Развивающие игры для дошкольников
статья на тему
Система образования в последнее время характеризуется поиском наиболее рациональных форм обучения и образовательных технологий. Психологи утверждают, что наиболее интенсивно интеллектуально дети развиваются в возрасте 5-8 лет. Самым важным моментом является способность мыслить логически. Для формирования логического мышления у ребенка необходимо использовать наиболее благоприятные для него виды деятельности, среди которых определяющее место занимает игровая деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_igry_dlya_doshkolnikov.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие игры для дошкольников.
Система образования в последнее время характеризуется поиском наиболее рациональных форм обучения и образовательных технологий. Психологи утверждают, что наиболее интенсивно интеллектуально дети развиваются в возрасте 5-8 лет. Самым важным моментом является способность мыслить логически. Для формирования логического мышления у ребенка необходимо использовать наиболее благоприятные для него виды деятельности, среди которых определяющее место занимает игровая деятельность.
Развивающие игры имеют огромное познавательное значение, способствуют развитию умственных способностей и творческой активности детей: дети получают элементарные математические представления, учатся логически мыслить, конструировать, творчески подходить к решению поставленных задач. Развивающие игры помогают повысить умственную активность детей, сформировать у них находчивость, самостоятельность, быстроту и ловкость.
Развивающие игры можно разделить на четыре основные категории: формирование элементарных математических представлений; конструктивное творчество и начальное моделирование; игры на развитие творческого мышления, памяти и внимания; графические работы.
Прошли уже дни, когда учеба для ребенка начиналась с первым школьным звонком. Сейчас к поступлению в школу нужно начинать готовиться не за один год.
Помогают им в этом развивающие игры, призванные развить навыки и умения, которые необходимы для успешной учебы.
Стоит помнить, что заниматься с малышом-дошколенком – совсем не то же, что делать уроки с школьником. Чтоб занятия были в радость и от них была польза, необходимо соблюдать несколько правил.
Главный вид деятельности ребенка, который младше семи лет – творческая ролевая игра. То есть основную часть времени ребенок должен играть простыми игрушками: машинками, конструкторами, куклами.
Развивающие игры не должны занимать больше, чем один час в день для старшего дошкольного возраста (5–6 лет), в младшем же (до 4 лет) еще меньше – где-то пол часа. Чем младше ребенок, тем слабее его способность концентрировать внимание, а значит меньше времени он может заниматься одним видом работы.
Занятие с малышом должно продолжаться до десяти минут, после чего нужно кардинально поменять род деятельности.
Обязательно прекращайте занятие чуть раньше, чем оно надоест малышу. У дошкольника пока не сформировано произвольное внимание. Он сможет эффективно заниматься только тем, что ему будет интересно. Попытка "привить ребенку усидчивость", склоняя его делать что-то "через не хочу", может привести к противоположному результату: малыш вообще откажется от занятий.
Основные принципы развивающих игр: совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.
На занятиях используются игры и дидактические задания, которые учитывают следующие особенности умственного развития:
1) Все познавательные процессы взаимосвязаны, часто их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в играх и заданиях многозначен, ассоциативен. Он используется для развития памяти и восприятия, и мышления, и воображения, и связной речи.
2) В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). В этот период складывается и вторая сигнальная система – речь. Очень важно добиться взаимодействия первой и второй сигнальных систем, образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове.
На каждом занятии предлагается наглядный и словесный материал (загадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни). Художественные тексты не просто сопровождают, «обслуживают» иллюстрации, а создают игровую ситуацию, вызывают у ребенка интерес, эмоциональный отклик, активизируют его прошлый опыт. Зрительный ряд и слуховая наглядность выступают здесь в единстве.
Занятия должны проходить эмоционально, с опорой на настроение ребенка. Работа с настольными играми чередуется с подвижными, использованием физкультминуток.
Особые игры – соревновательные, в которых самое главное для ребенка – выигрыш и успех. Именно в таких играх дошкольники учатся достигать определенной цели.
Правильно выбранные игры помогают преодолевать отклонения в поведении ребенка, предупреждать проявления неблагоприятных форм поведения.
Если ребенок беспокойный, расторможенный, ему будут полезны игры по правилам.
Ребенку замкнутому, плохо вступающему в контакт, не умеющему дружить с другими детьми, полезно играть в игры, которые помогают детям сблизиться друг с другом. Это игры-хороводы, некоторые сюжетные игры, требующие взаимодействия.
В игре легче всего преодолеваются и устраняются самые разные детские страхи. У таких детей полезно повышать их самооценку, уверенность в своих силах. Нужно постоянно отмечать успехи и достижения ребенка, даже незначительные: «Смотри, каким ты стал ловким, как у тебя хорошо получается!».
В общем, развивающие игры для детей помогут им овладеть навыками, которые очень пригодятся им в школе.
Один из важных навыков, который нужно освоить малышу перед школой – умение логически мыслить, нормально сопоставлять частное и общее, выстраивать причинные связи. Для этого существует масса игр, с помощью которых кроха без проблем овладеет навыками логического мышления.
Развивающие игры не только помогут ребенку научиться мыслить, но и дадут представление про окружающий мир, будут способствовать дальнейшему развитию речи. Лучшее развитие пространственного мышления стимулируют головоломки.
Очень важны развивающие игры и для детей-инвалидов. Игровая терапия для них станет не только способом получить знания и изучить мир, но и улучшить их эмоциональное состояние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Папка – передвижка для родителей. Г.Б. Никитин разработал целый ряд развивающих игр для детей любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погр...
Образовательно - развивающая игра для дошкольников. "Угадай вид спорта!"
Игра создана для обучения и закрепления игровых видов спорта, где присутствует мяч. Предназначается для домашнего использования родителями, а так же, может применяться инструкторами по физ...
Развивающие игры для дошкольников
консультация для родителей...
Консультация "Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников"
Виды оздоровительных и разновариативных игр...
развивающие игры для дошкольников
развивающие игры по экологии...
"Развивающие игры для дошкольников" «играем – развиваемся»
Методическая разработка … «Изо всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства. Их, значит, следует, прежде всего, развивать; а между тем их только и забывают, ими-то и пренеб...
Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики. 12.03.2017 Матвеева Л.В.
Игры для развития мелкой моторики.1. Упражнение с пипеткой.2. Упражнение с пинцетом.3. Сорти...