Интегрированное занятие по теме "Народная кукла"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
В материале рассказывается о куклах . в которые играли наши предки, об их назначении и изготовлении. Описывается изготовление куклы- берегини "Колокольчик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_po_teme_kukly.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по теме
«Народная кукла».
Цель:
Приобщение детей к русской народной культуре.
Задачи:
-Обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном искусстве России.
-Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание, Воспитывать чувство гордости за свою страну.
-Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: трудолюбие, терпение, аккуратность.
-Создание радостного настроения.
Методы и приемы:
-практические: изготовление куклы, подвижная игра «Арина»;
-наглядные: просмотр презентации «Народная кукла», рассматривание кукол, материал для изготовления кукол;
-словесные: загадки, вопросы, ответы.
Оборудование: русские народные костюмы, видеопроектор, ноутбук, сундучок, куклы (обрядовые, игровые, обереговые ), фоновая русская народная музыка, инструменты и материалы для практической работы ( ткани, нитки, ножницы), бусинки для пальчиковой гимнастики.
Ход занятия.
На экране мини фильм как ребята идут в детский сад, раздеваются. Проходят в зал . их встречает Марья Искусница.
-Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! (низко кланяется).
-А я сегодня не одна. Ко мне пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.
-Здравствуйте, гости званые!
-Здравствуйте, гости желанные!
Вам здоровьица желаем
Нас послушать предлагаем.
-Ребята, я очень рада видеть вас снова.
-Посмотрите на мой наряд( кружится). Нравится?
-А сейчас такие носят?
-Раньше, давным –давно, все женщины и девочки носили такую одежду.
-Ребята, я хочу пригласить вас в гости и показать вам мою мастерскую.
-Проходите гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома.
-Вот мое жилище, а попросту изба. А это моя мастерская, здесь я люблю изготавливать различные изделия. А что я люблю больше всего делать вы узнаете отгадав загадку:
«Расскажу ей сказку
Она закроет глазки.
Поиграем- ляжем спать
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка?
Утром – дочка, днем – подружка?» (кукла).
-Правильно, ребята. Это кукла. Я очень люблю делать разных кукол.
-Посмотрите, в моей мастерской много разной ткани, ленточек, кружева, нитки. Все это пригодится мне для изготовления новых кукол.
-А еще у меня есть волшебный сундучок. Хотите посмотреть, что я в нем храню?
-Но его так просто не открыть.
Нужно ласково его попросить.
« Сундучок, мой сундучок
Приоткрой нам свой бочок!»
-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок. Это мои самые любимые куклы.
-А что можно делать с куклами? ( играть, дарить друг другу, выразить свою благодарность, защитить свой дом, свою семью и близких людей).
Для каждого случая нужна особенная кукла.
-Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.
-Пусть наши глазки все видят,
Ушки все слышат,
Головка вспоминает,
А ротик ей не мешает.
-Мы с вами знаем, что на Руси в куклы играли и мальчики , и девочки.
-А как делались самые первые куклы? ( Из золы. Брали из печки золу, перемешивали с водой. Делали шар , а к нему прикрепляли юбку из ткани. Называлась кукла «Бабой». Дарилась на свадьбу и передавалась по наследству).
-А из чего еще делали кукол? ( Из травы. Мама работала в поле , а своему ребенку делала куклу из травы. Она называлась стрегушка).
-Но самой распространенной игрушкой была тряпичная кукла. Как вы думаете, почему она так называлась? ( Делали из ткани) .А знаете что кукол для себя делали из старой одежды. Использовали подол рубахи или фартука. Считалось, что низ одежды вбирал силу земли и в дальнейшем оберегал своего хозяина.
-кто делал тряпичных кукол? Для кого? ( Мамы делали для своих детей). Девочки с пяти лет умели сами «вертеть» кукол. Наряжали их. Учились шить, вязать , плести.
-Ребята, на какие группы можно разделить всех кукол? ( обрядовые, игровые, обереговые).
Просмотр презентации.
-Для чего нужны были обрядовые куклы? ( для обрядов). После обрядов такие куклы сжигались, разбирались, разбрасывались. С ними уходило все плохое, беды, несчастья.
-Для чего делались игровые куклы? (чтобы играть). Дом без игрушки считался бездуховным . Была такая примета: если дети много и усердно играют, то в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушкой, то быть беде.
-А для чего делались обереговые куклы? Почему они так назывались? (Чтобы они берегли людей. Они передавались от матери к дочке. Помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье).
-Какие обереговые куклы вы знаете? ( Крупеничка, рождественский ангел, вепская куколка, колокольчик, кукла десятиручка, кукла плодородия). Рассказ о каждой кукле.
-А теперь пусть наши глазки отдохнут .Зарядка для глаз:
Закрываем мы глаза
Ах, какие чудеса.
Наши глазки отдыхают
Упражненье выполняют.
А теперь мы их откроем
Через садик дом построим.
Нарисуем букву «О»
Получается легко.
Вверх поднимем, вниз опустим
Вправо , влево повернем
И опять играть начнем.
-Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Арина». Ведущему завязываются глаза, а дети говорят: « Дорогая Арина! Встань выше овина. Рученьки сложи, чье имя укажи! Арина ходит по кругу и говорит: « Хожу, гуляю вдоль по караваю, вдоль по караваю, кого найду, узнаю». Коснувшись одного из играющих, старается отгадать имя.
- Я вас приглашаю потрудиться в моей мастерской. Проходите и садитесь за столы.
Показ куклы колокольчик.
-Хотите сделать такую куклу?
«Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить.
-А прежде, чем начать нашу работу нужно наши ручки размять. Давайте возьмем волшебные бусины и покатаем их в руках со словами:
«А мы бусинки катали
И желанье загадали.
Чтоб здоровым всем расти
Счастье в дом нам принести».
Практическая работа.
1.Для работы нам понадобятся 3лоскутка разноцветной ткани круглой формы диаметром 25 см, 21 см, 18 см.
2.Лоскуток белой ткани 14 см на 9 см для головы и рук.
3. Лоскуток треугольной формы для платка.
4. Кусочек ваты.
5.Нитки.
6.Ножницы
-Берем вату и скатываем шарик. Положим шарик на середину большого лоскутка круглой формы.
-Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перевязываем нитками.
-В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перетягиваем нитками.
-Также поступаем с третьим лоскутком.
-У нас получилась юбка из трех слоев ткани и голова. Берем белый лоскуток прямоугольной формы . В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.
-Делаем руки. Свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.
-На голове куклы повязываем платок.
-Посмотрите , какие разные куколки у нас получились! Ни одна не похожа на другую.
-Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
-Давайте и мы с вами станцуем в хороводе!
Итог:
-Какие вы молодцы, ребята! Как хорошо и дружно работали, как весело танцевали! Вам понравилось у меня в гостях? А что вам больше всего понравилось?
-Вы можете забирать своих кукол. Они теперь ваши. Будете теперь с ними играть и меня вспоминать.
-А теперь вам пора возвращаться. Приходите еще в мою мастерскую. До новых встреч!
Дети уходят. На экране проецируется как дети идут назад в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия"Кукла Катя"
Конспект рекомендован для воспитателей младшей группы....
Конспект интегрированного занятия «Поможем кукле Лизе»
Развитие связной речи детей, упражнение в описании игрушек, умении отгадывать загадки, совершенствование умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих назван...
Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"
Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"....
Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе "Оденем куклу на прогулку"
Это занятие помогает детям научиться одеваться в определенной последовательности....
Интегрированное занятие "Пуговицы для куклы" для детей первой младшей группы
Занятие для детей первой младшей группы построено с учетом интеграции образовательных областей - "Художественное творчество", "Познание", "Музыка"....
Кукла Кубышка кубанская. Открытое интегрированное занятие для воспитанников старшей группы в рамках реализации проекта "Кукла моя изначальная".
Открытое интегрированное занятие для воспитанников старшей группы и родителей по образовательной области "Художественное творчество" - изготовление тряпичных кукол бесшовным способом в рамках реализац...
Интегрированное занятие"Чаепитие для куклы Маши"
Цель: Познакомить детей с названием чайной посуды и ее предназначением, побудить детей разрисовать кружечки для чаепития куклы МашиЗадачи:...