Консультация для воспитателей на тему: "Овладение фонематическим анализом и синтезом"
консультация по логопедии на тему
В дошкольном возрасте необходимо проводить целенаправленную планомерную работу по формированию фонематических представлений. Особое внимание необходимо уделять детям с речевыми нарушениями, так как у них часто отмечается недоразвитие фонематических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_temu.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Овладение фонематическим анализом и синтезом».
Фонематический анализ и синтез - разложение слова на составляющие его фонемы.
Наряду с анализом предложений на слова и синтезом слов в предложении, слоговым анализом и синтезом он относится к языковому анализу и синтезу.
Он может быть элементарным и сложным.
Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание) звука на фоне слова. В норме он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Сложный фонематический анализ - вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова); определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Этим видом анализа дети овладевают лишь в процессе специального обучения.
Работа по овладению фонематическим анализом и синтезом строится на основе указанной выше градации:
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
Примерные задания:
- Поднять руку, карточку, сигнальный знак, если в слове имеется заданный звук;
- Отобрать предметные картинки с заданным звуком;
-По сюжетной картинке назвать слова с заданным звуком;
-Придумать слова с заданным звуком;
- Назвать животных, овощи, фрукты, растения посуду, игрушки с заданным звуком;
- Добавить слог до слова;
-Добавить в предложения слова с заданным звуком (с опорой на картинки, без опоры на картинки). Вначале ребенок называет слово, затем все предложение.
- Игра в лото;
-Игра «Дежурный звук».
Цель: развивать фонематические представления.
Ход игры. Взрослый произносит звук. Каждый ребенок должен придумать слово с этим звуком на первом месте. Кто задумался или повторился, тому очки не начисляются.
Примерные лексические темы: звери, птицы, растения.
Образец. JI: лось, лев.
-Вычленение звука в начале и конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).
Примерные задания на вычленение первого звука (ударного гласного, согласного), а также конечного согласного рассмотрим на примере вычленения первого звука в слове:
- Определить в слове первый звук в словах типа ослик, утка, Аня, Игорь, уголь, астра и т.д.
-Найти в азбуке (разрезной, магнитной, на кубиках и др.) букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося на гласный, а, о, у, и, т.д.;
-Подобрать слова, которые начинаются на гласный а, о, у, т.д..
- Отобрать картинки, названия которых начинаются на гласные;
- К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова. Предлагаются картинки, названия которых начинаются с ударного гласного.
-Игра в лото. Детям предлагаются карточки с картинками. Взрослый называет слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово.
-Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука;
-По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука;
-Изменить первый звук слова. Например, в слове кость заменить к на г, моль - м на с и т.д.
- Вписать первую букву в схему слова под картинкой.
- Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.
- Игра «Конец слова за тобой».
Цель: развивать фонематические представления.
Наглядные пособия: звуковая линейка.
Ход игры. Предлагается начало слова. Дети должны договорить слово и показать на звуковой линейке, сколько в нем звуков.
Примерные лексические темы: мебель, транспорт, фрукты, цветы.
Образец. Сто- л, бока- л, пена- л и т.д.
3. Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.
Примерные задания на определение места звука в слове:
-Разложить в три ряда картинки, в названии которых указанный звук в начале слове, в середине слова, в конце слова;
-Подобрать слова, в которых звук в начале слова;
- Подобрать слова, в которых звук в конце слова;
-Подобрать слова, в которых звук в середине слова;
-Назвать животных, птиц и т.д., в названии которых звук в конце, середине;
-По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука;
-Игра «Светофор». Взрослый называет слова. Дети ставят фишки на полоску, разделенную на три цветных части (начало, середина, конец слова).
-Игра «Цифровой ряд».
Цель: развивать сложные формы фонематического анализа (количественный, качественный).
Наглядные пособия: карточки с цифрами 1,2,3,4,5,6.
Ход игры. Услышав слово, ребенок, последовательно произнося все звуки, ведет палец от цифры к цифре, соответствующей порядковому номеру звука в слове. Цифру, которая обозначает последний звук, выдвигается из ряда и говорит: «В этом слове 4, 6, 5 звук такой-то»
Образец: По-пол-полк-Полкан.
-Игра «Пропущенный звук».
Цель: развивать фонематические представления.
Ход игры. Детям предлагается хорошо знакомый текст (например, цикл стихотворений А. Барто «Игрушки»). Его можно еще раз прочитать, затем каждый должен воспроизвести текст, пропуская в словах заданный звук (слова с заданным звуком). За каждую ошибку начисляется штрафное очко. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных очков.
-Игра «Кубики».
Цель: развивать фонематические представления.
Наглядные пособия: кубик с буквами и кубик с гласными.
Ход игры. Дети по очереди бросают кубики, составляет слоги, из них слова, анализируют полученные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к школе
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонн...
Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...
Перспективный план по формированию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза
В работе изложена система работы по формированию фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза для детей старшей группы l года обучения...
Занятие по совершенствованию фонематической системы языка, главная цель которого - развитие функций фонематического анализа и синтеза. Совершенствование фонематических процессов.
Структура логопедического занятия выстроена в едином игровом сюжете. Само занятие разделено на отдельные блоки, отражающие основную задачу проведения игрового упражнения или дидактической игры.1. Орга...
В презентациях представлены задания на развитие фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза.
подготовка к обучению грамоте...
Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп. тема: Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза у дошкольников. Пример системы статических и динамических упражнений по артикуляционной моторике с дошкольни
Сначала выполнять упражнение для губ, потом - языка. Следить за качеством и количеством движений: наличием лишних движений, симметричностью, правильностью и точностью, достаточным объемом движения, пл...
Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе»
Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе»...