Реализация личностно-ориентированного подхода с целью успешной самореализации детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности
презентация к уроку (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Идея личностно ориентированного подхода заключается в организации такой индивидуально- творческой, ценностно-смысловой деятельности, которая предоставляет свободу выбора способов жизнедеятельности» (Е.В. Бондаревская). Со вступлением в силу ФГОС ДО педагоги для того, чтобы достичь в своей работе требуемых результатов, должны пересмотреть свои методы и приемы в работе с детьми и уделить особое внимание такой современной образовательной технологии как личностно-ориентированный подход.
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать концентрацию внимания педагога на целостной личности ребенка, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
Цель личностно – ориентированного ПОДХОДА развитие полноценной личности ребенка, его индивидуальности и непохожести на других детей. Процесс обучения строится таким образом, чтобы в полном объеме учитывались особенности характера ребенка, его ценностные ориентации и личные убеждения. Ведь именно на этих факторах и базируется внутренняя модель мира ребенка.
Задача, стоящая перед воспитателем, состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка, тем самым достигается искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированной дидактики.
ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА Принцип самоактуализации . В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога— это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьногоколлектива должен быть (стать) самим собой, обрести(постичь) свой образ. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». Принцип доверия и поддержки . Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка.
Применяя на практике личностно-ориентированный подход: Педагог должен создать атмосферу заинтересованности каждого воспитанника в группе (сюрпризные моменты, новый дидактический материал с которым дети еще не знакомы, предыстория воспитателя (о том, что будем делать, куда отправимся, для чего). Во время взаимодействия с детьми воспитатель ни в коем случае не должен быть безучастным, отстраненным, всегда обращайте внимание на свою интонацию, эмоции, жесты. Педагог должен быть сам заинтересован и вовлечен в то, что он предлагает детям. Педагог должен стимулировать воспитанников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Не давать готовые знания, а стремиться к тому, чтобы дети сами открывали что-то новое для себя. Уместными будут следующие вопросы для воспитанников: Как ты считаешь? Что ты думаешь? Как бы ты поступил? Как можно сделать по-другому? Педагог может допускать, чтобы ребенок ошибся, затем проанализировал свое действие, и сам нашел новое правильное решение.
Применение личностно-ориентированного подхода в художественно-эстетической деятельности Основной задачей реализации личностно-ориентированного подхода в художественно – эстетической деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, активизация творческого потенциала, художественных способностей. В связи с этим ребенок имеет возможность участвовать в обсуждении (проговаривании) темы занятия, рассказать (представить продукт своей деятельности).
Реализация личностно-ориентированного подхода в познавательной деятельности Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
Реализация личностно-ориентированного подхода в игровой деятельности Реализация личностно-ориентированного занятия успешнее раскрывается через игру, которая ставит ребёнка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности: дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других. Через решение творческих задач разной степени трудности, вариативные задания педагог обеспечивает своих воспитанников развитием логического мышления, прививает навыки самоорганизации и самопроектирования. Обсуждая разные варианты игровой ситуации, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой путь решения. Игра как компонент личностно-ориентированного подхода позволяет детям задействовать все свои интеллектуальные возможности, наполнить процесс обучения личностно значимым смыслом, при этом усваиваемый материал глубоко и прочно входит в каждого ребенка.
Реализация личностно-ориентированного подхода в речевом развитии дошкольников Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах : развитие связной речи , развитие словаря , освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Можно сделать вывод , что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. И в завершении хочется отметить , «Если ребёнок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе, если ребёнка хвалят он учится быть благодарным, если ребёнок живёт в атмосфере любви, он учится любить, если ребёнок чувствует одобрение окружающих он учится Любить себя!» Главное в воспитании - это любить детей, развивать их способности, раскрывать в детях их индивидуальность, в чём и заключается личностно- ориентированный подход
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/15/picture-464439-1405451681.jpg)
«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/25/picture-883767-1485372461.jpg)
Обобщенный опыт работы "Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности"
В опыте работы, хотела бы поделиться способами поддержки и развития детской инициативы детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/24/picture-1281835-1603523800.jpg)
Программа по формированию навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности «ОБЖ-ейка»
Данная программа является модифицированной.Основополагающей является программа «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авд...
Презентация к РМО "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/24/picture-1250692-1698110895.jpg)
Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды деятельности»
Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/08/picture-1296969-1607443956.jpg)
Статья Тема: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Статья Тема: «Формирование пространственных представлений удетей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/04/picture-1503911-1704381889.jpg)
План работы по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском общест...