Дидактическое пособие: "Сказочный фартук".
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия: "сказочный фартук".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnyy_fartuk.docx | 830.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
«Ручеёк»
Методические рекомендации
по использованию дидактического пособия «сказочный фартук»
для детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста.
Автор:
Кондратьева Н.Н.,
воспитатель.
Г. Бородино
2018 год
Аннотация.
Дидактическое пособие предназначено для использования в работе с детьми как раннего, так и дошкольного возраста, а также рассматриваются в контексте реализации основных линий развития: физического, социально-нравственного, эмоционально-ценностного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и креативного.
Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО.
Работа с дидактическим пособием формирует активное, творческое поведение детей в разных видах деятельности:
коммуникативная;
двигательная;
игровая;
музыкально-художественная;
познавательная.
В процессе «фартуковой» театрализованной деятельности педагог имеет возможность упражнять детей в постановке вопросов, сравнивании, рассказывании, побудить к речевому общению в дидактической игре, учит постепенному переходу сказки в рассказ, составлению новой сказки, определении в художественном произведении добра и зла и т.п.
В раннем, младшем и среднем возрасте при проведении занятий по художественной литературе театрализованная деятельность на фартуке может использоваться как метод организации.
В старших группах театрализованная деятельность используется как фрагмент: для заинтересованности детей во время занятия; активизации детей в процессе занятия; работы над художественным произведением; разыгрывания морально-этических ситуаций; при моделировании ситуаций общения; как образец при составлении различных видов рассказов.
Использование пособия в ДОУ способствует развитию у воспитанников умения обобщать услышанное и увиденное; комментировать; прививает умение видеть новое, рассуждать в новых условиях, фантазировать, преодолевать трудности, корректировать собственное поведение, перевоплощаться; формирует любознательность.
Уникальность данного пособия состоит в том, что оно помогает педагогу не выпустить из рук и сердца моральный, эмоционально-ценностный, коммуникативный и креативный рост малыша, возможность приобрести знания, умения, навыки в различных сферах жизнедеятельности ребёнка.
В перспективе данное пособие может быть использовано в разных вариациях (изготовление новых фартуков), например, многофункциональный «Методический фартук «Алёнкины секреты» на все случаи воспитания и образования (адаптационный период, сенсорное развитие, познавательное развитие и развитие речи, изо-деятельность, музыкальное развитие.
В соответствии с возрастом детей усложняются дидактические задачи и дополняется дидактический (раздаточный и т.д.). Фартуки изготавливаются в новой вариации соответственно сказкам для старшего возраста детей. Герои сказок дополняются новыми персонажами (можно не из сказок, а из замысла детей).
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для овладение опытом организации образовательной деятельности по развитию речи с детьми дошкольного возраста с использованием «нетрадиционного пособия» - «сказочный фартук». Данное дидактическое пособие, способно в игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, логику, мышление, самостоятельность, инициативность и восприятие (тактильное, зрительное, пространственное), а также формировать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Можно использовать в непосредственно образовательной деятельности для закрепления и расширения знаний, а также в свободной деятельности. Организовать её можно как индивидуальную игру, и игру для работы с подгруппой детей (от 2 до 4 ребят). Можно использовать как игру для самостоятельной детской деятельности. Работа с пособием предполагает рассматривание, беседу, ответы на вопросы по картинкам, установление логической последовательности событий, составление предложений, составление рассказа, развитие мелкой моторики.
В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
Пояснительная записка.
Актуальность для развития детей.
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь»
(Китайская пословица)
«Театр на фартуке» – это нетрадиционный, универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на организационный аспект театрализованной деятельности дошкольников.
Поскольку, для эффективного показа спектакля важно все: какие декорации и их размещения, какие куклы и ширма, где сидят дети и т.п., поэтому педагогу приходится тратить время для решения таких организационных моментов. А данный вид театра поможет воспитателю, одев на себя «театр – фартук», сразу начать спектакль. И уже через минуту декорации движутся вместе с актёрами, быстро меняются, воспитатель умело манипулирует куклами, удачно дополняя их мимикой, жестами, средствами речевой выразительности. Такой театр вызывает у детей интерес к постановке, понимание сюжета, даёт возможность взаимодействия «актёр – зритель».
Материалы пособия доступны для использования в работе с детьми как раннего, так и дошкольного возраста, а также рассматриваются в контексте реализации основных линий развития: физического, социально-нравственного, эмоционально-ценностного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и креативного.
Цель пособия: развитие связной речи, элементарных математических представлений, внимания, наглядного мышления, мелкой моторики рук.
Задачи:
1. Научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности. Учить различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей. Развивать связанную речь детей
2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность. Учить детей активно участвовать в совместных играх;
3.Воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам, учить играть дружно, вместе, не ссориться.
Характеристика дидактического пособия.
Данное пособие представляет собой:
Игровое поле: Пособие представлено в виде фартука - игрового панно, на который крепятся вырезанные фигурки сказочных героев из бумаги, фетра, пальчиковый театр.
Игровой материал: Картинки (пальчиковый театр) с героями сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», картинки деревьев.
Материалы: фоном является сказочная лесная поляна из лоскутков фетра, сказочные персонажи (пальчиковый театр).
Инструменты: ножницы, швейная машинка, иголка с ниткой.
1. Приготовим тканевую основу из фланели для фартука, на которой хорошо бы держались картинки.
2. Создаем на фартуке сказочный фон лесной поляны.
3. Делаем персонажей. Вырезаем персонажей сказки, либо к пальчиковому театру пришиваем липучку.
4. Приклеиваем кусочки ткани (фланели) на вырезки. Можно также воспользоваться и бархатной бумагой.
5. Когда картинки готовы к ним можно обычную швейную липучку.
Фартук используется для инсценирования различных сказок.
Включает в себя упражнения или игры
1. «Расскажи сказку «Репка»
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.
2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Ход игры.
Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки.
Как усложнение «Назови ласково героев сказки»
Репка — репонька.
Дед — дедушка.
Бабка — бабушка.
Внучка — внученька.
Собака — собачка.
Кошка — кошечка.
Мышь — мышка.
2. «Кто за кем»
Цель: развитие элементарных математических представлений: сначала, потом, первый, второй, последний.
Задачи:
1. Учить ориентироваться в пространстве.
2. Развивать наглядное мышление,
3. Знакомить ребенка с предлогами: за, перед, до, после, между.
Ход игры.
Воспитатель просит разместить героев в определенной последовательности. Например: внучку между бабкой и Жучкой; сначала мышку, а затем кошку. Далее показывает и объясняет ребенку, что означает каждое понятие, и просит его повторить это. После того как дети усвоят все понятия, начинается игра. Ведущий просит разместить внучку за бабкой, мышку — последней, кошку — между Жучкой и мышкой и т. д.
3. «Расскажи сказку «Теремок»
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.
2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Ход игры.
Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки.
Как усложнение «Назови имена героев сказки «Теремок»
Мышка – норушка
Лягушка – квакушка
Зайчик-попрыгайчик
Волк – зубами щелк
Лисичка-сестричка…
3. «Расскажи сказку «Колобок»
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.
2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Ход игры.
Воспитатель: - Послушайте загадку.
Прямо с полки, за порог
Убежал румяный бок.
Укатился наш дружок
Дети вместе с воспитателем рассказывают и приклеивают на игровое панно фартук картинки с героями сказки.
Как усложнение «Спеть песенку Колобка»
4. «Найди лишнее»
Цель: развитие внимания и развитие связной речи.
Задачи:
Развивают мелкую моторику пальцев.
Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас
Ход игры.
Воспитатель прикрепляет на лесной полянке сказочных героев из различных сказок, и предлагает детям найти лишних персонажей к той или иной сказке.
5. «Помоги показать сказку»
Цель: развитие мимики и жестов, звукоподражания, внимания и развитие связной речи.
Задачи:
Развивают мимику и жесты, звукоподражание сказочным персонажам, мелкую моторику пальцев.
Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас
Ход игры.
Воспитатель с детьми прикрепляет на лесной полянке сказочных героев и предлагает детям показать и рассказать о них при помощи мимики и жестов или звукоподражания.
Как ходит медведь?
Как мышка пищит?
Покажите, как прыгает зайчик?
Предполагаемый результат.
педагоги:
овладение опытом организации образовательной деятельности по развитию речи с детьми дошкольного возраста посредством предлагаемого пособия;
дети:
- развитие в игровой форме речи, мелкой моторики рук, внимательности, пространственного воображения, логики, мышления, самостоятельности.
- инициативности и восприятия (тактильного, зрительного, пространственного);
- развитие мимики, жестов, движения.
- формирование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Список литературы.
1.Книга для воспитателя детского сада. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» /М.: Просвещение , 1991 —207 с.;
2.Сайт «MAMA.RU» http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4890
3.Смирнова Е.О., Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В. «Игры и игрушки для детей раннего возраста»/методическое пособие/М.:МГППУМ.: МГППУ, 2004. - 72 с.;
4.Фопель К. «Привет, ручки! Привет глазки!» / М., 2005.
5. Логопедический сайт «Болтунишка». // http://www.boltun-spb.ru/mini.html.
6.Марченко А. И., Л. О. Соколовская. Речь детей раннего возраста. Коллектив развивающих занятий «Долоньки»– Киев, 2009. – 12с.
7.Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга. http://eraland.ru/progress/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие "Сказочный театр на палочке"
Для реализации образовательной области «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие» и «Социально- коммуникативное развитие»...
Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» для работы с детьми дошкольного возраста 4–5 лет, имеющими ТНР
АннотацияМногофункциональное дидактическое пособие «Сказочные чудеса» является авторской разработкой продолжительное время используемой в работе с детьми.Данное пособие используется при ор...
Дидактическое пособие "Сказочная поляна"
дидактическое пособие своими руками...
"Использование дидактического пособия "Сказочный фартук" в работе над развитием речи детей младшего дошкольного возраста"
Дидактическое пособие "Сказочный фартук"...
Памятка для выступления на ГМО "Использование дидактического пособия "Сказочный фартук " в работе над развитием речи детей младшего дошкольного возраста"
Памятка "Сказочный фартук"...
Презентация к выступлению на ГМО "Использование дидактического пособия "Сказочный фартук" в работе над развитием речи детей младшего дошкольного возраста"
Презентация дидактического пособия "Сказочный фартук"...
Дидактическое пособие " Сказочный фартук"
Дидактическое пособие «СКАЗОЧНЫЙ ФАРТУК» предназначен для развития у детей раннего дошкольного возраста познавательных ,психических процессов .Успешное речевое развитие напрямую зависит от...