Конспект "Натюрморт. Составление зимней композиции".
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Тирман Людмила Алексеевна

А знаете ли вы, что бывают зимние натюрморты? Данный материал поможет научить детей элементарным правилам составления композиции для натюрморта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_natyurmort.docx228.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по художественно – эстетическому развитию

«Натюрморт. Составление зимней композиции»

в старшей группе.

Составила и провела

 воспитатель Тирман Л. А.

Г. Тихвин

2018 г.

Цель:

продолжать работу по знакомству с жанром живописи «Натюрморт», с его особенностями и отличием от других жанров.

Задачи:

  1. Способствовать умению детей находить натюрморт среди других жанров изобразительного искусства.
  2. Учить детей кратко излагать содержание картины. Обогащать словарь детей за счет слов: жанр изобразительного искусства, натюрморт, композиция.
  3. Вызвать у детей желание рассматривать и составлять композицию для натюрморта.
  4. Учить детей составлять композиции зимних натюрмортов.
  5. Воспитывать интерес к различным жанрам живописи (в том числе к натюрморту),чувство эстетического восприятия.

Материалы:

Проектор, экран, мольберты, картины, столы, различные предметы для составления композиции «Зимний натюрморт» (муляжи фруктов, корзины, вазы, ветки деревьев, салфетки, ёлочные игрушки, мишура, свечи, …).

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

 Ребята, сегодня у нас необычное занятие, потому что начнем мы его с похода в кино. Итак, все занимайте свои места, помните, что в зале нельзя шуметь и мешать друг другу. Внимание! Смотрите этот мультфильм внимательно и ответьте после просмотра на вопрос: «О каких жанрах изобразительного искусства говорится в мультфильме»?

 (Мультфильм «О картинах» на стихи А. Кушнера из цикла «Пластилиновая ворона»).

- Ребята, о каких же жанрах изобразительного искусства шла речь в мультфильме?  (натюрморт, пейзаж, портрет)

- Я предлагаю вам, вместе со мной посетить интересную выставку картин, подходите к мольбертам и встаньте так, чтоб не мешать дуг другу и всем было видно картины.

-Ребята, рассмотрите, пожалуйста, все картины и выберите ту, которая понравилась вам больше всех.

- Скажи, Саша, какая картина понравилась тебе больше остальных?

-  Что ты в ней увидел особенного?

- Как бы вы назвали эту картину?

-А художник назвал эту картину …

- Как вы думаете какой у неё жанр живописи?

(показываю картины пейзаж, портрет, натюрморт)

-Какие вы молодцы, вы всё правильно рассказали.

- А теперь давайте поиграем в игру: «Жанр изобразительного искусства».

- Я буду показывать вам картины разных жанров, а вы сообщите мне, что это за жанр, но не словами, а действиями: натюрморт – прыгаем, портрет – хлопаем в ладоши, пейзаж – приседаем.

 (После игры садятся напротив экрана, включается картина Хруцкого «Цветы и плоды).                                                                                                              

C:\Users\техношок1\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Cvety_i_plody_3.jpg

  1. Основная часть.

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «Цветы и плоды».

- Я предлагаю вам рассмотреть и полюбоваться картиной «Цветы и плоды». Ее написал художник Иван Фомич Хруцкий. Будущий художник родился в Беларуси. Он с детства любил рисовать. И вот за эту картину ему была присуждена золотая медаль.    

                                         

-Как вы думаете, почему художник так ее назвал? (потому что он изобразил букет цветов и плоды).

-На чем художник изобразил все предметы на картине?

- Что изобразил художник в центре этой картины? (вазу с букетом цветов)

-Расскажите, что еще вы видите на картине? (персики, лимон, дольку лимона, груши, тыкву, стакан с водой, прозрачный стеклянный графин, ...)

-Где располагаются все эти предметы по отношению к вазе? (с левой и с правой стороны от вазы)

-Как вы думаете, почему художник не стал располагать эти предметы перед вазой? (хотел показать красоту вазы, что она не простая, на ней изображены волки)

- Ребята, кто запомнил, как называется жанр изобразительного искусства картины, которую мы с вами рассматривали? (натюрморт).

-Ребята, кто знает, что художники изображают в натюрморте? (сорванные овощи, фрукты, цветы, посуду …)

-Как все эти предметы можно назвать в одним словом? (неживые)

-Что же такое натюрморт?Может быть кто – то сам сможет ответить?

Натюрморт - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются неживые предметы. (повторим)

-Ребята, мы с вами рассмотрели знаменитый натюрморт. А как вы думаете, к какому времени года этот натюрморт можно отнести? (лето) Почему?

- А как вы думаете, бывают ли зимние натюрморты?

- На чём могут быть изображены зимние натюрморты? (на столе, на стуле, на белой или синей скатерти)

- Какие предметы можно изобразить на зимнем натюрморте? (рассуждения детей)

-Я хочу вам показать, какими красивыми бывают зимние натюрморты.

(На экран выводятся иллюстрации с зимними натюрмортами).

- Прежде, чем написать натюрморт, художник составляет и выставляет композицию из предметов. Композиция – это умение художника правильно и красиво расставить предметы в натюрморте. Художники составляют композицию так, чтобы среди всех предметов выделялся какой-то главный, более крупный или более яркий по сравнению с остальными предметами. Чтобы крупный предмет не закрывал мелкие, его ставили на задний план, а мелкие предметы помещали на передний план.

(кратко рассматриваем и рассказываю о зимних натюрмортах на экране)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

- Ребята, а вы хотели бы стать художниками и сами составить свои композиции?

- Для этого я принесла вам много интересных предметов, рассмотрите их.

- Но сначала разрешите мне первой составить композицию. (показ составления композиции вместе с детьми).

-Сначала я выберу оформление натюрморта - фон композиции, затем главный предмет. После буду добавлять маленькие предметы.

- Какой предмет у нас будет главным – более крупным или ярким по сравнению с другими предметами?

-На какой план мы его поставим? (на задний)

- А теперь какие по величине предметы поставим по сравнению с вазой? (более мелкие)

- На какой план их поставим? (на передний)

- Чтобы увидеть красоту или недостатки композиции, художник отходил на расстояние от своей композиции и оценивал, все ли смотрится гармонично. А вы как считаете, нужно ли в мою композицию что-то добавить?                    

- Моя композиция готова.

- Теперь ваша очередь. Подумайте с чего вы начнете, выберите предметы, которые вам нравятся и приступайте к работе. (Дети составляют свои композиции под музыку)

-Ребята, какие замечательные волшебные композиции у вас получились! Давайте полюбуемся ими.

- Саша, скажи, какая композиция тебе понравилась больше всего? Почему?

- Как ты считаешь, правильная ли композиция получилась у Маши? Почему?

3. Рефлексия.

- О каких жанрах изобразительного искусства вы узнали?

- Что такое натюрморт? (жанр изобразительного искусства, в котором изображают неживые предметы).

-Что мы с вами учились делать? (составлять композицию)

-Что такое композиция? (умение художника правильно расставить предметы)

- Ребята, сегодня вы молодцы, все составили удивительные композиции, хорошо отвечали, хорошо потрудились. Я хочу, чтоб ваши композиции остались вам на память. Разрешите, я сфотографирую их после занятия, а потом принесу вам фотографии с вашими натюрмортами, чтобы вы могли вставить их в рамочку и ими могли любоваться вы и ваши близкие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию с аппликацией в старшей группе детей.Цель: закрепить умение в составлении несложной композиции, передаче ветреной погоды ,бурного моря. Задачи: Закрепить умение вырезывать различные формы паруса, использовать свечку для изо

Цель:  закрепить умение в составлении несложной композиции, передаче ветреной погоды ,бурного моря.Задачи: Закрепить умение вырезывать различные формы паруса, использовать свечку для изображения ...

"Приёмы составления орнаментальных композиций"

В пособии изложена теоретическая и практическая основа для составления и создания орнаментальных композиций....

Конспект НОД ( Художественно - эстетическое развитие) Тема: « Мир вокруг нас. Зимняя композиция». ( Коллажная аппликация). Область- Социализация.

Цель: Развитие творческих способностей детей по средствам аппликации старшего дошкольного возраста. Задачи: -  Воспитывать интерес к красоте зимней природы.-   Формировать...

Учебно-методическая разработка "Приёмы составления орнаментальных композиций"

В пособии содержаться приемы и техники составления  орнаментальных композиций....

Зимняя композиция

Дети раскрасили ветку краской, слелали снегирей, украсили шариками. ...

«Составление художественной композиции на тему: «Бескрайний космос»».

Формировать умение выполнять рисунок на тему космоса.Научить грамотному построению композиции с выделением композиционного центра....