Роль сказок в экологическом воспитании ребенка.
статья на тему

Роль сказок в экологическом воспитании ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сказок в

экологическом

воспитании ребенка.


Роль сказок в экологическом воспитании ребенка.

В своей работе  я использую сказки доктора педагогических наук Н.А.Рыжовой, эти сказки помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. Выразительное чтение сказки, всегда оказывает сильное воздействие на ребенка, через сказку многие экологические понятия помогут объяснить такие авторы, как Б.Заходер, В.Бианки, Н.Павлова. Например, сказка Б.Заходера «Отшельник и роза» объясняет понятие «симбиоз»(взаимосвязь живых организмов); «Кит и кот» дает представление о разнообразии сред обитания и приспособленности к ним животных; «Серая звездочка» - учит бережно относиться ко всем животным, независимо от их привлекательности для человека.

В младшем возрасте дети легко воспринимают объекты природы на равных, наделяют их чувствами, мышлением, желаниями. Это очень важно для воспитания эмоционального отношения к природе, умения ей сочувствовать, сопереживать. Можно предложить детям «превратиться» в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки, а потом рассказать как они чувствуют себя в этом образе.

А с детьми старшего возраста можно составить письма животным. Ребята «переписываются» с животными по определенным правилам, воспринимая их равными себе.

Прием использования эпизодов сказок

Например, в сказках Г-Х Андерсона «Дюймовочка» и А.Н.Толстого «Золотой ключик» можно найти описание водных растений и среды их обитания. В сказке «Дюймовочка» показаны особенности внешнего вида и поведения крота как подземного жителя(приспособленность к обитанию в почве). В сказке А.Милна о Винни-Пухе есть момент, когда главный герой пытается достать мёд из дупла, при этом медвеженок, чтобы его не заметили пчелы, использует голубой и зеленый шарики под цвет неба и листьев. Этот эпизод помогает объяснить роль окраски в жизни животных.

Прием использования сказочных героев

Дети младшего возраста с большим интересом и вниманием слушают ни педагога, а «пришедшего в гости» сказочного героя. Этот прием помогает объяснить и закрепить материал. Например, при изучении свойств воздуха, особенностей воздуха как среды обитания могут оказать помощь Карлсон, который живет на крыше; Продавец воздушных шаров из сказки «Три толстяка»; Знайки и Незнайки, летавшем на воздушном шаре и, разумеется, Винни-Пух.

Прием анализа сказок

Этот прием предлагает Джанни Родари. Он активизирует знания ребенка, учит его критически оценивать общепринятые взгляды, понимать относительность суждений. Например, рассмотрим сказку о трех поросятах. Поросята - положительные герои, мы вместе с ними радуемся  их победе. Но если провести анализ с позиции волка – он тоже прав, ведь он хищник и конечно он должен охотиться за поросятами, выполняя свою функцию в пищевой цепи. В этой сказке он не справился с ролью хищника и если в лесу останутся одни поросята, а хищники исчезнут, то нарушится экологическое равновесие.

Прием сказочных вопросов

Его можно использовать в играх типа КВН, брейн-ринг(для детей, родителей и закрепления материала). Сказочные вопросы могут касаться поступков героев, приведем примеры:

  1. В сказке Аленушка не разрешала Иванушке пить воду из лужи. Почему вода в ней могла быть опасной?
  2. Какие растения и животные могли бы жить в молочной реке с кисельными берегами? Чем бы они отличались от реальных речных жителей?
  3. Назовите сказки, в которых описываются: уничтожение по прихоти девушки уникального растения(«Аленький цветочек»); сбор первоцветов для букета(«12 месяцев»); редкий волшебный вид птиц с ярким оперением(«Конёк-Горбунок»)

Прием использования сказок в организации игр.

Многие сказки могут стать основой игр экологического содержания. Например, игра «цепочка» на основе сказки В.Бианки «Сова». В сказке показана связь человека, коровы, клевера(травы), шмелей(опылителей), мышей(травоядных) и совы(хищника). После чтения сказки и ее обсуждения можно раздать детям рисунки с изображением персонажей и предложить им построить цепочку в нужном порядке. Каждый участник должен объяснить почему он находится в данном месте, и как связан с соседями.

Прием сказки и театр

Сказочные представления с участием детей имеют большое воспитательное значение. Можно использовать известные сказки или сказки, придуманные детьми. Можно сделать постановку сказок Рыжовой «Серая Шапочка и Красный Волк»[истРыжова, стр 33], сказка «О Человеке и Золотой Рыбке»[стр 7], «Как Медведь пень потерял» [стр46].

Прием перемещения героев в другое время

Например, все та же сказка «О Человеке и Золотой Рыбке», где известные персонажи Водяной, Баба-Яга, Русалка, Царь Берендей и другие жалуются на трудности выживания в загрязненной среде. Герои сказок просят о помощи. Дети получили задание в виде просьб сказочных персонажей в ходе театрального представления. Жалобы Русалки на трудности обитания в современной реке:

                                  Трудно стало жить в реке,

                                  Негде прятаться от стока:

                                  Грязь из труб течет рекой,

                                  Нарушает мой покой.

                                  Негде мне воды напиться,

                                  Лучше сразу утопиться.

                                  В пятнах краски чешуя,

                                  Как же выжить мне, друзья?

Прием сказки «наизнанку»

В такой сказке добрые герои становятся злыми и наоборот, злые-добрыми. Изменения характеров героев меняет их поведение и конечно сюжет сказки. Например, вывернем «наизнанку» сказку о Красной Шапочке, не забывая о проблемах охраны природы. Волк в новой сказке будет добрым, а Красная Шапочка – злой. В нашей сказке «добрый» тот, кто заботится об охране окружающей среды. А «злой» тот, кто ведет себя экологически неправильно. Лес - место обитания волка, он стремится его сберечь в первозданном виде, оберегает от влияния людей. Знает, что Красная Шапочка каждый раз по дороге к дому бабушке рвет цветы, которых остается все меньше. Волку известно об отрицательном влиянии на экосистему леса. Поэтому он так настойчиво интересуется, какой дорогой пойдет к бабушке внучка и хочет посоветовать ей правильный путь, чтобы она не вытаптывала лесные поляны. Волк уже знает, что Красная Шапочка постоянно носит бабушке продукты в упаковке, которую бабушка за ненадобностью выбрасывает прямо в лесу, создавая проблему мусора. Отчаившись переубедить бабушку и внучку в необходимости бережного отношения к лесу Волк решает прибегнуть к крайней мере. Пример такой сказки«Серая Шапочка и Красный Волк»стр33.

Лит-ра:

Рыжова Н.А. «Не просто сказки»,  Линка-Пресс, 2002г. –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка дошкольника.

С чего начать экологическое воспитание дошкольника, и что необходимо сделать взрослым, что бы взаимодействие с природой способствовало формированию у дошкольника доброжелательного и правильного отноше...

Консультация для родителей на тему «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»

Эта консультация предназначена для родителей дошкольников...

Сообщение: РОЛЬ СКАЗОК В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Экологическая сказка «Все нуждаются в воде»

}Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти,...