Педагогическая концепция «Развитие познавательных интересов дошкольника в процессе элементарной исследовательской деятельности»
методическая разработка

Хорлунова Наталья Владимировна

Педагогическая концепция

«Развитие познавательных интересов дошкольника в процессе элементарной исследовательской деятельности»

 

Слайд № 1

Вашему вниманию представляю мою педагогическую концепцию

«Развитие познавательных интересов дошкольников

в процессе элементарных исследований через театрализованную деятельность»

 

Слайд № 2

Свое выступление я хочу начать словами Льва Семеновича Выготского, которые определяют направление моей деятельности и данного проекта: «У ученого, решающего свои проблемы, и у малыша, открывающего для себя мир, задействованы одни и те же механизмы мышления»

Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно- ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Сам процесс образовательной деятельности  с ребенком хочется сделать интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном- о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем.

Чтобы ребенок умел все, что ему пригодится в этой сложной современной жизни, необходимо воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать, при том анализировать и исследовать.

И поэтому передо мной возникла проблема: как развить познавательные интересы дошкольников в процессе элементарных исследований.

Изучив опыт работы А.Г. Гогоберидзе и С.Г. Машевской, М.Д. Маханевой, А.И. Бурениной, Н.Ф. Сорокиной, я пришла к выводу, что в развитии таких интересов ребёнка, в обогащении его творческих способностей большую роль играет использование в учебном процессе игровой театрализованной деятельности, позволяющей переводить процесс освоения учебного материала в игру, что так доступно для дошкольников.

 

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, одновременно театрализованная игра прививает ребенку интерес к родной культуре, литературе.

 

Слайд № 3

 

  • Тип исследования: информационно – исследовательский
  • По предметно – содержательной области: развитие познавательных способностей через театрализованную деятельность
  • По характеру координации:

в рамках непосредственно образовательной деятельности и кружковых занятий и взаимодействии с педагогами и специалистами ДОУ, совместной и самостоятельной деятельности и тематических прогулках

  • По характеру контакта:  открытый
  • По характеру участия:  ребёнок – педагог – родители

 

Слайд № 4

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательский метод способствует развитию психических процессов: памяти, мышления, воображения.

 

  • Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить всё новое – основа формирования этого качества, развивает коммуникативные способности ребенка
  • Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий, не забывая при этом, что основой деятельности детей в дошкольном возрасте является игра, в данном случае- театрализованная

 

Слайд № 5 (гипотеза)

 

  • Недостаточный объём знаний у детей в области естественнонаучных представлений, приводит к затруднению в установлении взаимосвязи живой и неживой природы
  • Исследование, суть которого свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы может стать решением проблемы развития познавательных интересов у дошкольников

 

Во время исследования было выдвинуто предположение.

 

Если удовлетворить потребности ребёнка в познании окружающего мира доступным для него способом – самостоятельным исследованием мира и возможностью играть, перевоплощаться,  то в процессе элементарной исследовательской деятельности будут успешно развиваться его познавательные интересы

 

Слайд № 6 (цель)

 

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что раскрывает для детей реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. А перевоплощение, создание образа, помогает детям максимально продуктивно погрузиться в эксперимент и тем самым реализовать свои возможности и проявить способности.

 

Слайд № 7

На слайде показана интеграция образовательных областей, через которые реализовывался проект.

 

Слайд № 8

Были поставлены дидактические задачи

 

  • Развивать умения прогнозировать, анализировать
  • Развитие способности к поисковой деятельности: определение задач, исходя из поставленной проблемы; планирование этапов своих действий; выбор материала и способа действий
  • Развитие познавательных интересов
  • Развитие у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, мыслительных процессов, любознательности
  • Развитие у детей творческих способностей, эмоциональной раскрепощенности, социальной адаптации.

 

Слайд № 9

Методические задачи, которые вы можете увидеть на слайдах

 

  • Воспитание интереса к познанию окружающего мира, опытнической деятельности
  • Сохранение и укрепление здоровья детей и их эмоционального благополучия
  • Обеспечение личностно – ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком
  • Создание атмосферы успеха, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность

 

Слайд № 10

Схема взаимодействия в рамках исследования

 

Слайд № 11

Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную  ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Моими помощниками в изучении этого вопроса и осуществлении практической деятельности стали дети старшей и подготовительной групп МАДОУ д/с № 17 «Колосок»

 

Слайд № 12

В исследования решались проблемные вопросы

 

  • Как поощрять детскую любознательность?
  • Какие средства использовать при поисковой деятельности для эффективного развития познавательного интереса дошкольников?
  • Какое влияние оказывает исследование детей на развитие познавательных интересов через театрализованную деятельность?
  • Как может повлиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению с окружающим миром?

 

 

Слайд № 13

В ходе реализации проекта проводились самостоятельные исследования, Вот некоторые из них…

 

  • Развитие познавательных интересов через исследования живой и неживой природы
  • Использование методов исследования во время непосредственно образовательной деятельности
  • Детская проектная деятельность как способ развития исследовательских способностей
  • Целевые прогулки как фактор развития познавательных интересов

 

Слайд № 14

Для проведения исследования я определила 3 этапа

 

Слайд № 15

 

Подготовительный включил в себя:

  • Ознакомление с ФГОС
  • Анализ современных программ и технологий
  • Подбор программно-методического сопровождения
  • Организация предметно-развивающей среды в групповой комнате
  • Анкетирование родителей, мониторинг детей

 

Слайд № 16

Во время основного этапа были проведены:

  • Экспериментальная и исследовательская деятельность в рамках организованной образовательной деятельности
  • Кружковая работа ДОУ

 

Слайд № 17

 

Во время заключительного этапа:

  • Диагностические исследования
  • Анализ результативности, мониторинг

 

Слайд № 18

Результаты диагностических исследований показали положительную динамику развития интеллектуальных интересов дошкольника

 

Слайд № 19

Процентное содержание исследования вы можете увидеть на слайде

 

Слайд № 20

Таким образом совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников: педагоги-дети-родители ощущений , чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).

В нашем мире насыщенном информацией и стрессом душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.

 

Слайд № 21

На данном слайде представлены некоторые информационные ресурсы, которые могут быть использованы в работе по данному направлению

 

Слайд № 22

Спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_pedagogicheskoy_kontseptsii.ppt2.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая концепция воспитателя МАДОУ Детский сад № 17 «Колосок» Пос. Шоссейное Гурьевского района Калининградской области Хорлунова Наталия Владимировна

Слайд 2

«У учёного, решающего свои проблемы, и у малыша, открывающего для себя мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления» Л.С.Выготский «Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе элементарных исследований через театрализованную деятельность»

Слайд 3

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ : Тип исследования : информационно – исследовательский По предметно – содержательной области : развитие познавательных способностей через театрализованную деятельность По характеру координации : в рамках непосредственно образовательной деятельности и кружковых занятий и взаимодействии с педагогами и специалистами ДОУ, совместной и самостоятельной деятельности и тематических прогулках По характеру контакта : открытый По характеру участия : ребёнок – педагог – родители Условия реализации: интерес детей

Слайд 4

АКТУАЛЬНОСТЬ Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить всё новое – основа формирования этого качества, развивает коммуникативные способности ребенка Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий, не забывая при этом, что основой деятельности детей в дошкольном возрасте является игра, в данном случае- театрализованная Недостаточностный объём знаний у детей в области естественнонаучных представлений, приводит к затруднению в установлении взаимосвязи живой и неживой природы Исследование, суть которого свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы может стать решением проблемы развития познавательных интересов у дошкольников

Слайд 5

ГИПОТЕЗА (КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ) Если удовлетворить потребности ребёнка в познании окружающего мира доступным для него способом – самостоятельным исследованием мира и возможностью играть, перевоплощаться, то в процессе элементарной исследовательской деятельности будут успешно развиваться его познавательные интересы и творческие способности

Слайд 6

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Развитие познавательного интереса и практических навыков детей через театрализованную деятельность

Слайд 7

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ОО «Физическая культура» ОО «Социализация» ОО «Безопасность» ОО «Коммуникация» ОО «Чтение художественной литературы» ОО «Музыка» ОО «Познание» ОО «Труд»

Слайд 8

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Развивать умения прогнозировать, анализировать Развитие способности к поисковой деятельности: определение задач, исходя из поставленной проблемы; планирование этапов своих действий; выбор материала и способа действий Развитие познавательных интересов Развитие у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, мыслительных процессов, любознательности

Слайд 9

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Воспитание интереса к познанию окружающего мира, опытнической деятельности Сохранение и укрепление здоровья детей и их эмоционального благополучия Обеспечение личностно – ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком Создание атмосферы успеха, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность

Слайд 10

Взаимодействие с детьми с педагогами и специалистами ДОУ с родителями

Слайд 11

Творческое название «Исследуем и играем в театр» Мои помощники-исследователи: дети группы старшей и подготовительной групп от 5-7 лет

Слайд 12

Проблемные вопросы Как поощрять детскую любознательность? Какие средства использовать при поисковой деятельности для эффективного развития познавательного интереса дошкольников? Какое влияние оказывает исследование детей на развитие познавательных интересов через театрализованную деятельность ? Как может повлиять участие родителей на результаты работы по познанию окружающего мира?

Слайд 13

ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ Развитие познавательных интересов через исследования живой и неживой природы Использование методов исследования во время непосредственно образовательной деятельности Детская проектная деятельность как способ развития исследовательских способностей Целевые прогулки как фактор развития познавательных интересов

Слайд 14

Этапы исследовательской работы Подготовительный (сентябрь) Основной (октябрь – апрель) Заключительный (май)

Слайд 15

Подготовительный этап

Слайд 16

Основной этап

Слайд 17

Заключительный этап

Слайд 18

Развитие интеллектуальных способностей Начало года Конец года

Слайд 19

Результативность психофизического и эмоционального состояния детей

Слайд 20

ВЫВОДЫ По завершению исследования были сделаны следующие выводы: В ходе поисковой деятельности по решению проблемы дошкольники научились самостоятельно действовать в соответствии с заданием Сформировались способности прогнозировать результат, систематизировать полученные данные и знания Повысили уровень знаний о свойствах и качествах материалов, способности к преобразованию Повысился уровень коммуникативных способностей, навыков совместной деятельности Сформировались первичные навыки исследовательской деятельности, актерского мастерства

Слайд 21

Информационные ресурсы Веракса Н.Е., Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» А.Данюкова «Вы любите проекты?» О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Л.С.Киселёва «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Н.А. Рыжова «Наш дом – природа». А.И.Савенков «Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики» Интернет-ресурсы

Слайд 22

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Актуальность и перспективность  собственного инновационного педагогического опыта....

«Развитие познавательного интереса детей в процессе поисково-исследовательского проекта».

   В течении  двух последних лет я занимаюсь проектной деятельностью с детьми сначала среднего, а затем и старшего дошкольного возраста.Проектирование представляет собой важную с...

«Развитие познавательного интереса детей в процессе поисково-исследовательского проекта».

                                  «Что такое микробы».Цель: Формирование  в процессе исследовательской...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Развитие познавательной активности ребенка в процессе опытно- исследовательской деятельности"

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи &nd...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

ТРАНСЛЯЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной и экспериментальной деятельности."

Обобщение опыта по теме.Аннотация. В данной статье показан опыт работы воспитателя МБДОУ Студёновского детского сада по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста  по  средством пр...

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности».

quot;Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...