Мастер-класс для педагогов "профессиональное выгорание. Подвиг или болезнь"
методическая разработка на тему

Терентьева Ольга Михайловна

Как и во многих других случаях, спасение утопающих дело рук самих утопающих. Для борьбы с эмоциональным и профессиональным выгорание нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит сам довел или позволил довести себя до такого состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов МБДОУ

«Профессиональное выгорание.

Подвиг или болезнь».

Цель: формирование умений и навыков по сохранению и укреплениюпсихического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции  и активизацию личностных ресурсов.

Задачи:

- познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;

- обучить способам психической саморегуляции;

- снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;

- Здравствуйте, коллеги!

На листке бумаги напишите пожелание на сегодняшний день себе или для всех в группе, сомните, заверните в цветную бумагу, завяжите лентой. А теперь обменяйтесь пожеланиями. Прочтите. Спасибо.

- Сегодняшняя встреча будет посвящена теме: «Профессиональное выгорание. Подвиг или болезнь».

Известно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Увеличивается учебная нагрузка, растет нервно-психическое напряжение, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами быть покинутым, не найти поддержки, оказаться непрофессионалом. Такая ситуация быстро приводит к эмоциональному, профессиональному        истощению педагогов.

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов педагога.

Причины выгорания:

  • отсутствие поддержки, доверительных отношений
  • загруженность рабочего дня, недостаток сна
  • пессимистический взгляд на себя и окружающий мир
  • высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки
  • недостаточно времени для отдыха и общения
  • принятие на себя слишком большого количества обязанностей, и недостаток помощи от других

Упражнение «Выбор»

 Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

 1.​ Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

 2​. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

 3​. Съедаете что-то другое.

 4.​ Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

 Комментарий ведущего

         Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

 Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

 Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

 Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

ШЕРИНГ

Как и во многих других случаях, спасение утопающих дело рук самих утопающих. Для борьбы с эмоциональным и профессиональным выгорание нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит сам довел или позволил довести себя до такого состояния. Что может помочь?

Это естественные способы регуляции

  • смех, улыбка, юмор
  • размышления о хорошем, приятном
  • различные движения типа потягивания
  • наблюдения за пейзажем за окном
  • рассматривание цветов в помещении, фотографий
  • «купание» в солнечных лучах
  • вдыхание свежего воздуха
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

 «Болезни души неотделимы от болезней тела». Спутник стресс - это мышечный зажим. «Мышечный панцырь» образуется у людей, не умеющих отдыхать, т.е снимать стресс. Сейчас мы с вами постараемся снять напряжение и окунуться в мир объятий.

Упражнение «Моечная машина»

Участники встают в две шеренги, лицом друг другу. Первая пара проходит между шеренгами все их моют (поглаживают). Последняя пара шеренги должна высушить (обнять). И гак должны пройти все участники.

ШЕРИНГ

 Упражнение «Порой я балую себя»   ВОСЕМЬ СОВЕТОВ М.БЕРКЛИ-АЛЕ

Прочитайте. Что вы можете добавить или что для вас не приемлемо.

  • Сделать себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр, кино, на спортивное соревнование, ужин в ресторане)
  • Разрешить себе побыть некоторое время в одиночестве
  • Найти время с удовольствием заняться своим любимым делом
  • Позволить себе полдня провести за «ничегонеделанием»
  • Заняться тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что не хватало времени
  • В выходной день позволить себе подольше поспать
  • Похвастаться перед друзьями или родственниками своими достижениями
  • Потратить некоторую сумму из своих сбережений и купить себе какую-нибудь безделушку

Упражнение «Позитивное мышление»

Работаем в парах. Каждая пара получает по одному суждению.  Вам нужно заменить негативные  суждения на позитивно-конструктивные, способствующие мобилизации внутренних психологических ресурсов.

  •  У МЕНЯ НЕТ НИКАКИХ СИЛ
  • МОЯ РАБОТА ОТНИМАЕТ У МЕНЯ СЛИШКОМ МНОГО ВРЕМЕНИ
  • Я НИЧЕГО НЕ МОГУ ИЗМЕНИТЬ В СВОЕЙ ЖИЗНИ
  • БЕСКОНЧНЫЕ СТРЕССЫ - ЭТО УЖАСНО!
  • НАЧАЛЬНИК ТРЕБУЕТ ОТ МЕНЯ СЛИШКОМ МНОГО!
  • НЕ НИКТО НЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ, ВСЕ ЛЮДИ ЖЕСТОКИЕ И ЭГОИСТИЧНЫЕ
  • МЕНЯ РАЗДРАЖАЮТ «ТУПЫЕ» КЛИЕНТЫ, КОЛЛЕГИ, Я НЕ МОГУ СПРАВИТСЯ С ЭТИМ ЧУВСТВОМ.
  • Я НЕ ВЕРЮ, ЧТО ЖИЗНЬ МОЯ ИЗМЕНИТСЯ К ЛУЧШЕМУ

ШЕРИНГ

Если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека,

то можно получить следующее: находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей, обладает чувством юмора, может посмеяться над собой и всегда уверен, что: ВСЁ БУДЕТ ЗДОРОВО!

 Ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс».

Притча

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

… Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Рефлексия.

Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов

        Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя обладает огромной социально...

Мастер-класс "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ"

Представьте себе, что в вашей квартире одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, бойлер, микроволновка, миксер, фен, утюг… Напряжение в сети огромно, и...

Мастер - класс " Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ"

Мастер – класс разработан  с целью профилактики эмоционального выгорания, обучения навыкам саморегуляции и расслабления, формирования положительного эмоционального состояния педагогов ДОУ....

Мастер – класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Практическое занятие, направленное на сохранение физического, психологического, социального здоровья педагога....

МАСТЕР - КЛАСС ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. Тема: "Помоги себе сам!"

Методический материал для использования старшим воспитателем в дошкольном учреждении по профилактике профессионального выгорания. Был представлен на МО старших воспитателей....

Мастер-класс по профилактике профессионального выгорания педагогов.

        Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя обладает огромной социальной важн...

Мастер-класс "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов"

мастер-класс для педагогов ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания...