Тема по самообразованию на 2016-2017 учебный год
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Устюгова Любовь Сергеевна

Индивидуальный план развития по самообразованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад №5 «Мечта»

Индивидуальный план развития по самообразованию.

Тема по самообразованию: «Развитие творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник рисования»

2016-2017 г.

Воспитатель Устюгова Любовь Сергеевна

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

С самого раннего возраста дети любят рисовать. После того как дети испытают интерес к творчеству, они ищут нужные способы рисования.  Но не у всех это получается, так как, многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью.

Дети с удовольствием учатся и узнают что то новое. Ведь благодаря полученным знаниям и навыкам, ребенок чувствует себя уверенно. Рисование, оригинальными техниками и необычными материалами

позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Дети получают множество положительных эмоций, используя нетрадиционное рисование, ведь оно раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, нетрадиционное рисование удивляет своей непредсказуемостью. Ребенок начинает чувствовать себя свободно, и расковано, пользуясь оригинальной техникой рисование без кисточки и карандаша, она позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Рисование нетрадиционными техниками, является неотъемлемой частью эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Создание нового, оригинальность произведения искусства, в котором гармонирует и цвет, и линия, и сюжет – все это способы нетрадиционной техники рисования. Используя нетрадиционные техники рисования, дети начинают думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу

непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы,

самостоятельности детей, позволяет ребенку  отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает  эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

При нетрадиционной техники рисования у ребенка развивается воображение, внимание, мышление, развивается мелкая моторика пальцев рук. Прикасаясь к краске пальцами, дети познают ее свойства. Ребёнку  предоставляется возможность экспериментирования.

Творческая фантазия – основа нетрадиционного рисования, где рисунки детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых

предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что

нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому необходимо делать акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

Цель: развитие воображения у детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  1. Познакомить детей раннего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования,  формировать интерес к изобразительной деятельности.
  2. Помочь детям овладеть простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами.
  3. Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальцем или ватной палочкой, рисование ладошкой, рисование по крупе, песку, рисование штампом, рисование методом тычка, кляксография и др.).
  4. Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Перспективный план работы

по теме самообразования: «Развитие творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник рисования»

Мероприятие

Форма работы

Сроки

Отметка о выполнении

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного,

раздаточного   материала.

Постоянно

Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал

Разработать проект по развитию художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Проект

Сентябрь-май

Разработан проект по развитию художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Разработка перспективного плана по нетрадиционной

технике рисования в группе раннего развития

Перспективный план

Сентябрь-май

Разработан перспективный план по нетрадиционной

технике рисования в группе раннего развития

Разработать конспекты и занятия с использованием нетрадиционных техник рисования

Конспекты, занятия

Сентябрь-май

Разработаны конспекты и занятия с использованием нетрадиционных техник рисования

Представление опыта работы в рамках «Школы педагога»

Презентация

Выступление в рамках «Школы педагога»

Провести открытое занятие по художественно – эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник 

Занятие

Проведение открытого занятия по художественно – эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник

Выставки детских рисунков для родителей.

Выставка

Сентябрь-май

Выставка детских рисунков

Подготовка практического материала по развитию художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования для родителей, педагогов.

Консультации

Сентябрь, май

Проведение консультаций для родителей

Посещать занятия педагогов ДОУ

Постоянно

Посещение занятий педагогов ДОУ

Принять участие с детьми в педагогических конкурсах с использованием нетрадиционных техник  рисования

Конкурсы

Постоянно

Участие с детьми в конкурсах

Обзор в интернете информации по использованию нетрадиционных техник рисования

Постоянно

Представление опыта работы на сайтах педагогических работников

Публикации; творческие работы детей; методические разработки.

Постоянно



Предварительный просмотр:

ОБРАЗЕЦ

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска  детский сад  №5 «Мечта»

«План по самообразованию педагога»

                               

____________________________Устюговой Любови Сергеевны_________________________

(Ф.И.О. педагога)

_______4 года__________                                                                                                                                              _________первая___________

(стаж работы)                                                                                                                                                                              (кв. категория)

Тема: «Развитие творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник рисования»____________

(название темы)

__2016-2017__                                                         _дети дошкольного возраста 1,5-2 года__

учебный год                                                                                                                                                                              возрастная группа

 

2016 г.

Тема: «Развитие творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник рисования»

Цель: развитие воображения у детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  1. Познакомить детей раннего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования,  формировать интерес к изобразительной деятельности.
  2. Помочь детям овладеть простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами.
  3. Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальцем или ватной палочкой, рисование ладошкой, рисование по крупе, песку, рисование штампом, рисование методом тычка, кляксография и др.).
  4. Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Мероприятие

Сроки

Форма отчета, ожидаемый результат

Самообразование

1

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

Постоянно

Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал

2

Разработать проект по развитию художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Сентябрь-май

Проект. Разработан проект по развитию художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

3

Разработка перспективного плана по нетрадиционной технике рисования в группе раннего развития

Сентябрь-май

Перспективный план. Разработан перспективный план по нетрадиционной технике рисования в группе раннего развития

4

Разработать конспекты и занятия с использованием нетрадиционных техник рисования

Сентябрь-май

Конспекты, занятия. Разработаны конспекты и занятия с использованием нетрадиционных техник рисования

5

Обзор в интернете информации по использованию нетрадиционных техник рисования

Постоянно

Работа с обучающимися

6

Провести открытое занятие по художественно – эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник

Занятие. Проведение открытого занятия по художественно – эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник

7

Выставки детских рисунков для родителей.

Сентябрь-май

Выставка. Выставка детских рисунков

8

Принять участие с детьми в педагогических конкурсах с использованием нетрадиционных техник  рисования

Постоянно

Конкурсы. Участие с детьми в конкурсах

Работа с родителями

9

Подготовка практического материала по развитию художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования для родителей, педагогов.

Сентябрь, май

Консультации.  Проведение консультаций для родителей

Работа с педагогами (диссеминация опыта)

10

Представление опыта работы в рамках «Школы педагога»

Презентация. Выступление в рамках «Школы педагога»

11

Подготовка практического материала по развитию художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования для родителей, педагогов.

Сентябрь, май

Консультации. Проведение консультаций для родителей

12

Посещать занятия педагогов ДОУ

Постоянно

Посещение занятий педагогов ДОУ

13

Представление опыта работы на сайтах педагогических работников

Постоянно

Публикации; творческие работы детей; методические разработки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска  детский сад  №5 «Мечта»

Аналитический отчет по самообразованию педагога

                               

____________________________Устюговой Любови Сергеевны_________________________

(Ф.И.О. педагога)

_______4 года__________                                                                                                                                              _________первая___________

(стаж работы)                                                                                                                                                                              (кв. категория)

Тема: «Развитие творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник рисования»____________

(название темы)

__2016-2017__                                                                                    ____ранний возраст______ 

учебный год                                                                                                                                                                              возрастная группа

 

2016 г.

Тема:  «Развитие творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник рисования»

На 2016-2017 учебный год, мною была взята тема по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей раннего дошкольного возраста по средствам нетрадиционных техник рисования», целью данной темы являлось: развитие воображения у детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Передо мной были поставлены следующие задачи:

  1. Познакомить детей раннего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования,  формировать интерес к изобразительной деятельности.
  2. Помочь детям овладеть простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами.
  3. Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальцем или ватной палочкой, рисование ладошкой, рисование по крупе, песку, рисование штампом, рисование методом тычка, кляксография и др.).
  4. Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический опыт.

Работу проводила поэтапно:

  • на первом этапе – велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности;
  • на втором этапе – велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы;
  • на третьем этапе – велась работа с родителями. Был создан кружок «Цветные карандаши». Были проведены консультации на тему «Нетрадиционные техники рисования в детском художественном творчестве», «Развитие творческих способностей дошкольника», проведение родительского собрания с демонстрацией мастер-класса «Вот чем можно рисовать». Совместно с родителями был выпушен буклет: «Нетрадиционные техники рисования-ключ к развитию детского творчества». Так же, был реализован проект под названием «Сотворим шедевр вместе». Выставка работ родителей совместно с детьми «Весело рисуем»

Были использованы следующие средства:

  • Совместная деятельность педагога дополнительного образования с детьми;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • игровые;
  • ИКТ.

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:

  • Высокий – 0%
  • Средний – 40%
  • Низкий – 60%

Благодаря проведению данной диагностики, необходимо как можно раньше дать возможность детям проявить свои таланты на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта, создавая оригинальные образы различными изобразительно – выразительными средствами.

Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Поэтому большое внимание необходимо уделить созданию развивающей среды.

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы, мною была изучена методическая литература ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенкаспособствовать овладению необходимыми навыками.

На основе изученного составила комплексно-тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования. Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:

  • «Осенние зарисовки»;
  • «Зимний лес»;
  • «Мои мысли»;
  • «Праздник приближается» -новогодние рисунки.

А так же составила конспекты занятий по нетрадиционному рисованию.

Диагностика на контрольном этапе показала:

  • Высокий – 47%
  • Средний – 53%
  • Низкий – 0%

Перспектива:

1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2016\2017 учебный год.

Экспериментальная деятельность детей, как средство экологического воспитания дошкольников...

План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный год

Тема работы по самообразованию «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»....

Индивидуальный план по самообразованию на 2016-2017 учебный год по теме: « Роль загадки в развитии и воспитании дошкольников"

Цель: выяснить, какую роль играют загадки в  развитии и воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений  фольклора....

Перспективный план работы по самообразованию на 2016 – 2017 учебный год. Тема: «Пластилинография, как средство развития речи и мышления у дошкольников».

Перспективный план работы по самообразованию на год для средней группы по технике пластилинография....

План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный год. Тема: «Дидактические игры, как средство обогащения словарного запаса у детей 3- 4лет».

План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный год.Тема: «Дидактические игры, как средство обогащения словарного запаса у детей 3- 4лет»....