Консультация "Влияние внутрисемейных отношений на развитие одаренности в дошкольном возрасте"
консультация
Консультация для родителей в которой даны рекомендации по развитию одаренности у дошкольников в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_odarennost.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация по теме: «Влияние внутрисемейных отношений на развитие одаренности в дошкольном возрасте»
Гении не падают с неба, они должны
иметь возможность образоваться и развиться.
А.Бебель
В последнее время все чаще уделяют повышенное внимание проблеме целостности всестороннего развития личности ребенка. Поэтому активизировался интерес к одаренным детям.
«Одаренный ребенок» — кто он? Какой он? Одарен или нет? Как определить «одаренность»? Что за ней скрывается?
Именно эти вопросы можно часто услышать от родителей.
В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости.
В психологии под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.
Признаки одаренных детей
- Высокая любознательность и исследовательская активность.
- Способность прослеживать причинно- следственные связи и делать соответствующие выводы.
- Обладают отличной памятью, речью, абстрактным мышлением.
Общие способности ученые расшифровывают так: умение обобщать, рассуждать на отвлеченные темы, решать проблемы и учиться на собственном опыте. Несомненный признак некоторой одаренности – раннее развитие речи. Особенно, если ребенок почти сразу переходит от отдельных слов к простейшим предложениям. У таких детей и запас слов богаче, и речь выразительнее. Они инстинктивно чувствуют оттенки и нюансы слова. Предложения у них длиннее и логичнее выстроены.
«Одаренность человека – это маленький росточек. Едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» — говорил В. А. Сухомлинский.
Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. В том числе и от правильно организованной системы обучения и воспитания.
На протяжении дошкольного детства именно родители, семья играют ведущую роль в становлении личности ребенка, раскрытии его потенциальных возможностей.
Трудно переоценить значение общения и взаимодействия с матерью и другими близкими взрослыми в освоении малышом окружающего мира и развитии новых психических способностей.
Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия и общения. Осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный), оказывает по мнению Р. Бернса воздействие на формирование у ребенка Я – образа.
Гармония внутрисемейных отношений – залог здоровья и успешности растущей личности. Такую семью отличает теплое эмоциональное отношение к детям, полное принятие их, дающее им уверенность в родительской любви; взаимодействие строится по диалогическому принципу; четко определены нормы и правила поведения, в пределах которых предоставляется достаточный простор для личной инициативы детей.
Одаренные дети обладают высоким творческим потенциалом. Существует мнение, что одаренные дети не нуждаются в поддержке, так как и так достаточно талантливы и могут сами управлять собой.
На самом же деле, как считают ученые, потребность таких детей в эмоциональном комфорте, независимости, признании и осознании себя очень велика и слишком часто не удовлетворяется. Талант, даже большой, останется нераспознанным, если между ребенком и взрослым нет доверительных отношений. Одаренность, не говоря уж о скромных поначалу способностях, о склонностях, проявляется лишь в атмосфере теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью малыши развиваются интенсивнее.
Существует две крайности в социализации одаренного ребенка:
— игнорирование и подавление высокого уровня познавательной и творческой активности;
-искусственное ускорение развития и чрезмерные требования со стороны родителей.
В обоих случаях присутствует явное или подсознательное ожидание высоких результатов ребенка. Такие особенности воспитания вызывают проблемы в развитии ребенка. Страх не соответствовать требованиям, возросшая тревожность, проявление агрессии, эмоциональные расстройства – вот небольшой список того, к чему приводит описанная позиция родителей.
Эффективность развития одаренности на прямую связана с созданием условий для детского творчества: доброжелательная атмосфера, отказ от оценок и критики, поощрение за высказывание оригинальных идей. Обеспечение возможности для упражнения и практики.
Вот краткая памятка по развитию одаренности у ребенка (Джоан Фриман, английский писатель, психолог)
- Развивайте у ребенка самостоятельность, самодисциплину. навыки самоуправления.
- Порицать за неуспех нежелательно. Надо разбирать этот неуспех, анализировать вместе с ребенком.
- Обеспечьте насыщенную и интересную жизнь и ежедневное общение с другими детьми.
- Преодоление препятствий даст ребенку ощущение радости, снимает страхи перед неизвестным, закаляет волю.
- Взрослым необходимо помнить, что самая яркая характеристика любого одаренного ребенка – стремление к познанию и любознательность!
Также для раскрытия творческого потенциала ребенка, родителям необходимо:
- Создавать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его (обеспечение материалами, местом для творчества, организация посещения ребенком студий, кружков, приглашение специалистов для индивидуальных занятий музыкой, рисованием и т. п.)
- Личное активное участие родителей в детский играх, занятиях; совместный досуг вне дома (посещение театров, библиотек, стадионов и др.);
- Стимулировать творческую активность ребенка (поощрение творческих проявлений, стремление исследовать окружающий мир, помощь в поиске единомышленников).
То, что влияние родителей на этой фазе развития ребенка является решающим, относится ко всем детям, а к одаренным в особенности. Ведь родители – главная опора одаренных детей. Задача их трудна, но благородна. Успех придет, если родители постараются создать ребенку все возможности для образования, оказать необходимую помощь и эмоциональную поддержку.
Каждый ребенок талантлив!
Дело за малым – помочь ребенку:
— найти свой путь;
— поверить в себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация благоприятного предметно – развивающего пространства для развития одаренности детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности.
Организация благоприятного предметно – развивающего пространства для развития одаренности детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности....
Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста
В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (не...
Развитие одаренности детей дошкольного возраста с учетом полоролевых особенностей
Ведущими отечественными специалистами в «Рабочей концепции одаренности» дано следующее определение: «Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет воз...
Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)
Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....
Роль семьи в развитии одаренного ребенка дошкольного возраста
в статье рассказывается о разнообразных способов развития одаренности...
Оптимизация взаимодействия ДОУ с родителями - секретная формула развития одаренности детей дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения по оптимизации взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников и организации вариативной модели дошкольного образова...
Информационный мини-проект Тема: «Развитие цифровой среды ДОУ – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечело...