Доклад на тему: «Современный подход предметно – развивающей среды»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сал №15 с.Кабанск»
Доклад на тему:
«Современный подход предметно – развивающей среды»
Выполнила: БушковаТ.О.
2015г.
Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка, а также создание интерьера в помещении ДОУ. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.
Понятие интерьера включает в себя детали внутреннего убранства – цвет и форму пространства, мебель, элементы декора подобранные с учетом выбранного стиля. Модель оформления базируется на двух простых идеях: – детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно; – для полноценного и разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий. Среда – предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса». Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности. Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, создающая условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям физического и психического развития и совершенствования, обеспечивает зону ближайшего развития и его перспективу. Принципы предметно – развивающей среды : 1. Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития (оборудование группы мебелью и пособиями должно отвечать задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка). 2. Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества (интерьер группы должен быть рассчитан на нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом). 3. Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания (оборудование группы должно способствовать соблюдению условий жизни малышей, входящих в одну группу, способствовать методам последовательности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом). 4. Принцип надежности и безопасности (интерьер группы должен включать предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для ребенка). 5. Принцип гигиенического соответствия (предметы мебели и оборудование выполненные из экологически чистых материалов, имеющие водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформироваться). 6. Принцип эргонометрического соответствия (предметы мебели и оборудование выполненные на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения России для детей . Современные, новые конструкции изделий, а также образцы зарубежного производства должны соответствовать возрастным показателям, утвержденным в качестве государственного стандарта. 7. Принцип вариативности (предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта. В их конструкции должен быть заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей). 8. Принцип гарнитуры (необходимо комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещении). 9. Принцип рациональности (оборудование и мебель выполненные по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала). 10. Принцип складирования (оборудование должно быть легким в использовании, обладать устойчивостью, мобильностью: в случае перемещения должно иметь держатели или какие-либо устройства, которые в случае необходимости легко открепляться и перемещаться). 11. Принцип «общего» и «единичного» в подборе и использовании
(при разработке интерьера групп обслуживающий персонал может использовать иностранные образцы изделий или образцы фабрик местного производства, т.е. осуществлять как бы «частный» подбор оборудования. т.е. то, что делает неповторимым интерьер отдельной группы или детского учреждения в целом). 12. Принцип возрастного и гендерного соответствия (он организована с учетом возраста детей и задач воспитания. Конкретная игровая среда, чтобы быть действительно развивающей, должна «настраиваться» на конкретную группу детей. Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества: ·возрастного состава малышей; · психологической характеристики группы; · количественного соотношения мальчиков и девочек; · социальных условий жизни детей в семьях и типов семей; · окружающей социальной практики.
Элементы декора в группе и в саду в целом, должны быть легко сменяемыми. Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребенка. В такой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.
Создавая «среду обитания» для воспитанников, необходимо прежде всего уделять внимание ее развивающему характеру. При первой же возможности обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей.
В группах можно планировать: - «Центр познавательной активности», в которой дети могут самостоятельно ставить опыты, проводить наблюдения и т.д., - «Центр искусства», позволяющая ребенку в любой момент заняться рисованием, рассматривать карту, схемы, работать с фланелеграфом, играть в шахматы, угловые столы для продуктивной художественной деятельности, шкаф-полка наполненные необходимым изобразительным материалом, место для выставки «Наше творчество». На подставке, располагаются работы детей по лепке. Рядом расположена тематическая выставка репродукций картин русских и советских художников, мольберт, доска для рисования мелом, маленькие доски для рисования - «Дом-подиум» многофункционального характера, который может использоваться как сцена для театральной постановки, для показа моделей одежды, дом для сюжетно-ролевой игры, «уголок уединения»; - Мультимедийный центр», дающий дополнительные возможности для показа слайдов и сопровождения их рассказом (экран дает возможность организовать различные игровые ситуации типа «Путешествие на машине времени», «Подводный мир», «В гости к сказочным героям» и т.д.) - «Кукольный дом», который можно разместить на полках (на каждом этаже по три комнаты с мебелью, домашней утварью, куклами, изготовленными детьми вместе с воспитателями, комплекты одежды, постельного белья для кукол, кукольные сервизы, коляски для кукол, атрибуты для ряжения . - «Театральное помещение» - , которое вместе с декорациями, масками, костюмами разрешает быстро создать цирк ‘Шапито’, сказочный замок и т.д. – «Лаборатория» – новый элемент, развивающий предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения . На стеллаже с выдвигающимися ящиками располагается центр природы. В выдвигающихся ящиках хранится инвентарь для ухода за растениями. На стене находится календарь природы, рядом лежат дневники наблюдений. На подставке установлен большой аквариум с водой (емкость), рядом находятся сосуды разной формы, предметы-, плавающие и тонущие.
Также в уголке природы находятся большая емкость с водой, разные емкости, различные предметы, пузырьки и бутылочки с крышками, лодочки, почва, растворимые и нерастворимые материалы, песок, глина, опилки, стружка пенопласта. – «Центр математического развития». Математические и логические игры для детей разных уровней развития, головоломки, комплекты цифр, математические знаки, набор геометрических фигур, объемные тела, счетные палочки, детский компьютер и магнитная доска - «Уголок уединения». Немного удален ото всех центров уголок уединения. Дуга в виде полукруга прикреплена к стене. Уголок уединения закрывается полупрозрачными шторами. В мягком кресле ребенок, уединившись, может рассмотреть альбом с семейными фотографиями, просто отдохнуть.
- «Географический центр». Расположен в шкафу с открытыми и открытыми полками, в котором находится доступный для детей материал: географические карты, атласы, глобус, иллюстративный материал, дидактические игры, мини-макеты природных зон нашей страны и мира («Пустыня», «Лес», «Луг» и т.д.).
- « Центр книги). Книжный шкаф или полка, в котором размещены книги для детей по программе и любимые книги для детей: энциклопедические, книги по интересам детей, книги по истории и культуре русского и других народов, открытая витрина для книг, тематическая выставка - «Музыкальный центр». В шкафу или на открытых полках находятся музыкальные инструменты, звучащие предметы-заместители, магнитофон, диски с записью детских песенок, музыки для детей по программе, пение птиц и голосов природы.
- Создание или наличие «русской избы», где в сборе подлинные старинные вещи, прививают детям любовь к Родине и они с удовольствием занимаются в ней. Из выше сказанного можно сделать следующий вывод: важно, чтобы предметно-пространственная развивающая среда имела характер открытый, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Только такая среда будет способствовать успешной социализации ребенка в ДОУ.
Главная сложность состоит в том, чтобы построить необходимую среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Предметно-развивающая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство должно быть доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры, так ,что бы ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния .
Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Поиск инновационных подходов к организации предметно-пространственной развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание современной предметно-развивающей среды в дет. саду для детей старшего возраста.
Опыт по созданию предметно-развивающей среды в старш. гр. дет. сада в соответствии с новыми требованиями дошкольных психологов....
«Дизайн-проект инновационной модели современной предметно-развивающей среды группы»
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», с целью создания инн...
Современная предметно-развивающая среда
Презентация на тему: " Современная предметно-развивающая среда"...
Современная предметно-развивающая среда в группах раннего возраста
Потребность в группах для детей раннего возраста не утратила своей актуальности. Возрождение ясельной системы осуществляется как на основе лучших традиций прошлого, так и современных концепциях.В наст...
Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
«Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Тараскина. Я.С МДОУ «Детский сад №32комбинированог...
Создание современной предметно – развивающей среды в старшей группе
Сейчас многие педагоги и родители, зная о познавательных способностях детей, делают акцент на их развитии. Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни....
«Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»
Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна....