Современная предметно-развивающая среда в группах раннего возраста
учебно-методический материал на тему
Потребность в группах для детей раннего возраста не утратила своей актуальности. Возрождение ясельной системы осуществляется как на основе лучших традиций прошлого, так и современных концепциях.
В настоящее время группы раннего возраста в детском саду занимают особое место, их ласково называют «ясли». Сегодня это «открытая система» взаимодействия педагогического коллектива и семьи, лишенная «заорганизованных» методов работы, а детский сад — не просто место пребывания детей, а центр семейно-общественного воспитания и культуры.
Изменилось качество жизни и воспитания малышей в условиях яслей и детского сада, поднялся имидж детского образовательного учреждения как развивающей, прогрессивной, современной системы, необходимой для детей первых лет жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennaya_sreda.doc | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная предметно-развивающая среда в группах раннего возраста
Потребность в группах для детей раннего возраста не утратила своей актуальности. Возрождение ясельной системы осуществляется как на основе лучших традиций прошлого, так и современных концепциях.
В настоящее время группы раннего возраста в детском саду занимают особое место, их ласково называют «ясли». Сегодня это «открытая система» взаимодействия педагогического коллектива и семьи, лишенная «заорганизованных» методов работы, а детский сад — не просто место пребывания детей, а центр семейно-общественного воспитания и культуры.
Изменилось качество жизни и воспитания малышей в условиях яслей и детского сада, поднялся имидж детского образовательного учреждения как развивающей, прогрессивной, современной системы, необходимой для детей первых лет жизни.
Качество жизни в условиях детского сада — это вся совокупность условий, позволяющая обеспечить психофизическое благополучие ребенка.
Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды — всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, — рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.
Развивающими можно назвать предметную среду, общение и виды деятельности ребенка, если они позволяют реализовывать генетические задачи развития на каждом этапе раннего детства.
Окружающая среда в широком смысле — весь социальный и природный мир, окружающий ребенка.
Окружающая среда в узком смысле — то пространство, предметный мир, в котором живет ребенок.
Развивающая среда должна комфортно сочетать современный дизайн (эстетичность) и возрастную функциональность. Комфорт составляет совокупность бытовых удобств: благоустроенность и уют. Вот почему комфортность рождает покой, радость, чувство удовольствия и вызывает желание находиться в приятной обстановке.
Значение окружающей среды для маленького ребенка трудно переоценить. Именно в ранние годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы малютки (ничего подобного не будет ни в один последующий период жизни!). В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика — отражательная способность мозга, значит, окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни.
Иными словами, чтобы развивался мозг, он должен отражать яркий, насыщенный впечатлениями мир, вызывающий у маленького ребенка эмоциональный отклик, активизирующий зрение и слух, тактильную чувствительность, т.е. все виды рецепций (восприятия). Вспомним, трижды обличаемый «госпитализм», описанный профессором Н.М. Щеловановым, заключался в том, что дети в доме малютки, ухоженные, накормленные, но лишенные впечатлений, отражательно-яркой окружающей среды, погибали или становились умственно отсталыми. Именно Н.М. Щелованов обратил внимание на необходимость педагогики раннего детства, спасающей здоровье и интеллект маленького ребенка.
«Движущие силы психического развития ребенка, — писал А.В. Запорожец, — заключены не в недрах сознания малыша и не за его черепной коробкой, а в его реальных взаимоотношениях с окружающим предметным миром и социальной средой, в процессах детской деятельности, в ходе осуществления которой и возникают движущие причины умственного развития ребенка».
Исследования показали, что окружающая ребенка среда выступает в интеграле взаимодействия трех составляющих:
- развивающего общения ребенка со взрослым;
- развивающей предметно-пространственной и игровой среды;
- развивающих видов детских деятельностей.
Сказанное позволяет вернуться к понятию «качество жизни» ребенка в условиях детского сада. Оно подразумевает психофизическое благополучие ребенка, складывающееся из четырех объективных реалий: физического (соматического) здоровья; психического здоровья; душевного (эмоционального) комфорта; духовного благополучия (интереса к жизни и познанию окружающего мира).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Консультация для родителей...
Памятка для воспитателей групп раннего возраста «Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»
laquo;Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»...
Практико-ориентированного семинара педагогов ДОО раннего дошкольного возраста на тему: "Предметно -развивающая среда в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС"
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН ПРИКАЗ «21» февраля 2017 г....
Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно – развивающейся, игровой среды в группе раннего возраста
Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающейся среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и ма...