Проект "Мой край Донской"
проект (подготовительная группа) на тему

Поддубная Мальвина Александровна

Проект о традициях и быте Донских казаков для детей подготовительной группы 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Мой край Донской"195.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотизм, соединенный с интересом и  

любовью по всем нациям - непременное условие

                                нормального здоровья, ума и сердца.

                                             Ибо для человека естественно любить свою                                       землю, свое село и город, свою страну и ее народ,

а также свих соседей, другие народы

 и весь земной шар - и нашу большую Родину.

Д.С. Лихачев

Характеристика проекта.

Автор проекта: Поддубная М.А.

Тип проекта: информационно-творческий проект

По характеру содержания: включает ребенка, общество и культуру

По числу участников проекта: дети группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи старше 3-х лет, родители воспитанников, музыкальный руководитель, педагог.

По времени проведения: три месяца (01.09.17- 31.11.17г.)

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Сроки и этапы проведения:

1 этап: организационный (3 недели)

2 этап: практический (2 месяца)

3 этап: результативный (1 неделя)

Выбор темы.

   В национальной доктрине образования Российской Федерации записано: «Система образования признана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию России» .

   Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Все важнейшие правительственные документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, программа «Молодежь России», «Программа развития воспитания в системе образования России», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, семье. Все важнейшие правительственные документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, программа «Молодежь России», «Программа развития воспитания в системе образования России», направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, семье.

   В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И не мало авторов, которые высказываются негативно по этой теме. Говоря, что патриотизм должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, чтобы каждому из нас захотелось ее любить. Но возникает вопрос: разве наша родная земля с уникальной природой, народ со своими традициями и культурой не является благом?  

   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим нами была выбрана тема для проекта: «Традиции и быт донских казаков».

 

Актуальность проекта: 

   Актуальность выбранной темы заключается в необходимости пробудить в детях любовь к родной земле, любви и уважения к культурному наследию Родины с дошкольного возраста.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... Эти впечатления играют огромную роль в становлении личности. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, наш детский сад имеет неповторимый облик и воспринимается как особый центр нравственно-патриотического воспитания.

Цель проекта: создание у детей представления о фольклоре и традиционной

культуре донского казачества, как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.

Задачи проекта: 

- знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа,

- воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю;

- обращение детей к традициям донского казачества для глубокого осознания дошкольником сопричастности с родной землей.

Ожидаемый (предполагаемый) результат по проекту:

   Дети серьезно будут относится к изучению материалов по патриотическому воспитанию, активно отвечать на вопросы и задавать их сами, с большим желанием выполнять задания творческого характера. У воспитанников появится интерес к историческому прошлому, желание знакомиться с жизнью донских казаков, уважение к старшему поколению. Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, будет способствовать обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Дона. Пополнение активного и пассивного словаря детей, будет способствовать формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшаться дружеские взаимоотношения.

Этапы проекта

ЭТАПЫ

ОПИСАНИЕ

  1. Организационный

На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами.

Осуществляется подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме. Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности, музыкальных произведений по теме проекта, создается наглядный материал с использованием ИКТ - технологий

  1. Практический

Это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагога с детьми, работа детей и родителей, работа педагога и родителей. С детьми проводится все виды деятельности, предусмотренные планом проекта, организовывается совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с предметом исследования.

  1. Результативный

Презентация проекта

План  мероприятий

Тема

1. Беседа «Как воспитывали детей в семье казаков»

2. П/и « Утка и селезень»

НОД «Традиции и быт Донского казачества»

1. А.П. Чехов "Каштанка" (глава V. "Талант! Талант!")

2. Хоровод «Ходила Машенька по борочку»

1.  Н. Костарев "Волшебники труда"

2. П/и « Колечко»

НОД «Одежда и традиции Донских

казаков»

1. М.А. Шолохов "Жеребёнок".

2. П/и «Снежинка, ветер и мороз»

НОД «Обрядовые праздники «Масленица»

Донские казачьи стихи загадки

1. М.А. Шолохов "Нахалёнок"

2. П/и « Ловишка в кругу»

Хоровод «Ходит матушка весна»

 П. Лебеденко "Сказки Тихого Дона".

Хоровод «Как по морю»

1. Т. Тумилевич "Бисеринка".

2. П/и «Пятнашки»

Викторина «Знатоки родного края»

Посещение городского музея истории г. Батайска «История наших предков»

Беседа «Как воспитывали детей в семье казаков»

Задачи: познакомить детей с особенностями воспитания в семье казаков;

- формировать представление о жизни Донских казаков;

- воспитывать чувство уважения к культуре Донских казаков.

 Ход беседы:

- Место, в котором мы живем, называется Донским краем. Главная река, протекающая в нашей местности, - это великая река Дон. В Дону водиться много рыбы. Первыми жителями Донского края были казаки. Казаки являются     мужественными, сильными, храбрыми людьми, всегда стоящими на защите своей земли. И конечно же у них были дети.

- Ребята а вы знаете как воспитывали детей в семье казаков? ( Ответы детей)

-  А я вам сейчас расскажу.

- У казаков существовали свои обряды и традиции в воспитании мальчиков   и   девочек.   У   каждого   члена  семьи   казаков   были   свои обязанности. У маленьких казачат с детства воспитывали лучшие человеческие качества - силу, выносливость, умение преодолевать трудности, достигать цели, быть спокойными, терпеливыми, рассудительными, уважать старших и др. Мальчиков, как будущих мужчин, приучали брать на себя роль защитника и охранителя, казачат приучали к верховой езде (в 3-5лет) рукопашному бою (в 3-5 лет), обучали стрельбе (в 7 лет), владении шашкой (в  10 лет). Маленьких казачат учили сравнивать  и анализировать  жизненные  ситуации, конфликтных ситуациях.

- А вы умеете кататься на лошадях? (Ответы детей)

  -  Маленькие же  казачки знали   о том, что в будущем они станут женщинами, которые обладают отличительными признаками поведения от казаков  в различных  ситуациях:  когда они общаются  с  природой, предметами, сверстниками.       Будущая казачка должна уметь брать на себя заботы,  поручения,  связанные  с созданием  красоты,  уюта,  заботы о маленьких и о животных. У маленьких казачек развивали такие же качества, как заботливость, внимание, терпение, нежность, в окружении мальчиков девочки должны демонстрировать свою гордость, игривость и доброту и т.п.

- Мальчики  воспитывались как  -   будущие воины,     девочки     -   как   заботливые хозяюшки.  Казачата воспитывались как  опора своих родителей в старости.

- А вы будете опорой для своих родителей? (Ответы детей)

НОД «Традиции и быт Донского  казачества»

Задачи: знакомить детей с жизнью, бытом и культурой  Донского казачества;

-  развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

Словарная работа: станица, лучина, баня, колыбель, хата, рушник, самовар, колодец, коромысло, чугун, погреб, околица.  

Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассматривание старых фотографий.

Материалы: Аудио запись Донского  Казачьего хора, старинные фотографии, макет печи, донского подворья, куклы в национальной одежде – казака и казачки.

Ход  занятия:

Под фонограмму аудио записи «Распрягайте, хлопцы, кони…» дети заходят в группу, садятся.

Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, веселую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?

Дети: Казаки.

Воспитатель: Правильно, эту песню поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки  умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

 -  Скажите, пожалуйста, где жили и живут казаки?

Дети: На Кубани, Доне, Тереке, Волге.

Воспитатель: Правильно. Казаки, поселившиеся на Дону, так и  называются Донские  казаки.

- Среди просторов нашей большой страны есть край, твой родной дом, где ты живешь, твоя земля родная. Это и есть наша Донская земля. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Донскую землю.

И сегодня мы постараемся себе представить, как в былые времена жили на Донской  земле казаки.

Мы попадаем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья (изображение на картине, фото, макет подворья).

- А что такое хата? (ответы детей)

- В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов) (фото казака).

Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?

Дети: С уважением относиться к старшим.

Уважать мать, сестру, жену.

Надо быть честным и скромным.

Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.

Защищать от врагов свою Родину.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность.

- Как на Дону обращались к отцу и матери?

Дети: К отцу и матери обращались только на Вы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет.

- Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о казаках?

Дети: Казак родился – Отчизне пригодился.

Терпи, казак, – атаманом будешь.

Казачье братство – милее богатства.

Казак в беде не плачет.

Казаку честь – родину беречь.

Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.

 - А как называли жену казака? (Казачка) (фото казачки)

- Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу – принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) (картинки труда казачек)

- Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? (Изображение на картинке).

- В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная.

(Воспитатель показывает детям кукол в национальных костюмах казака и казачку)

- А вот и гости к нам пришли, казак с казачкой (дети рассматривают кукол).

- «Проходите, гости дорогие!»

- Красному гостю – красное место!

- Гость на порог – хозяину радость!

- Ребята, они хотят нам поведать о жизни казачьей, что когда после трудового дня, военных походов казаки всей станицей собирались на околице, чтобы отдохнуть от забот. Бабы вязали, девки играли, вышивали, а мужики решали свои дела.

С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, играть в казачьи игры. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

Проводится игра «Иголка, нитка и узелок»  

Ход игры

Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

Воспитатель: Ребята, самое главное в казачьей хате – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырех тысяч лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жары не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Все, что в печи, – на стол мечи».

Печь нам – мать родная,

Хлебом не корми, только с печи не гони.

- Зимой в мороз даже кур под печкой держали.

А сейчас, наши гости хотят послушать, как вы отгадываете интересные и познавательные загадки…

Как называлось казачье поселение? (Станица.)

Где раньше казаки мылись? (Печь, баня, река.)

Где спали младенцы? (Колыбель.)

С помощью этого предмета и хлеба встречают гостей (Рушник.)

Из чего поили чаем гостей? (Самовар.)

Воду приносили из чего? (Из колодца.)

В этом предмете готовили вкусную кашу, и он был очень тяжелый? (Чугун)

С помощью чего казачки носили ведрами воду из колодца? (Коромысло.)

- Молодцы, вы хорошо запомнили, как жили казаки.

- Ребята, а что это из нашей печи дым валит? Все понятно, это наши гости приготовили нам сюрприз (воспитатель достает из печи чугун с кашей).

- Ну что, накрывайте на стол и приглашайте гостей, будем кашу пробовать.

Дети: Милости просим гости дорогие!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо представили то, что когда-то, давным-давно, когда вас еще не было на свете о том, как жили наши предки. Теперь я знаю, что они бы гордились вами.

Наше занятие подошло к концу.

                   

 

  НОД «Одежда и традиции Донского казачества».

Задачи:

- продолжать формировать представление о жизни Донских казаков, их быте, традициях, предметах одежды;

 - развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность;

 - развивать связную речь, обогатить словарь детей: курень, станица,    подворье, шаровары, лампас, папаха, парочка (юбка и кофта), чирики, черевички;

 - создать условия для проявления интереса к истории Донского казачества.

 

Демонстрационный материал: иллюстрации женского и мужского казачьего костюмов, макет казачьего куреня и подворья.

Раздаточный материал: гуашевые краски, кисти, стаканчики с водой, силуэты казака и казачки на альбомных листах, клей ПВА, кисть для клея, салфетка, клеёнка, вырезанные детали из ткани для оформления женского казачьего костюма, красные полоски из ткани для лампасов казаков.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации, альбомов с изображением казаков и их быта,

 Примерный ход занятия:

Звучит казачья народная песня.

Воспитатель: Я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие для этого нам надо повернуть колесо времени. Повторяйте за мной: «Время, время, остановись! К нашим предкам повернись!» дети кружатся и повторяют слова.

Воспитатель: Ребята, в начале нашего путешествия вы слышали звуки музыки, звучала красивая песня. А вы знаете, чья эта песня? Кто её сложил?

Примерные ответы детей: Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.

Воспитатель: А кто поёт казачьи песни?

Примерные ответы детей: Народ, люди, казаки…

Воспитатель: А что означает слово «казак»?

Примерные ответы детей: Казак – это вольный человек.

Воспитатель: Правильно. Императрица Екатерина II подарила казакам землю за верную службу и для охраны южных границ.

В казачьих семьях глава семьи – казак. Он и хату просторную построит, и подворье. Посмотрите на макет.  Хата называлась раньше курень, а участок двора, где были хозяйственный постройки и содержался скот и домашние птицы — подворье. Повторите.

Казак не только отлично шашкой владел, но и в поле работал, пищу добывал для семьи.

Казачьи поселения всё время расширялись и их стали называть – станицами.

Казак всегда был на виду, его в любой момент могли послать с донесением или на защиту рубежей, поэтому, он всегда был опрятно одет.

Обратите внимание на кукол в казачьих костюмах. Казаки носили шаровары, так как, в узких штанах на лошадях неудобно ездить. Шаровары синего цвета, с красной полосой и гимнастерку со стоячим воротником. Летом носили фуражки, а зимой папахи и шинель защитного цвета. А его жена, казачка, занималась дома по хозяйству. Казачки то же были красиво одеты. Посмотрите на одежду куклы и эти иллюстрации. Юбка и кофточка, которую носила казачка, называлась «парочка». Повторите.

Юбки были длинные и широкие, с множеством оборок. А кофточка шилась из того же материала, что и юбка и, то же украшалась оборками и рюшами.

Шили и фартуки. Повседневный, будний – из холста, а праздничный из дорогой ткани и украшали кружевами и лентами.

Казаки носили высокие черные сапоги, а казачки туфли с широким каблуком и тупым носом, называли их чирики, а праздничные – черевички.

Девушки вплетали себе в косы ленты, а женщины носили платки.

Физ.минутка. Я предлагаю вам сыграть в народную казачью игру «Перетяни канат». Вы такие же ловкие как казаки.

Сегодня мы с вами будем украшать силуэты казака и казачки одеждой необычным способом: женскую «парочку» мы наклеим деталями из ткани и дополним рисованием красками, а казака мы нарисуем и добавим лампасы из ткани.

Под музыкально народное сопровождение дети работают на своих местах. По окончании, работы вывешиваются на выставке в уголке творчества. Дети любуются полученным результатом.

Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня вы отлично потрудились! Вспомнили и узнали много интересного. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернёмся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом, стремились ещё больше познать историю своего народа, бережно хранили традиции своих дедов. И, как говорится «Одежду береги, да за внешностью следи!» «Время, время остановись, в наше время повернись!»

                         

«Обрядовые праздники. Масленица»

Задачи:  Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями времен года;

-  учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.

Материалы: Картонные блины, чучело Масленицы, макет птицы, канат, бубны.

Предварительная работа: Выучить стихи по масленичную неделю, провести беседу о праздновании Масленицы, выучить заклички, песню «Ой, блины, блины», разучить игры.

Ход занятия:

Выбегают скоморохи.

1 ребенок:

 Эй, веселей, собирайся народ.

 Масленица в гости идет.

 Спешите, спешите

 И друзей с собой берите.

2 ребенок:

 Тары-бары, тары-бары.

 Выходите во дворы.

 Будем пляски начинать,

 Будем масленку встречать!

Воспитатель:  Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем провожать зиму, и встречать долгожданную весну. С давних времен Масленица – самый веселый праздник. Отмечают её в конце зимы, и празднуют целую неделю. В старину наши прабабушки и прадедушки встречали её веселыми гуляньями.

 Давайте вспомним, как её встречали, закликали.

1 ребенок:

 Приходите в гости к нам

 Ко горячим, ко блинам.

 Масленка, масленка широкая.

2 ребенок:

 А вот масленица во двор въезжает,

 Её девушки встречают.

3 ребенок:

 Едет масленица молодая,

 Гостья наша дорогая.

4 ребенок:

 На саночках расписных,

 На конях вороных.

Воспитатель выносит чучело масленицы на середину группы, дети подходят все к ней и говорят.

Дети:

 Масленица-раскрасавица,

 Встречаем тебя хорошенько

 С блинами, караваями и варениками.

Воспитатель:  Как вы хорошо и приветливо встретили Масленицу, а хоровод вокруг неё заведем?

Дети водят хоровод вокруг Масленицы.

 А мы Масленицу повстречали,

 На горушке побывали,

 Блином гору выстилали,

 Маслом гору поливали,

 Поливали, поливали!

Воспитатель: Во время Масленицы  народ веселился целую неделю. Кто может, ребята, подсказать, сколько это дней?

Дети: 7 дней.

 Первый день – понедельник.

 Второй день – вторник.

 Третий день – среда.

 Четвертый день – четверг.

 Пятый день – пятница.

 Шестой день – суббота.

 Седьмой день – воскресенье.

Воспитатель: Как хорошо вы знаете и называете все дни недели. А чем же отличались эти дни на Масленицу?

1 ребенок:

 Я понедельник – ВСТРЕЧА.

 Встречаем тебя хорошенько,

 Погости у нас недельку.

2 ребенок:

 Я вторник – ЗАИГРЫШ.

 Приезжай к нам Масленица в гости

 На горках кататься,  да в блинах поваляться.

3 ребенок:

 Я среда – ЛАКОМКА.

 Как на масляной неделе

 Из трубы блины летели.

 И сыр, и творог –

 Все летело под порог!

4 ребенок:

 Я четверг – РАЗГУЛЯЙ.

 Широкая Масленица,

 Мы тобою хвалимся.

 На горах катаемся,

 Блинами объедаемся!

Дети поют песню под фонограмму «Ой, блины, блины!»

Воспитатель: А вы знаете ребята, что в старину девушки не только умели печь блины, но и могли с ними играть. Посмотрим, не уступят ли наши девочки им в ловкости и сноровке.

Проводится игра «Пронеси блин на голове».

Воспитатель:

 Чтобы зимушку прогнать,

 Надо силой обладать.

 Сейчас наши мальчики покажут, какие они сильные, да ловкие. И тогда мы сможем и зиму прогнать, и снег растопить, и ручейки весенние разбудить. А ну-ка, мальчики, покажите свою силу и ловкость.

Проводится игра «Кто кого перетянет».

Воспитатель: Посмотрите на наших мальчиков. Какие они удальцы-молодцы!

 Но пора бы уже вспомнить про пятый день недели.

5 ребенок:

 Я пятница – «ТЁЩИН ВЕЧЕРОК»

 Подай-ка блинок!

 Ну-ка тёща, не скупись,

 И блиночком поделись.

6 ребенок:

 А я суббота – ПРОВОДЫ.

 На пенечек села, оладушек съела.

 Другим закусила,

 Домой потрусила.

Воспитатель:  А еще в народе шестой день Масленицы называют «золовкины посиделки». Ну а каков последний день недели?

7 ребенок:

 Я воскресенье – даю всем ПРОЩЕНЬЕ.

 Масленица-плутовка,

 Обманула очень ловко.

 Обманула, провела,

 Нагуляться не дала.

Воспитатель: В народе говорят: воскресенье – прощеный день. В этот день все должны попросить друг у друга прощенье, за вольные или невольные обиды. А еще обменяться подарками, конфетами, пряниками, да баранками.

 Вот и закончилась масленичная неделя. Зима уже к концу подходит, а весны ещё не видно. Надо бы её позвать, позакликать.

Дети хором говорят закличку, передавая макет птицы друг другу.

 Уж ты пташечка залетная,

 Ты слетай за сине море,

 Принеси ключи весенние,

 Замкни зиму, отомкни лето!

Воспитатель: Ребята, давайте я позову весну-красну, может быть она, скорее нас услышит.

 Весна, весна, приходи,

 Солнышком нам посвети

 На темные лесочки, на серые борочки,

 На речку, на поле, на синее море,

 На зеленый огород и на весь народ.

1 ребенок: Смотрите,  весна к нам идет.

Входит Весна.

Воспитатель: Здравствуй, матушка Весна! Ты на чем к нам пришла?

Весна: На кнутике, на хомутике, на пшеничном колоске. Рады, дети, вы весне?

Воспитатель:

  Рады мы тебе, Весна.

 Тебя ждали, поджидали,

 Пташек к тебе посылали.

 Будь желанной гостьей нашей.

 Мы тебе споем и спляшем.

Дети поют песню хороводную «Ходит матушка Весна».

Воспитатель:  Ну, вот и пришла долгожданная весна, а теперь надо нам Масленицу проводить, чтобы в следующем году она опять к нам в гости приехала. Берите в руки бубны, провожайте Масленицу.

Дети с бубнами ходят вокруг Масленицы и говорят:

 Масленица, ты прощай,

 Через год ты приезжай.

Воспитатель: Вот и пришел конец холодам! До свиданья, зима, здравствуй, красавица-весна! Прощай Масленица!

     

 

Викторина "Знатоки родного края"

Задачи:  уточнять, закреплять знания детей о родном крае;

- воспитывать любовь к донской земле, желания больше узнать о ее истории.

Входят две команды детей.

 Капитан первой команды: - Родная земля начинается от порога отчего дома - это и скамья у ворот, и улица, по которой мы идем в детский сад, и город, в котором мы живем.

Ведущий: - Дети, как называется наш родной город? (Батайск) Наш город находится в большой и красивой области, в которой есть маленькие поселки и большие города, реки и моря, горы и холмы. В какой области живем мы, ребята?  (в Ростовской)

Капитан второй команды: - И мы низко кланяемся и по-сыновьи целуем твою щедрую и хлебосольную землю, наш милый край.

Ведущий: - А для того, чтобы по-настоящему глубоко и предано полюбить свою родную донскую землю, необходимо очень много знать о ней и о народе, живущем в этом краю. Ребята, а какой народ живет на берегах тихого Дона? (казаки) - И сегодня мы проведем занимательную викторину "Знатоки родного края" для того, чтобы узнать о донской земле много нового и интересного. В викторине участвуют две команды: "Казачок" и "Донская чайка". За каждый правильный ответ команда будет получать лепесток от чудесного цветика-семицветика, который "расцветет" для команды, правильно ответившей на все вопросы викторины.

Ведущий  - Начнем мы нашу викторину с далекого прошлого донской земли, с ее истории.

1. Где находилась первая столица донских казаков? (ст.Старочеркасская)

2. Где сейчас расположена столица Ростовской области? (г.Ростов-на-Дону) 3. Отгадав этот кроссворд, вы узнаете, какая великая река протекает в Ростовской области:

а) рыба, которую издавна ловили в реках нашего края? (с е л ь д ь)

б) верный друг казака и в бою, и на полевых работах? (к о н ь)  

в) как называют казачий дом? (к  у  р е н ь)

Ведущий: - Название этой великой реки -Дон-батюшка, Тихий Дон, а на Дону всегда славились донские казачьи песни, (песня "Слеталися галыньки") 4. На рисунке вы видите герб Ростова-на-Дону. А знаете ли вы, что означает каждый его элемент? (две волнистые полоски внизу символизируют Дон, на правом берегу которого расположен город. Сторожевая башня в центре символизирует крепкую защиту. Колосья и шестеренка - символ крепкой связи города, выпускающего комбайны, с донской хлебородной степью. Сабля и "буденовка" рассказывают о богатом историческом прошлом).

5. Назовите все известные города Ростовской области, (команды по очереди называют города). (Батайск, Азов, Новочеркасск, Старочеркасск, Шахты)

 - У каждой страны и каждого народа есть главная песня - гимн, в которой отражаются все дела и мысли народа. Есть гимн и у донского казачества, написан он был еще в XIX веке, и все эти годы вдохновлял сынов Дона на защиту родной земли (чтение детьми гимна донского казачества). И в годы Великой Отечественной войны наши земляки откликнулись на призыв Тихого Дона и встали на защиту родной земли.

-  Один из законов казачат гласит: "Казак должен быть другом всего живого на земле". И сейчас команды должны показать, как они выполняют этот закон и знают ли животный и растительный мир родной земли:

1. Какое степное растение в народе называют шелковой травой? (ковыль)

2. "Лазорики" - называют этот цветок на верхнем Дону, "кубышки" - именуют его жители низовий. Что это за растение? (степной тюльпан)

3. Назовите всех известных вам животных, обитающих в донских степях (отвечают обе команды). (Тушканчик, сурок, нутрия, заяц, хорек, крот, черепаха и т.д.).

4. Знаете ли вы, какая рыба в Дону самая большая, а какая самая маленькая? (самая крупная - белуга, до 200 кг, а также осетр и сом; самая маленькая бычок-бубырь, длина 3-4 см, вес - менее 1 кг).

- Продолжаем викторину. "На Дону пословица не от безделья молвится, а добрая беседа найдет соседа". Пословицы, поговорки, загадки были у казаков на все случаи жизни. Расскажите все известные вам пословицы донских казаков. (Казак и в беде не плачет. Казак голодает, а лошадь сыта. Казачьему роду нет переводу. Казак с конем и ночью, и днем.)

 - Много обычаев и обрядов было у донских казаков. Они касались и полевых работ, и религиозных праздников, и службы в армии. К службе готовились заранее. Отец выбирал для сына лучшего коня, сильного и выносливого, покупал справу. От деда и отца переходило к молодому казаку семейное оружие - сабля. И отправлялся казак на службу. Провожали казаков всей станицей, и звучала над степью раздольная казачья песня "Как за Доном за рекой". - Вот пришло время подвести итоги викторины и посмотреть, чей цветик-семицветик расцвел. (Подсчет лепестков). Команда-победительница награждается медалями "Знатоки родного края". Обе команды за хорошее знание родного донского края получают в подарок настоящий казачий каравай хлеба, который был испечен по старинным казачьим рецептам. После викторины мы отведаем его, приглашаем к нашему столу всех гостей и болельщиков

Подвижные игры казачат

«Утка и селезень »

Задачи: знакомить с народными играми ; развивать быстроту движений.

Ход игры: Играющие становятся и круг попарно. В центре круга - "утка" (девочка), а за кругом мальчик - "селезень". По правилам игры селезень должен поймать утку, стремян, прорваться а круг. При этом стоящие в кругу сцепив руки, мешают ему. защищая утку

«Колечко»

Задачи: знакомить с народными играми; учить соблюдать правила игры.

Ход игры:  Играющие садятся в ряд, руки складываются "лодочкой". Ведущий стоит напротив и держит в руке колечко. Он проходит по ряду, каждому опуская руку в "лодочки" так, чтобы никто не видел, положил он колечко или нет. Колечко кладется одному из играющих, никто, кроме ведущего, не знает кому. Затем ведущий произносит слова: Колечко, колечко, Выйди на крылечко. Обладатель колечка должен выскочить из ряда, если остальные успеют его задержать, расставив руки в стороны, то он остается среди играющих. Если не успеют — становится ведущим

 «Ловишка в кругу». 

Задачи: развивать внимание , память ловкость.

Ход игры: На площадке чертят большой круг — от 3 м и более, в зависимости от количества играющих.

В середине круга кладут палку, её длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Участники игры стоят в кругу, один из них — «Ловишка». Он бегает за детьми в кругу и старается кого–то поймать. Пойманный игрок становится «Ловишкой».

Правила игры. Никто не встаёт на палку ногами: «Ловишка» её оббегает, игроки могут перепрыгивать. Пойманному игроку не вырываться из рук «Ловишки».

«Снежинки, ветер и мороз».

Задачи: закрепить разные виды ходьбы; развивать ловкость , быстроту реакции, координацию движений, внимание.

Ход игры: Игроки — «снежинки» встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Ой, летят, летят снежинки,
Словно белые пушинки
На дороги, на поля.
Стала белой вся Земля.

На каждое слово делают хлопок то в свои ладоши, то в ладоши с товарищем.

Далее приговаривают: «Дзинь, дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!» «Снежинки» разлетаются в стороны и сбегаются в большую «снежинку» из несколько кружков. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в общий круг и берутся за руки.

Правила игры. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!».В игру можно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, кружение парами и т.д.

«Пятнашки»

Задачи: упражнять в беге в рассыпную, развивать быстроту реакции, умение действовать после сигнала.

Выбирается «пятнашка». Все разбегаются по площадке, а «пятнашка» ловит: кого «пятнашка» коснется рукой, тот становится новым «пятнашкой».

Варианты: 1. «Пятнашка, ноги от Земли!»: Игрок может спастись от «пятнашки», если встанет на какой–то предмет — Землю.

2. Зайки. «Пятнашка» может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать зайкой на двух ногах — он в безопасности.

3. Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга — дома. Игрок может спастись от пятнашки в доме  — за кругом не пятнать.

Донские  казачьи стихи-загадки

Голове не будет страха, 
если есть на ней … /папаха/

Что удобней для ноги: 
туфли или… /сапоги/

Кому - плащ, кому - тужурка, 
казаку – казачья…. /бурка/
Ну, а если командир,
полагается … /мундир/

Между делом, тары-бары, 
Носит батько … /шаровары/
А, чтоб сделать ловкий шаг, 
полагается… /кушак/

В ножнах спит, а не в постели. 
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра. 
Казаку в бою - сестра.  
                 /шашка, сабля/

Чуть поменьше, ловкий брат, 
послужить отчизне рад.
Как бы враг не угрожал, 
под рукой всегда… /кинжал/

Перекрестятся старушки, 
Когда грянет выстрел... /пушки/

Пули, очередь огня, -
Страх наводят на меня.
Точно дождь свинцовый льёт - 
это строчит…     /пулемёт/

Если кто-то снайпер ловкий, 
то ему нужны… /винтовки/,
А кому-то в аккурат -
Настоящий…       /автомат/

Если пушкам места нет, 
пригодится…/пистолет/

Он в разведке и в дозоре, 
и на суше и на море,
Злым врагам пощады нет – 
наготове… /пистолет/

Кто в бою надёжный друг, 
знает своё дело?
С казаками на врагов 
наступает смело?  
Он, как ветер, как огонь. 
Лучший друг – любимый… 
                /конь/

Есть, не скрою, у меня
И загадки про коня. 

Величава и красива 
у коня бывает… /грива/

Чтобы очень не трясло, 
надо к лошади … /седло/

Если будет та сердита – 
то пускает в ход… /копыта/

Кони взрослые готовы 
поменять свои… /подковы/

                                                                       
Без подковы конь хромает, 
это каждый понимает.
Но не каждый молодец 
будет в кузнице… /кузнец/

Лошадь - нежное созданье! 
Любит ласку и вниманье.
В зиму надо потеплей 
приготовить… /стойло/ ей.

Ест лошадка много… /сена/ 
Любит травку пожевать.
А какое, непременно, 
нужно ей зерно давать?
Отвечаем на вопросы: 
ест ячмень, овёс и… /просо/

Кто не любит лошадей, 
тот разбойник и… /злодей/

Состязаются два брата, 
у кого красивей… /хата/
Чьи жирнее петухи 
да у двори… /лопухи/


Вымыл руки и лицо, 
вылил воду за крыльцо
И повесил на крючок 
вышиванный…  /рушничок-полотенце/

У кубанских казаков 
много братьев… /кунаков/
И родни из разных стран, 
но всех ближе… /атаман/

Нет вкусней родно водицы.
Пей водицу из… /криницы - колодца/

 Старый дид  да  пятачок 
не танцуе… /казачок/

Поднимают ноги пыль -
То пошла плясать … /кадриль/

И, упившись под конец, 
все танцуют… /ползунец/

А усевшись пид забором 
Вси зпевают дружным… / хором/

«Любо, братцы, любо,
 любо, братцы жить…
/С нашим атаманом 
нам не о чем тужить/

Хороводы -  песни

«Ходила младешенька по борочку». 

Ходила младёшенька по борочку,

Брала, брала ягодку земляничку.
Брала, брала ягодку земляничку,
Наколола ноженьку на былинку.
Наколола ноженьку на былинку,
Болит, болит ноженька, да не больно.
Болит, болит ноженька, да не больно.
Пойду к свету–батюшке да спрошуся,
Пойду к свету–батюшке да спрошуся,
У родимой матушки доложуся:
«Пусти, пусти, батюшка, погуляти,
Пусти, пусти, матушка, ягод рвати».

«Как по морю».

Как по морю, как по морю, морю синему,

Плыла лебедь, плыла лебедь с лебедятами,

Со малыми, со малыми со ребятами.

Плывши лебедь, плывши лебедь окуналася,

Окунувшись, окунувшись встрепенулася

Под ней вода, под  ней вода всколыхнулася.

Песня-игра «Ходит Матушка-весна»

Ходит матушка-весна
По полям, лесам одна.
Первый март пришёл,
Всех людей провёл.

А за ним апрель —
Отворил окно и дверь,
А уж как пришёл май —
Сколько хочешь гуляй.

Ходит матушка-весна
По полям, лесам одна.
Первый раз прощается,
Другой запрещается,
А на третий раз
Разведу я вас.

«Ой блины, блины, блины»

Мы давно блинов не ели, 
Мы блиночков захотели, 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 

Наша старшая сестрица 
Печь блины-то мастерица. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 

Напекла она поесть, 
Сотен пять, наверно, есть. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 

На поднос она кладет 
И сама к столу несет. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 

Гости будьте же здоровы, 
Вот блины мои готовы. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои. 
Ой, блины, блины, блины, 
Вы блиночки мои.

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Без прошлого нет будущего.

Уважаемые родители! В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утрачиваются народные традиции: любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. Потеря народных корней приводит к появлению бездуховности, черствости у подрастающего поколения. Радует то, что в последнее время вырос интерес к истории нашей страны, нашего края. Мы чаще стали возвращаться к лучшим традициям нашего народа. С целью изучения, сохранения и возрождения традиций необходимо уделять внимание нашим детям. Необходимо  развивать в них интерес к истории своего народа, дать побольше информации о жизни, обрядах, привить чувство глубокой любви и привязанности к своему краю, своей Родине. Справиться с этими задачами мы сможем лишь сообща, помогая друг другу. Начиная  эту работу в комплексе, необходимо обратить внимание на воспитание умения слушать, развитие памяти, познавательного интереса.

 Забирая детей из детского сада, обязательно поинтересуйтесь, какие были занятия, о чем говорили, что нового узнали и что делали дети. Ведь мощным фактором воспитания является доброжелательное, неравнодушное общение между родителем и ребенком, беседы, рассказы, совместные чтения. Гуляя с детьми по городу, в садах, парках, обращайте внимание на красоту города, на красоту его архитектуры, новые многоэтажные дома, красивые отреставрированные старинные здания. Сравните старое и новое, отметьте достоинства каждого. Город наш украшают зеленые парки, цветущие клумбы, много деревьев, красивых газонов. Обратите на это внимание своих детей. Придя домой, попросите  ребенка запечатлеть свои чувства от увиденного, нарисовать то, что понравилось, запомнилось. Принесите эти рисунки в детский сад, покажите, как гордитесь достижениями своего ребенка.

 Закрепляйте знания детей о Донском историческом жилище, старинной посуде, о различных видах ремесел, о разнообразии и красоте природы, животного и растительного мира. Побеседуйте на эти темы с детьми, расскажите о том, что знаете сами. Особенно интересно будет детям из ваших уст и уст бабушек узнать о народных праздниках и обрядах. Во время праздников привлекайте детей, можно вместе с ними украсить дом, испечь пироги, сделать подарки на Рождество, для членов вашей семьи, родственников; пойте вместе песни, разучивайте пословицы, повторяйте выученное в группе.

 Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили  и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности.  Предания на Дону к сожалению не записывались, а передавались устно от стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни донских казаков. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа национально-регионального компонента "Край родной - край Донской"

Содержание Программы национально – регионального компонента "Край родной - край Донской" разработано на основании региональной программой «Родники Дона» Р.М.Чумичева, О.Л. ...

Край Донской - казачий край

Расширятся знания детей о Донском крае, о его коренных жителях - донских казаках. Дети приобщатся к культуре и истории Донского края. Дети должны испытывать чувство гордости за свой родной край....

программа "Край родной - край Донской"

рабочая программа для 3-5 лет...

Конспект занятия по развитию речи старших дошкольников на тему: «Край Донской-казачий край».

Предлагаю вам конспект занятия для детей старшей группы с ОНР. Это конспект занятия по развитию речи, направленный на воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, к своему городу, Донск...

Проект по патриотическому воспитанию "Край Донской, родной мой край!"

Проект предназначен для реализации  средних и старших группах детского сада. Способствует развитию чувства патриотизма к малой Родине, знакомство с костюмом,бытом, традициями казачества....

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...

Конспект занятия "Мой край Донской, мой край казачий" (в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО)

Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной к школе группы. При проведении данного мероприятия решаются следующие задачи: приобщение дошкольников к культуре Донского края, обогащен...