Развивающие игры для дошкольников
статья на тему

Чижова Марина Владимировна

    Система образования в последнее время характеризуется поиском наиболее рациональных форм обучения и образовательных технологий. Психологи утверждают, что наиболее интенсивно интеллектуально дети развиваются в возрасте 5-8 лет. Самым важным  моментом является способность мыслить логически. Для формирования логического мышления у ребенка необходимо использовать наиболее благоприятные для него виды деятельности, среди которых определяющее место занимает игровая деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_igry_dlya_doshkolnikov.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры для дошкольников.

     Система образования в последнее время характеризуется поиском наиболее рациональных форм обучения и образовательных технологий. Психологи утверждают, что наиболее интенсивно интеллектуально дети развиваются в возрасте 5-8 лет. Самым важным  моментом является способность мыслить логически. Для формирования логического мышления у ребенка необходимо использовать наиболее благоприятные для него виды деятельности, среди которых определяющее место занимает игровая деятельность.

     Развивающие игры имеют огромное познавательное значение, способствуют развитию умственных способностей и творческой активности детей: дети получают элементарные  математические представления, учатся логически мыслить,  конструировать, творчески подходить к решению поставленных задач. Развивающие игры помогают повысить умственную активность  детей, сформировать у них находчивость, самостоятельность, быстроту и ловкость.

     Развивающие игры можно разделить на четыре основные категории: формирование элементарных математических представлений; конструктивное творчество и начальное моделирование; игры на развитие творческого мышления, памяти и внимания; графические работы.

Прошли уже дни, когда учеба для ребенка начиналась с первым школьным звонком. Сейчас к поступлению в школу нужно начинать готовиться не за один год.

 Помогают им в этом  развивающие игры, призванные развить навыки и умения, которые необходимы для успешной учебы.

Стоит помнить, что заниматься с малышом-дошколенком – совсем не то же, что делать уроки с школьником. Чтоб занятия были в радость и от них была польза, необходимо соблюдать несколько правил.

 Главный вид деятельности ребенка, который младше семи лет – творческая ролевая игра. То есть основную часть времени ребенок должен играть простыми игрушками: машинками, конструкторами, куклами.

 Развивающие игры не должны занимать больше, чем один час в день для старшего дошкольного возраста (5–6 лет), в младшем же (до 4 лет) еще меньше – где-то пол часа. Чем младше ребенок, тем слабее его способность концентрировать внимание, а значит меньше времени он может заниматься одним видом работы.

 Занятие с малышом должно продолжаться до десяти минут, после чего нужно кардинально поменять род деятельности.

 Обязательно прекращайте занятие чуть раньше, чем оно надоест малышу. У дошкольника пока не сформировано произвольное внимание. Он сможет эффективно заниматься только тем, что ему будет интересно. Попытка "привить ребенку усидчивость", склоняя его делать что-то "через не хочу", может привести к противоположному результату: малыш вообще откажется от занятий.

 Основные принципы развивающих игр: совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.

На занятиях используются игры и дидактические задания, которые учитывают следующие особенности умственного развития:

1) Все познавательные процессы взаимосвязаны, часто их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в играх и заданиях многозначен, ассоциативен. Он используется для развития памяти и восприятия, и мышления, и воображения, и связной речи.

2) В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания (восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение). В этот период складывается и вторая сигнальная система – речь. Очень важно добиться взаимодействия первой и второй сигнальных систем, образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове.

На каждом занятии предлагается наглядный и словесный материал (загадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни). Художественные тексты не просто сопровождают, «обслуживают» иллюстрации, а создают игровую ситуацию, вызывают у ребенка интерес, эмоциональный отклик, активизируют его прошлый опыт. Зрительный ряд и слуховая наглядность выступают здесь в единстве.

Занятия должны проходить эмоционально, с опорой на настроение ребенка. Работа с настольными играми чередуется с подвижными, использованием физкультминуток.

Особые игры – соревновательные, в которых самое главное для ребенка – выигрыш и успех. Именно в таких играх дошкольники учатся достигать определенной цели.

Правильно выбранные игры помогают преодолевать отклонения в поведении ребенка, предупреждать проявления неблагоприятных форм поведения. 

Если ребенок беспокойный, расторможенный, ему будут полезны игры по правилам.

Ребенку замкнутому, плохо вступающему в контакт, не умеющему дружить с другими детьми, полезно играть в игры, которые помогают детям сблизиться друг с другом. Это игры-хороводы, некоторые сюжетные игры, требующие взаимодействия.

В игре легче всего преодолеваются и устраняются самые разные детские страхи. У таких детей полезно повышать их самооценку, уверенность в своих силах. Нужно постоянно отмечать успехи и достижения ребенка, даже незначительные: «Смотри, каким ты стал ловким, как у тебя хорошо получается!».

В общемразвивающие игры для детей помогут им овладеть навыками, которые очень пригодятся им в школе.

 Один из важных навыков, который нужно освоить малышу перед школой – умение логически мыслить, нормально сопоставлять частное и общее, выстраивать причинные связи. Для этого существует масса игр, с помощью которых кроха без проблем овладеет навыками логического мышления.

 Развивающие игры не только помогут ребенку научиться мыслить, но и дадут представление про окружающий мир, будут способствовать дальнейшему развитию речи. Лучшее развитие пространственного мышления стимулируют головоломки.

 Очень важны развивающие игры и для детей-инвалидов. Игровая терапия для них станет не только способом получить знания и изучить мир, но и улучшить их эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Папка – передвижка для родителей.  Г.Б. Никитин разработал целый ряд развивающих игр для детей любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погр...

Образовательно - развивающая игра для дошкольников. "Угадай вид спорта!"

Игра создана для обучения и закрепления игровых видов спорта, где присутствует мяч. Предназначается  для домашнего использования родителями, а так же,  может применяться инструкторами по физ...

Развивающие игры для дошкольников

консультация для родителей...

Консультация "Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников"

Виды оздоровительных  и разновариативных игр...

развивающие игры для дошкольников

развивающие игры по экологии...

"Развивающие игры для дошкольников" «играем – развиваемся»

Методическая разработка … «Изо всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства. Их, значит, следует, прежде всего, развивать; а между тем их только и забывают, ими-то и пренеб...

Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики. 12.03.2017 Матвеева Л.В.

Игры для развития мелкой моторики.1.       Упражнение с пипеткой.2.       Упражнение с пинцетом.3.       Сорти...