Познавательно – исследовательский проект в средней группе «Хочу всё знать!»
проект (средняя группа) на тему

Мокрецова Алла Николаевна

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» - Лев Семёнович Выготский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М.В. Ломоносова» -

Детский сад №1 «Журавушка»

Мокрецова Алла Николаевна

воспитатель, высшая квалификационная категория

Познавательно – исследовательский проект в средней группе

«Хочу всё знать!»

Пояснительная записка.

 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» - К.Е. Тимирязев.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности.  Исследовательская деятельность — один из самых эффективных видов деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности, творческой самостоятельности, позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний и применять полученные знания на практике.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.  

«Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» - Н.Н. Поддьяков.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

«Детская любознательность, если её удаётся сохранить, даёт постоянный стимул к развитию» - Н.С. Лейтес.

Актуальность проекта: заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» - Лев Семёнович Выготский.

Гипотеза: использование методов исследовательского обучения в образовательной практике способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей.

Цель: развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.

2. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

3. Воспитывать   желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта: групповой, краткосрочный, поисково-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 4 -5лет.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный (организационный).

Изучение и анализ методической литературы по теме.

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

II этап - основной.

Пополнение уголка экспериментирования необходимым материалом и алгоритмами. Выполнение детьми опытов и экспериментов.

III этап - итоговый (обобщающий).

Определение эффективности проведённой работы.

Показ опытов родителям.

Практическая значимость проекта: пополнение центра экспериментирования.

Результативность проекта: развитие познавательных способностей.

Предполагаемые результаты:

1.Создание условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности, единого инновационного пространства.

2.Повышение уровня мотивации к экспериментированию.

3.Развитие умений: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Ресурсное обеспечение проекта.

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.

Рефлексия:

Исследовательская деятельность вызвала у детей интерес к познанию, развила мыслительные операции, стимулировала познавательную активность и любознательность.

Дети научились самостоятельно действовать в соответствии с заданием, дружно работать в коллективе, прислушиваться к мнению партнёров.

Библиография:

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие М.: Центр педагогического образования, 2013.

Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект Волгоград: Перемена, 1995.

Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста Дошкольная педагогика, 2001.

Интернет ресурсы.

 



 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный познавательно-исследовательский проект в средней группе «Дом, в котором я живу» . педагог Шкилева Елена Валерьевна

На сегодняшний день тема проекта актуальна тем, чтобы воспитать любовь к своей малой родине, к своему поселку и дому. Познакомить детей с разнообразием исторических ценностей мировой архитектуры...

Кратко-срочный исследовательский проект в старшей группе "Хочу всё знать!"

Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополн...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект "Путешествие вокруг света "Хочу все знать"" (планирование)

Данный проект даст возможность расширить знания детей подготовительной к школе группы об окружающем мире через познавательно-исследовательскую деятельность....