Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты в развитии детей с ЗПР.
материал на тему
Коррекционно-развивающая работа в условиях темно сенсорной комнаты предполагает не столько знакомство детей с ЗПР с интерактивным оборудованием, сколько непосредственное привлечение их к активному участию в сенсорно-перцептивной, моделирующей и речевой деятельности. Это способствует развитию инициативы, творческой активности, воображения, формирует чувство самоценности и самодостаточности.
В ходе работы со сказками ребенок на вербальном и эмоциональном уровне учится осознавать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерять на себя роли обидчика и обиженного, слабого и сильного, заботливого и равнодушного.
В результате использования сказки у детей с ЗПР проявляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Немаловажно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми ребенку с ЗПР проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornaya_komnata_v_razvitii_detey_s_zpr.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты в развитии детей с ЗПР.
Одна из основных особенностей детей с ЗПР – низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.
У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность процесса переработки сенсорной информации в целом, поэтому у них нет целостности восприятия, они не могут охватить объект со множеством признаков и воспринимают его фрагментарно. Эти дети могут не узнать даже знакомые объекты, если они видны в непривычном ракурсе или плохо освещены. Для адекватного восприятия объектов детям с ЗПР требуется больше времени, чем детям без нарушений.
Коррекционно-развивающая работа в условиях темно сенсорной комнаты предполагает не столько знакомство детей с ЗПР с интерактивным оборудованием, сколько непосредственное привлечение их к активному участию в сенсорно-перцептивной, моделирующей и речевой деятельности. Это способствует развитию инициативы, творческой активности, воображения, формирует чувство самоценности и самодостаточности.
В ходе работы со сказками ребенок на вербальном и эмоциональном уровне учится осознавать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерять на себя роли обидчика и обиженного, слабого и сильного, заботливого и равнодушного.
В результате использования сказки у детей с ЗПР проявляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Немаловажно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми ребенку с ЗПР проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией.
По мере расширения сферы общения дети с ЗПР испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок с ЗПР учится преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами и своим поведением.
Использование в коррекционно-развивающий работе с детьми с ЗПР полифункциональной интерактивной среды темной сенсорной комнаты и психотерапевтических практик сказкотерапии и игротерапии позволяет развить самосознание ребенка, управление эмоциональными реакциями, способствует модификации, трансформации поведения, от чего впоследствии будет зависеть успешность учебной, трудовой деятельности ребенка с ЗПР, а самое главное – его социализация в обществе.
Цель: создание оптимальных условий для социализации и развития личности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Основные задачи:
1. Оказание поддержки в раскрытии потенциальных возможностей: осознании своего реального «Я», формировании самооценки, разрешении внутренних конфликтов.
2. Коррекция мнимых и истинных страхов, неадекватных форм поведения.
3. Снижение числа детей «группы риска» с дезадаптацией и незрелым уровнем развития.
Занятия в полифункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнате с использованием сказкотерапии и игротерапии для детей 5-6 лет с ЗПР.
Оборудование темной сенсорной комнаты используется в зависимости от характера и сюжета сказочного произведения. В ряде занятий световые эффекты выступают фоном, усиливающим эффект совместного взаимодействия ребенка и взрослого с различными дидактическими игрушками, реальными предметами.
Оборудование темной сенсорной комнаты состоит из:
- Мягкие пуфики
- Кресло-пуфик
- Детский игровой «сухой» бассейн
- Напольные маты
- Проектор «Звездное небо»
- Воздушно-пузырьковая стена
- Массажное оборудование (массажный коврик, массажные мячи мячи-антистресс)
- Мерцающие занавеси (декоративный световой модуль на базе оптического волокна в виде тучи)
- Музыкальная среда (магнитофон, набор СD-дисков для релаксации)
Структура занятий.
Организационная часть.
Цель: ослабление телесных и эмоциональных зажимов, создание атмосферы принятия и доверия.
- Знакомство, приветствие
- Кинестетическое или дыхательное упражнение
Основная часть.
Мотивационная.
Введение в игровую ситуацию, придающее деятельности занятия поисковый характер. Предлагается проиграть (пережить) эту ситуацию.
Практическая.
Создание познавательной основы путем беседы, направленной на уточнение уже имеющихся представлений и обогащение их новым содержанием с использованием интерактивного оборудования и психотерапевтических практик.
Активное действие. Взаимодействие с интерактивной средой. Выбирается световой прибор, позволяющий создать необходимую ситуацию для сенсорно-перцептивной деятельности. При этом формируется положительная эмоционально-волевая стабильность, активизируется познавательная деятельность, открываются возможности для раскрытия творческого потенциала детей.
Завершающая часть. Подведение итогов, ритуал прощания.
В зависимости от цели и задач конкретного занятия в одной и той же сказки могут быть использованы различные упражнения.
Упражнения могут быть направлены на:
1. Формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц.
2. Обучение детей умению наблюдать за ощущениями в теле. Определять и сравнивать мышечные ощущения (напряжение-расслабление, твердость-мягкость, тяжесть-легкость и др)
3. Формирование навыка управлять мышцами тела: расслаблять или напрягать их по собственному желанию.
4. Расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях: эмоции страха, злости создают в теле напряжённость, а доброе, спокойное состояние рождает расслабленность.
5. Тренировка восприимчивости, умение чувствовать окружающее пространство
Помимо сказкотерапии, которая направлена интеграцию личности, развитие творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром и игротерапии, направленной на преодоление психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и социальному развитию присутствует следующие методы работы это:
1. Цветотерапия (повышает уровень коммуникативной сферы детей, их эмоциональную отзывчивость).
2. Светотерапия (обогащает сенсорный опыт).
3. Звукотерапия, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки).
Результаты.
1. Расширение представлений у детей с ЗПР об эмоциях и связанных с ними физических состояниях (эмоции страха, злости создают в теле напряженность, а доброе, спокойное состояние рождает расслабленность).
2. Сформированность навыка управления мышцами своего тела: расслаблять или напрягать их по собственному желанию.
3. Повышение уровня восприимчивости, умения чувствовать окружающее пространство, точно и выразительно взаимодействовать с окружающими людьми и различными предметами.
4. Повышение уровня произвольного внимания: умения максимально концентрироваться на происходящем.
5. Развитие способности вспоминать свои действия в сказке и называть их; соотносить названия действий с собственными движениями.
6. Развитие умения концентрироваться на зрительных образах.
7. Развитие абстрактных и творческих мыслительных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межличностное взаимодействие детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях полифункциональной интерактивной среды темной сенсорной комнаты «Карусель сотрудничества»
Практическое мероприятие с детьми с ЗПР в полифункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнате...
Психопрофилактические разгрузки в полнофункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнате.
Предсталенный материал будет полезен для психологов и педагогов заинтересованных в проведении профилактических мероприятиях напрвленных на сохрание эмоционального комфорат и благополучия детей....
Методическая разработка «Комплексное использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты»
Методическое пособие представляет практический материал для совместной деятельности с детьми раннего возраста в сенсорной комнате. В пособии подробно изложены приемы использования игровой деятельности...
Методическая разработка "Комплексное использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты"
Данная методическая разработка предназначена для работы с детьми с огрниченными возможностями здорровья в условиях темнмой сенсорной комнаты....
Интегрированное занятие с участием педагога-психолога и логопеда с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты в условиях реализации ФГОС ДО как фактор, положительно влияющий на развитие речи и эмоционального интеллекта детей сОВЗ
Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья нацеливают специалистов на создание развивающей образовательной среды, способствую...
Сенсорная комната как условие нормализации психоэмоционального состояния детей с ОВЗ с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты
В моей работе описано использование ресурсов тёмной сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста....
Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты
ВГОС ДО в качестве основных направлений психолого-педагогического сопровождение дошкольников определяет формирование, развитие и коррекцию их познавательных процессов и социально-личностных составляющ...