Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка дошкольника.
консультация по теме
С чего начать экологическое воспитание дошкольника, и что необходимо сделать взрослым, что бы взаимодействие с природой способствовало формированию у дошкольника доброжелательного и правильного отношения к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitatelyav_eko.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя в экологическом воспитании
ребенка – дошкольника.
При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляю жестокость и равнодушие. Так, дети отрывают насекомым крылья, разрывают дождевых червей. Из-за сиюминутной прихоти дети ломают ветки деревьев, кустарников, рвут охапками и затем без сожаления бросают цветущие растения, топчут газоны. При этом дети не расценивают свои действия как проявление зла.
Почему же это происходит? Это связано, прежде всего, с незнанием дошкольников правил взаимодействия с объектами природы.
А в отношении растений – так многие дети и не считают растения живыми. Самостоятельно дошкольникам трудно увидеть проявление жизни растений, понять, что они, как и другие живые существа, дышат, питаются, движутся, размножаются.
Поэтому на помощь ребенку приходят взрослые, а в детском саду, конечно - же воспитатель, который поможет разобраться ребенку во всем многообразии окружающего мира.
Так, что же нужно сделать взрослому, чтобы взаимодействие с природой способствовало формированию у дошкольника доброжелательного и правильного к ней отношения.
1. Во – первых, сам воспитатель должен быть носителем экологической культуры и своим поведением создавать образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрировать необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.
Во – вторых, научить ребенка сопереживать. Для этого мы сами старались быть для детей примером эмоционально позитивного отношения к природе. Ведь эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости, а также в проявлении сочувствия тем, кто попал в беду, а ребенок он как бы «заряжался» нашими эмоциями. Поэтому мы каждый раз восхищались природными объектами и явлениями ( ах, какой красивый мотылек, а как пахнет этот цветок, какая красота вокруг и т.д), восхищались добрыми поступками людей, испытывали радость от хорошего самочувствии живого существа. Плюс поэтическое слово, которое в сердце ребенка оставляет нестираемый след. Ну разве можно остаться равнодушным к словам «Лес – точно терем расписной…», « Мороз и солнце - день чудесный..», « Чародейкою – зимою околдован лес стоит..» и т.д.
В – третьих ни в коем случае нельзя допускать, что бы взаимодействие ребенка с природой имела негативную окрашенность.
Если взрослый не обращает на это внимания, дети привыкают делить объекты природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные и соответственно строить свое отношение к ним. В результате, вместо накопления позитивных эмоций – удивления (например, как интересно кузнечик приспособился к среде), сопереживания (например, попавшему в беду жучку) – ребенок приобретает опыт равнодушного или даже бессердечного отношения к неприятным, на его взгляд, объектам.
2. Следующий момент - приобщение детей к труду.
Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка, так как труд в уголке природы или на участке детского сада способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека.
В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
Этому способствует и созданная в группе экологически развивающая среда.
Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности. Большое значение в экологическом воспитании имеет и окружающая среда на участке детского сада. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.
3.Работа с родителями.
Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые
Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию Работу с родителями провожу в форме собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия. Вот основные условия, которые необходимы для экологического воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника"
Самостоятельно детям трудно увидеть проявление жизни растений, понять, что они, как и другие живые существа, дышат, питаются, движутся, размножаются....
Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника».
При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляют жестокость и ра...
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника"
Деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с точки зрения экологии, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Поэтому любовь к природе нужно прививать с дет...
Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника».
Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника»....
Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника»
Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника» Воспитатель :Байрамова Айгуль АртуровнаМБДОУ №67При общении ребенка с природой...
Консультация для воспитателей : "Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка - дошкольников".
При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. Взаимодействие с природой способствует формировнию у дошкольника доброжелательного и правильного к ней отношения....
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка - дошкольника"
При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляют жестокость и равнодушие....