Проект для детей старшего дошкольного возраста "Радуга детских эмоций"
проект (подготовительная группа) на тему
· научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
· Знакомить детей с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием.
· оптимизация социально коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность.
· развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.rar | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2097
125363, г. Москва, улица Аэродромная, дом 9
Телефон: (495) 948-66-19 Факс: (495) 948-66-22 ИНН/КПП 7733857776/773301001 ОГРН 1137746930518
ПРОЕКТ
В рамках общего проекта «Здоровые дети – счастливые родители»
Тема мини - проекта: « Радуга детских эмоций»
Подготовила:
Педагог-психолог
Жилко Н.В.
Москва, 2014 г
Руководитель проекта: педагог психолог Жилко Наталия Викторовна
Участники проекта: дети и воспитатели группы №10
Длительность проекта: январь – май 2014 года
Цель: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь «прожить» определенные эмоциональные состояния, объяснить, что они обозначают, и дать им словесное наименование.
Задачи:
- научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
- Знакомить детей с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием.
- оптимизация социально коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность.
- развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности
Человек – существо эмоциональное. Взрослый человек так или иначе может контролировать свои эмоции и чувства, что непосредственно связано с волевыми качествами его личности. Ребенок же на это неспособен в силу своей импульсивности и непосредственности. Это нормально и естественно. Надо ли развивать чувства ребенка, его эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, сострадание? Конечно, ведь каждый из нас неоднократно на себе испытал самый страшный дефицит нашего времени — дефицит доброты! Это явление имеет непосредственное отношение к наиболее острой и глобальной проблеме современного мира — психологическому здоровью детей.
В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка. По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения.
Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах детского сада. В связи с этим перед психологом встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания.
Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства, снимается напряжение, дети ведут себя более легко, раскованно и т. д.
Подготовительный этап - Проведение первоначальной диагностики, анкетирование родителей, педагогов. Подбор методической литературы, наглядного материала и оборудования Разработка плана занятий с детьми, форм работы с педагогами и родителями.
Основной этап – Проведение цикла занятий по развитию эмоциональной сферы детей, игр и упражнений. Консультации для педагогов "Сказочный герой внутри нас". Оформление наглядной информации для родителей по проблеме развития эмоциональной сферы ребенка. Проведение с детьми игр драматизаций, игр-соревнований, игр-ассоциаций, мимических и пантомимических этюдов, тренинговых упражнений, чтения и обсуждения художественных произведений, бесед, изотерапии. Создание в группе стенда «Калейдоскоп настроения»
Завершающий этап – изготовление плаката «Много Я – это МЫ», фоторепортаж дневника проекта «Большие чувства маленьких детей», подведение итогов.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
В своей работе необходимо соблюдение принципов, главным из которых является:
«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна».
И. Сеченов
ПОЯСНЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Система работы состоит из пяти блоков:
- Диагностическое направление работы
- Рефлексия настроения детьми
-Работа с педагогами и родителями
- Развивающие занятия
- Различные игры и упражнения
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
1.Оздоровительные паузы, физкультминутки. Проект воспитателя группы (Комаровой Марии Васильевны) Данная деятельность помогает не только повысить двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу. Как известно, вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают уровень их работоспособности и внимания, нарушается поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки. Для того, что бы избежать этих негативных явлений, необходимо научить детей чередовать умственное напряжение с физической работой. В этом направлении выстроен проект воспитателя.
2. Релаксация. Цель релаксации – научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.
Хорошей релаксирующей возможностью обладает музыка, особенно звуки живой природы. Хорошие результаты дает расслабляющее приятное, контролируемое фантазирование. Когда дети лежат на ковре, им предлагается закрыть глаза и вообразить, что они отправляются в какое-нибудь место знакомое и нравящееся им или то, которое они себе представляют.
3. БЛОК №2: Проект «Калейдоскоп настроения» (воспитатель группы -Зотова Екатерина Андреевна) После знакомства с основными понятиями, дети уже самостоятельно определяют свое настроение и рядом с фотографией выкладывают цветную карточку настроения с соответствующей пиктограммой. Желтый цвет характеризует радость, зеленый – спокойствие, красный – страх, грусть.
Детям ежедневно предлагается отметить на стенде свое настроение. Цель: диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка. Если ребенок выбрал красный цвет, можно осторожно узнать – почему, чего он боится, отчего ему грустно. Такой анализ помогает разобраться в причинах переживания ребенка и по возможности помочь ему, а также является хорошим средством эмоционального самоконтроля ребенка. При этом важно установить степень адекватности эмоционального реагирования ребенка в зависимости от событий его жизни. Оценивая настроение и состояние коллектива, можно проследить за развитием настроения каждого ребенка. Методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении, потребность выговориться, поделиться тем, что на душе. Воспитатель, видя плохое настроение ребенка, с помощью игры, беседы, досуга, может изменить его.
4. Психогимнастика. Это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Часто вербальные сигналы являются помехой в истинном понимании другого человека. Невербальные сигналы (наклон головы, поза, движения рук и губ, выражение глаз, походка) позволяют умеющему «читать» их человеку получать гораздо более достоверную и полную информацию о других людях. Эмоциональную сферу ребенка так же можно развивать через обучение языку движений, языку мимики. Психогимнастика позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера, обучать ауторелаксации.
5. Проективное рисование – это направление арттерапии. Рисование само по себе несет множество развивающих функций: Рисование само по себе несет множество развивающих функций:
— требуя согласования большого количества психических функций, развивает чувственно-двигательную координацию;
— координирует конкретно-образное мышление;
— выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира;
— является способом выражения различного рода эмоций.
Отмечается, что проективный рисунок как коррекционный метод особенно эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Психологи-практики рассматривают детский рисунок прежде всего как проекцию личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. В связи с этим в процессе работы необходимо дифференцировать особенности рисунка, связанные со степенью овладения ребенком графическими умениями, и особенностями рисунка, обусловленными личностными характеристиками дошкольника. Имеет значение и анализ активности ребенка, а также способов использования художественных материалов.
Важно отметить, что рисование может послужить способом налаживания контакта между детьми.
6. Метод беседы и постановки проблемных ситуаций. В работе с детьми дошкольного возраста данный метод может использоваться только в сочетании с другими вследствие возрастных особенностей (недостаточная способность к вербализации своего внутреннего мира, особенности мышления и речи дошкольника). Но, с другой стороны, проблемные ситуации позволяют ребенку самостоятельно найти решение, услышать многообразие мнений других детей по тому или иному поводу.
БЛОК №1: МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.
- ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Методика «Интервью с ребенком» (автор А.И. Захаров)
- Методика изучения социальных эмоций (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Адюнькина)
- Проективная методика «Я, мама и детский сад» (автор И.В. Дубровина
- ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Анкета для выявления объекта и причин эмоционального неблагополучия ребенка (автор Т.А. Данилина, модификация анкеты Е.Г. Юдиной,Т.Е. Степановой, ЕЛ. Денисовой)
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
- ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- Шкала депрессии (тест адаптирован в НИИ им. Бехтерева Т.И. Балашовой) ПРИЛОЖЕНИЕ №2
БЛОК№ 3:
План развивающих занятия.
Тема занятия | Содержание работы | Дата проведения |
«Кто такой хозяин своих чувств?» |
| Февраль |
«Я учусь не драться» |
| февраль |
«Я учусь не обзывать других» |
| февраль |
«Ты обиду не держи, поскорее расскажи» |
| февраль |
«Мои чувства – страх» |
| Март |
«Кто живет в темноте» |
| Март |
«Мои чувства - злость» |
| Март |
«Что такое дружба?» |
| Март |
«Я люблю мою семью – моя семья любит меня» |
| Апрель |
« Как можно изменить чувства другого человека» |
| Апрель |
«Школа – это трудный и радостный путь к Знаниям» |
| Апрель |
«В стране Знаний» |
| Апрель |
«Мне скоро в школу» |
| Май |
БЛОК№ 4: Игровые сеансы проводятся 1 раз в месяц, и проходить они будут из следующих игр и упражнений:
«Тарелочка»; «Менялки»; «Холодно-горячо»; «Горная тропинка»; «Звери на болоте»; «Пантомимические этюды»; «Телефон»; «Взаимное цитирование»; «Да» и «Нет»не говори»; «Кто ты?»; «Пум-пум-пум»; «Объясни Незнайке!»; «Плохое настроение»; «Через стекло»; «Путешествие Буратино»; «Я бросаю тебе мяч»; «Бывает- не бывает», «Снежная королева».
БЛОК № 5: Работа с педагогами
- Консультации для педагогов "Сказочный герой внутри нас" (март 2014 г.)
- Консультация по работе над проектами воспитателей «Калейдоскоп настроения» (февраль 2014 г.)
Работа с родителями:
Наглядная информация по вопросам развития эмоциональной и социально-личностной сферы ребенка (раз в месяц).
Литература:
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.
Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников.
- Широкова Г.А.
Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.
- Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Радуга эмоций"
Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Детская энциклопедия здоровья"
Проект долгосрочный, расчитан на семь месяцев. Он расчитан на детей подготовительной группы. Проект закрепляет знания детей о правилах безопасности в быту и на природе....
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Страна эмоций»
Цели:· Осознание ребенком эмоциональных состояний других;· Умение понимать и принимать других людей;·...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста детского сада. «Мы правила движения не будем нарушать»
Актуальность В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По данным аналитических материалов в 2014 году по Санкт-Петербургу в ДТП погибло 8 детей и ...
Коррекционно- развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста "Наши эмоции"
Коррекционно-развивающее занятие «Наши эмоции» проводилось с подгруппой детей старшего дошкольного возраста. Занятия на развитие эмоций и эмоционального интеллекта всегда остаются актуальн...
Практико-ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста "Мир эмоций"
Проект направлен на развитие эмоциональной сферы, гармонизацию отношений детей старшего дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, формирова...
Проект для детей старшей группы "Развитие детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста".
Развитие детского изобразительного творчестваи расширение диапазона творческих проявлений дошкольников"....