Мастер-класс для педагогов "Путешествие в экологию"
методическая разработка на тему

Штых Юлия Юрьевна

Мастер-класс разработан для педагогов детских садов, с целью повышения компетентности по экологическому образованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс22.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«РОДНИЧОК»

Конспект Мастер-класс «Путешествие в экологию» (для педагогов)

Воспитатель: Штых Ю.Ю.2018 г.  Мастер-класс: «Путешествие в экологию».

 Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.

 Задачи:

Обучающие:

 Уточнить знания о природе, ее живых и неживых объектах и явлениях, о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания.

Развивающие:

 Закрепить знания о пользе применении лекарственных растений.  Расширить знания детей о животных, птицах и растениях, занесенных в Красную книгу ХМАО.

Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.

Развивать продуктивную деятельность.

 Способствовать формированию целостной картины мира природы, расширению кругозора детей.

 Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, музыке.

Воспитывающие:

 Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам.  Воспитывать ответственное и доброе отношение к родной природе.

Материалы и оборудование:

 Мультимедийное оборудование, ноутбук, сундучок, фломастеры, конверты с ситуациями, пословицами, ромашка, доски, картинки живой и неживой природы, фонограммы к песням.

Подготовка к Мастер-классу:

1.Подобрать высказывания и афоризмы о природе.

2. Подготовить презентацию опыта.

 4. Записать фонограммы песен о природе.

5 Подготовить конверты с заданиями.

 6.Картинки живой и неживой природы.

7. Игра: Ромашка.

 8. Кроссворд «Лекарственные растения»

9. Красная Книга ХМАО

Ход мастер-класса:

 Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему: «Путешествие в Экологию», он позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада. «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой». «Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта». Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: - воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); - формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие); - развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её). - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

  1. Презентация педагогического опыта. Предлагаю вашему вниманию презентацию из опыта работы Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». 2.Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми. Для того, чтобы было удобно нам сегодня общаться вы разделились на три команды. Цветные листочки будут означать название вашей команды. А сейчас предлагаю несколько приёмов работы по экологическому воспитанию.
  2.  Разминка - Блиц-вопросы. Отвечаем быстро. – Кто на себе дом носит? (Улитка) – Не птичка, а с крыльями. (Бабочка) – У какого зверя куст на голове? (лось). – Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб) – Куда исчезают насекомые с наступлением зимы? – Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти) – Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать) – Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта) – Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.) – Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка) – Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка) – Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла). – Какое животное называют “кораблём пустыни” верблюд
  3.  Д/И: «Собери правильно»

 Словно крыша над землею,

 Голубые небеса

 А под крышей голубою –

И поляны, и цветы,

 И, конечно, я и ты! –

Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир какой природы? (живой природы и мир неживой природы). На досках картинки живой и неживой природы перепутаны, вы должны их разделить. Для этого задания я приглашаю команду-зелёных. А пока команда работает мы с вами вспомним правила поведения на природе.

(воспитатели по очереди перечисляют правила поведения на природе)

   Команда готова, пожалуйста назовите, что входит в понятие живая и неживая природа и что было лишнее, а мы проверим. Следующее задание для команды -жёлтых 4.  Решение педагогических ситуаций.

 (конверт с заданием у вас на столе)

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…». Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

 2. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Как вы поступите в данной ситуации?

 А мы пока поиграем.

  Шуточная игра «Концовки обманки». Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете: 1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).  

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).

 4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).

 6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).

 7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

 12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

Команда желтых готова отвечать.

 Пожалуйста читайте ситуацию и объясняйте.

А сейчас для всех.

 5.Музыкальная пауза. Предлагаю послушать фрагменты из песен о природе и назвать песню.

 («Урожайная», «Если добрый ты», «В траве сидел кузнечик», «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Падают, падают листья»

 6. Творческое задание. Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое для команды-красных. В конверте у вас написаны пословицы, вы должны нарисовать пословицу так, чтобы другие команды смогли ее “прочитать”.

1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Готовь сани летом, а телегу зимой.

Пока команда готовиться, мы с вами поиграем.

А для вас. Конкурс «Волшебный сундучок» – что находится в сундучке отгадайте?

 Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

 И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода). (бутылка с водой)

В сундучке, то без чего не сможем жить.

Ни есть, ни пить, ни говорить.

 И даже, честно говоря, разжечь не сможем мы огня. (Воздух) (воздушный шарик)

Ароматические мешочки «Определи по запаху» (ромашка, мята) они позволяют детям определить запахи лекарственных растений (ароматераппия)

Команда готова показать нам свой ответ

5 Показывайте, что у вас получилось, а мы постараемся отгадать.

Я предлагаю вам волшебный цветок Ромашку с интересными фактами по очереди, отрываем лепесток, и зачитываем начиная со слов А знаете ли вы?

8. Ромашка:

«А знаете ли вы?»

1) что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.

2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.

 3)Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.

 4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.

5)Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало( консервные банки, шляпы, кастрюли)

6)Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.

 7)Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.

 8)Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.

9) Глаз у страуса больше, чем его мозг.

10) Гигантский кальмар имеет самый большой глаз в мире.

Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.

 9. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать экологический кроссворд «Лекарственные растения»

 Если все слова угадаем, то получим сердечное лекарственное растение.

1.Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

 Нам идет на чай.

Что за травка отгадай- чабрец 

2. Он красивой розе брат,

Если ты не виноват,

Все равно имей ввиду,

Может уколоть в саду. - шиповник 

3.В сенокос горька,

 А в мороз сладка.

 Что за ягодка?- рябина 

4.Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? Подорожник 

5.Горькая травка,

К животу поправка,

И сама душиста,

И метёт чисто. – полынь.

 6. Он "любит - не любит" ответить нам может

И глянет приветливо желтым глазком.

 Аптечный цветок на него так похож,

 Его мы лекарственным другом зовем- ромашка 

7.Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... Одуванчик 

8.Весной растет, Летом цветет,

 Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

 А цветок-то, медок,

Лечит от гриппа,

 Кашля и хрипа.- липа

9. Возле дома куст растёт,

 Белым цветом он цветёт –

Будут ягоды на нём,

Осенью их соберём.

Хоть на вкус и не малина,

А полезная ... калина

Ключевое слово- Сердечное средство-боярышник

10

 А сейчас мы пройдёмся По страницам Красной книги ХМАО (слайд)

 Я считаю, что ученые не зря решили издать Красную Книгу, в нашем округе она была создана на основании Постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 28 октября 1999 года № 439. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета?

Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем. Давайте вспомним какие животные птицы и растения, занесены в красную книгу нашего округа и находятся на территории кондинского района.

 Верхне-Кондинский заказник
Целью создания Верхне-Кондинского заказника является охрана и воспроизводство уникальной колонии западносибирского подвида речного бобра. Заказник подчинен заповеднику "Малая Сосьва".

На территории заказника встречается 12 видов сосудистых растений, которые внесены в Красную книгу Ханты-Мансийского округа – кувшинка чисто-белая, прострел желтеющий, пион марьин корень, гвоздика разноцветная, башмачок капельный, любка двулистная, тайник сердцевидный и другие. Многие растения обладают ценными лечебными свойствами, а также имеют пищевое значение и отличаются высокой декоративностью.

Из перечисленных редких видов на территории заказника гнездятся гуменник, скопа, орлан-белохвост, кобчик, серый журавль, большой кроншнеп, филин. На пролетах встречаются краснозобая гагара, краснозобая казарка, обыкновенный турпан, обыкновенный осоед, большой подорлик,   беркут, кречет, сапсан, стерх, кулик-сорока, длиннопалый песочник, серый сорокопут.

Спасибо всем за внимание и участие в моём мероприятии

В концу мастер-класса дарю сердечки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс Экологическая игра "Заседание юных экологов"

Цель: обобщить знания о живой и неживой природе, формировать познавательный интерес к природе родного края....

Мастер класс для воспитателей «Путешествие в экологию «

Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии: повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность....

Мастер-класс для педагогов на тему «Экология для дошкольника»

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов, развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии. Задачи: 1 Уточнить знания о природе, ее живых и неживых объектах и я...

«Экологическое содержание в воспитательно-образовательном процессе. Применение современных технологий» Мастер – класс по изготовлению лэпбука по экологии для дошкольников

laquo;Экологическое содержание в воспитательно-образовательном процессе. Применение современных технологий»Мастер – класс по изготовлению лэпбука по экологии для дошкольниковЦель: закрепи...

Мастер-класс: по созданию экологического мультфильма «Экология в сказках»

Мастер-класс: по созданию экологического мультфильма «Экология в сказках»...

Мастер класс для воспитателей «Путешествие в экологию».

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесн...