Проект "Волшебный песок"
проект на тему
Игры в песок захватывают, очень часто не только дети, но и взрослые присоединяются к игре, руки сами начинают пересыпать песок, строить горы, замки. А если к игре добавить миниатюрные фигурки, тогда появляется целый мир, разыгрываются различные жизненные ситуации, и ребенок полностью погружается в игру. Создавая свой мир на песке, чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. И мы видим если в «песочной стране» все спокойно, то и на душе у ребенка все спокойно.
Также при помощи игр в песок можно интенсивно и гармонично развивать познавательные процессы, интеллектуальные способности, мелкую моторику, тактильные ощущения, речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_pesok.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»
Актуальность проекта
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала!
Простейший ящик из стола
Покрасим голубой мы краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой!
Игрушек маленький набор
Возьмём в игру… Подобно Богу,
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
(Т. Грабенко)
В дошкольном возрасте дети активно занимаются исследованием окружающего мира – самообучением. Очень часто их привлекает то, что является не безопасным и взрослые начинают ограничивать действия ребенка. Но наряду с запретами должно быть место, где ребенок может быть самим собой, где сможет реализовать свои потребности и желания - создавать, фантазировать, мечтать. Также детям дошкольного возраста бывает очень трудно выразить свои мысли, переживания, страхи, которые зарождаются внутри, т. к. вербальный аппарат недостаточно развит, и это может привести к психосоматическим заболеваниям: срывам, нервозам, замыканиям в себе.
Но, что же, делать, чтобы из ребенка выросла творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, опираться на себя и верить в свои силы.
Большую популярность сейчас получило такое направление как песочная терапия. Песок – необыкновенно приятный на ощупь, загадочный материал. Он обладает способностью притягивать как магнит, завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим, а при добавлении воды темнеть и приобретать качества земли – становиться плотным и пластичным.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности детей. Они насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью, что обогащает эмоциональный опыт ребенка. Песок обладает свойством пропускать воду, по мнению многих ученных поглощает негативную психическую энергию и «заземлять» её. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Поэтому такие игры можно плодотворно использование не только в развивающих и обучающих занятиях, но и для профилактики и коррекции психологического состояния ребенка.
Специалисты утверждаю, что играя с песком, у человека открывается подсознание, и он постепенно входит в легкое медитативное состояние, что позволяет, по настоящему, расслабится, успокоится и отдохнуть.
Игры в песок захватывают, очень часто не только дети, но и взрослые присоединяются к игре, руки сами начинают пересыпать песок, строить горы, замки. А если к игре добавить миниатюрные фигурки, тогда появляется целый мир, разыгрываются различные жизненные ситуации, и ребенок полностью погружается в игру. Создавая свой мир на песке, чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. И мы видим если в «песочной стране» все спокойно, то и на душе у ребенка все спокойно.
Также при помощи игр в песок можно интенсивно и гармонично развивать познавательные процессы, интеллектуальные способности, мелкую моторику, тактильные ощущения, речь.
Паспорт проекта
Вид проекта: информационно-творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный
Срок реализации проекта: 1 сентября 2015 года – 15 июнь 2016 года
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители дошкольников
Цель проекта: Развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков ребенка, его эмоционально-волевой сферы.
Задачи проекта:
- Развивать свободную и творческую личность ребенка.
- Расширить знания в доступной и интересной форме познать свойства и качества природных материалов.
- Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, самостоятельности, тактильной чувствительности, мелкой моторики, познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения).
- Совершенствование умений и навыков общения, бесконфликтного взаимодействия.
- Повышение компетентности родителей при использовании в домашних условиях форм естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком.
Нужно учитывать некоторые условия работы в песке:
- Согласие и желание ребенка.
- Не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Материал и оборудование: песочница, вода, набор миниатюрных предметов и игрушек, природный материал (шишки, камушки, палочки)
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
- Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения); познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
- Совершенствование предметно – игровой деятельности, в результате «проигрывании» разнообразных жизненных ситуации и составлении композиций на песке способствуют снятию тревожности, агрессии, стабилизация эмоционального состояния детей;
- Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешной социализации;
- Формирование самосознания и адекватной самооценки; самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Реализация проекта
Этап | Содержание работы | Результат |
Подготовительный | Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. | |
Составление плана реализации проекта | ||
Создание и привлечение родителей к изготовлению и сбору необходимого оборудования, пособий, игр для целостного обеспечения проекта. | ||
Разрабатывание занятий | ||
Привлечение родителей к сбору и изготовлению материала по песочной игротерапии. | Изготовление песочницы, подбор миниатюрных игрушек | |
Изготовление наглядно-информационного материала для родителей. | Информационный проспект «Исцеляющие руки» Стенд «Песочная страна – страна чудес» Картотекой «Игры с песком» | |
Основной | Просветительская работа с родителями | - Педагогическая гостиная «Песочная страна – страна чудес» - Консультация для родителей «Исцеляющие руки» - Информационный проспект «Исцеляющие руки» - Знакомство с картотекой «Игры с песком» |
Просветительская работа с педагогами | - Семинар «Истрия возникновения создания песочной терапии» - Консультация «Песочная терапия» - Семинар «Игры с песком в развитии детей» - Памятка для воспитателей «Здравствуй, песок» - Знакомство с картотекой «Игры с песком» - Информационный проспект «Исцеляющие руки» - Методические рекомендации о работе с песочницей | |
С детьми | Экспериментирование «Свойства песка» Система коррекционно-развивающих занятий. Самостоятельная и совместная игровая деятельность детей (конструирование из песка; рисование на песке; экспериментирование; составление узоров на песке; создание песочных композиции) | |
Заключительный | Подведение итога и анализ результата проекта. | |
Оформление фотовыставки | «Мы играем с песком» | |
Выступление на РМО на базе Юрьевского детского сада | «Песочная терапия» | |
Оформление стенда | «Песочная страна – страна чудес»; | |
Проведение семейного конкурса | «Песочные фантазии» | |
Участие в конкурсах | Всероссийский творческий конкурс «Рассударики» Дипломант Номинация: «Стенгазета» Работа «Песочная страна – страна чудес» | |
Публикация и распространение наработанного материала | Образовательный портал «Продленка»: «Игры с песком в развитии детей» На собственном персональном сайте |
Литература
- Аромштам М. Игры на влажном песке//Дошкольное образование - июнь №12 2006
- Бережная,Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф.Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007.-№1.-С.50-52
- Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика /июль, август/ 2006
- Грабенко Т.М. Игры с песком или песочная терапия//Дошкольная педагогика №5 /сентябрь, октябрь/ 2004
- Горошкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание №6/89
- Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. – 2001. – 38 (44).
- Грабенко Т.Н, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс», 2002г.
- .Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко//Дошкольная педагогика.-2004.№5.
- Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально коммуникативной и познавательной сферы средствами песочной терапии / авт.-сост. М. А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.
- Кичура В.В. Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика /май/2008
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родителей - "Сыпь песок"
Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...
Перспективный план кружка "Чудесный песок"
В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...
Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»
Познакомить со способом изготовления и внедрить использование кинетического песка в свою практику....
Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.
Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...
Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"
Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....
Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"
Мастер-класс для педагогов и родителей...