Система оценивания образовательных достижений воспитаников
методическая разработка по теме
Диагностика дошкольников и методики различных видов, направленностей помогают педагогам и родителям разобраться в эмоциональном и психологическом состоянии ребенка, определить его готовность к детскому саду, школе, показать уровень знаний, сообразительность и т.д. Например, некоторые тестирования могут показать особенную предрасположенность будущего ученика к определенным предметам. Тогда имеет смысл отдать ребенка в специализированную школу. Например: с уклоном на иностранные языки, математику, лингвистику, информатику и так далее. В случае же если тестирование показывает недостаточный багаж знаний и умений, всегда можно заранее подготовиться и наверстать упущенное по какой-либо причине. Тестирование помогает разобраться в межличностных отношениях, комплексах, проблемах в семье, различных психологических отклонениях от нормы, найти пути решения проблемы, что особенно важно, первопричину нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.docx | 17.92 КБ |
metodika_2.docx | 25.84 КБ |
metodika3.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Образец и правило», (по Л.А.Венгером)
Направлена на выявление умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов, эта методика позволяет оценить уровень развития наглядно-образного мышления.
Описание методики: Каждое задание представляет собой фигуру-образец и расположенные справа от неё «точки» разной формы (мелкие кружочки, треугольники и крестики).
Правила выполнения задания:
После раздачи материала, воспитатель объясняет последовательность выполнения задания. Дети могут заметить, что точки разные, воспитатель поддерживает инициативу детей: «Правильно». Одни точки как маленькие крестики, другие как маленькие кружочки, есть точки как маленькие треугольнички. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками, или между двумя крестиками, или между двумя треугольниками. Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведёте неправильно, сотрите её резинкой. Когда нарисуете эту фигурку, будете приступать рисовать следующую. Правило остаётся таким же: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками».
Затем детям предлагают приступить к выполнению задания. Воспитатель следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача и, окончив решение очередной задачи, ребёнок переходил к следующей. Никакие дополнительные разъяснения не даются, все действия детей поощряются (даже в случае неверного решения). По просьбе ребёнка ему может быть индивидуально повторена инструкция, может быть разъяснено, что наличие в изображённой фигуре двух одинаковых точек не запрещено правилом: единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были соединены отрезком («линией»). Пассивных детей нужно одобрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить».
Материал: лист с заданиями, которые раздаются детям (на обратной стороне указаны данные о ребенке – фамилия, имя и возраст).
За каждую из 6 задач ставится оценка, которая оценивается по бальной системе от 0 до 2 баллов:
- Если в задаче нарушено правило и неверно воспроизведен образец, ставится 0 баллов;
- Если нарушено правило, но безошибочно воспроизведен образец, ставится 1 балл;
- Если не нарушено правило, но неправильно воспроизведен образец, ставится 1 балл;
- Если не нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 2 балла.
Но если при выполнении какой-либо задачи, ребенок провел хотя бы одну линию не между заданными точками, за это ставится 0 баллов (за исключением тех случаев, когда имеется небольшая неточность, вызванная моторными или сенсорными трудностями).
А иногда бывает, когда ребенок сам ставит дополнительные точки, то оценивается 0 баллов.
Погрешности в проведении линий не учитывается, но и не снижается оценка (кривые, дрожащие линии и т.п.).
Суммарный балл (СБ) – подсчитывается путем суммирования баллов, полученные за все 6 задач, так же он может колебаться от 0 до 12 баллов. По результатам задания выделяется пять уровней.
Методика «Лабиринт» (Л. А. Венгер)
Цель: диагностика развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста.
Тест на внимание:
В этом задании показываю рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку палочку, двигая её по рисунку, пройти весь лабиринт как можно быстрее и не касаясь стенок лабиринта.
Оценка результатов:
10 баллов – задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.
8-9 баллов – задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек. Проходя через лабиринт, ребенок 3 - 4 раза коснулся палочкой до его стенок.
6-7 баллов – задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек. Проходя лабиринт, ребенок 3 – 4 раза коснулся его стенок.
4-5 баллов – задание выполнено за время от 80 до 100 сек. Проходя лабиринт, ребенок 5 – 6 раз дотронулся до его стенок.
2-3 балла – задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек. Проходя лабиринт, ребенок 7 – 9 раз коснулся его стенок.
0-1балл – задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек. или совсем не выполнено.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8-9баллов – высокий.
4-7баллов – средний.
2-3балла - низкий.
0-1балл – очень низкий.
Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина
Предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.
«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».
При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.
«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».
«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».
«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».
Оценка результатов:
Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:
4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
0 баллов – отсутствие сходства.
За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:
0-3 баллов – низкий;
3-6 баллов – ниже среднего;
7-10 баллов – средний;
11-13 баллов – выше среднего;
14-16 баллов – высокий.
Предварительный просмотр:
Методика изучения словарного запаса детей М.А. Поваляевой.
Направлена на выявления способности детей быстро подбирать наиболее точные слова, употреблять обобщающие слова. Включает в себя 4 задания.
Задание №1. Классификация понятий
Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных.
Задание №2. Подбор антонимов.
Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребёнку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению (грустный – весёлый, молодой – старый, тонкий – толстый, трусливый – смелый; бежать – стоять, смеяться – плакать, разговаривать – молчать; высоко – низко, далеко – близко).
Задание №3. Подбор синонимов.
Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребёнку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению, (например: хмурый, весёлый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).
Задание №4. Подбор определений.
Проводится в форме игры в слова. Ребёнку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать ещё? Каким оно может быть?)
Описание методики
Цель: определение ведущей формы общения со взрослыми.
Проведение обследования: Диагностика форм общения проводится следующим образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, чтобы он хотел: поиграть с игрушками (1 ситуация), почитать книжку (2 ситуация) или поговорить
3 ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок.
После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более 15 минут.
Составление рассказа по серии сюжетных картин
«Маленький помощник»
Цель: Занятие формирует нравственное поведение в общении с незнакомыми людьми, развивает связную речь.
Дидактический материал: сюжетные картинки:
1)Шофер ремонтирует машину. Подъезжает на велосипедисте мальчик.
2) Велосипед стоит в стороне, мальчик держит ключ, а шофер чинит машину.
3) Шофер благодарит мальчика, мальчик садится на велосипед.
4) Мальчик дома, лицо и руки грязные. Мама спрашивает, почему он такой грязный.
Ход занятия: Педагог выставляет перед детьми серию сюжетных картинок, просит внимательно их рассмотреть и ответить на следующие вопросы:
Что случилось с машиной?
Что сделал шофер?
Кто помог шоферу?
Каким мальчик пошел домой?
Как объяснил маме, почему он такой грязный?
Образец рассказа
В дороге сломалась машина. Шофер стал ее ремонтировать. Мимо проезжал мальчик. Он остановил свой велосипед, подошел к шоферу и стал ему помогать. Мальчик подает шоферу инструменты. Машина починена. Шофер благодарит мальчика. Мальчик уезжает домой. Дома его встречает мама. Она испугалась, увидев его таким грязным. Но мальчик объяснил маме, что он помогал шоферу чинить машину. Мама не стала ругать сына, потому что он совершил добрый поступок.
Б.Житков: «Как слон спас хозяина от тигра»
Цель: обучение детей адекватному поведению в конфликтной ситуации, воспитать гуманное отношение друг к другу - не унижать достоинство другого, формирование коммуникативного умения и личностных качества – симпатия.
У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова. Лес был глухой и дикий. Слон протаптывал хозяину дорогу и помогал валить деревья, а хозяин грузил их на слона.
Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел. Хозяин тоже оглянулся, но ничего не заметил. Он стал сердиться на слона и бить его по ушам веткой, а слон загнул хобот крючком, чтоб поднять хозяина на спину. Хозяин подумал: «Сяду ему на шею - так мне ещё удобней будет им править». Он уселся на слона и стал веткой хлестать слона по ушам. А слон пятился, топтался и вертел хоботом. Потом замер и насторожился. Хозяин поднял ветку, чтоб со всей силы ударить слона, но вдруг из-за кустов выскочил огромный тигр. Он хотел напасть на слона сзади и вскочить на спину.
Но, он попал лапами на дрова, дрова посыпались. Тигр хотел прыгнуть другой раз, но слон уже повернулся, схватил хоботом тигра поперёк живота, сдавил как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами. А слон уж поднял его вверх. А ноги у слона - как столбы. И слон растоптал тигра в лепёшку. Когда хозяин опомнился от страха, он сказал: Какой я нехороший, что бил слона! А он мне жизнь спас. Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя, и весь отдал слону.
Методика исследования уровня тревожности,
включающая наблюдение (Сирса)
Для исследования уровня тревожности воспользуемся играми. При их организации важно соблюдать некоторые правила, которые позволят создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка.
Правило 1
Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, не приводите их в пример. Если вы хотите подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким-то своим качеством, то лучше сравнивать его успехи с его же результатами вчера, неделю или месяц назад.
Правило 2
Избегайте соревновательных моментов в играх. Пусть лучше ребенок играет для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть. Также нежелательно ставить тревожному ребенку временные рамки выполнения задания или подгонять его. Этим вы вряд ли ускорите его действия, а вот уровень тревожности поднимете наверняка.
Правило 3
Вводите ребенка в новую игру осторожно, давая ему возможность спокойно ознакомиться с ней, понаблюдать за образцом действий (если таковые есть). Если вы ощущаете сопротивление ребенка, его нежелание участвовать в игре, ни в коем случае не настаивайте. Можно заставить человека выполнить какие-то действия, но нельзя заставить играть по-настоящему! Так что в таких затруднительных случаях старайтесь проявить творческий подход, чтобы заинтересовать ребенка и снизить его беспокойство. Для этого изменяйте правила игры, учитывая особенности вашего испытуемого, используйте наглядный материал, уже знакомый ребенку, начните играть с кем-то другим, показывая ребенку пример.
Фамилия, имя ребенка | Признаки тревожности |
Признаки тревожности.
1. Часто напряжен, скован.
2. Часто грызет ногти. Сосет палец.
3. Легко пугается.
4. Сверхчувствителен.
5. Плаксив.
6. Часто агрессивен.
7. Обидчив.
8. Нетерпелив, не может ждать.
9. Легко краснеет, бледнеет.
10. Недостаточно сосредоточен, особенно в экстремальной ситуации.
11. Суетлив, много лишних жестов.
12. Потеют руки.
13. При непосредственном общении с трудом включается в работу.
14. Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает.
7 и более признаков свидетельствует об очень высокой тревожности,
5 и 6 о средней
1 и 4 о слабой
Уровень | Кол-во признаков | Кол-во детей |
Высокий | 7 и более | 8 |
Средний | 5 – 6 | 10 |
Низкий | 4 и менее | 2 |
Игры - тренинги на выявления уровня тревожности
«Волшебные очки»
Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас, эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей, в случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств, здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.
«Комплименты»
Дети становятся в круг, глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.
«Царевна-Несмеяна»
Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает детям поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать у нее улыбку или смех.
В качестве Царевны-Несмеяны выбирается отвергаемый, необщительный ребенок (лучше девочка), а остальные стараются ее рассмешить всеми силами.
«Я не упаду»
На полу ведущий раскладывает канат (толстую веревку около 2 м) так, чтобы получилась какая-либо замысловатая фигура. Ребенок снимает обувь и становится на один край каната двумя ногами (пяточка одной касается пальцев другой). Ему завязывают глаза, за тем взрослый, страхуя ребенка, дает команды, помогающие ему идти по канату, например: «шаг вперед», «шаг влево», «шаг вправо» и т.п. Ребенок должен, не сходя с каната, дойти до его конца. Упражнение можно повторять несколько раз, начиная с простых фигур из каната, и постепенно усложнять их.
«Мячик»
Ребенок садится на корточки, прижимая голову к коленям. Взрослый «лепит» из него мячик, поглаживая его с разных сторон. Если ребенок легкий или психолог мужчина, «мячик» можно поднять несколько раз вверх. Если присутствуют двое взрослых, «мячик» можно покидать друг другу.
Или задания для проявления истинных чувств ребенка. Игра обучает ребенка самовыражению.
«Расскажи глазами»
Ведущий заранее готовит карточки, на которых сделаны такие надписи: «Люби меня», «Я не люблю тебя», «Я не понимаю тебя», «Я доверяю тебе», «Я не могу открыться тебе», «Я ненавижу тебя». Карточки сначала читаются вслух, потом кладутся в колоду надписями вниз. Ведущий и ребенок по очереди берут карточки, закрывая нижнюю часть лица бумагой, передают содержание надписи на карточке только глазами. Партнеру нужно «услышать» сообщение.
«Глазки-кокетки»
Так же, как и в предыдущем упражнении, ребенок и взрослый по очереди, надев маску, «говорят глазами» друг другу фразы, на писанные на карточках: «Я очень злой», «Я тебя люблю», «Где моя ручка?» и т. п., затем ребенок рисует на маске реснички и кокетничает с ведущим.
Игра может помочь ребенку в разговоре о значимых переживаниях.
«4 вопроса - 4 рисунка»
Ведущий рассказывает ребенку правила игры. Лист делится на четыре части. Потом взрослый задает ребенку четыре вопроса, а тот отвечает на них маленькими рисунками. Взрослый по рисункам должен догадаться, что хотел сказать ребенок. Если это ему удается, ребенок ставит плюс.
В конце игры подводится итог, сколько плюсов получил взрослый.
«Рисунок своего сна»
Ведущий просит ребенка вспомнить свой самый интересный сон и нарисовать его.
Игра повышает самооценку ребенка – младшего школьника.
Тест: «Неоконченное предложение»
Вопросы, предлагаемые детям:
- Мой детский сад….
- Мои подруги…
- Если меня называют…
- Я играю чаще всего…
- Мои сны…
- Я боюсь, когда…
- Моя мечта…
- Моя мама…
- Я боюсь…
- Не люблю, когда…
- Плачу, когда…
- Мой папа…
- Когда я одна (один) дома…
- Моя воспитательница…
- Когда меня ругает мама…
- Больше всего я люблю…
- Ребята в детском саду…
- Когда моя мама дома…
- Когда все ругаются…
- Я всегда хотел (а)….
Предварительный просмотр:
Диагностика мотивационной готовности (по Л. И. Божович)
Развитие мотивационно-потребностной сферы выявить в свободной беседе с использованием опросника Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной:
1. Ты хочешь идти в школу? Почему?
2. Ты хочешь ещё на год остаться в детском саду (дома?
3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Работу, которая у тебя не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь её?
8. Тебе нравятся школьные принадлежности?
9. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а школу разрешат не ходить, устроит ли это тебя? Почему?
10. Если сейчас ты с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем? Почему?
11. В игре в школу тебе хотелось бы, чтобы длиннее был урок или перемена?
Ответы ребенка фиксируются.
Считается, что у детей высокий уровень мотивационной готовности к обучению, если они объясняют свое желание учиться в школе тем, что «хотят быть умными», «много знать» и т. п. Таких детей относят:
К 1 уровню
В игре в школу они предпочитают роль ученика, чтобы «выполнять задания», «отвечать на вопросы». При этом содержание игры они сводят к реальной учебной деятельности (чтение, письмо, решение примеров и т. п.).
Ко 2 уровню
Детей, выражающих идти в школу, объясняемое, однако, внешними факторами: «в школе не спят днем», «в школе интересные переменки», «все пойдут, и я пойду». Такие дети обычно в играх предпочитают роль учителя: «учителем быть интереснее», «задания не хочу выполнять, а хочу говорить» и т. п.
К 3 уровню
Дети, демонстрирующих безразличие по отношению к этому вопросу: «не знаю», «если родители поведут, пойду» и т. п.
К 4 уровню
Относятся дети, активно не желающих идти в школу. В большинстве случаев они объясняют это нежелание «негативным» опытом знакомых школьников («в школе трудно», «родители ругают за плохие оценки» и т. д., в игре в школу предпочитают роль учителя: «хочу быть главным».
Тесты готовности ребенка к школе (психосоциальная зрелость),
предложенная С. А. Банковым (кругозор)
Тесты проводятся не все сразу, в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Не обязательно проводить все предложенные тесты, выберите несколько.
Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
- Назови свои фамилию, имя, отчество.
- Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
- Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
- У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
- Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
- Сейчас утро или вечер (день или утро)?
- Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
- Что бывает раньше – обед или ужин?
- Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
- Кем работает твой папа, твоя мама?
- Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)
- Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
- Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
- Почему снег бывает зимой, а не летом?
- Что делает почтальон, врач, учитель?
- Зачем в школе нужна парта, звонок?
- Ты хочешь пойти в школу?
- Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
- Каких животных ты знаешь?
- Каких птиц ты знаешь?
- Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
- Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
- Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов на тест готовности к школе
За правильный ответ на все под вопросы одного пункта ребенок получает
1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на под вопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы:
«Папа работает инженером», «У собаки лап больше, чем у петуха»; неполные ответы: «Мама Таня», «Папа работает на работе».
К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:
№5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
№8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный
– 1 балл.
№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики
– 1 балл.
№ 22 – за правильный ответ -2 балла.
№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22.
Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.
Оценка результатов: ребенок получил
24-29 баллов, он считается школьно-зрелым
20-24 – средне-зрелым
15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости
Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йирасика
Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.
Тест состоит из 4-х частей:
1) тест «Рисунок человека» (мужской фигуры)
2) копирование фразы из письменных букв
3) срисовывание точек
4) опросник
Тест «Рисунок человека»
Задание «Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь». Во время рисования недопустимо поправлять ребенка («ты забыл нарисовать уши»), взрослый молча наблюдает.
Оценивание:
1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.
2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.
5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.
Копирование фразы из письменных букв
Задание «Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь». На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная: Он ел суп.
Оценивание:
1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).
2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).
3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.
4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.
5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.
Срисовывание точек
Задание «Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же».В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.
Оценивание:
1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.
2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.
3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.
4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.
5 баллов: каракули, чирканье.
После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе;
7-12 баллов – средний уровень;
13 -15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.
Опросник
Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы «вопрос–ответ».
Задание может звучать так:
«Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них». Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.
- Какое животное больше – лошадь или собака?
(лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)
- Утром мы завтракаем, а днем…
(обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
- Днем светло, а ночью…
(темно = 0; неправильный ответ = -4)
- Небо голубое, а трава …
(зеленая = 0; неправильный ответ = -4)
- Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
(фрукты = 1; неправильный ответ = -1)
- Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)
- Что такое Москва, Иркутск, Улан-Удэ? (назвать любые города)
(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)
- Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
(правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0)
- Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…?
(щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1)
- Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1; на курицу = -3)
- Почему во всех автомобилях тормоза?
(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)
- Чем похожи друг на друга молоток и топор?
(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
- Чем похожи друг на друга кошка и белка?
(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
- Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0)
- Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это…
(спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0)
- Какие ты знаешь транспортные средства?
(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)
- Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
(три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0)
- Почему люди занимаются спортом?
(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
- Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб, вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)
- Почему на письмо нужно наклеивать марку?
(так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)
Суммируем баллы:
Сумма + 24 и выше - высокий вербальный интеллект (кругозор)
Сумма от + 14 до 23 - выше среднего
Сумма от 0 до + 13 - средний показатель вербального интеллекта
От -1 до – 10 – ниже среднего
От - 11 и меньше - низкий показатель
Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка.
Тест готовности к школе «Чего не хватает?»
Разработан Р. С. Немовым
Задание
Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно.
Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.
Оценка результатов
10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд
8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд
4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд
2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд
0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд
Тест определения готовности к школе «Найди отличия»
Выявляет уровень развития наблюдательности.
Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).
Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.
Тест «Четвертый – лишний»
Выявляется умение обобщать, логическое, образное мышление.
Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать и картинки, и словесный ряд.
Важно не только то, что ребенок выберет лишнее, но и как он объяснит свой выбор.
Подготовьте картинки или слова, например:
- изображение белого гриба, подберезовика, цветка и мухомора;
- кастрюля, чашка, ложка, шкаф;
- стол, стул, кровать, кукла.
Возможные словесные варианты:
- собака, ветер, смерч, ураган;
- смелый, храбрый, решительный, злой;
- смеяться, сидеть, хмуриться, плакать;
- молоко, сыр, сало, простокваша;
- мел, ручка, сад, карандаш;
- щенок, котенок, лошадь, поросенок;
- тапочки, туфли, носки, ботинки, т.д.
Используя эту методику как развивающую, нужно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).
Тест «Классификация»
Исследование логического мышления.
Подготовьте набор корточек, включающие в себя различные группы: одежда, посуда, игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда, т.д.
Ребенку предлагается разложить картинки (предварительно перемешанные) по группам, далее предоставляется полная свобода. После выполнения ребенок должен объяснить, почему он разложим картинки именно так (часто дети складывают вместе животных или изображение кухонной мебели и посуды, либо одежду и обувь, в таком случае предложите разделить эти карточки )
Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы
(«домашние животные», «одежда», «еда», «овощи» т.д.)
Тест «Составление рассказа по картинкам»
(Используются психологами для выявления уровня развития речи, логического мышления).
Подберите картинки из серии «рассказов в картинках», разрежьте их. Для старшего дошкольного возраста достаточно 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом.
Картинки перемешиваются и предлагаются ребенку: «Если расположить эти картинки по порядку, получится история, а чтобы правильно разложить, нужно догадаться, что было в начале, что в конце, а что - в середине». Напомните, что раскладывать нужно слева направо, по порядку, рядом, в длинную полоску.
Высокий уровень выполнения задания: ребенок правильно сложил картинки, смог составить по ним рассказ, используя распространенные предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания образовательных достижений:
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнени...
Система оценивания образовательных достижений
Дигностики, схемы, мониторинги...
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений...
Система оценивания образовательных достижений
Оценка деятельности детей дошкольного возраста как фактор формирования положительной мотивации к учебной деятельности Известно, что планируя непосредственную образовательную деятельность вос...
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений:...
Система оценивания образовательных достижений в Детском саду № 226 ОАО «РЖД»
Педагогический мониторинг в детском саду проводится по методическому пособию, разработанному Верещагиной Н.В. «Диагностика педагогического процесса» - СПб.: ООО «Издательство ...
3-Система оценивания образовательных достижений: Структура оценивания системы.
ЦЕЛЬ: Выявить способности детей путем анализируя по результамам образовательных программ....