Проект "Сказка - ложь, да в ней намёк"
проект на тему
Через сказку можно донести до ребёнка урок. Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Пояснить его суть, выявить главный смысл сказки. Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_-_lozh_da_v_ney_namyok.docx | 58.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М.В. Ломоносова» - Детский сад №1 «Журавушка».
Проект
«Сказка – ложь, да в ней намёк…»
Мокрецова Алла Николаевна
воспитатель высшей квалификационной категории
Холмогоры 2016 г.
Оглавление:
- Визитная карточка.
- Пояснительная записка.
- Литература.
- Актуальность проекта.
- Гипотеза.
- Цель проекта.
- Задачи проекта.
- Вид проекта.
- Проблемы, на решение которых направлен проект.
- Этапы реализации проекта.
- Объект.
- База исследования.
- Участники проекта.
- Механизм реализации проекта.
- Ресурсное обеспечение проекта.
- Риски проекта.
- Предполагаемые результаты.
- Результаты реализации проекта.
- Рефлексивная записка.
- Визитная карточка.
«Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок…»
Через сказку можно донести до ребёнка урок. Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Пояснить его суть, выявить главный смысл сказки. Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь.
Чтение сказок в годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …»
В.А. Сухомлинский.
2. Пояснительная записка.
Сегодня, когда по-иному и фундаментально решаются проблемы образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто их решает, а это – в первую очередь, педагоги общеобразовательных учреждений, - непоколебимой остаётся идея приобщения детей к художественной литературе. Именно художественное произведение позволяет ребёнку познакомиться с окружающей действительностью, удовлетворить свои познавательные интересы.
Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Сказка с давних пор носит не только развлекательный, но и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение, волю. Так же это животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений.
Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания: дети учатся оценивать поступки людей, жизненные ситуации.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.
Сказка – это кладезь народной мудрости и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка. Никитина отмечает: «Во всём строе народной сказки чувствуется прекрасное знание детей и любовь к ним. Сказочные ситуации и конфликты вполне доступны пониманию ребёнка и глубоко задевают их чувства. Старшие братья несправедливо обижают младшего, сваливают на него самую трудную и опасную работу, злая мачеха преследует ни в чём не повинную падчерицу, глупый царь - самодур грозится погубить героя. Но в судьбы действующих лиц сказки вмешиваются добрые волшебные силы – и зло наказывается, справедливость торжествует».
Вводя дошкольника в мир сказок, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа.
Она неизменный спутник детства. Ребенок любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. От юного слушателя часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, принятие самостоятельных решений. Осмысление и дача оценок поведению героев сказок учит детей делать умозаключения, способствует формированию творческой личности.
Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.
3. Литература:
Н. Исаева Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С.19
4. Актуальность проекта:
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем.
Родители стали значительно реже читать детям сказки. Ребёнок часто сидит перед телевизором, компьютером, забывая о том, что сказки являются одним из самых доступных средств, для духовно-нравственного развития ребенка и формирования гуманных чувств.
Сказки вселяют в детей уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
5. Гипотеза: Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых русский народ создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является народное творчество. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно народное творчество становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.
6. Цель проекта: воспитание нравственных качеств личности и создание условий для духовно-нравственного развития дошкольников через сказку.
7. Задачи.
Образовательные:
- Познакомить детей с русскими народными сказками, сказками народов мира, понятиями авторская и народная сказка, видами сказок (волшебными, сказками о животных, бытовыми сказками).
- Способствовать развитию умения детей понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения.
Развивающие:
- Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, произвольное внимание, наблюдательность, память, мышление.
- Развивать интеллектуальные качества личности детей, инициативность и выдержку.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками.
- Воспитывать чувства дружбы, ответственности и коллективизма.
8. Вид проекта: познавательный, творческий, практико – ориентированный, кратковременный, групповой.
9. Проблемы, на решение которых направлен проект.
Для педагога: Поиск форм работы с детьми и родителями для реализации проекта в соответствии с ФГОС.
Для детей: Чему учит сказка?
10. Этапы реализации проекта.
I этап – организационно – подготовительный.
- подбор и изучение литературы по теме проекта,
- проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.
II этап – практический.
- обогащение развивающей среды – уголок чтения,
- проведение открытых мероприятий с детьми, родителями, педагогами.
III этап – заключительный.
- обобщение результатов работы
11. Объект:
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста и их родителей.
12. База исследования:
Детский сад №1 «Журавушка».
13. Участники проекта:
Дети, родители, воспитатели подготовительной группы, педагоги детского сада
14. Этапы реализации проекта: 16.02.2016г.-16.03.2016г.
15. Механизм реализации проекта.
Направление работы | Содержание деятельности | Срок исполнения, исполнители |
Познавательное развитие. | ||
Художественно – эстетическое развитие. | ||
Физическое развитие. | ||
Здоровье | Физическая культура | Социализация |
Тематические физкультминутки. Речедвигательные гимнастки по сюжетам сказок. Пальчиковые гимнастики по сказкам. Совместный оздоровительный досуг «Маша и Медведь». (Приложение 3.) | Тематические комплексы упражнений по мотивам сказок. Подвижные игры с масками. Физкультурный досуг «В гости к Солнышку». Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Медведь и пчелы» Гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физкультминутки (Приложение 3.) | Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок. Использование в игре различных видов театра. Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в театр». Игры – драматизации. Просмотр и обсуждение сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Маша и Медведь». Дидактическая игра «Кто из какой сказки?». Кубики «Сложи сказку». |
Труд | Безопасность | Познание |
Изготовление масок и костюмов к постановке сказок. Изготовление книжки – раскладушки «Любимые сказки». | Беседа на тему: «Что было бы, если бы». Обсуждение персонажей сказок, составление таблицы «хорошие и плохие поступки». Проект «Как избежать неприятностей в сказке «Волк и семеро козлят». | Проблема: Зачем нужна сказка? Дидактические игры: «Отгадай из какой сказки этот герой»», «Закончи предложение (отрывок)», «Назови добрых героев сказок», «Отгадай сказку». (Приложение 2.) Тематические пазлы. Творческое придумывание сказки по набору иллюстраций. Презентация для детей «В гостях у сказки». |
Коммуникация | Чтение художественной литературы | Художественное творчество |
Вступительная беседа о сказках. «Откуда сказка пришла?». Чтение отрывков из сказок. (Приложение 1.) Рассказывание сказок. Беседа о нормах и правилах поведения «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Рассказывание сказок по цепочке («Теремок», «Колобок», «Репка»). Пересказ сказки по ролям. Театр сказок на фланелеграфе. Игры на развитие коммуникативных качеств, этюды. (Приложение 2.) | Чтение, слушание, рассказывание сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и Медведь». (Приложение 1.) Прослушивание ауд. диска «Русские народные сказки». | Организация выставки портретов героев сказок. Аппликация по сюжету сказки «Колобок». Рисование по сюжетам сказок. Раскрашивание иллюстраций по сказкам. Показ иллюстраций к сказкам. (Приложение 4.) Выставка книг: «Сказка к нам приходит». |
Музыка | Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами | Режимные моменты |
Прослушивание музыкальных произведений. Игры в музыкальном сопровождении. Тематические танцы «Бабка – Ежка», «Колобок» и т. д. | Чтение сказок детям. Просмотр мультфильмов и кинофильмов по сюжетам сказок. Соц. партнерам: заказ абонементов в театр «Ангажемент», Кукольный театр. Договор с библиотекой о проведении тематической выставки. | Ситуативный разговор с детьми, обсуждение. Дидактические игры «Продолжи сказку», «Отгадай сказку», «Загадай персонажа сказки». Рассматривание иллюстраций и открыток к сказкам. |
16. Ресурсное обеспечение проекта.
Сборники русских народных, авторских сказок, сказок народов мира, иллюстрации к сказкам, репродукции картин, рисунков, фотографии, аудиозаписи сказок.
17. Риски проекта.
Отсутствие желания у родителей идти на контакт и участвовать в совместных мероприятиях.
18. Предполагаемые результаты.
Для детей: при работе над сказкой дети проявляют высокую активность, с большим интересом выполняют упражнения, творческие задания, стремятся к самостоятельности, высказывают свои предложения, доказывают свою точку зрения.
Самостоятельно рассматривают иллюстрации в книгах, комментируют, узнают героев сказок.
Развивается познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
Для родителей: организовать в семье совместную деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка в пополнении знаний сказок.
Активные участники мероприятий.
Для педагогов: повышение педагогической культуры посредством знания сказок.
19. Результаты реализации проекта.
20. Рефлексивная записка.
Проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат, сблизила детей, родителей и педагогов, а также, родители расширили свой кругозор и стали больше читать детям, приобретать много новой и полезной литературы.
Результаты работы показали, что сказки в жизни ребёнка занимают важное место. В ходе работы получилось заинтересовать сказочной жизнью не только детей, но и их родителей. Сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) научились находить пути выхода из трудных ситуаций. Хочется верить, что заложенные сказкой в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты будут определять жизненный путь дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка....ложь иль в ней намёк?
Материал для педагогов, родителей....
«Сказка ложь, да в ней намёк….»
Конспект педагогического мероприятия по правовому воспитанию детей в подготовительной к школе группе "Декларация прав человека"...
Сказка - ложь, да в ней намёк...»
проследить как русский народ через сказки учил детей относиться к старшим....
Сказка- ложь, да в ней намёк...!
Сказка- ложь, да в ней намёк...!...
Консультация для родителей "Сказка - ложь,да в ней намёк..."
Консультация для родителей "Сказка - ложь,да в ней намёк..."...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе "Сказка ложь, да в ней намёк..."
Дети знакомятся с творчеством А.С.Пушкина, его сказками....
"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина
Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...