Консультация для педагогов на тему: "Овладение детьми языком эмоций"
консультация по теме
Успех человека напрямую зависит от развития эмоционального интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Овладение детьми языком эмоций | 40.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Успех человека напрямую зависит от его эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект - это такое явление, которое включает в себя умение различать, понимать и управлять собственными эмоциями и эмоциями тех людей, с которыми общаешься. Для детей эмоциональное развитие также важно, как интеллектуальное (IQ).
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания. Эмоциональный интеллект для старшего дошкольного возраста, определяется, как готовность ребёнка ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения с ним и находить пути решения возникающих проблем. Другими словами, это готовность ребёнка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на жизнь и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания.
Вторая младшая группа.
Основными задачами на этом возрастном этапе являются:
- побуждение детей к эмоциональному реагированию,
- поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые).
Для реализации этих задач применяются сенсорные игры, игры с водой (пускать кораблики, купать игрушки, наполнять водой пластиковые ёмкости и т.д.). Параллельно с сенсорными играми можно проводить игры, направленные на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего по жестикуляционной выразительности. Сюжетной основой для таких игр выступают произведения детских писателей, фольклор.
Во второй младшей группе уже можно знакомить детей с лексикой, отражающей наиболее яркие эмоциональные состояния: радость, веселье, злость, испуг, печаль. Основную роль в решении этих задач выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы акцентируйте внимание детей на слова, характеризующие определённые эмоциональные состояния. Одновременно, демонстрируйте проявление эмоций в мимике, жестах, интонациях, побуждайте детей к определению эмоциональных состояний.
Дети этого возраста должны научиться видеть и воспроизводить характерные особенности эмоциональных состояний. Для этого используется иллюстративный материал, театрализованную деятельность. Например, используя серию сюжетных картинок и наборы карточек с изображением героя в разных эмоциональных состояниях, можно предложить детям подобрать к каждой сюжетной картинке карточку, соответствующую настроению героя.
Средняя группа.
На этом этапе решаются задачи, связанные с эмоциональным состоянием детей. Это, прежде всего, расширение опыта эмоционального реагирования. Для этого используются сенсорные игры.
В среднем возрасте я пополняется «эмоциональный» словарь детей словами, обозначающими различные настроения, словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень злой, совсем не страшный и т.д.), учить подбирать синонимы (радостный – весёлый; грустный – печальный – тоскливый и т.д.); находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния, понимать эмоциональные характеристики.
Чтобы облегчить детям процесс овладения эмоциональным словарём, формирования умения анализировать эмоции с помощью слов обращайтесь к литературе, используйте наглядный материал. Учите детей определять и дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам, замечать изменения в настроении. Для решения этих задач проводятся беседы с использованием пиктограмм.
Старший дошкольный возраст.
К задачам этого возрастного этапа относятся следующее:
- совершенствование опыта внешнего оформления эмоций,
- стимулирование самобытности эмоционального реагирования.
Для решения этих задач можно использовать серию эмоционально-экспрессивных игр, чтобы подвести детей к мысли: от настроения человека во многом зависят его взгляд на окружающий мир, отношения между людьми.
Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей является классификация Пола Экмана. Он выделяет семь базовых эмоций: гнев (злость), печаль (грусть), презрение, отвращение, страх, удивление, радость. В обычной жизни они встречаются как в чистом виде, так и в смешанном.
В своей работе воспитателям можно использовать разнообразные игры, для того чтобы ввести детей в мир человеческих эмоций, расширить представление детей об эмоциях и причинах их возникновения, а также о способах регулирования собственных эмоциональных состояний.
Примеры игры на развитие базовых эмоций:
«На что похоже настроение?»
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твоё?» Упражнение проводится апо кругу. Взрослый обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, весёлое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, учите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
Упражнение «Закончи предложение»
«Злость – это когда… »
«Я злюсь, когда… »
«Мама злится, когда… »
«Воспитатель злится, когда… »
«А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости».
Упражнение «Уходи, злость, уходи! »
Цель: снятие агрессивности.
Играющие лежат на ковре по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы быть ногами по полу, а руками по подушкам, с громким криком «Уходи, злость, уходи! » Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, спокойно лежат, слушая спокойную музыку, еще 3 минуты.
Упражнение "Зеркало".
Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться. Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее. Вопрос:
Что общего в том, как вы изображали удивление?
Игра "Фантазии".
Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:
К нам пришел слон.
Мы оказались на другой планете.
Внезапно исчезли все взрослые.
Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах.
Этюд Фокус на выражение удивления
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Игра «Пиктограммы».
Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.
Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях, как с родителями, так и со сверстниками.
Упражнение «Музыка и эмоции».
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
Упражнение «Способы повышения настроения».
Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).
Игра «Волшебный мешочек».
Перед этой игрой с ребенком обсуждается, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
Игра «Лото настроений».
Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.
Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.
Игра «Назови похожее».
Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.
Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.
Поддерживая в ребёнке радостное настроение, мы укрепляем его психическое здоровье.
Конечно же, ходить, говорить, читать, писать ребёнок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться любить – этому научиться сложно.
Список литературы:
1. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособи для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2003 – 48с.
2. Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. - М.: Издательство «Совершенство», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Взаимодействие с аутичными детьми"
Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939). Аuto — по-гречески сам. Ранний детский аутизм (РДА) в 1943 году был выделен как отдельный клинический синд...
Консультация для педагогов "Жестокое обращение с детьми - что это такое?"
"Жестокое обращение с детьми - что это такое?"...
Консультация для педагогов: «Исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов: «Исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»
Консультация для педагогов «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»...
Консультация для педагогов "Содержание работы с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в разных возрастных группах"
Чтобы уберечь детей от трагических последствий транспортных происшествий, необходима серьезная и длительная работа по формированию основ безопасного поведения на дорогах....
Консультация для педагогов «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»
Педагогическое руководство воспитателя во время подвижных игр с детьми....
Консультация для воспитателей на тему: "Овладение фонематическим анализом и синтезом"
В дошкольном возрасте необходимо проводить целенаправленную планомерную работу по формированию фонематических представлений. Особое внимание необходимо уделять детям с речевыми нарушен...