«Проект, как средство развития познавательной активности дошкольников. Проект "Деревья на участке нашего детского сада"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Представлены материалы по проведению проекта: актуальность, цель и задачи,этапы проведения проекта ,план и материал для использования в ходе проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uchastok_dou_derevya.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
«Деревья на участке нашего детского сада»
Исследовательско – творческий проект,
групповой, среднесрочный.
Автор:воспитатель
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №16 комбинированного вида г. Североморска
Кузьминова Лариса Евгеньевна
Исследовательско – творческий проект, среднесрочный, групповой.
Старший дошкольный возраст.
«Деревья на участке нашего детского сада»
Актуальность темы: Понятие национально – региональный компонент очень обширное и включает в себя много направлений работы с детьми. Это и ознакомление с природой, социальный мир и своеобразие национально – культурной среды, экологические отношения человека и природы ближайшего окружения – Кольского Заполярья. Знакомя ребенка с природой Родного края, мы даем толчок к расширению его горизонта познания и направляем малыша в мир общечеловеческих ценностей.
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного (1 стр.3)
Одним из инновационных методов решения этих задач является метод проекта.
Проект «Деревья участка нашего детского сада»
Автор проекта: Кузьминова Л.Е
Воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 г. Североморск
Участники проекта: воспитатели; дети старшей группы «Улыбка», родители музыкальный работник, инструктор по физкультуре.
Вид проекта: Среднесрочный, исследовательско - творческий, групповой.
Сроки реализации: с 15.09.11г. по 15.12.11г.
Проблема: хотим узнать, «Какие породы деревьев растут на участке нашего детского сада?»
Цель проекта
Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.
Задачи:
Дать детям знания о деревьях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.
Научить детей пользоваться простейшими способами обследования деревьев.
Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.
Развивать умение использования моделей в исследовательской деятельности.
Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
Формы и методы реализации проекта
работа на занятиях;
рисование на природе (на песке, на снегу, рисование с натуры);
наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
индивидуальная работа с детьми;
рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
чтение художественной литературы о природе;
утренние беседы;
работа в книжном уголке;
тематические выставки работ;
посещение музеев и выставок, библиотек;
дни творчества;
тематические праздники;
взаимодействие с семьей.
Предполагаемые результаты:
Расширится кругозор детей о растительном мире Кольского полуострова.
Дети смогут использовать схемы для составления загадок, модели для обозначения условий для роста растений.
Дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.
Этапы проведения проекта:
1этап – подготовительный:
Диагностика знаний детей по теме проекта (приложение7)
Выявление мнения родителей (Приложение 8)
Подготовка развивающей среды (приложение 2)
Составление плана проекта (приложение1)
2 этап – практический
Работа с детьми (приложение 3)
Работа с педагогами
Взаимодействие с родителями
3 этап – итоговый
Диагностирование детей
Анкетирование родителей
Выставки
Создание гербариев
Формы и методы реализации проекта:
. работа на занятиях;
рисование на природе ( на песке, на снегу, рисование с натуры);
наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
индивидуальная работа с детьми;
рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
чтение художественной литературы о природе;
утренние беседы;
работа в книжном уголке;
тематические выставки;
посещение музеев и выставок, библиотек;
дни творчества;
тематические праздники;
взаимодействие с семьей.
Выводы
По окончании проекта уровень знаний детей о деревьях Кольского севера повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе, повышению у них познавательного интереса.
Ресурсное обеспечение проекта
Методический инструментарий: картотека игр, конспекты занятий, сценариев развлечений и т.д.
Подборка художественной литературы.
Материал для художественного творчества.
Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей.
Фильмы о природе Кольского Севера.
Приложение.
1.Этапы проведения проекта
«Какие деревья растут на участке нашего детского сада?»
№ | Этапы проекта | Участники |
1. | Подготовительный этап |
1. | Диагностика знаний детей, с занесением полученной информации в таблицу. Диагностика по теме: «Какие деревья ты знаешь?» | Воспитатели |
2. | Изучение методической литературы | Воспитатели |
3. | Фокус - группа с родителями о цели проекта | Воспитатели |
4. | Познакомить родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы | Воспитатели |
5. | Консультации в родительский уголок: «Игры с детьми на прогулке». «Учите детей видеть красоту природы». «Сезонные изменения в природе». | Воспитатели |
2 | Практический этап |
1. | 1. | Чтение рассказов, стихов, загадок и их обсуждение на протяжении проекта «Дедушка Дерево» Э Машковская «Рябина покраснела», «Осинке холодно» М. Пришвин «Осень» Г. Скребицкий «Ива» А. Фет «Рябина» И. Суриков Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта. Без вербы – не весна. Береза не угроза: где стоит, там шумит. Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед. Деревья скоро сажают, да не скоро плоды едят. | Воспитатели и родители |
2. | 2. | Занятия: Заучивание стихотворения А. Толстого “Осень” Составление описательных рассказов о деревьях Рисование «Осеннее дерево» | Воспитатели и дети |
3. | 4. | Опыты: «Распускание веток при различных условиях»; Беседа: «Почему у нас на участке не растет дуб?» | Воспитатели и дети |
4. | 5. | Дидактические игры: «Узнай по описанию»; «Четвёртый лишний»; «Собери дерево» «Бывает – не бывает»; «От какого дерева листок»; «Времена года». | Воспитатели и дети |
5. | 6. | Составление загадок с использованием символов « Отгадай дерево» | Воспитатели и дети |
6. | Сбор листьев для гербариев | Дети, родители, воспитатели |
7 | Экскурсия в парк им. Сафонова, Пешеходные прогулки по улицам города. Наблюдения за деревьями. | Воспитатели |
8. | Музыкальные тематические праздники | Музыкальный руководитель |
9. | Физкультурные тематические занятия | Инструктор по физкультуре |
3 | Итоговый этап |
1. | 1. | Итоговая мультимедийная презентация «Деревья на участке нашего детского сада» | Воспитатели |
2. | 2. | Мультимедийная презентация, «Какие деревья растут на участке нашего детского сада» | Воспитатели, дети |
3. | Составление гербариев | Родители, дети |
4. | Выставка «Осенняя сказка» | Воспитатели, родители, дети |
2.Предметно – развивающая среда
3.Работа с детьми
Работа |
Образовательная область | форма | тема | Место проведения | количество |
Познание | Наблюдения | «За деревьями», «Какие листья на деревьях». «Рассмотрим кору». «Как расположены ветки у разных пород деревьев» | Участок ДОУ | систематически |
Занятие | «Растительный мир Кольского полуострова» | Группа | По плану |
Дидактические игры | «Узнай дерево», «Собери дерево», «От какого дерева листок?», «Узнай по описанию», «Чем отличаются и чем похожи деревья?» «Загадай загадку» | Группа, участок ДОУ | систематически |
Рассматривание альбомов, фотографий | «Деревья». «Природа Севера» | группа | систематически |
Экскурсии, пешие прогулки | По улицам города, в парк им. Сафонова | город | 1 раз в неделю |
Коммуникация |
Пересказ рассказа | Г. Скребицкий «Осень» | группа | По плану |
Составление описательных рассказов | «Опиши дерево», «Опиши листок» | Группа, участок ДОУ | По плану |
Чтение художественной литературы | Заучивание стихотворений | А. Толстой «Осень» | группа | По плану |
Чтение стихов, загадок, рассказов | М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», О. Зыкова «Береза», «Осина», И. Суриков «Рябина», Э. Мошковская «Дедушка Дерево» | группа | По плану |
Рассматривание иллюстраций | группа | По плану |
Художественное творчество | Рисование, аппликация, лепка. | «Рисуем пейзаж», «Осеннее дерево», «Разноцветные листочки», «Пластилиновое дерево», «Белая береза» | группа | По плану |
Рассматривание репродукций пейзажей | И. Шишкин. «Зима» И. Грабарь. «Зимний пейзаж», «Роскошный иней», «Февральская лазурь» К. Юон. «Мартовское солнце» И.Левитан. «Золотая осень» В. Поленов. «Золотая осень» Л. Бродская. «Золотая осень» И. Грабарь. «Ясный осенний вечер». | группа | По плану |
Социализация | Посещение выставок | Городской выставочный зал | декабрь |
Музыка | Тематические праздники | Осенний праздник | Музыкальный зал | октябрь |
Физкультура | Занятия, пешие прогулки | Включение игр по теме | Участок детского сада. | По плану |
4.Опыт: «Распускание веток».
№ | Где быстрее распустятся листочки | Ветки рябины | Ветки ивы |
1. | В светлом месте | Появились зеленые листочки за 5 дней | Появились зеленые листочки за 7 дней |
1. | В темном месте | Появились листочки светло – зеленого цвета за 10 дней | Появились листочки светло – зеленого цвета за 12 дней |
2 | В теплом месте | Появились зеленые листочки за 5 дней | Появились зеленые листочки за 7 дней |
2 | В холодном месте | Не появились листочки | Не появились листочки |
3 | В воде | Появились зеленые листочки за 5 дней | Появились зеленые листочки за 7 дней |
3 | Без воды | Не появились листочки | Не появились листочки |
Дети ежедневно наблюдают за ветками и отмечают в календаре наблюдений изменения.
Вывод: чтобы на ветках появились листочки, нужна вода, свет, тепло. Но листочки маленькие и все равно засыхают. Дерево должно расти в земле. У деревьев длинные корни.
5.Пословицы и поговорки о деревьях
Без вербы – не весна.
Береза не угроза: где стоит, там шумит.
Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед.
Деревья скоро сажают, да не скоро плоды едят
Потешки , песенки.
Береза моя, березонька
Береза моя белая,
Береза моя кудрявая!
Стоишь, ты березонька,
Стоишь ты, кудрявая,
Посередь долинушки;
На тебе, березонька, листья зеленые;
Под тобой, березонька, трава шелковая.
-Ты, рябинушка
Раскудрявая,
Ты когда взошла,
Когда выросла?
- Я весной взошла,
Летом выросла,
По зорям цвела,
солнцем вызрела.
Плачет ивушки, осинки:
Осень листья рвет с ветвей.
У сосенки не слезинки –
Платье зелено на ней!
Латышская народная песенка.
Диагностика знаний детей о деревьях.
Начало проекта:15. 09. 2011
Конец проекта:15.12.2011
Уровень знаний | Начало проекта | Конец проекта | примечание |
1 | высокий | ____ | ____ | 8 чел. | 24% |
2 | средний | 15 чел | 72% | 13чел. | 62% |
3 | низкий | 6 чел. | 28% | 2 чел | 8% | Дети находились в отпуске. |
Выводы: по окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе Кольского Севера, повышению познавательного интереса.
Календарь наблюдений за погодой
Календарь настольный
Развивающие дидактические игры
Предметно – развивающая среда в группе
Деревья на участке ДОУ
Альбомы о природе, фотоальбомы
Художественная литература о природе
Материал для художественной деятельности
энциклопедии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...
Экспериментирование в детском саду как средство развития познавательной активности дошкольника
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму»...
Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» для детей среднего дошкольного возраста
Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»для детей среднего дошкольного возраста...
Проект на тему «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду»
Актуальность проектаСовременное общество все больше зависит от технологий и именно поэтому все более пристальное внимание уделяется такой области нашего интеллекта, как техническое мышление. Что ...
Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» «Юные модельеры и инженеры»
Проект на тему: «Развитие познавательной активности: технического мышления и моделирования в детском саду» «Юные модельеры и инженеры» в подготовительной к школе группе.С...
Проект на тему: "Развитие познавательной активности:технического мышления и моделирования в детском саду" "Юные модельеры и инженеры"
Современное социально – экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу. Всё больше и больше говорится о переходе к «безлюдному» роботизирован...
Экспериментирование в детском саду как средство развития познавательной активности дошкольника
Экспериментирование в детском саду как средство развития познавательной активности дошкольника...