Познавательное развитие дошкольника в процессе элементарного экспериментирования
консультация на тему
Участие в райной педагогической конференции по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-eksperementalnaya_deyatl._novoe_2.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие дошкольников в процессе элементарного экспериментирования в условия введения ФГОС ДО.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».
В.А.Сухомлинский.
В процессе эксперимента идет развитие памяти, обогащение речи ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. Экспериментируя дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем.
Осуществляя опытно-экспериментальную деятельность с детьми я ставлю следующие задачи:
1. Создавать условия для формирования основного целостного мировоззрения у детей средствами эксперимента.
2. Обеспечивать обогащение познавательного и речевого развития детей, формировать базисные основы личности ребенка.
3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей
4. Развивать у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов.
5. Развивать умственные способности детей посредством формирования способов познания и сенсорного анализа.
6. Способствовать социально-личностному развитию каждого ребёнка (коммуникации, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий).
Экспериментальная деятельность с детьми организовывается по пяти взаимосвязанным направлениям:
- «Живая природа» (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).
- «Неживая природа» (воздух, вода, почва и др.).
- «Физические явления» (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.).
- «Человек» (функционирование организма и др.).
- «Рукотворный мир» (материалы и их свойства).
Учитывая специфичность и сложность такой формы работы как эксперимент, я создаю следующие условия проведения экспериментирования:
- учитываю то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения, т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда формируется внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух;
- учитываю также индивидуальные различия, имеющиеся у детей
- учитываю право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и ребёнка);
- в любом возрасте роль педагога остаётся ведущей, без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
- я веду себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно
- в работе с детьми стараюсь не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и активным познанием, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они живут.
Наблюдения и эксперименты классифицируются по разным принципам:
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями, с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке,в лесу, в поле и т.д.
3. По количеству детей:
- индивидуальные (1—4 ребенка);
- групповые (5—10 детей);
- коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические (проводимые от случая к случаю);
- систематические.
6. По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут);
- длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные;
- многократные, или циклические.
8. По месту в цикле:
- первичные, повторные;
- заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций:
- констатирующие;
- сравнительные;
- обобщающие.
10. По характеру познавательной деятельности детей:
- иллюстративные;
- поисковые;
- решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в аудитории:
- демонстрационные;
- фронтальные.
Для организации экспериментальной деятельности в режимных моментах использую следующие формы работы с детьми:
- Долговременные эксперименты, как серия опытов и наблюдений, и кратковременные, возникшие как ответ на детские вопросы. Они проводятся как в условиях группы, так и на участке.
- Экспериментальные игры с водой, песком, магнитами и др. например, «Солнечный зайчик», «Поплывет или утонет», «Парусные кораблики» и пр., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
- Действия с измерительными приборами, с лупой, компасом, оборудованием из стекла и др., которые помогают самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности, элементарными правилами безопасности.
- Эвристические беседы при наличии у детей представлений о явлениях природы. (Например, Сосульки с разных сторон крыши неодинаковы по величине. Как вы думаете, почему так?
- Чтение научной и художественной литературы.
- Рассматривание тематических альбомов, подборок иллюстраций, плакатов, энциклопедий.
- Организация коллекций и выставок.
- Организация мини-музеев.
- Ведение дневников наблюдений и зарисовка опытов.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Цели экспериментирования: поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения.
Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации
ФГОС ДО.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта
Дошкольного образования, исследовательская деятельность дошкольников
получила новый толчок в развитии.
ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие
возможности для его позитивной социализации и личностного развития.
А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность,
способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного
возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса,
развивает наблюдательность и мыслительную деятельность.
В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира,
основанную на собственных наблюдениях и опытах.
Последовательность детского экспериментирования:
1. Целеполагание.
2. Выдвижение гипотез.
3. Проверка предположений.
4. Если предположение подтвердилось: формулируем выводы.
5. Если предположение не подтвердилось: постановка новой гипотезы, её
реализация, подтверждение, формулировка выводов. Т.е. ребёнок сам шаг за
шагом выступает исследователем.
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.
«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
К.Е. Тимирязев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Актуальность и перспективность собственного инновационного педагогического опыта....
Познавательное развитие дошкольника в процессе детского экспериментирования
Познавательное развитие дошкольника в процессе детского экспериментирования Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, получ...
Познавательное развитие дошкольника в процессе детского экспериментирования
Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребёнком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, ...
Познавательное развитие дошкольников в процессе элементарного экспериментирования
Презентация из опыта работы по поисково-познавательной деятельности...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»
В непосредственно образовательной деятельности дети познакомятся с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы, губной помады, уголька, песка.Научатся отгадывать загадки,...
Педагогическая концепция «Развитие познавательных интересов дошкольника в процессе элементарной исследовательской деятельности»
Педагогическая концепция«Развитие познавательных интересов дошкольника в процессе элементарной исследовательской деятельности» Слайд № 1Вашему вниманию представляю мою педагогическую ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования»
Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех ...