Программа по формированию навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности «ОБЖ-ейка»
рабочая программа по обж (подготовительная группа)
Данная программа является модифицированной.Основополагающей является программа «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obzheyka.docx | 359.59 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Рабочая программа по формированию основ безопасности у детей 6-7 лет составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования на основе парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, с учетом Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Колокольчик» п. Голынки.
Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155
• СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;
2 Цель программы: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения, знаний, представлений по вопросам безопасности жизнедеятельности и их осмысленное применение в повседневной жизни.
Основные задачи по программе
Ребенок и другие люди
- Формировать представления о том, что внешность (приятная или уродливая) человека не всегда означает его намерения.
- Формировать у детей навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.
- Учить правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и соответственно реагировать на них.
- Учить безопасным правилам взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома, в детском саду.
- Учить говорить «Нет!» при вовлечении ребенка в опасную ситуацию.
Ребенок и природа
- Формировать основы экологической культуры.
- Формировать представления о том, какие действия человека вредят природе и ее обитателям.
- Показать взаимосвязь человека и природы.
- Продолжать знакомить с правилами поведения в природе.
- Научить различать съедобные и несъедобные грибы.
- Познакомить со съедобными ягодами и ядовитыми растениями.
- Формировать навыки безопасного поведения при контактах с животными.
Ребенок дома.
- Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды. Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
- Расширить представление об источниках опасности в доме, таких как открытое окно и балкон.
- Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
- Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар», «Утечка газа». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
- Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03», «04».
- Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Ребенок на улице
- Углубить представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
- Продолжать знакомить с дорожными знаками - предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
- Научить детей безопасному алгоритму действий, если они потерялись на улице.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творче¬ство в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Решение задач по данной программе предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
3. Содержание программы.
Программа включает следующие разделы:
- Ребенок и другие люди.
Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. Ребенок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций.
- Ребенок и природа.
В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что все в мире взаимосвязано.
- Ребенок дома.
О том, сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище, как грамотно обращаться с окружающими предметами в домашней обстановке, как себя вести на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту - об этом поведает ребятам третий раздел программы.
- Ребенок на улице.
Выход ребенка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного общения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт – это понятия входят в круг представлений ребенка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила, Раздел шестой поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов и научит, что делать, если ребенок потерялся.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:
«Физическое развитие» | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. |
“Познавательное развитие” | Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представление о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы. |
“Художественно-эстетическое развитие” | Использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Социально-коммуникативное развитие» (формирование основ безопасности). |
“Речевое развитие» | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания. |
4. Календарно-тематическое планирование по формированию основ безопасности
Месяц | Неделя | ПДД/ | Тема | Цель. Содержание. |
Сентябрь | 1-2 неделя | ПДД | Работа по ПДД: Акция «Внимание, дети!» | -Вспомнить правила безопасного поведения на улице. -Составление книжки из рисунков детей. |
3неделя | ОБЖ | Безопасность | Формировать представления о службах спасения 01, 02, 03. | |
| 4 неделя | ФОБ | «Безопасность в доме». | Знакомство с правилами безопасного поведения в быту. |
| Работа с родителями | 1.Оформление стенда | «Смело шагайте по улицам дети, если запомните правила эти». | |
Октябрь | 1 неделя | ПДД | Беседа «Безопасная улица | - Чтение стихотворения А.Дорохова «Зеленый, желтый, красный». |
2 неделя | ОБЖ | Безопасность в природе. | Пояснить детям, что жизнь и здоровье человека зависит от того, как он умеет обращаться с природой. Познакомить с правилами поведения на природе, закрепить знания о ядовитых грибах. Ядовитые грибы и растения. Знакомство с правилами леса. | |
3 неделя | Пожарная безопасность | Знакомство со службой «01». | -Игровые тренинги с телефоном. -Д/и «Что нужно пожарному?». | |
4 неделя | ОБЖ | Безопасность | Расширять представлений об опасных для жизни предметах, которые встречаются в быту. Рассказать детям, что существует много опасных предметов, которыми надо уметь пользоваться, что они должны храниться в специально отведенных местах | |
| Работа с родителями | Консультация | «Безопасность в общественном транспорте» | |
Ноябрь | 1 неделя | ПДД | Д/и «Люди на дорожных знаках» | Закреплять знания о дорожных знаках с изображением людей («пешеходный переход», «дети», «дорожные работы», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка») |
2 неделя | ОБЖ | Безопасное поведение в природе. | Расширение представлений о правилах безопасного общения с животными домашними и дикими. | |
3 неделя | ПДД | Игровая ситуация: «Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне улице» | Закрепить правила перехода через проезжую часть. | |
4 неделя | Пож. безопасность | Беседа: «Эта спичка-невеличка». | Закрепить правила пож.безопасности | |
| Работа с родителями | 1. Выставка | детско – родительских рисунков «Зеленый огонек». «Азбука пожарной безопасности» | |
Декабрь | 1 неделя | ПДД | Беседа «Безопасная улица». | Закрепить правила дорожного движения. Воспитывать внимание, сосредоточенность на дороге. |
2 неделя | ОБЖ | «Мороз! Железные предметы» | - Беседа: «Как был наказан любопытный язычок». | |
3 неделя | Пож.без-ть | Пожарная безопасность | Закрепить знания о правилах пож.безопасности в период праздников | |
4 неделя | ОБЖ | Личная безопасность на улице». (Не каждый встречный – друг сердечный) | Уточнить знания детей о большом городе. Формировать знания о «чужих» и «своих». Объяснить детям, какие опасности могут подстерегать их при контакте с незнакомыми людьми. Уточнить знания о домашнем адресе и номере телефона. | |
| Работа с родителями | Папка - передвижка | - «Помогите детям запомнить правила дорожного движения». | |
Январь | 2 неделя | ПДД | Беседа: «Полезные знаки». | Дать представления о том, что нельзя повреждать дорожные знаки, это может привести к несчастным случаям. |
3 неделя | Пож.без-ть | Составление рассказа на тему «Откуда может прийти беда?» | Учить детей придумывать рассказ с началом или концом, предложенным воспитателем. | |
4 неделя | ОБЖ | Зимние забавы «Зимняя горка» | - Рассматривание иллюстраций, картины «Ну и покатался…», научить пользоваться санками, играть в снежки. | |
| Работа с родителями | 1. Раздача детских буклетов о последствиях превышения скорости: | «Водитель, не спеши!» и «Будь внимателен, береги жизнь» | |
Февраль | 1 неделя | ОБЖ | «Личная безопасность в доме» Знакомство с правилами. | Познакомить с номером телефона полиции – 02. |
2 неделя | ПДД | Беседа о запрещающих знаках: «Въезд запрещен», «Движение автомашин | Закрепление знаний о запрещающих дорожных знаках. | |
3 неделя | ОБЖ | Безопасность в быту | Расширять представления детей о предметах, которые могут служить источником опасности в доме | |
4 неделя | ПДД | Беседа: «Как ходить по улице». | Расширять знания детей о правилах поведения на улице. Рассмотреть дорожные знаки, встречающиеся на улице. | |
| Работа с родителями | Выпуск стенгазеты для родителей | - по профилактике дорожно- транспортного травматизма «Веселый Светофорик» | |
Март | 1 неделя | ОБЖ | Безопасное поведение в природе. Безопасность на льду» | Знакомство с правилами поведения на льду. Знакомить с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности. |
2 неделя | ПДД | -Беседа: «Знаки в треугольнике». | -Дать знания о назначении предупреждающих дорожных знаков. | |
3 неделя | ОБЖ | Безопасное поведение в | Дать детям знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека. При падении с крыши, сосульки и снег могут нанести серьезную травму человеку. Формировать знания детей | |
4 неделя | Пож.без. | Беседа: «Если в доме случился пожар». Телефон «01». | Чтение и обсуждение стихотворения И.Тверабукина «Андрейкино дежурство». | |
| Работа с родителями | Совместная деятельность | Предложить родителям сделать вместе с детьми поделки транспортных средств из природного и бросового материала, дорожные знаки | |
Апрель | 1 неделя | ОБЖ | «Чтобы нам не болеть» | -формирование сознательного отношения к необходимости укрепления здоровья). |
2 неделя | ПДД | Беседа: «Примерный пассажир». | Закрепить правила поведения в транспорте, умение принимать устойчивое положение, держать правой рукой за поручень, ноги слегка расставить, заранее готовиться к выходу, выходя, пропускать пожилых людей. | |
3 неделя | ОБЖ | Д /и «Один дома». | Познакомить детей с источниками опасности в быту, помочь уточнить и систематизировать данные представления, научить различать потенциально опасные предметы; способствует формированию мер предосторожности и возможных после6дствиях их нарушения. Укрепить зрительную память, | |
4 неделя | Пож.без-ть | Учебная эвакуация. Беседа: «Действия при пожаре» | -с использованием иллюстраций, плакатов. | |
| Работа с родителями | Изготовление пособий | Внесение и дополнение атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Дорожное движение». | |
май | 1 неделя | ОБЖ | Безопасность в природе | Продолжать формировать осознанное отношение к соблюдению правил безопасного поведения в природе. |
2 неделя | ПДД | Беседа: «Кого мы называем примерным пешеходом». | -Закрепить правила передвижения пешеходов по улице. | |
3 неделя | ОБЖ | «Безопасность на воде» Знакомство с правилами поведения у воды. | -Рассматривание иллюстраций. | |
4 неделя | ОБЖ | Безопасность в природе | Закрепить представления детей о безопасном поведении при встрече с насекомыми (осы, пчелы, клещи | |
Работа с родителями | Выставка семейных рисунков | - «Мы за безопасное движение». | ||
4 неделя | Пож.без.асность | Беседа о правилах безопасного поведения на природе . | Совершенствовать знания детей о безопасном поведении в природе. |
План работы взаимодействию с семьями воспитанников.
Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста.
Содержание работы с семьей по направлению
«Формирование основ безопасности»
Месяц | Формы работы | Цель |
Сентябрь | Выставка рисунков «Останови огонь» (сотрудничество педагогов, детей и родителей) | Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной безопасности. |
Октябрь | Буклет «Ребенок и взрослый на улице» Памятка «Пчелы и осы» | Привлечение внимания родителей к проблеме детской безопасности на улице, формирование чувств глубокой ответственности. |
Ноябрь | Информация в уголке для родителей «Безопасность в зимний период» | Распространение среди родителей знаний о правилах безопасного поведения детей в зимний период. |
Декабрь | Памятки для родителей «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» | Стимулирование родителей на соблюдение правил безопасности, ведущих к дорожно-транспортному травматизму детей. |
Январь | Оформление уголка безопасности в группе | Привлечение родителей к взаимодействию, совместному творчеству. |
Февраль | Буклет «Формирование основ безопасности у детей посредством чтения художественной литературы» | Стимулирование родителей к чтению детям детской литературы по формированию основ безопасности. |
Март | Консультация «Формирование культуры здоровья у дошкольников» | Пропаганда здорового образа жизни. |
Апрель | Размещение информации на сайте организации. | Обеспечение доступности информации по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста. |
Май | Родительское собрание «Безопасность детей на улице» | Обмен опытом по формированию основ безопасности у детей, установление дружеских отношений среди родителей группы. |
5. Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры
Ребенок и другие люди
- Имеет представления о том, что внешность (приятная или уродливая) человека не всегда означает его намерения.
- Сформированы навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.
- Умеет правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и соответственно реагировать на них.
- Владеет правилами взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома, в детском саду.
- Умеет говорить «Нет!» при вовлечении его в опасную ситуацию.
Ребенок и природа
- Сформировать основы экологической культуры.
- Имеет представления о том, какие действия человека вредят природе и ее обитателям, о взаимосвязи человека и природы.
- Знает и соблюдает правила поведения в природе.
- Различает съедобные и несъедобные грибы, съедобные ягоды и ядовитые растения.
- Сформированы навыки безопасного поведения при контактах с животными.
Ребенок дома.
- Сформированы представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды.
- Владеет правилами безопасного обращения с бытовыми предметами.
- Сформированы представления о том , что окно и балкон – источники опасности в доме, понимает смысл и выполняет требование о запрете подходить к данным объектам.
- Соблюдает необходимые меры предосторожности при обращении сбытовыми предметами.
- Умеет правильно оценивать свои возможности по преодолению опасности.
- Сформированы навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар», «Утечка газа».
- Имеет сформированные знания о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи, полиции.
- Умеет вызывать службы «01», «02», «03», «04».
- Знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Ребенок на улице
- Имеет представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
- Знает дорожные знаки. Классифицирует их на предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.
- Понимает, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.
Список используемой литературы
Методические пособия
- Безопасность Авдеева Н. Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. – СП., «Детство-Пресс», 2002г.
- Безопасность на улицах и дорогах: для детей старшего дошкольного возраста: Альбом/Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина.-М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.-32с.
- Беседы о здоровье: Методическое пособие. Шорыгина Т.А.-М.:ТЦ Сфера, 2007.-64с.
- Беседы о правилах пожарной безопасности. Шорыгина Т.А.-М.:ТЦ Сфера, 2008.-64с.
- Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Сентябрь-Ноябрь.Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 311с.
- Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Декабрь-Февраль.Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 351с.
- Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Март-Май.Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 347с.
- Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет.Саулина Т.Ф. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-112с
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. васильевой. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.В. Лободина. -Волгоград: Учитель, 2014 – 413с.
- ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий в 2-х частях. Сост. Фисенко М.А.-Волгоград: ИТД «Корифей». -80 с.
- Основы безопасности для детей 5-8 лет.Шорыгина Т.А. - М.: ТЦ Сфера, 2007-80с.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...
Обобщение опыта работы по теме - Формирование знаний и навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Идея опыта: создание условий по формированию у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в различных жизненных ситуациях....
«Формирование навыков безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на дороге» из личного опыта.
С развитием техники в нашей стране увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий. Эта тема жизненна необходима для обучения детей правилам дорожного движения. Причиной дорожно-транспортных ...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье формирование у детей старшего дошкольного возраста навыкам безопасного поведения описывается использование комплекса разнообразных мероприятий, методов и форм, тесная работа педагогичес...
Презентация к РМО "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ...
Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды деятельности»
Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей...
Статья Тема: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Статья Тема: «Формирование пространственных представлений удетей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...