Педагогическая концепция
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Моя педагогическая концепция»
В моей жизни нет рутины, однообразия и скуки! Потому что я - музыкальный руководитель!!! Я не работаю, я живу этой профессией и считаю её своим призванием! Ежедневное общение с музыкой поднимает мне настроение, воодушевляет, дает жизненную энергию, позволяет раскрывать и развивать свой собственный творческий потенциал. Моя жизнь в постоянном движении, в поиске, в ожидании нового праздника и новой сказки.
Самое прекрасное чувство, которое дано испытать женщине–матери - это любовь к детям и забота о них. Я могу назвать себя «Музыкальной Мамой» с большой буквы! Ведь у меня больше сотни детей, и все они - мои,….. все - любимые мною, каждому из них я отдала частичку своей души, своего сердца!
И я счастлива тем, что каждый день в моей работе воедино соединяются два самых больших, на мой взгляд, чуда - Дети и Музыка!
Всем нам - взрослым: педагогам и не только, известно, что «музыка – величайшая сила», способная воспитывать не только отдельно взятого человека, но и целое общество. Именно поэтому в современном федеральном государственном стандарте дошкольного образования, вступившим в действие с 1 января 2014г. и в федеральной примерной основной образовательной программе дошкольного образования, принятой в мае 2015г., такое большое внимание уделяется художественно-эстетическому воспитанию ребенка и, в частности, музыкальному развитию.
Российское общество стремительно меняется, поэтому государство ставит перед нами новые цели и существенно расширяет круг задач музыкального воспитания.
Так, уже во введении Программы наше внимание обращают на то, что «обеднение и ограничение общения детей с другими детьми приводит к росту явлений социальной изоляции (детского одиночества), к низкому уровню коммуникативной компетентности детей, усилению проявлений тревожности и агрессивности.
Поэтому и ФГОС ДО и Программа на первый план выдвигают задачи социализации детей.
Иными словами, музыка и детская музыкальная и хореографическая деятельность теперь должны стать средством вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму.
И как не вспомнить в связи с этим слова В.А.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»!
С учетом базовых для нас нормативных документов – Стандарта и Программы я определила цели, задачи и принципы своей педагогической деятельности.… Обратите, пожалуйста, внимание на слайд.
Как вы можете видеть, основными ориентирами моей педагогической деятельности стали социализация, амплификация, индивидуализация, гуманизация, интеграция и преемственность.
Стандарт и Программа заставляют нас изменить не только содержание музыкального воспитания, но требуют пересмотреть методы, приемы и формы проведения образовательной деятельности с детьми, изменить способы взаимодействия между детьми и педагогом. От нас требуют отказаться от методов коллективной «дрессировки» детей, уйти от «школяризации» дошкольного образования и осуществлять лишь амплификацию (обогащение) естественного детского развития….
Последние три года стали, пожалуй, самыми сложными за 20 лет моей работы в должности музыкального руководителя. Если в начале моей деятельности мне – 18 летнему молодому педагогу приходилось с трудом и упорством осваивать азы профессии, то теперь мне пришлось переучиваться и перебарывать себя.
Как же трудно, оказывается, отказаться от советского занятия, с его четкой, выученной до автоматизма за долгие годы работы, структурой!!! Мы так привыкли посадить детей на стульчики, с ручками на коленочках, и четко по плану, по целям и задачам, прописанным за год вперед, по конспектам, которые в неизменном виде можно использовать несколько лет, провести занятие!
Теперь же мы должны психологически переломить себя и работать по-новому. Причем новых качественных методических пособий по ФГОС ДО нам еще не успели подготовить, а старая советская методика практически не применима к решению новых задач.
Как же найти выход из сложившейся ситуации?
Я составила собственную «дорожную карту» реализации Федерального стандарта:
- Усиленно занимаюсь самообразованием. Досконально «с карандашом в руках» изучила Стандарт, Программу, культурноисторическую теорию Л.С. Выготского и системно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева, т.к. положения их работ стали методологической основой Программы. Это помогло мне при аттестации. Я успешно подтвердила свою первую категорию, набрав 90 баллов из необходимых 70-ти.
- Расширяю взаимодействие со специалистами детского сада: воспитателями, инструктором по физкультуре, логопедом, психологом.
- Организую предметно-развивающую среду музыкального зала так, чтобы сделать ее вариативной, гибкой, мобильной, трансформируемой.
- Использую в педагогической деятельности все доступные ИКТ. И вы могли это наблюдать сегодня во время мастер-класса и торжественного открытия конкурса.
- Изменяю способы взаимодействия с детьми. Не навязываю воспитанникам своё решение «сверху», стараюсь сделать так, чтобы дети приняли его как собственное. Делаю всё вместе с детьми, наравне с ними. Чтобы они меня воспринимали не как строгого учителя, а как более опытного и компетентного партнера. Я сама показываю им пример того, как нужно общаться: быть внимательными, чуткими и уважать друг друга
- Стараюсь расширить круг общения воспитанников с другими детьми и окружающим миром. Для этого применяю инновационные методы и формы работы, например, хорошо зарекомендовавший себя метод проектирования. Я разработала и уже реализовала ряд проектов с детьми разных возрастных групп: «Гармония музыки и природы», «Котята- поварята», «Приключения кота Рыжика», «Березка», «Какого цвета лето?», «Мы любим танцевать».
Я являюсь руководителем модуля «Танцующий детский сад» долгосрочного регионального проекта «Здоровый дошкольник».
- Использую в музыкальной образовательной деятельности детей дошкольного возраста свои авторские танцевальные постановки. За последние годы поставила следующие танцы: «В мечтах», «Танец нежный» (с шарфами), «Мы- маленькие дети!», «Танец Ангелов», «О той весне», «Небеса», «Теплые лужи», «Мама», «Птицы».
- Постепенно в педагогическую практику внедряю ультрасовременные формы - мюзикл, контактный интерактивный театр, флешмоб, социальные танцы и инновационные технологии: ритмопластика, логоритмика;
- Применяю здоровьесберегающие технологии - музыкотерапию, фонопедические упражнения, валеологические песенки с оздоровительным массажем.
- Стараюсь использовать потенциал семей воспитанников. Привлекаю их к активному участию в педагогическом процессе. Это придаёт детям дополнительную уверенность, раскрепощенность, радость, дети ценят участие родителей и гордятся их успехами. Такой подход устраняет отчуждённость, решает многие проблемы детско – родительских отношений.
- Использую все возможности социума.
Можно много и долго рассуждать о методах, приемах и формах успешной педагогической деятельности, апеллируя различными научными фактами, но лучшим доказательством правильности выбранной методики служит ее результативность.
Мои воспитанники самостоятельны, творчески активны, способны импровизировать, спокойно взаимодействуют с взрослыми, сверстниками и младшими детьми, уверено держаться на сцене, знают много музыкальных произведений, они поют и танцуют не только на музыкальных занятиях, но и в режимных моментах детского сада и дома. Они открыты, свободны естественны.
Подтверждением результативности моей работы служат также успешное участие моих воспитанников в районных мероприятиях и конкурсах.
Работа по ФГОС требует огромной подготовки, каждодневного эмоционального настроя, постоянного повышенного самооконтроля. Чтобы в полной мере реализовать все цели и задачи, поставленные мной самой и нашей системой образования я теперь должна быть не просто музыкальным руководителем – я должна стать педагогом-универсалом - быть одновременно и музыкантом, и певцом, и сценаристом, и режиссером-постановщиком, и хореографом и драматургом и костюмером и модельером, и художником-декоратором и психологом, и визажистом и еще немного швеей и даже слесарем – ремонтником.
Порою всё «это» так трудно!!! Но, - это «того» стоит! Потому, что необыкновенно приятно в результате видеть в воспитанниках частичку своей вложенной работы. Видеть, как капля за каплей просачивается в сердечко ребенка музыка и красота, и от этой живительной влаги на твоих глазах «раскрывается» красивым цветком маленькая детская душа.
Жить без музыки скучно на свете,
Её надо во всём замечать.
Ну, а главная музыка - дети!
Я об этом вам хотела сказать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая концепция учителя-логопеда
Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"...
Моя педагогическая концепция
Конспект открытой образовательной деятельности на конкурс "Педагог дошкольного образования 2012г."...
Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....
Моя педагогическая концепция
«Музыка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»Музыкальные занятия играют в воспитании дошкольника значительную роль. Музыка увлекает, вызывает радость, желание д...
Моя педагогическая концепция
Моя педагогическая концепция основана на чувстве защищенности и базируется на принципах:- научить ребенка любить себя и окружающий его мир;- научить ребенка уважать и соблюдать общепринятые нормы пове...
Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)
Направление моей работы с детьми - художественно-эстетическое. Это направление совместной деятельности с детьми мне очень близко, есть желание создавать творческие ...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая концепция"
Концепция педагога о выборе своей профессии....