"ИКТ как средство развития познавательной активности дошкольников"
статья по теме
«Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра”
Джон Дьюи
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012) дошкольное образование, которое является одним из уровней общего образования, должно соответствовать современным требованиям, предъявляемым к реализации образовательного процесса. Поэтому информатизация в детском саду стала необходимой реальностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Н В Орлова
МБДОУ г.Иркутска детский сад №125
«ИКТ как средство развития познавательной активности дошкольника»
«Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра”
Джон Дьюи
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012) дошкольное образование, которое является одним из уровней общего образования, должно соответствовать современным требованиям, предъявляемым к реализации образовательного процесса. Поэтому информатизация в детском саду стала необходимой реальностью.
Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе. [1, 7]
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования, формирования общих учебных умений, оптимизации познавательной деятельности учащихся, взаимоотношений детей со сверстниками и учителем; роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности учащихся. Cчитаются, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка. Определяется познавательная активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.[5, 100]
Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника. Поэтому новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения. Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, создавая основу для формирования новых типов мышления.
С внедрением ИКТ возникает целый ряд новых детских деятельностей тесно связанных с компьютером (компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игра-воображение и т.д.), в них во всей полноте проявляются такие познавательные процессы, как произвольное внимание, запоминание мышление, представление, память, восприятие. [3, 65]
Нужно помнить, что информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. [1, 25]
В непосредственной работе с дошкольниками мы не используем непосредственную работу детей на ПК, так как считаем, что это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.
Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей и познавательной активности детей. [4, 83]
Использование развивающих компьютерных программ.
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудио-восприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей: исследовательский характер, легкость для самостоятельных занятий ребенка, развитие широкого спектра навыков и представлений, высокий технический уровень, возрастное соответствие, занимательность. Развивающие игры широко использую и с целью формирования математических представлений (форма, количество и счет, временные представления, ориентировка в пространстве), логического мышления, внимания, памяти. Особенно интересно они проходят при работе с интерактивной доской. [2, 45]
Использование мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Непосредственная образовательная деятельность в моей группе проводится эмоционально, ярко, с привлечением большого набора иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Все это обеспечивает компьютерная техника (проектор, персональный компьютер, интерактивная доска, аудиосредства) с ее мультимедийными возможностями. У компьютера существует способность воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные, что позволяет создавать для детей мультимедийные презентации.
Мною подобраны серии презентаций («Путешествие капельки», «Читаем сказки») по тематическим блокам, в которых презентациях использую загадки, красочные иллюстрации, познавательный материал, взятый из энциклопедий для детей и Интернета. Используются презентации для того, чтобы иметь возможность рассмотреть сложный материал поэтапно. Это касается нового материала по ознакомлению детей с окружающей действительностью. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у ребят. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Например, можно наглядно представить процессы в неживой природе, такие, как смена времен года, круговорот воды в природе, свойства веществ, наблюдение за движением планет и др.
Так, например, при знакомстве детей подготовительной группы с планетами и звездами Солнечной Системы кроме просмотра книг и энциклопедий применяла просмотр мультимедийных презентаций с включением звуковых эффектов, так как использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу по любой теме.
При знакомстве с озером Байкал использовала свою созданную презентацию, так как мало, кто из детей в группе были на этом озере и не имеют о нем представлений по фрагментам двух видеофильмов «У края чарующей бездны» и «Глаза в глаза с байкальской нерпой».
В последнее время начала использовать интерактивную доску на занятиях в опытно-экспериментальной деятельности с детьми. С помощью специальных программ мы можем провести опыт который во время занятия провести нет возможности, например, измерить температуру горячей воды, взвешивание тел на рычажных весах (так как их просто нет в наличии), опыты, связанные с электрическими явлениями, измерение размеров малых тел и многое другое.
Применение компьютерных слайдов, презентаций, клипов, звуковых эффектов в процессе обучения детей на занятиях имеет следующие достоинства:
- возможность демонстрации различных объектов в многократно увеличенном виде;
- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- стимулирует познавательную активность детей
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни
Однако при всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы: недостаточная материальная база ДОУ и ИКТ-компетентность педагогов. Если педагогическому коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ станут прекрасным помощником процесса обучения.
Применение компьютерных технологий в процессе обучения дошкольников – это возможность проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя
Литература:
- Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
- Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.
- Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997г.
- Петрова Е. "Развивающие компьютерные игры". Дошкольное воспитание, 2000г., № 8, с. 60 - 68.
- Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. – Шадринск, 1992.- С.34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...
«Проект, как средство развития познавательной активности дошкольников. Проект "Деревья на участке нашего детского сада"
Представлены материалы по проведению проекта: актуальность, цель и задачи,этапы проведения проекта ,план и материал для использования в ходе проекта....
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Программа по экспериментальной деятельности в детском саду...
Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника
Выступление на педсовет Проблемное обучение – как средство развития познавательной активности дошкольника...
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.
Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....
«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средст...