ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И САМОМАССАЖ - НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ
материал на тему

Молчан Ирина Дмитриевна

Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения, где основной  целью  здоровьесберегающих образовательных технологий является  сохранение и совершенствование здоровья ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И САМОМАССАЖ - НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ.

Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения, где основной  целью  здоровьесберегающих образовательных технологий является  сохранение и совершенствование здоровья ребенка. На современном этапе здоровье ребенка можно рассматривать, как состояние полного духовного, физического, социального, интеллектуального, психо-эмоционального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Исходя из этого для развития здорового ребенка необходимо:

- обеспечение условий для  сохранения и совершенствования здоровья,

- формирование  необходимых знаний здорового образа жизни,

- умение использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Какими способами и средствами выработать у дошкольника осознанное отношение к своему здоровью? При проектировании условий развития двигательного творчества детей можно использовать  нетрадиционные формы оздоровления с релаксационной ориентацией,  дыхательной гимнастики (способствует развитию и укреплению грудной клетки), самомассажа.

Эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием,  способствует умению управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

С помощью дыхательных упражнений, которые основаны на носовом дыхании, развивается  ещё несовершенная дыхательная система ребёнка,  укрепляются  защитные силы организма основаны на носовом дыхании. Не случайно поэтому, физиологи предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. И наша задача научиться и научить детей правильно дышать. 

Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.

Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлиненным  и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетании звуков (ах, ох, ух). Эти дыхательные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме («жужжит пчела», «гудит пароход», «стучат колеса поезда» и пр.). Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.

Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

Таким образом, использование дыхательных упражнений, в комплексах утренних зарядок, физкультминутках и занятиях, помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.

Однако, не только дыхательная гимнастика, но и самомассаж укрепляют здоровье ребенка.

Рассмотрим особенности детского самомассажа.

Самомассаж  - научно-обоснованный, испытанный многолетней практикой, наиболее адекватный и физиологичный (то есть близкий организму человека) метод, который позволяет успешно решать проблемы, как профилактики, так и лечения различных заболеваний, это и делает самомассаж популярным, особенно в детской практике.

Детский самомассаж выделяется, как особый вид массажа, так как способствует не только оздоровлению или лечению ребёнка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию. Под действием самомассажа в организме человека происходит ряд местных и общих реакций, в результате этого сложного биологического процесса нормализуется деятельность всех органов и систем, улучшается питание (а значит, и рост) костей и мышц, кожа становится упругой и эластичной. Массажные приёмы, в зависимости от их характера, силы и продолжительности, меняют состояние коры головного мозга, причём действие самомассажа тем сильнее, чем младше ребёнок.

Важной особенностью детского самомассажа является осторожность в выборе приёмов, применяются все приёмы классического массажа, элементы точечного массажа и других видов рефлексотерапии, однако предпочтение следует отдавать более мягким и нежным воздействиям. Разнообразные поглаживания, осторожное растирание (лучше подушечками пальцев, что увеличивает чувствительность рук массирующего), мягкое разминание, лёгкие ударные приёмы - всё это позволяет добиваться нужного результата, не причиняя ребёнку неприятных ощущений. Это не значит, что такой массаж неглубокий и неэффективный, напротив, хорошо владея техникой и зная действие различных приёмов, можно менять характер воздействия.

В зависимости от цели самомассаж может быть тонизирующий или расслабляющий, тонизирующий самомассаж проводится в более быстром темпе, применяются все основные приёмы, но растирание и разминание выполняются более энергично, больше используется ударных приёмов. Расслабляющий самомассаж отличается плавностью и равномерным ритмом движений, применяется большое количество поглаживаний, расслабляющих вибраций (например, потряхивания), растирание и разминание - более медленное и глубокое, ударных приёмов меньше. В любом случае самомассаж должен быть безболезненным, это, пожалуй, главное отличие детского массажа от взрослого, где допускаются некоторые болезненные воздействия (многие взрослые считают безболезненный массаж слишком слабым и, значит, неэффективным).

В работе с детьми можно использовать точечный самомассаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных  точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с "общением" со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный самомассаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

Игры с элементами самомассажа дают возможность целенаправленно воздействовать на биологически активные точки кожи, но ребенок здесь не просто «работает», а играет своим телом. Он мнет, разглаживает, «лепит» свое тело, словно ваятель, как бы заново создавая, его по законам красоты.

Когда ребенок «лепит» красивое лицо, он поглаживает лоб, щеки, крылья носа.  Для упругости кожи надавливает пальцами на  активные точки переносицы, середины бровей, разглаживает брови, проводит по векам, похлопывает по щекам, подергивает носом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то новое и прекрасное способствует развитию чувства любви к собственному телу, внимательного и бережного отношения к нему.

Наиболее актуальными  видами самомассажа являются: массаж пальцев рук, стоп, спины,  лица и биологически активных точек,  тела и ног.

При самомассаже пальцев рук следует использовать следующие приемы: вытягивание каждого пальца и надавливание на него; растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.

При самомассаже других частей тела используем приемы: поглаживание, растирание, разминание,  поколачивание.

 При самомассаже стоп используем: ходьбу по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам, самомассаж стоп, катание стопами различных предметов (гимнастическая палка, массажный мяч, орехи, специальные тренажеры.)

 Самомассаж  рук и пальцев включает в себя: многочисленные пальчиковые гимнастики, массаж рук и пальцев рук с помощью специальных тренажеров, с помощью одного и двух грецких орехов, ходьбу по массажным коврикам и дорожкам (упор на руки).

При самомассаже спины можно использовать: игровой взаимомассаж, массаж специальными и самодельными массажерами, массаж гимнастическими палками, массаж при выполнении перекатов на спине «Качалочка» вперед – назад, в стороны, упражнения на мяче (большом)

Самомассаж  лица и биологически активных точек (профилактика простуды) включает в себя: игровой самомассаж  «Нарисуем лицо», «Снеговик» и др.;

К самомассажу тела и ног можно отнести: игровой самомассаж «Лягушата», «Мочалочка», массаж специальными и самодельными массажерами, растирание массажными рукавичками, выполнение упражнений «Бревнышко», «Змея».

Игровой самомассаж обеспечивает сенсорное развитие. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Малыши также оценивают холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик,  и идущий по лесу медведь,  одинаково ярко, хотя и по разному, представляются детям. Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки быстро запоминаются, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению. На занятиях дети с большим интересом не только выполняют массаж сами, но и наблюдают за проведением массажа другими детьми.

Таким образом, массаж благоприятно влияет на физическое и нервно-психическое развитие детей дошкольного возраста, способствует своевременному возникновению двигательных навыков и их последовательному совершенствованию. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж и дыхательная гимнастика  помогают предупредить заболевания. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика В.Т. Никонорова, как средство оздоровления организма.

Цель комплексов массажа и дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности з...

Методическое пособие по здоровьесберегающим технологиям. (дыхательная гимнастика и самомассаж)

В древних писаниях говорится: «Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом»С дыханием связ...

"Использование дыхательной гимнастики и самомассажа в группе для детей с ТНР".

Использование дыхательной гимнастики и самомассажа в группе для детей с ТНР....

Утренняя гимнастика с элементами логоритмики, дыхательной гимнастики и самомассажа.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждения детский сад №7 «Радуга»Кулундинский район Алтайский край ул Целинная 77        Утренняя...