

Цель:  закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы: мяч.

Ход игры: 

Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

«Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о  классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Материал: карточки с разнообразными объектами.

Ход игры:

Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.

Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.

«Съедобное — несъедобное»,

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет,  бросает мяч одному из участников, если предмет относится к  заданным, то он ловит.

Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)

Апрель

«Когда это бывает»

Цель: Уточнить и углубить знания о времени года.

Ход упражнения

Воспитатель называет время года (весна) и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает осенью, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение осени и передает фишку третьему.

«Через ручеёк»,

Цель: Развивать у детей чувство равновесия, внимание. Материал: Доска (ширина 25-30 см, длина 2 м, цветные лоскутки, разноцветные кубики.

Ход игры:

На пол (землю) кладут доску. Это мостик через ручеёк.Ребёнку предлагается осторожно пройти по мостику на другой берег, напоминая, что ручеёк глубокий и надо идти очень осторожно, чтобы не намочить ноги. Дети переходят на другой берег и оказываются на красивой сказочной поляне, где играют и рвут цветы (расположенные на полу разноцветные кубики, цветные лоскутки). По сигналу «Домой» дети бегут по мостику по одному. Сначала малышу надо помочь пройти, а затем он идёт самостоятельно.

«Вороны».

Цель: Развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами; упражнять в правильном произношении звука «Р»; учить детей говорить то громко, то тихо.

Ход игры:

 Дети – вороны стоят посреди площадки и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит воспитатель нараспев. Слова «Кар-кар-кар» произносят все дети.

Вот под ёлкой зелёной

Скачут весело вороны

Дети бегают поучастку, размахивая руками как крыльями

«Кар-кар-кар» (громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Дети громко произносят, повторяя за воспитателем.

«Кар-кар-кар» (громко)

только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

То же

«Кар-кар-кар»(тихо)

Дети тихо произносят. Садятся на корточки. Руку под щёку – засыпают.

«Птички».

Цель: Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает стихотворение:

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились-

Все люди дивились.

Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц. Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется снова.

Май

«Магазин цветов»,

Цель: закреплять знания детей о растениях (лугавых, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.

Материал: можно использовать карточки от ботанического лото,

Ход игры:

Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый. А за тем можно по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

«Угадай цветок по описанию»

Цель: развивать умение находить предметы по перечисленным признакам.

Игровое де йс т в и е. Поиск предмета по загадке-описанию.

Правило. Показывать цветок можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.

Материал. Для первых игр отбирают несколько цветов с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждый.

Ход игры.

Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из цветов Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком из цветов я вам рассказала?» Дети показывают его и, если могут, называют его.

Магазин «Семена»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.

Материал:  Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в  прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).

«Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о  классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Материал: карточки с разнообразными объектами.

Ход игры:

Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.

Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексики через дидактические игры и упражнения у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

В материале раскрываются проблемы нарушений речи и их коррекции у дошкольников с нарушениями в развитии....

Значение дидактической игры в ФЭМП у детей дошкольного возраста

Данная статья рассказывает о значении дидактических игр  в ФЭМП у детей дошкольного возраста...

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...

Дидактические игры на развитие внимания детей дошкольного возраста

Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность его деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Представленный материал содержит дидактические игры и упражнеия на развитие вниман...