Дополнительная образовательная программа "Помогайки"
рабочая программа (младшая группа) по теме

Симакова Ирина Михайловна

Дополнительная образовательная программа  воспитателя ДОУ по трудовому воспитанию "Помогайки" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_trudovoe_vospitanin.docx321.1 КБ

Предварительный просмотр:

8E908BA3

                                                       

«Дайте детям радость труда.

                                                                                           Эту радость ему несут успех,

осознание своей умелости и

значимости выполняемой работы,

 возможность доставлять радость другим.»

  В.А. Сухомлинский

  1. Пояснительная записка
  1. Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Помогайки» – носит социально педагогическую направленность и включает социализацию ребёнка в образовательном пространстве, адаптацию личноти в педагогическом социуме, развитие у дошкольников трудовых способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Важную роль в процессе социализации ребенка имеет трудовое воспитание. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. На основе этих первичных обобщений, возможно, формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей.

    Трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствовует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.


Ряд показателей трудолюбия:
- осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;
- готовность доводить начатое дело до конца;

- проявление эмоционально-положительного отношения к труду;
- адекватная оценка результатов деятельности;
- аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте.

Программа имеет большое воспитательное значение. У детей развивается внимание, желание научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

Ребенок учится ценить все, что сделано им самим и другими людьми, учится видеть прекрасное, познает окружающий мир.

1.2 Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы.

 Актуальность

Труд - важнейшее средство воспитания.  В процессе труда  формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, только тогда он развивает человека физически. Именно поэтому воспитание трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной. Хотя современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не всегда придают значение трудовому воспитанию.

Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии».

Труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим. При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Интерес к разным видам труда и конкретные знания о труде, приобретенные детьми в детском саду, используются школой в трудовом воспитании учащихся, в работе по дальнейшему ознакомлению с разными профессиями.

Новизна программы заключается в комплексном решении задач социально – педагогического направления. Большинство занятий проходят в форме дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к труду - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды с  целью подарить детям радость от последовательного процесса труда для выявления и развития общих и творческих способностей детей, что может способствовать не только их к приобщению к труду но и к раскрытию лучших качеств ребёнка.

1.3 Цель, задачи программы.

Цель программы: формирование у младших дошкольников положительного отношения к труду.

Задачи программы:

Образовательные:

Обучать детей порядку одевания и раздевания; формировать умение складывать в определенном порядке снятую одежду. Приучать к опрятности. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, на участке, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет пол, меняет полотенца и т. д.)

Развивающие:

Развивать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой

последовательности, совместно с взрослым и под его контролем перед едой расставлять  хлебницы (без хлеба) и салфетки, раскладывать ложки, тарелки, чашки; краски и кисти к занятию и т.д. Развивать наблюдательность, психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание, воображение детей.

Воспитательные:

 Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями в уголке природы и               на участке. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Воспитывать положительное отношение к труду взрослых (формирование интересов к труду взрослых, воспитания уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда, воспитание стремления оказывать посильную помощь). Воспитать личность ребёнка (воспитание самостоятельности, ответственности, инициативности; воспитание трудолюбия привычка к трудовому усилию, готовность включаться в труд; воспитание положительных взаимоотношений между детьми дружбы, взаимопомощи, заботы о товарищах).

1.4 Отличительные особенности программы

В процессе разработки данной программы были проанализированы: дополнительная образовательная программа «Фриволите» (с.Чаран, Усть-Алданский улус) - её содержание построено на объединении эстетического и трудового воспитания детей;

программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы – в социально –коммуникативное развитие построено на объединении социализации, труд и безопасность воспитания детей.

Программа «Помогайки» превышает программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы:

  1. Углубленным запасом знаний, умений, навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения детей в школе.
  2. Полученный новый материал закрепляется в продуктивной деятельности.
  3. Используется метод практических заданий.
  4. Работа строится с учетом принципов, целенаправленности, постепенности, учета возрастных особенностей детей.
  5. В работе участвуют семьи воспитанников образовательного учреждения.

У дошкольников в процессе освоения дополнительно образовательной программы «Помогайки» формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. У детей появляется уверенность в свои силы, возникает желание добиваться планируемого результата. Дошкольники приобретают навыки самостоятельной работы. Занятия способствуют приобщению детей к прекрасному, к миру гармонии и красоты.

Программа основывается на следующих принципах:

-принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии),

-принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности  в  своих силах,

-принцип сотрудничества участника образовательного процесса,

-принцип общедоступности,

-принцип  индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных  возможностей  и способностей каждого ребенка,

-принцип свободы выбора и принцип успешности,

-принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов развития и воспитания,

-принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей,

принцип развивающего образования (системности и последовательности),

принцип новизны (использование новейших информационных технологий),

принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы.

 Дополнительная образовательная программа  рассчитана на обучение и воспитание детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). Игровая деятельность строиться соответственно с возрастными особенностями детей. Кружок посещают все дети группы без ограничений в плане таланта и мастерства.

1.6. Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения, 1 раз в неделю, продолжительность занятия 15 минут. Осуществление программного содержания материала происходит в течение дня.

  1. Формы и режим занятий

Компоненты трудовой деятельности.

  1. Планирование и контроль (умение ставить перед собой цель возникает у детей в среднем дошкольном возрасте).
  2. Оценка достигнутого результата с точки зрения его важности для самого ребенка и для всей группы.
  3. Мотивы, побуждающие детей к труду:
  • интерес к процессу действий;
  • интерес к будущему результату;
  • интерес к овладению новыми навыками;
  • соучастие в труде совместно с взрослыми;
  • осознание своих обязанностей;
  • осознание смысла, общественной важности труда. Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем выше    ее воспитательный потенциал.

Своеобразие трудовой деятельности детей:

  1. «субъективная значимость труда», то есть оценка результата не с точки зрения выполненного объема работы, а с учетом проявления заботливости, настойчивости, затраченных трудовых или волевых усилий.
  2. связь с игрой, которая проявляется:
  • в манипулятивных действиях детей, исполняющих роли взрослых;
  • в продуктивных действиях, составляющих сюжет игры;
  • во включении игровых действий в трудовой процесс;
  • в ролевом поведении ребенка, создающего образ труженика.

Виды труда:

  1. самообслуживание
  2. общественно – полезный  труд
  3. труд в природе
  4. уважение к труду взрослых. 

Формы организации трудовой деятельности:

  1. Поручения:
  • простые и сложные;
  • эпизодические и длительные;
  • коллективные.
  1. Коллективный труд  

Типы организации труда детей

  1. Труд рядом.
  2. Совместный труд

Методы и приемы трудового воспитания детей

I группа методов: формирование нравственных представление, суждений, оценок.

1)  Решение маленьких логических задач, загадок.

2)  Приучение к размышлению, логические беседы.

3)  Беседы на этические темы.

4)  Чтение художественной литературы.

5)  Рассматривание иллюстраций.

6)  Рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций.

 

II группа методов: создание у детей практического опыта трудовой деятельности.

1)  Приучение к положительным формам общественного поведения.

2)  Показ действий.

3)  Пример взрослого и детей.

4)   Целенаправленное наблюдение.

5)   Организация интересной деятельности (общественно-полезный труд).

6)   Разыгрывание коммуникативных ситуаций.

  1.  Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Дети будут знать :

Профессии людей (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофёр, строитель), трудовые действия взрослых.

Дети будут уметь:

  1. Уметь выполнять простейшие трудовые действия.
  2. Участвовать в уходе за растениями (поливать растения, сажать лук, собирать овощи).
  1. Поддерживать порядок в игровой комнате, по окончанию игр расставлять игровой материал по местам.
  2. Возникновение интереса к деятельности взрослого (как младший воспитатель  подметает пол, убирает снег).
  3. Уметь узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет полы, вытирает пыль и пр.).
  4. Умение самостоятельно мыть руки, насухо вытирать лицо и руки.

Уметь приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой).

Работа с родителями:

1. Анкетирование тестирование родителе  «Какой вы родитель?»,

2. Родительское собрание: «Воспитание самостоятельности  у детей младшего дошкольного возраста»

3. Консультации: «Надо ли приучать детей трудиться», «Кто убирает дома игрушки», «Какие поручения у ребёнка дома?»

4. Советы-рекомендации: «Расскажите ребёнку о своей работе».

5. Индивидуальные беседы о развитии самостоятельности у детей, о проблемах с приёмом пищи, о соблюдении правил гигиены, об одевании и раздевании.

6. Раскладушка: «Не мешайте мне трудиться!»

7. Папка –передвижка: «Формирование самостоятельности  у детей», «Воспитание дружеских отношений в игре».

8. Акция «Охранять природу, значит охранять родину»

9. Благоустройство территории: оформление участков групп.

10. Оформление групповых комнат к праздникам. Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).

11. Совместные творческие выставки поделок:  «Наши руки не для скуки» (спортивный инвентарь, скворечников, кормушек, огородов на окне и др.).

12. Выпуск газеты: «Наша дружная семья - детский сад»

  1. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

Проведение выставок детских работ

Проведение открытого мероприятия.

 Дни открытых дверей - просмотр занятий «Комнатные цветы»

Проведение мастер-класса среди педагогов

Проектная деятельность Огород на окне «Путешествие колобка»

Участие внутри садовских, городских и республиканских выставках и конкурсах. 

Тематическое  планирование с детьми младшей группы

на сентябрь 2016 – май 2017 года

1 неделя – самообслуживание, 2 неделя – общественно - полезный труд, 3 неделя – труд в природе, 4 неделя – совместный труд со взрослыми

Месяц

Недели

Название темы

Программное содержание

                                           СЕНТЯБРЬ

1.

«Как кукла Арина училась обедать»

Поддерживать стремление детей есть самостоятельно и аккуратно. Учить держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу. Учить по напоминанию взрослого пользоваться салфеткой и говорить спасибо.

2.

«Какие игрушки убежали от Милашки»

Учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка. Приучать детей убирать игрушки и предметы на свое место после игр и действий с ними. Воспитание интереса к труду взрослых. Приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате.

3.

«Комнатные растения»

Учить детей заботится о природе, осознавать важность своего труда. Познакомить детей с комнатными растениями, которые имеют ярко выраженные характерные признаки (толстый ствол, крупные и широкие листья (бегония, различные фикусы, бальзамин, колеус, герань, фиалка и.т.д.). Учить детей рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков, их цвет, запах.

4.

«Как мы умеем помогать младшему воспитателю»

Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия помощника воспитателя (подметает пол, моет пол, развешивает полотенца). Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых. Воспитывать желание оказывать помощь няни.

1.

«Мыльные перчатки»

 

Формировать умения самостоятельно пользоваться мылом. Учить намыливать руки мылом и тщательно помыть руки теплой водой. Закреплять умение мыть руки в правильной последовательности (Используя карту алгоритма последовательности мытья рук). Приучать самостоятельно, закатывать рукава перед мытьем

2.

«Порядок в группе»

Объяснить детям, что для мусора есть специальная корзина; воспитывать привычку соблюдать чистоту и порядок

                        ОКТЯБРЬ

3.

«Золотая осень»

Учить детей подметать осенние листья с дорожки, убирать мусор с веранды.  Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.

4.

«Наша любимая младшая воспитательница»

Воспитывать уважение к людям любой профессии; учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет пол, вытирает пыль, меняет полотенца). Поддерживать желание детей помогать взрослым.

         НОЯБРЬ

1.

«Как Маша училась вешать вещи на стульчики»

 

Развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку раздевания. Учить вешать вещи на спинку стульчика. Формировать бережное отношение к своим вещам. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя.

2.

«Маша – растеряша»

Воспитывать желание поддерживать порядок в группе. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия взрослых.

3.

«Комнатные цветы»

Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями, оказание помощи в поливе, опрыскивании растений водой. Приучать, в помещении помогать взрослым, ухаживать за растениями. Познакомить детей с комнатными растениями, которые имеют ярко выраженные характерные признаки.

4.

«Мамины помощники»

Учить помогать мамам дома убирать, вытирать пыль. Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых. Воспитывать желание оказывать помощь родителям.

1.

 «Зеркальце, скажи, кто на свете всех милее»

Формировать умение самостоятельно пользоваться расческой, и замечать не порядок в своем внешнем виде. Учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки. Приучать детей следить за своим внешним видом.

                             ДЕКАБРЬ

2.

«Мытье кукольной посуды"

Учить детей правильно выполнять отдельные действия и на основе их усвоения формировать элементарную трудовую деятельность. Вовлекать детей в простейший хозяйственно-бытовой труд (мытье игрушек) -от постановки цели до получения результата труда и уборки рабочего места. Развивать желание трудиться рядом, стремление к общению в труде.

3.

«Снежинки-снежинки, пушинки летят и летят!»

Приучать на участке,  помогать взрослым, убирать снег. Воспитывать уважение к труду взрослых. Воспитывать желание оказывать помощь воспитателю.

4.

«Профессия музыкальный руководитель»

Формировать положительное отношение к труду взрослых. Развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым. Расширять представления детей о разных профессиях.

1.

«Как мишки учились одеваться»

Развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку одевания. Прямое обучение одеванию с использованием алгоритма последовательности, сопровождаемое объяснением воспитателя. Активизировать словарь за счет существительных, обозначающих предметы одежды (мальчика и девочки).

                      ЯНВАРЬ

2.

 «Книжкин домик»

Продолжать учить раскладывать все на свои места; воспитывать любовь к порядку.

3.

«Цветы любят чистоту»

Воспитывать желание участвовать в уходе за цветами. Учить поливать цветы, рыхлить землю. Развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым.

4.

«Как мы умеем помогать»

Привлекать детей  к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым  и под его  контроле расставлять хлебницы (без хлеба). Воспитать уважение к труду взрослых.  Получать удовольствия от полученной работы.

        ФЕВРАЛЬ

1.

«Носовые платочки – наши дружочки»

Продолжать учить детей пользоваться носовым платком. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя. Воспитать у детей поддерживать  чистоту и порядок внешнего вида.

2.

«Стираем куклам бельё»

Учить детей содержать в чистоте и порядке игрушки. Закреплять умение пользоваться мылом и водой для стирки белья, полоскать и отжимать. Формировать положительное отношение к труду.

3.

 «Посадка лука»

Продолжать знакомить детей с жизнью растений, их строением, пользой, которую они приносят. Привлечь детей к посадке лука в ящичке для рассады.Воспитывать желание ухаживать за ними.

4.

«Профессия медсестра»

Закрепить представления: прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, дает лекарство, мажет ссадины, делает перевязку, закапывает лекарство, измеряет температуру, рост, ведет записи в карточке. Воспитывать на примере труда взрослых взаимопомощь, гуманные чувства, уважение друг к другу.

                               МАРТ

1.

«Аккуратность никогда не помешает»

Учить детей одевать и шнуровать обувь. Закреплять умение застегивать застежки липучки, «молнии». Закреплять навыки самообслуживания при одевании.

2.

«Гладим бельё»

Продолжать учить детей содержать свои игрушки в порядке, гладить игрушечным утюгом (взрослый гладит настоящим). Воспитывать желание трудиться самостоятельно.

3.

Посадка крупных семян»

Учить детей правильно помещать зерна в землю; воспитывать интерес к труду.

4.

«Как мы умеем помогать»

Помогать няне, накрывать на столы.

Закреплять названия предметов посуды, правила обращения с посудой (посуду нельзя ронять, она разбивается). Развивать стремление трудиться вместе со взрослыми.

                                            АПРЕЛЬ

1.

«Выверни одежду»

Учить детей правильно выворачивать одежду (колготки, кофту); воспитывать любовь к порядку

2.

«Расставь игрушки»

Воспитывать у детей правильное отношение к хозяйственно- бытовому труду, интерес к нему, обеспечивает овладение необходимыми действиями. Закреплять знания детей, в каком порядке стоят игрушки.

3.

«Мытьё комнатных растений»

Учить протирать крупные листья комнатных растений (использовать для протирания тряпочку специальную). Воспитывать навык поливания цветов. Воспитывать у детей трудолюбие, ответственность за порученное дело.

4.

«Профессия прачка»

Формировать у детей представления о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал, бытовая техника, результат); рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении; воспитывать уважительное отношение к труду.

                  МАЙ

1.

«Правила поведения»

Познакомить детей с элементарными правилами поведения, этикой общения и приветствия. Развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым. Побуждать детей быть приветливыми, при общении в детском саду и дома использовать в своей речи «вежливые слова». Воспитывать культуру поведения.

2.

«Моем игрушки»

Учить детей заботиться о своих игрушках. Научить трудиться сообща. Воспитывать положительное отношение к труду

3.

«Пересадка растений»

Познакомить детей со строением растения. Показать, как пересаживать растения, объяснить для чего нужно это делать. Воспитывать интерес к жизни растений.

4.

«Профессия повар (продавец, шофёр, строитель)»

Формировать положительное отношение к труду взрослых. Развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым. Расширять представления детей о разных профессиях.

Список  детей кружка по трудовому воспитанию

  1. Андрюшкина Злата Евгеньевна
  2. Абдулатипова Райсат Камильевна
  3. Буджалов Бату Русланович
  4. Беликова Элеонора Сергеевна
  5. Вакула Назар Михайлович
  6. Горяев Чингис Джангарович
  7. Долдунов Бата Николаевич
  8. Жидкова Алина Михайловна
  9. Зубова Вероника Евгеньевна
  10. Кащенко Алина Вадимовна
  11. Какушкина Милана Владимировна
  12. Лежнев Родион Дмитриевич
  13.  Тарасова Алина Владимировна
  14. Холоденко Кирилл Викторович
  15. Чугункина Саглара Мингияновна
  16. Цекеева Милана Александровна
  17. Цыгаменко Милана Ивановна

Мониторинг

С целью выявления уровня сформированности трудовых навыков и умений проведен мониторинг по каждому виду труда: самообслуживание, общественн-полезный труд, труд в природе, уважение к труду взрослых.

Вопросы и задания для беседы по выявлению трудовых умений,

навыков и знаний детей  3 – 4 года

Самообслуживание

  1. Покажи, как ты умеешь мыть руки (есть вилкой, вытирать рот).
  2. Расскажи и покажи, как нужно надевать колготки (рубашку, застегивать пуговицы, причесываться).
  3. Почему нельзя разбрасывать свои вещи?
  4. Что нужно сказать, когда тебе помогают?
  5. Кто из вас часто помогает друг другу? Как помогает?

Общественно - полезный труд

  1. Покажи, как ты умеешь готовить материалы к занятию (кисти, краски, подставки, доски, клеёнки, клей)

  2. Покажи, как ты умеешь раскладывать ложки (вытирать столы).

  3. Для чего ты сейчас протираешь стол?

  4.  Как ты помогаешь няне?

  5. Куда нужно убирать игрушки после игры?

Труд в природе

  1. Покажи, как нужно поливать растение (протирать листья у фикуса). Для чего это нужно делать?
  2. Покажи, как нужно поливать протирать листья у фикуса. Для чего это нужно делать?
  3. Как называется это растение?
  4. Почему птиц надо кормить?
  5. Кто ухаживает за растениями на грядке и цветнике?

Ознакомление с трудом взрослых

  1. Кто моет пол, вытирает пыль?
  2.  Кто готовит обед?
  3. Зачем няня убирает снег, подметает участок?
  4. Кто слушает, ставит градусник?
  5. Почему нельзя ничего бросать на пол?

Диаграмма по дополнительной образовательной программе «Помогайки»

младшая группа на сентябрь 2016 год

Диаграмма по дополнительной образовательной программе «Помогайки»

младшая группа на май 2017 год

Сравнительная диаграмма по дополнительной образовательной программе «Помогайки»

 Младшая группа на сентябрь 2016г - май 2017 г

Сводная диаграмма по дополнительной образовательной программе «Помогайки»

 Младшая группа на сентябрь 2016г - май 2017 г

Аналитическая справка по результатам мониторинга кружка «Помогайки»  2016-2017 учебный год

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка»

Младшая группа

Дата проведения: 10.05.2017 год

Воспитатель: Симакова И.М.

Кружок «Помогайки» начал работу недавно, дети занимаются в нём с сентября 2016 года. В кружке занимается 17 воспитанников младшей группы.

Занятия проходят четыре раза в месяц, продолжительностью 15 минут.

В течение всего учебного года  дети будут расширять кругозор, пополнять знания, активизировать мыслительную деятельность, проводить исследования, тренировать память  и наблюдать за объектами живой и неживой природы.

Ведущими целями работы являлись:

  • формировать  положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь;
  • развить трудовые умения, усовершенствовать их;
  • воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость;
  • сформировать навыки в организации рабочего процесса;
  • формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания.

Цели реализованы в процессе применения разнообразных методов и приёмов:                                                                                                                        

-решение маленьких логических задач, загадок.

-приучение к размышлению, логические беседы.

-беседы на этические темы.

-чтение художественной литературы.

-рассматривание иллюстраций.

- рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций.

- целенаправленное наблюдение.

-разыгрывание коммуникативных ситуаций.

В мониторинге использовался метод  индивидуальная беседа, наблюдения за деятельностью детей, игровые тестовые задания,  специальные задания, организуемые педагогом.                                                                                                                     Форма организации мониторинга

– диагностическая карта.

Оценивается тремя уровнями:  высокий, средний, низкий.

Процентные соотношения на сентябрь -май 2017 года

Средний уровень группы

Всего детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Начало учебного года

17

33%

37%

30%

Конец учебного года

17

59%

41%

0%

По диагностической карте можно сделать следующие выводы на сентябрь месяц:

Преимущественно превышал средний уровень развития детей, высокий и низкий почти в равных соотношениях.

Проводя мониторинг в мае месяце, заметно улучшились показатели по сравнению на начало года. Полностью отсутствует низкий уровень по всем вопросам. 59% высокий уровень, дети хорошо выполняют поставленные перед ними задания, 41% средний уровень, некоторые дети все-таки затрудняются.

 По таблице видно как изменяются вывести процентные соотношения по видам труда на сентябрь - май 2017 года

Средний уровень группы

Всего детей

Самообслуживание

Общественно –полезный труд

Труд в природе

Уважение к труду взрослых

Высо

кий

Сред

ний

Низ

кий

Высо

кий

Сред

ний

Низ

кий

Высо

кий

Сред

ний

Низ

кий

Высо

кий

Сред

ний

Низ

кий

Начало учебного года

17

35%

44%

21%

34%

35%

31%

24%

32%

44%

38%

32%

30%

Конец учебного года

17

69%

31%

0%

60%

40%

0%

50%

50%

0%

59%

41%

0%

Более ярко выражены способности у детей: Алина Ж., Милана К., Милана Ц., Саглара Ч.  Менее  выражены способности у  Бату Б., Назара В., Баты Д., Алина Т., Кирилл Х. С этими детьми необходимо продолжать работу индивидуально, привлекать родителей. В дальнейшем эти знания будут расширяться и закрепляться.

В группе имеется уголок  природы и экспериментирования, где имеется необходимое оборудование, природный и бросовый материал.

Мною была составлена картотека опытов, игр на природе, изготовлено дидактическое пособие, для дидактических игр – «Какое время года?   «Где живёте, что жуёте? «Загадайкино».

Также параллельно велась работа с родителями. В сентябре проведено родительское собрание на тему: «Воспитание самостоятельности  у детей младшего дошкольного возраста». Использовала анкетирование «Какой вы родитель», давала консультацию: «Надо ли приучать детей трудиться», «Кто убирает дома игрушки», «Какие поручения у ребёнка дома?» и беседы о развитии самостоятельности у детей, о проблемах с приёмом пищи, о соблюдении правил гигиены, об одевании и раздевании. Была предоставлена информация в папках раскладушке и передвижке «Не мешайте мне трудиться!», «Формирование самостоятельности  у детей», «Воспитание дружеских отношений в игре». Родители помогали благоустроить группу, участок. Участвовали в конкурсах: «Золотая осень», «Наши руки не для скуки» (спортивный инвентарь, скворечников, кормушек, огородов на окне и др.).

 выпустили газету: «Наша дружная семья - детский сад». Дети моей группы участвовали в Республиканском конкурсе «Зимний пленэр»: в номинации «Зимний пейзаж» - Чугункина с (1 место), и Беликова Элеонора (1 место), в номинации «Зимний пейзаж»» - Цекеева Милана. А также в Республиканском конкурсе «Портрет» в номинации «Женский портрет» - Цыгаменко Милана (1место) и Цекеева Милана (3место),  в номинации «Мужской портрет» -Какушкина Милана (1место). Республиканский конкурс «Моя любимая сказка»

Вывод: Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств. 

Использование данной разработки, поможет педагогам, грамотно спланировать трудовую деятельность, тактично и умело ввести детей в круг трудового общения, довести до сознания каждого, то, что его труд необходим.

Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т.д.

Ввиду получения положительных результатов по труду наметила продолжение работы по данной теме в следующем 2017 – 2018 учебном году, в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ и родителями (законными представителями).

 Список использованной литературы.

  1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М., 1983г
  2. Буре Р.С. Социально - нравственное воспитание дошкольников. М., 1991г.
  3. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
  4. Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В.Г.Нечаевой. М., 1983.
  5. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы. Мозайка-Синтез., Москва., 2014г
  6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. -М.: Педагогика, 1986.
  7. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
  8. Дыбина О.В. Ознакомление с предметами и социальным окружением. М.,
  9. Детская психология: Учеб. Пособие. Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. - 399с.
  10. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. М., 1985.
  11. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Программно.- метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  12. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М., 1991.

13.Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.

14.Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми. М.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...