Мастер-класс: «Развитие экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредствам технологии С.М. Оберемок»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Развитие экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредствам технологии Оберемок С.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou_detskiy_sad_no_23_katyusha.pptx | 667.27 КБ |
orgproekt_master.docx | 18.3 КБ |
proekt.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К концу мастер-класса участники: -получат представление о развитии экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством технологии С.М Оберемок ; -попрактикуются в проведении опытов на втором этапе проектирования. Цель мастер-класса:
Основные принципы дошкольного образования ФГОС ДО (п.1.4.7., п.1.4.4): - Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
Целевой ориентир: Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать Планируемые результаты: - Ребенок принимает активное участие в детском экспериментировании, проектной деятельности, в решении проблемных ситуаций, составлении собственных высказываний. - принимает участие в рассматривании и обсуждении жизненных ситуаций в группе, семье некоторых общественных местах
Тема проекта: « Этот загадочный подводный мир» В результате ребёнок: -узнает и называет «морских животных», «рыб», «моллюсков» через д/и «Назови одним словом»; -принимает активное участие в детском экспериментировании через опыты; - составляет описательный рассказ от имени морского обитателя по памяти.
Этапы метода проекта: 1. Выбор темы 2. Сбор сведений 3. Выбор проекта 4. Реализация проекта 5. Презентация проекта
2 этап. Сбор сведений Привнесение соответствующей худ.литературы , энциклопедий и др. Привнесение соответствующих предметов и материалов для организации разных видов деятельности, экспериментирования. Организация встреч с родителями, специалистами. Организация экскурсий и др. Организация игровой деятельности
2 этап. Сбор сведений -подборка художественной литературы: С. Сахаров «Морские сказки»; С. Воронина «Добрая раковина»; А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Сказка «По щучьему велению», стихи и загадки о морских обитателях, энциклопедии; - изготовление и подборка дидактического материала: «Парные картинки», «Узнай, что изменилось», «Лото», «Найди отличия», «Найди такую же», «Соедини по точкам», пазлы на морскую тематику, разрезные картинки «Морские животные»; - изготовление и подборка атрибутов и материалов для разных видов сюжетно - ролевых игр «Путешествие на корабле», «Мы корабль построим сами, поплывём под парусами» - подготовить информационный материал для родителей на тему «Как рассказать детям о подводном мире»
Детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. Ребенок Педагог сотрудничество
Опыт «Как сделать морскую воду?» Экспериментальная деятельность организованная детьми Содержание деятельности:
Опыт «Тонет – не тонет» Э кспериментальную деятельность, организованная педагогом
«Выращивание кораллов путем кристаллизации соли» Д олгосрочные наблюдения-эксперименты
Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать Антуан де Сент-Экзюпери
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Оргпроект мастер-класса
«Развитие экспериментальной деятельности
у детей старшего дошкольного возраста, посредствам технологии
С.М. Оберемок»
Проведение мастер-класса организовано
на содержании работы «Развитие
экспериментальной деятельности
у детей старшего дошкольного возраста,
посредствам технологии
С.М. Оберемок»
Александрова Л.А., воспитатель
первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 23 «Катюша»
г. Назарово
Дата, время, место проведения | 17.11.2016г., 13.15, МБДОУ «Детский сад № 23 «Катюша» |
Участники | - старший воспитатель; - воспитатели |
Предназначение:
- Слушатели имеют представление о развитии экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством технологии С.М Оберемок;
- Слушатели попрактикуются в проведении опытов на втором этапе проектирования.
Содержание мастер-класса
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
- Исходя из обозначенной темы мастер-класса, пожалуйста, сформулируйте для себя (свою) цель, чего вы ожидаете, на какой результат будете работать?
Я пускаю пузыри, как салют летят они.
Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.
А на вопрос найти ответ, поможет нам….. эксперимент
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
В основных принципах дошкольного образования ФГОС ДО прописано:
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Учитывая целевые ориентиры ребенок склонен наблюдать и экспериментировать. Мы предположили, что через экспериментирование ребенок:
-принимает активное участие в детском экспериментировании, проектной деятельности, в решении проблемных ситуаций, составлении собственных высказываний.
- принимает участие в рассматривании и обсуждении жизненных ситуаций в группе, семье, некоторых общественных местах.
Для этого мы выбрали тему проекта «Этот загадочный подводный мир»
В результате ребёнок:
-узнает и называет «морских животных», «рыб», «моллюсков» через д/и «Назови одним словом»;
-принимает активное участие в детском экспериментировании через опыты;
- составляет описательный рассказ от имени морского обитателя по памяти.
В общем виде метод проектов как технологию можно представить в виде последовательных этапов:
1этап Выбор темы
Задача педагога на этом этапе осуществить выбор темы для более глубокого изучения, наиболее подходящий метод –это «Метод трех вопросов» (Что мы знаем о подводном мире? Что бы мы хотели узнать? Где мы можем узнать?)
2 этап Сбор сведений
Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности.
3 этап Выбор проекта
Задача воспитателя - помочь детям выбрать, какой проект они будут осуществлять.
4 этап Реализация проекта
Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
5 этап Презентация
Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности.
Подробнее остановлюсь на 2 этапе - сбор сведений.
Задача - создать условия для реализации познавательной деятельности через:
- Привнесение соответствующей худ.литературы, энциклопедий и др.
- Привнесение соответствующих предметов и материалов для организации разных видов деятельности, экспериментирования.
- Организация встреч с родителями, специалистами.
- Организация экскурсий и др.
- Организация игровой деятельности.
При сборе сведений, возникали некоторые вопросы: «Какая вода в море?», «Как получаются кораллы?», соответственно это нас наталкивало на экспериментирование.
Для нас необходимо было понять, что же такое детское экспериментирование
Детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
При планировании детской экспериментальной деятельности обязательно включаются:
-экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
-экспериментальная деятельность по инициативе детей;
-познавательная непосредственно образовательную деятельность с элементами экспериментирования;
-демонстрационные опыты, реализуемые совместно с детьми;
-долгосрочные наблюдения-эксперименты.
При реализации нашего проекта мы провели несколько опытов, связанной одной тематикой: «Как сделать морскую воду?» - экспериментальная деятельность организованная детьми; «Тонет-не тонет» - демонстрационные опыты, реализуемые совместно с детьми; «Замерзает ли соленая вода?» - экспериментальная деятельность по инициативе детей; «Выращивание кораллов путем кристаллизации солей» - долгосрочные наблюдения-эксперименты.
II. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.
- Описание приёма «Экспериментирование»
Аудитория выступает в роли детей.
Действия педагога | Действия воспитанников | Результат |
Зайчик: «Здравствуйте, ребята, мне сегодня дали волшебную морскую воду, яйца и сказали, что в морской воде ничего не тонет! Как же нам проверить, правильно ли мне сказали?» | Выливают воду в стакан, опускают яйцо | Яйцо тонет. |
Ребята, как же помочь зайчику? | Пробуют воду, делают соленую воду, опускают яйцо, делают выводы | Яйцо всплывает |
В таких экспериментах дети самостоятельно планируют деятельность, находят способы деятельности, делают вывод на основе самостоятельных действий.
III. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ.
- Соотнесите результаты вашей работы с теми целями, задачами, которые вы сформулировали для себя в начале работы мастер-класса.
Если для вас полезна была информация, я прошу вас пустить пузыри.
Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.
Открылся нам сейчас секрет,
Как детский организовать эксперимент.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23 «Катюша»
Познавательно-исследовательский проект
«Этот загадочный подводный мир»
(старший дошкольный возраст)
Подготовила:
Александрова Людмила Анатольевна
воспитатель первой категории
Г.Назарово - 2016
Длительность проекта: 1 неделя
Актуальность: Одним из целевых ориентиров выступает:
-Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать.
Проблема: В результате бесед, в рамках тематического планирования, выявилось, что дети знают только самых популярных морских животных и рыб (кит, дельфин, акула, морская звезда).
Цель: Создание коллективной работы-плаката «Подводный мир – глазами детей» для ознакомления детей с морскими обитателями.
В результате ребёнок:
-узнает и называет «морских животных», «рыб», «моллюсков» через д/и «Назови одним словом»;
-принимает активное участие в детском экспериментировании через опыты;
- составляет описательный рассказ от имени морского обитателя по памяти.
Задачи:
- Внести в предметно-развивающую среду современные сюжетно – ролевые игры «Морское путешествие», для расширения представления детей о морских обитателях.
-Подобрать материал для продуктивной деятельности в творческой мастерской: для лепки: пластилинография «Коралловые фантазии», рисования «Волшебное царство золотой рыбки», оригами «Рыбка золотая».
- Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми для создания рисунка или аппликации (по выбору).
1этап Выбор темы
Беседа с детьми по методу трёх вопросов
Что мы знаем о подводном мире? | Что бы мы хотели узнать? | Где мы можем узнать? |
-живут рыбы, есть ракушки (Саша) -морские звезды, дельфины (Лена) -рыба-меч (Данила) -киты (Арсен) | -кто живет в морях (Лева) | -на море, спуститься на подводной лодке, по радио (Саша) -в интернете (Вика В.) -по телевизору (Катя) - в книжках (Наташа) |
2 этап Сбор сведений.
- подборка художественной литературы: С. Сахаров «Морские сказки»; С. Воронина «Добрая раковина»; А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Сказка «По щучьему велению», стихи и загадки о морских обитателях, энциклопедии;
- изготовление и подборка дидактического материала: «Парные картинки», «Узнай, что изменилось», «Лото», «Найди отличия», «Найди такую же», «Соедини по точкам», пазлы на морскую тематику, разрезные картинки «Морские животные»;
- изготовление и подборка атрибутов и материалов для разных видов сюжетно - ролевых игр «Путешествие на корабле», «Мы корабль построим сами, поплывём под парусами»
- подготовить информационный материал для родителей на тему «Как рассказать детям о подводном мире»
Мероприятие | Сроки | Ответственные |
«Познавательное развитие» - НОД «Путешествие в подводный мир» - Мультимедийные презентации «Мир глубин морей» «Обитатели морей и океанов», «Подводный мир», «Коралловые рифы» -Проведение экспериментально- исследовательской деятельности: «Как сделать морскую воду», «Соль – это кристаллы». - Проведение опыта «Выращивание кораллов путем кристаллизации соли», «Беседа о морских обитателях». Викторина «Чудеса подводного мира» - Просмотр мультфильмов. «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке» Настольно-печатные игры: «Парные картинки», «Узнай, что изменилось», «Лото», «Найди отличия», «Найди такую же», «Соедини по точкам», пазлы на морскую тематику, разрезные картинки «Морские животные»; Социально-коммуникативное развитие - Социоигра «Рыбка». - С/р игра «Путешествие на корабле», «Мы корабль построим сами, поплывём под парусами» «Речевое развитие» - Рассказы детей о морских животных. -рассказы детей от имени морского обитателя. НОД «Рыбы». - Чтение: С. Сахаров «Морские сказки»; С. Воронина «Добрая раковина»; А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Сказка «По щучьему велению» - Словесные игры «Найди предмет по описанию», «Назови одним словом», «Кто больше заметит небылиц?», «Отгадай загадку» «Художественно-эстетическое развитие» Слушание звуков моря, дельфинов, релаксирующая музыка. Рисование: «Волшебное царство золотой рыбки» нетрадиционная техника рисования по мокрому листу Лепка: Пластилинография «Коралловые фантазии» Аппликация «На дне морском», Худ.труд: Оригами «Рыбка золотая» «Физическое развитие» «Море волнуется раз…», «Карась и щука», «Удочка», «Водяной», «Рыбки и камушки», «Водолаз» | 1 половина дня 2 половина дня 1 половина дня 2 половина дня 1 и 2 половина дня 1 половина дня 2 половина дня 1 и 2 половина дня 1 половина дня 1 половина дня | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели, музыкальный руководитель Воспитатели Инструктор по физической культуре, воспитатели. |
3 этап Выбор проекта
Создание коллективной работы-плаката « Подводный мир – глазами детей»
4 этап Реализация проекта
Оформление коллективной работы-плаката «Подводный мир – глазами детей»
5 этап Презентация
Выставка работы-плаката «Подводный мир – глазами детей» для родителей и в холле детского сада.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- индивидуальные беседы по вопросам реализации проекта.
- наглядная информация: «Как рассказать детям о подводном мире»
- памятка для родителей «Выучите с детьми стихотворение о морских обитателях»
- участие в выставке рисунков «Море и морские тайны», совместное творчество родителей и детей.
Литература:
«Метод проектов в дошкольном образовании» Оберемок С.М.
Интернет источники:
http://onlinemultfilmy.ru/osminozhki/
(«Разноцветная семейка»)
https://www.youtube.com/watch?v=D07xru9L7Jk
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
https://www.youtube.com/watch?time_continue=89&v=BnNEnZWrhGU
(«Цветение кораллов»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"
Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...
Мастер-класс "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр.
Цель мастер-класса: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию логического мышления дошкольников.Задачи: - Познакомить педаг...
«Опытно – экспериментальная деятельность как развитие познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством техники «Оригами»
Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность как развитие познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами» Возраст детей: 5-6 лет.Образоват...
«Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством Лего – конструирования»
Сегодня технологический прогресс, глобализация образования и активное внедрение инноваций направлены на повышение эффективности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Инновационные процессы...
Перспективный план на тему: "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности", на 2023 – 2024 учебный год (старшая группа).
Задачи: -продолжать обеспечивать развивающую среду, насыщать разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и р...
Мастер – класс для воспитателей «Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством создания игровых и сказочных ситуаций»
Каждую сказку можно попробовать наполнить математическим содержанием, включая задания для героев посредством дидактических игр. Сами сказки есть с математическим началом: «Два жадных медвежонка...