Консультации для родителей:"Малые формы фольклора, как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду"; " Роль потешек, колыбельных песенок в развитии речи детей младших дошкольников"
консультация (младшая группа) на тему
Серъёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в дошкольное учреждение. Сгладить негативное влияние такого перехода признана народная мудрость.
Народное поэтическое слово, предназначенное малышам, необходимо и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум.
Неоценимую помощь оказывает нам народная мудрость в виде потешек, пестушек, колыбельных песенок и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультации для родителей | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Баклушина Л.М.
Воспитатель:
1квалификационная категория
МАДОУ « Детский сад № 12»
Консультация для родителей
« Малые формы фольклора, как средство благополучной адаптации ребёнка
в детском саду»
Серьёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в дошкольное учреждение. Приход в детский сад всегда сопровождается для ребёнка определёнными трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Сгладить негативное влияние такого перехода признана народная мудрость. Слушая и участвуя в произведениях фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Их веселит мелкий юмор потешек, пестушек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры,хороводы. И всё это обеспечивает психологическую разгрузку.
В результате уходит тревожность, появляется уверенность в себе, своих силах, ощущение радости. В младенчестве ребёнок слышит звуки колыбельных песенок,
потешек, пестушек и поговорок, сказаний, которые напевает ему заботливая мать.
Фольклор является по сути дела естественной средой, в которой малыш находится и развивается. Она понятна и ясна ему. Вот почему при поступлении ребёнка в детское учреждение и при обеспечении более быстрого перехода к новым социальным условиям, важно продолжать формировать естественную эмоционально-благополучную среду, в которой ребёнок бы чувствовал себя комфортно и уютно. И этого можно добиться благодаря средствам приобщения, введения в практику детского сада и семьи малых форм фольклора.
Народное поэтическое слово, предназначенное малышам, необходимо и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность, заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум / «Коленька, хороший, Коленька пригожий»; «Это - конь богатырь для Алёши удальца»; «Маша черноброва» и другие /. Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений. Они пронизаны светом любви к ребёнку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких – народная дидактическая игра, школа материнства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их поступкам.
Младший возраст–это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, это время формирования ребёнка, как личности, становление характера. И здесь неоценимую помощь оказывает нам народная мудрость в виде потешек,пестушек, колыбельных песен и т.д. Взрослый /воспитатель/ через добрые, заботливые слова русского фольклора передают детям любовь, милосердие, заботу,внимание, ласку, умение радоваться окружающему миру. Именно в эти моменты в ребёнке закладываются начала нравственного развития, образуются зачатки первоначальных и духовных ценностей.
Вот некоторые виды включения малых форм фольклора в режимные моменты: Утренний приём: - Доброе утро, зайка мой! Доброе утро, Алёшенька, дорогой!
Я Алёшеньку люблю, ему песенку пою!
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Коленька хороший, Коленька пригожий!
Не плачь, не плачь, детка, прискачет к тебе белка,
Принесёт орешки, для маминой потешки!
Ой, люшеньки - люшки! Нашему Илюшке – доброе утро!
Доброе утро! С шутами, с прибаутками!
Умывание: - В руки мыло мы возьмём, и водичкою польём.
Моем руки чисто, чисто,
А потом лицо умоем, носик тоже мы промыли.
Полотенцем вытирались, на себя мы любовались!
Еда: - Варись, варись , кашка, в голубенькой чашке,
Варись поскорее, булькай веселее.
Варись кашка сладка, из густого молока, да из мелкой крупки.
У того, кто кашку съест, вырастут все зубки!
Одевание: - Настенька мала, на ней шубка аленька,
Опушка бобровая, Настя чернобровая.
Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться.
Дверцу шкафа открывай, и одежду доставай!
Сон: - Вот и люди спят. Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках, лисы - на горочках.
Зайцы спят на травушке, утки - на муравушке.
Детки все по люлечкам.
Спят – поспят, всему миру спать велят!
Пробуждение: - Детки просыпайтесь, с кроваток поднимайтесь.
Мы простынки поправляем: вот так, вот так,
Мы кроватку заправляем: вот так, вот так.
Одеялко мы поправим: вот так, вот так,
И постельку мы заправим: вот так, вот так!
Консультация для родителей: « Роль потешек, колыбельных песенок в
развитии речи детей младших дошкольников»
Воспитатель: Баклушина Л.М.
Ребёнок в младшем дошкольном возрасте чутко откликается на потешки, приговорки, попевки, колыбельные песенки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша. Прислушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту.
Это забавляет его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времён создавали в народе на потеху детям. Это первые художественные произ-
ведения, который слышал маленький ребёнок. Они разнообразны по содержанию:
колыбельные – успокаивают, весёлые – радуют; в них звучит любовь к ребёнку и
забота о нём. Знакомство с русскими потешками расширяет кругозор детей, обо-
гащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.
Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, по маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышом. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрица-
тельные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для них челове-
ку. В общем, отвлечься, успокоиться. Маленькие фольклорные шедевры, полные лаконичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ре-
бёнком и взрослым.
С помощью русского народного фольклора решаются следующие задачи:
- обеспечить эмоционально-положительное общение с каждым ребёнком;
- воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, оде-
ванию, приёму пищи и т.д.;
- создать в группе настроение мажора, ведь это одно из условий полноценного развития детей.
Прежде всего необходимо подбирать потешки, приговорки, попевки, которые просты, коротки, с чётким ритмом, побуждают к действию, движениям:колыбель-
ные песенки произносятся нараспев, ласково, весёлые потешки – задорно, с юмором, с улыбкой. Дети реагируют на потешку не одинаково, поэтому необхо-
димо учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом игрушки:
«Курочка» - Курочка - тараторочка по двору ходит, цыпляток водит,
Хохолок раздувает, малых деток потешает.
«Зайка» - Скачет зайка маленький около завалинки,
Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка!
«Киска» - Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись,
Наша деточка пойдёт, через киску упадёт.
Потешка способна корректировать поведение детей.
Во процессе одевания: Вот они сапожки: этот-с левой ножки, этот-с правой ножки
Если дождичек пойдёт, наденем сапожки:
Этот – с правой ножки, этот – с левой ножки,
Вот так хорошо!
Во время умывания: Ай лады, лады, лады, не боимся мы воды,
Чисто умываемся, маме улыбаемся!
В процессе кормления: Травка – муравка, со сна поднялась,
Птица, синица за зерно взялась,
Зайка – за капусту, мышка – за корку, детки – за молоко.
Некоторые дети испытывают чувство тревоги, тоски по дому во время укла-
дывния в постель: Спи, усни, дитя Лёвушка, все ласточки спят,
все касаточки спят, нашему Лёвушке спать велят.
Потешки, колыбельные песенки способствуют обогащению словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к кра-
соте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звуча-
ния потешек, дети играют, запоминают их, вводят их в свою речь. Качая куклу,
напевают: Баю, бай, Катя глазки закрывай! Во время кормления приговаривают: Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку!
Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие, сопереживание сверстникам. Упавшему ребёнку приговаривают: Не плачь, Юрочка, не плачь, я куплю тебе калач.
Малыши стараются подражать воспитателю, сочетать свои действия со словами потешки: Ой ты, сынок, медовый сахарок, румяный пирожок,
берёзовый душок, дубочек, дубок, скоро Ванечке годок! / поднимают вверх – вниз куклу-пупса /.
Созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, раз-
витию речи, расширению кругозора способствуют развлечения:
« Дочка моя – куколка » - Катя, Катя маленькая, Катенька удаленькая,
Пройди по дорожке, топни Катя ножкой.
Ротик – клюковка, носик – пуговка,
Глазки – луковка, дочка моя – куколка!
« Здравствуй, солнышко » - Дождик, дождик, полно лить, малых детушек мочить,
Солнышко, солнышко, загляни в окошечко,
Ждут детки тебя, ждут малолетки!
Дети всегда рады приходу ряженых взрослых:
« Бабушка – забавушка» - игры с козой, с петушком, с кошечкой, с лошадкой…
Т.о., произведения русского народного творчества облегчают процесс адаптации, располагают детей к взрослым, друг к другу, способствуют развитию речи, навыкам культурного поведения, умение правильно оценивать происходящее,
знакомят детей с древними традициями и обычаями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Малые формы фольклора как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду
Серьезную психологическую проблему для ребенка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в ДОУ. Поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическим...
Консультация для родителей "Малые формы фольклора в познавательном и речевом развитии детей раннего возраста".
Малый фольклор является уникальным средством для развития речи детей....
КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания»
КОНСПЕКТ мастер-класса для родителей «Малые формы фольклора как средство формирования КГН и навыков самообслуживания» Цель: способствовать повышению педагогической компетентности родителей...
Памятка для родителей «Малые формы фольклора, как средство пребывания ребёнка в детском саду».
Памятка для родителей «Малые формы фольклора, как средство пребывания ребёнка в детском саду»....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Малые формы фольклора, как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду»
Серьёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в дошкольное учреждение. Приход в детский сад всегда сопровождается для ребёнка определё...
Консультация для родителей «Малые формы фольклора в познавательном и речевом развитии детей».
Фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребёнка ...