Проект для младшей группы «Солнышко лучистое согревает нас»
проект (младшая группа) на тему

Низовкина  Надежда Александровна

Цель проекта: Формирование представлений о солнце, как источнике света и тепла для всего живого на земле. Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей  детей в процессе реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_solnyshko_luchistoe_sogrevaet_nas.docx163.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для  младшей группы «Солнышко лучистое согревает нас»

Разработала: Синявская Н.А.

Краткосрочный проект познавательно - творческого типа направлен на реализацию образовательной области – познавательное развитие в первой младшей группе дошкольного образовательного учреждения.

В нем рассматриваются формы и методы работы с детьми и семьями воспитанников по реализации задач экологического воспитания детей, развития их творческого и интеллектуального потенциала.

Реализация проекта проходит в три этапа:

  1. Подготовительный – подборка методической литературы, художественной литературы, наглядного и дидактического материала, необходимого для реализации проекта, организация работы с семьями воспитанников в рамках подготовки и реализации проекта.
  2. Основной – практический – в нем отражены приемы, формы и методы практической деятельности с детьми и их родителями по теме проекта.
  3. Заключительный – оценка результатов работы по проекту.

Данный проект имеет практическое значение и может быть рекомендован как современная технология  в образовательной деятельности с детьми раннего возраста.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общая характеристика проекта……………………………   4 стр
  2. Основная цель, задачи и ожидаемые результаты проекта…4 стр
  3. Условия реализации проекта…………………………………5 стр
  4. Этапы проекта …….…………………………………………..7 стр
  5. Виды детской деятельности и работа с родителями………..8 стр
  6. Контрольно-измерительные материалы…………………...12 стр
  7. Оценка результатов работы по проекту…………………...12 стр
  8. Обобщение результатов работы……………………………12 стр
  9. Приложение ……………………………………………….…16 стр

Введение:

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Тема проекта: «Солнышко лучистое согревает нас»

Тип проекта: краткосрочный, познавательно – творческий.

Сроки реализации: 2 недели (конец апреля – начало мая)

Возраст: 2 - 3 года

Актуальность:

В возрасте 3 лет дети мало знают о природных явлениях, в том числе и о природном объекте – солнце. С приходом весны солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Но не знали ответов на вопросы: «Где ночует солнышко? Почему весной солнце стало светить ярче? Зачем нам солнышко?» Поэтому возникла проблема: «Как рассказать детям об особенностях солнца и его влиянии на природу и на человека, чтобы вызвать у детей интерес и желание узнать о солнце больше?» Речь детей 3 лет еще развита слабо, мал словарный запас, мал жизненный опыт. Они затруднялись называть какого цвета и формы солнце, мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем.  Хотелось обогатить знания детей о природном объекте – солнце, показать влияние солнца на природу и расширить словарный запас детей.  В связи с этим была определена такая темы.

  1. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Цель проекта: Формирование представлений о солнце, как источнике света и тепла для всего живого на земле. Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей  детей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта:

1. Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.

2.Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.

3. Обогатить словарный запас детей по данной теме.

4.Развивать умение изображать один предмет (солнце) разными способами.

 5. Приобщать детей к народному фольклору через потешки, заклички.

6. Воспитывать интерес и любовь к природе, доброту, отзывчивость друг к другу и к окружающим.

5. Способствовать раскрытию детского творческого потенциала.

6. Способствовать сплочению детско – родительских взаимоотношений в процессе реализации проекта.

 Ожидаемые результаты:

  1. К финалу проектной деятельности воспитанники:
  • знают, что солнце нужно всему живому на земле; солнце живет на небе; различают части суток (утро – ночь);
  • обогатили словарь прилагательными: «яркое», «желтое», «теплое», «лучистое», глаголами:  «светит», «улыбается», «греет» и т. д.;
  • умеют изображать солнышко с помощью разных материалов;
  •  умеют определять и называть состояние погоды (солнечно, пасмурно).
  1. Установится тесная взаимосвязь всех участников образовательного процесса (воспитатели, родители, дети)

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Ресурсное обеспечение проекта:

- методическая литература, художественная литература;

- уголок природы в группе;

- фотоаппарат, компьютер;

- музыкальный материал;

- наглядный материал (иллюстрации, картины с изображением солнца, восхода, заката солнца);

- настольно-печатные игры, дидактические игры,  игрушка «солнышко», прищепки, шнурочки, ленточки).

  Программно - методическое обеспечение:

1. Веракса Н. Е. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» - М.: Мозаика-синтез, 2015.

2. Власенко О.П. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Первая младшая группа» - Волгоград: Учитель, 2013.

3. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста» - М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016

4. Затулина Г.Я. «Развитие речи дошкольников» Первая младшая группа. Методическое пособие» - М.: Центр педагогического образования, 2015

5. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду: вторая группа раннего возраста» - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016

6. Янушко Е.А. «Лепка с детьми раннего возраста 1-3 года». Методическое пособие для воспитателей и родителей» - М.: Мозаика – синтез, 2007

7. Янушко Е.А. «Развитие речи у детей раннего возраста 1-3 года» Методическое пособие для воспитателей и родителей» - М.: Мозаика – синтез, 2007.

8. Зенина Т.Н. «Ознакомление детей раннего возраста с природой» - Издательство: Педагогическое общество России, 2009.

9.  Самойлова З.И. «Организация деятельности детей на прогулке. Первая младшая группа»  - Волгоград: Учитель, 2013.

10. Высокова Т.П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий» -  Волгоград: Учитель, 2011.

11.  Королева Т.В. «Занятия по рисованию с детьми 2-3 лет» – М.: ТЦ Сфера, 2009.

12. Ильчук Н.П. «Хрестоматия для дошкольников 2 – 4 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей» – М., АСТ, 1999.

13. Смирнова Л.Н. «Развитие речи у детей 2 – 3 лет. Пособие для воспитателей и родителей»  – М.:  Мозаика – синтез, 2006.

14. Жукова О.Г. «Планирование и конспекты по изодеятельности для детей раннего возраста»  – М.: Айрис – пресс, 2008.

15. Ганошенко Н.И., Мещерякова  С.Ю. «Приобщение детей к художественно – эстетической деятельности: Игры и занятия с детьми 1 – 3 лет» - Мозаика – синтез, 2008.

4. ЭТАПЫ ПРОЕКТА  

Подготовительный этап:

  • Беседы с детьми для выявления знаний детей о солнце. Анализ проблемы.
  • Сбор и анализ методической литературы по данной теме.
  • Разработка дидактических игр, пособий.
  • Подборка демонстрационного материала.
  •  Подборка стихотворений, потешек, загадок, сказок, рассказов по данной теме.
  • Выбор методов и приемов работы с детьми и родителями.
  • Подборка подвижных, пальчиковых игр, упражнений, динамических пауз, комплекса утренней зарядки, артикуляционной гимнастики.

Основной этап:

  • Проведение бесед и НОД по теме.
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихов, потешек, закличек о солнце.
  • Организация и проведение дидактических игр, подвижных игр.
  • Разучивание песни «Солнышко, солнышко, ярче нам свети», разучивание пляски «Мишка с куклой».
  •  Разучивание комплекса утренней гимнастики «Улыбаемся солнышку»
  •  Разучивание гимнастики для глаз «Солнечный зайчик», «Лучик солнца»
  • Наблюдение за изменениями в природе, связанных с солнцем.
  • Проведение опытов и экспериментов на прогулке, связанных со свойствами солнца.
  • Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом.

Заключительный этап:

  • Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.
  • Итоговое развлечение «Ласковое солнышко».
  • Проведение викторины «Что мы знаем о солнышке?»
  • Оформление выставки детских работ по изобразительной деятельности.
  • Подготовка презентации по фотографиям.
  • Оформление выставки поделок, сделанных руками родителей «Вот какое солнышко!»

5. ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Восприятие художественной литературы        

  • Чтение и заучивание: потешка «Солнышко - колоколнышко», закличка «Солнышко, покажись», А. Барто «Светит солнышко в окошко»
  • Чтение: И. Токмакова «Где ночует солнце?»,
  • Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Солнышко», В. Шипуновой  «Золотой одуванчик», С. Карпеева «Откуда солнышко идет».
  • Чтение словацкой народной сказки «У солнышка в гостях»
  • Чтение сказки С. Герасимова «Сказка о морковке»
  • Чтение сказки К.Чуковского «Краденое солнце»

Игровая деятельность:

  •  Д. и. «Найди, куда спряталось солнышко» Цель: развитие пространственных отношений.
  • Д. и. Найди предмет такого же цвета, как солнышко» Цель: закрепить желтый цвет.
  • Д. и. «Что бывает желтого цвета? Цель: закреплять знание названий цветов; учить детей отбирать предметы желтого цвета среди предметов разных форм и цветов.
  • Д. и. «Найди предмет, такой же, как солнышко».  Цель: поиск похожих на солнышко предметов. Дети называют предмет и объясняют, чем оно похоже на солнышко.
  • Д. и. «Собери солнышко». Цель: учить детей изображать солнышко при помощи шнурков, выкладывать круг из длинных  шнурков и коротких. Сравнение: какой круг получается из длинных шнурков и из коротких.
  • Д. и.  «Солнышко и тучка». Цель: определить, какое настроение у Солнышка и показать самому.
  • Д.и. «Поможем солнышку». Цель: сделать солнышку лучики при помощи прищепок. Выбрать из двух цветов нужный. Развитие мелкой моторики.
  • Д. и. «Выложи солнышко из мозаики» Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление желтого цвета.
  • Д. и.  «Сделай солнышку лучики» (из ленточек, из пуговиц, из геометрических фигур, из счетных палочек) Цель: развитие мелкой моторики рук, тонких движений пальцев.

Пальчиковые игры «Дай нам, солнышко, тепла»», «Будем лучики считать».

Музыкально - художественная        

  • Разучивание песни «Солнышко, солнышко, ярче нам свети»
  • Разучивание пляски «Мишка с куклой»
  • Просмотр мультфильма «Мы за солнышком идём»
  • Итоговое развлечение «Ласковое солнышко»

Двигательная        

  • Подвижная игра «Солнечный зайчик». Цель: развивать стремление играть  в подвижные игры с простым содержанием; учить выполнять действия в соответствии с игровыми правилами.
  • Подвижная игра «Солнышко и дождик». Цель: развивать стремление играть  в подвижные игры, учить детей ходить и бегать врассыпную, развивать внимание к указаниям воспитателя.
  • Комплекс утренней гимнастики «Улыбаемся солнышку»
  •  Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик», «Лучик солнца»
  • Динамические паузы

Коммуникативная           

  • Беседы о солнце.
  • Занятие по речевому развитию «Солнышко и его детки – солнечные лучики»
  • Словесные игры: «Назови ласково» (солнце – солнышко), «Солнышко какое?» (доброе, лучистое, яркое, теплое), «Что делает солнышко?» (светит, греет, улыбается).
  • Рассказ воспитателя о солнце.
  • Артикуляционная гимнастика «В гости к солнышку»

Познавательно – исследовательская       

  • НОД по познавательному развитию «Как мы солнышко искали»
  • Интегрированное занятие «В гости к солнышку»
  • Знакомство с правилами безопасного поведения в солнечную погоду (для чего нужны солнечные очки, панамка и др.)
  • Наблюдение за восходом и закатом солнца (по возможности в группе, по иллюстрациям, с помощью родителей дома);
  • Наблюдение за изменениями в природе, связанных с солнцем; опыты и эксперименты:

-Наблюдение на прогулке: предметы на солнце отбрасывают тень. Цель: помочь увидеть детям свою тень. Наблюдение: можно ли увидеть тень в пасмурную погоду?

- Эксперимент «Холодно – тепло»:

Предложить потрогать предметы на солнце и в тени. На солнышке предметы нагреваются, в тени – нет.

- Просмотр, проведение и обсуждение опыта: « Лучи греют»

  • Подставить щечки и ладошки солнышку: лучи греют.
  • На солнечной стороне снег тает быстрее.
  • Поставить на солнышко лед. Наблюдение. Показать детям, что на солнышке лед быстро тает.

- Целевая прогулка на участок, где нет солнца. Цель: дать почувствовать детям, что в теньке прохладно, а на солнышке жарко.

Продуктивная                  

  • НОД по рисованию  «Светит солнышко в окошко», «Солнышко лучистое», «Солнечный зайчик»
  • НОД по лепке «Лучики для солнышка», «Звезды на небе», «Солнышко, покажись»

Взаимодействие с семьями воспитанников:

- Познакомить родителей с интересной информацией по теме проекта, с художественной литературой.

- Выставка поделок, сделанных руками родителей «Вот какое солнышко!»

Самостоятельная деятельность детей:

  • Рассматривание детских энциклопедий, иллюстраций с восходом и закатом солнца.
  • Раскрашивание раскрасок, картинок с изображением солнца.
  • Дидактические игры по теме проекта.

6. КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Уровень сформированности знаний детей по теме проекта можно определить с помощью викторины «Что мы знаем о солнышке?» (см. приложение).

7. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Результаты работы по проекту можно определить:

- по сформировавшимся  у детей представлениям и знаниям по теме проекта;

- по доле заинтересованности родителей в совместной деятельности в процессе реализации проекта.

8. ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, будут  наблюдать природу, видеть её красоту. Как помочь маленькому ребёнку, входящему в жизнь, взглянуть на неё широко распахнутыми от удивления и восхищения глазами?  В возрасте трех лет детям  всё ново и интересно. А какими впечатлениями обогатятся наши дети, зависит от окружающих их взрослых людей, прежде всего, родителей и воспитателей.

В процессе своей работы я использовала технологию проектной деятельности,   здоровьесберегающие технологии, технологию личностно-ориентированного взаимодействия, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологи. Я считаю, что основная цель проекта - формирование представлений о солнце, как источнике света и тепла для всего живого на земле - была достигнута.

На первом этапе реализации проекта была изучена методическая литература и составлен перспективный план НОД по теме проекта, а также план совместных мероприятий с участием родителей. Заранее я ознакомила всех родителей с целью и задачами будущего проекта, заинтересовала и привлекла к сотрудничеству.

В ходе всей проектной деятельности  использовала игровые технологии, так как игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Поэтому в своем проекте я использовала самые разнообразные игры (дидактические, пальчиковые, подвижные). Различные дидактические игры и пособия направлены на развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, формирование представлений о внешних свойствах солнца: цвете, величине, положении в пространстве. Они вызывали огромный интерес у детей и желание действовать с ними. Пальчиковые игры не только влияли на речевое развитие, но и мгновенно переключали малышей с капризов или нервозности на телесные ощущения и успокаивали их.  Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с энтузиазмом выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук.

 Подвижные игры и динамические паузы позволяли активизировать двигательную активность детей и снять мышечное напряжение.

Во время НОД и в режимных моментах  были использованы здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, гимнастика для глаз, самомассаж со словесным сопровождением, массаж рук с помощью массажных мячиков и с помощью  нетрадиционного оборудования – сосновых шишек).

Закреплению представлений о солнце способствовали занятия по изодеятельности. Занятия по изобразительной деятельности  вызывали у детей особый восторг. В образовательной области «Художественное творчество» применяла традиционные и нетрадиционные техники рисования (ладошками, пальчиками, рисование на манной крупе). В свободной деятельности дети с удовольствием рисовали цветными карандашами, восковыми мелками, рисовали по трафаретам. Нетрадиционная техника рисования на манке вызывала у детей большой интерес. Манка приятна на ощупь, и возить по ней пальчиками детям доставляло огромное удовольствие. Особенно интересно было, когда рисунок исчезает. С помощью манки ребята легко меняли детали изображения и на одной и той же рабочей поверхности рисовали бесконечное число раз. В ходе работы по проекту дети рисовали, раскрашивали, лепили, конструировали. Регулярно устраивались выставки поделок и рисунков детского творчества.

В ходе  познавательно – исследовательской деятельности проводили  наблюдения за изменениями в природе, связанных с солнцем; опыты и эксперименты: «Холодно – тепло», «Лучи греют». Это способствовало  развитию  познавательной  активности детей, наблюдательности.

Итоговым мероприятием было развлечение «Ласковое солнышко», где дети рассказывали стихи про солнце, пели о нем песни, исполняли танцевальные композиции.

На заключительном этапе обобщить полученные знания по теме помогла викторина «Что мы знаем о солнышке?». Она показала, что у детей сформировались  элементарные представления о солнце (круглое, жёлтое,  даёт тепло и свет, помогает людям, животным и растениям жить и расти).  Все воспитанники были активными в ответах, поэтому каждый участник  получил в награду медаль « маленькое солнышко».

В процессе совместной деятельности над проектом активными участниками были родители. Многие родители читали  с детьми художественные произведения о солнце, рисовали вместе с детьми, сделали «солнышки» своими руками для развития мелкой моторики рук детей. Работы оказались интересными и оригинальными. Была организована выставка поделок, сделанных руками родителей «Вот какое солнышко!»

Внимание малышей удержать очень трудно, но используемые технологии, методы и приемы работы позволили достигнуть хороших результатов. По результатам мониторинга, полученного в ходе викторины «Что мы знаем о солнышке?», 55% детей имеют высокий уровень усвоения материала, 20 % детей  имеют  уровень усвоения материала – выше среднего,  25% детей  имеют  средний уровень.   Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Результатом работы считаю и то, что дети с удовольствием работают на занятиях, получают эмоциональный подъем, активны, любознательны, любят экспериментировать. У них развивается внимание, усидчивость, мелкая моторика, совершенствуется двигательная активность. Возросла речевая активность детей. Дети стали использовать в речи прилагательные (доброе, лучистое, яркое, теплое, ласковое, круглое, желтое); глаголы (светит, греет, улыбается, прячется и др.) Малыши рассказывали наизусть потешки, стихи о солнце. Дети научились изображать солнышко, используя разные материалы и в разных техниках. В результате проработанного проекта я повысила и своё профессиональное мастерство.

Приложение:

Викторина «Что мы знаем о солнышке?»  включает  в себя следующие вопросы и задания:

  1. Расскажи, где живет солнышко?
  2. Как солнышко помогает людям, животным, растениям?
  3. Расскажи, какое солнышко?
  4. Расскажи про солнышко потешку (закличку)
  5. Как ты думаешь, почему на улице тает снег?
  6. Покажи на картинке, где утро, а где ночь.

C:\Users\Пользователь\Desktop\rech16.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\kartinkiutro.jpg

Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе «Как мы солнышко искали»

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие»;  «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»)

Виды детской деятельности: Познавательно - исследовательская, двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цель: Формирование элементарных представлений о тесной взаимосвязи в природе: солнцу рады все и люди, и звери.

Задачи: 

Образовательная область «Познавательное развитие»

Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир, формировать познавательный интерес.

Образовательная область «Физическое развитие»

Развивать двигательную активность детей посредством реализации игр «Зайка серенький», «Солнышко проснулось», развивать крупную и мелкую моторику  рук, умение соотносить речь с движением.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Обогащать словарь прилагательными (доброе, лучистое), способствовать речевому общению. Побуждать сопровождать речь условными выразительными действиями.  Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

Образовательная область: «Социально коммуникативное развитие»

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, создать атмосферу радостного настроения.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:

 Учить использовать нетрадиционные формы рисования на крупе пальчиком для изображения солнца.

Предварительная работа:

Наблюдение за первыми признаками весны, рассматривание репродукций и картин о весне, чтение книг и разучивание стихотворений о солнышке («Солнышко проснулось»), рассматривание елочки на прогулке.

        Оборудование:

Игрушки: солнышко, петушок, колобок, зайчик; контур елки (из бумаги), прищепки, шишки,  картинка тучки. 

Организованная образовательная деятельность

  1. Вводная часть

Организационный момент:

Воспитатель вносит в группу игрушку – Петушка. Предлагает детям согреть его и послушать историю, которая произошла с ним.

«Жил был Петушок. Каждое утро он выходил во двор и встречал Солнышко. Петушок пел Солнышку так: «Ку-ка-ре-ку!». Но однажды Солнышко не появилось. Петушок загрустил, а потом даже заболел. Простыл, у него заболело горлышко, и он теперь не может петь. Поэтому он пришел к нам в детский сад узнать, где Солнышко живет»

  1. Основная часть

Воспитатель: Да, детки, плохо нам без Солнышка! Темно, холодно и людям и животным. Хорошо, что ты к нам пришел! У нас детки дружные, обязательно помогут! Так ведь, дети? А как же мы найдем Солнышко? (звучит музыка)

Ой, как здорово, Колобок (сюрпризный момент), он  поможет нам, куда он покатится, туда мы и пойдем.

  - Дети все вместе отправляются искать, где живет Солнышко. (Воспитатель катит колобок в том направлении, куда нужно идти) Колобок покатился и прикатился к Елочке. Встреча с Елочкой, которая растеряла свои иголочки, потому что в лесу темно без Солнышка. Дети находят Елочке иголки  (прикрепляют прищепки на форму)

Воспитатель: а что лежит под елочкой?

Дети: Это шишки.

Воспитатель: Сколько их?

Дети: Много.

Воспитатель: Давайте поиграем с вами шишками. Возьмите каждый по одной шишке. Сколько ты взял шишек? (ответ  детей:  «одну»)

 Сколько осталось шишек?

Дети: Ни одной.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь сделаем массаж с помощью шишек. (Массаж рук с использованием нетрадиционного оборудования (сосновая шишка)

(Дети становятся вокруг елки, катают шишку между ладонями и проговаривают стихотворение вместе с воспитателем.)

Сосновую шишку возьму я в ладошку,

В ладошке ее покатаю немножко,

Кручу и катаю, катаю- кручу,

Ладошки и пальчики ей щекочу,

Я шишкой своей проведу по ладошке,

И сразу на ней остаются дорожки,

Я шишку в ладошке сжимаю, сжимаю,

Здоровье себе сохранить помогаю.

Воспитатель: Молодцы, а теперь положим шишки под елку. Сколько теперь стало шишек?

Дети: Много.

Воспитатель: Ребята, и здесь солнца нет, пойдемте дальше. А колобок укажет нам дорогу.

Посмотрите, кто это за кусточком сидит и от страха весь дрожит??

Это зайчик, бедненький, совсем замёрз без солнышка.

Давайте поможем заиньке согреться.

Игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит –

Вот так, вот так и ушами шевелит.

Заинька замерз сидеть - надо лапоньки погреть -

Вот так, вот так надо лапоньки погреть.

Заинька устал стоять - надо зайке поскакать -

Вот так, вот так надо зайке поскакать.

- Ну вот, заинька согрелся. Пойдемте дальше за колобком.

 Смотрите, колобок катился и остановился.

Вот только вместо солнышка здесь тучка (воспитатель в руках держит тучку.)

Воспитатель: Давайте подуем на тучку, чтобы она улетела.

«Дуем, дуем посильней, тучка улетай скорей!», дети дуют на тучку с разной силой, затем воспитатель убирает тучку и показывает солнце.

В: Здравствуй, солнышко – колоколнышко!

Доброе, лучистое и такое чистое!

Какое солнышко? (доброе, лучистое, теплое)

Ребята, солнышко светит и дает тепло, греет нас своими лучами. Оно согревает все на земле.

Солнышко лучистое любят все на свете,

Нет теплее солнышка ничего на свете!

Погрей солнышко нашего петушка, пожалуйста. Петя – петушок, сейчас дети научат тебя делать солнечный массаж.

 (самомассаж со словесным сопровождением)

 Солнышко проснулось,                

Лобика коснулось.

Лучиками провело                        дети проводят руками по лбу

 И погладило

 

 Солнышко проснулось

Щечек коснулось

Лучиками провело                           дети проводят руками по щекам

 И погладило

 

Солнце личико согрело

 Потеплело, потеплело                      дети проводят руками по щекам

 Наши ручки потянулись                  и    подбородку

 Наши губки улыбнулись!   

                     

Петушок выздоровел и запел: «Ку-ка-ре-ку!»

Воспитатель: Солнышко, мы с ребятами очень рады, что нашли тебя и хотим сделать для тебя подарок. Ребята, садимся за стол. Перед вами тарелки с манной крупой. Вам надо пальцем в середине тарелки нарисовать небольшой круг и от него прямые линии в стороны, это будут лучики.

Воспитатель, держа в руках солнце, подходит к каждому ребенку и помогает справиться с заданием.

Воспитатель: Солнышко, тебе понравились наши подарки? Ребята, солнышко говорит, что вы молодцы, оно будет всегда вас радовать и греть.

  1. Заключительная часть.

Рефлексия: Вот какое Солнышко! Всем оно нужно и людям и зверям!  Солнышко светит и греет! Молодцы детки, помогли солнышко найти, петушку помогли! Вот какие вы добрые и дружные!

Воспитатель читает стихотворение:

Солнце, солнышко, сияй,

Землю ты обогревай!

Чтобы травонька росла,

Чтобы яблонька росла!

Чтобы детки не болели,

Хорошели, здоровели.

Чтобы счастливы все были,

В добром мире люди жили!

Конспект НОД по речевому развитию в первой младшей группе на тему: «Солнышко и его детки – солнечные лучики»

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие»;  «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: музыкально – художественная, продуктивная, двигательная, игровая, коммуникативная.

Цель: развивать речевую активность детей.

Задачи:

Образовательная область: «Речевое развитие»

Учить понимать речь взрослого, отвечать на вопросы, повторять фразы и короткие стихотворения, обогащать словарный запас детей образными словами. Упражнять в звукоподражании голосам домашних птиц и животных.

Развивать диалогическую речь. Развивать мелкую моторику.

Образовательная область «Познавательное развитие"

Формировать первоначальные представления детей о роли солнца в жизни животных, растений, человека.

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»

Закрепить умение исполнять песню «Солнышко, ярче нам свети».

Образовательная область «Физическое развитие»

Побуждать соотносить слово и выразительные движения.

Предварительная работа: Наблюдение за солнцем на прогулке, чтение потешек, закличек о солнышке; разучивание стихотворения И. Токмаковой «Где ночует солнце?»

 Материал:

Игрушка – солнышко; картинки с изображением домашних птиц и животных: петушок, курочка, цыплята, корова.

Организованная образовательная деятельность

  1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям поудобнее расположиться на расставленных полукругом стульчиках.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у меня что-то спрятано под салфеткой. Хотите узнать, что? Тогда послушайте внимательно загадку и попробуйте её отгадать.

Золотое яблочко по небу катается

Всем, всем улыбается.

А улыбки-то – лучи.

Очень-очень горячи!

Что это?

Дети. Солнышко.

Если дети затрудняются ответить, то воспитатель показывает солнышко.

Воспитатель. Молодцы. Это солнышко.

Рано утром на заре

Солнышко проснулось,

Ребятам улыбнулось,

Солнышко проснулось…

Артему, Вике улыбнулось.

Воспитатель проговаривает имя каждого ребёнка.

  1. Основная часть. Беседа о солнце.

Воспитатель. А где ночует солнышко?

Дети. У бабушки в постельке.

Воспитатель.  А кто его бабушка?

Дети. Синее небо.

Воспитатель. Чем укрывается солнышко?

Дети. Темной тучкой.

Воспитатель. Кто его укрывает?

Дети. Дедушка ветер.

Воспитатель. Солнышко какое?

Дети. Круглое, жёлтое, мягкое.

Воспитатель. Правильно. Полина, повтори.

 Полина: Солнышко жёлтое.

Воспитатель. Молодцы. А ещё солнышко тёплое, ласковое. Дима, повтори.

Дима: Солнышко ласковое.

Воспитатель. Даша, ещё какое?

Даша: Солнышко тёплое.

Воспитатель. Умница. Солнышко круглое, как что? Настя

Настя: Как мячик.

Воспитатель. Молодец. Алеся, а ещё?

Алеся: Как шарик.

Воспитатель. Солнышко жёлтое, как что? Макар

Воспитатель. Умница, Макар. Солнышко жёлтое, как цыпленок. Кирилл, повтори.

Кирилл: Как цыпленок.

Воспитатель. Ребята, а давайте споём песенку о солнышке.

Солнышко, солнышко,

Ярче нам свети,

Будут на лужайке

Цветы цвести.

Солнышко, солнышко,

Ярче нам свети,

Будет много ягод

 В лесу расти.

Беседа «Кого разбудило солнышко».

Воспитатель. Засияли тёплые лучики солнышка и разбудили и животных, и растения, и людей.

(Воспитатель показывает картинки с изображением животных.)

Первым проснулся петушок и закричал…Демьян, как закричал петушок?

Демьян. Петушок закричал ку-ка-ре-ку.

Воспитатель. Правильно. Артем, повтори.

Артем. Ку-ка-ре-ку.

Воспитатель. Молодец. Курочки закудахтали.

Дети. Ко-ко-ко.

Воспитатель. Дима, как курочки закудахтали?

Дима. Ко-ко-ко.

Воспитатель. Цыплята запищали. Как?

Дети. Пи-пи-пи.

Воспитатель: Коровка замычала. Как?

Дети. Му – му!

Воспитатель. Все рады солнышку!

Солнышко помогает расти всем животным.

Другой солнечный лучик попал на деревья, кусты. Они потянули свои веточки к солнышку. Давайте покажем, как.

(дети поднимают руки вверх.)

Солнышко пригрело

 (растирают ладони друг о друга)

И набухли почки

  (ладони соединяют вместе кончиками пальцев и запястьями)

Появляются повсюду первые цветочки.

Пальчиковая игра «Цветы»

Наши алые цветки распускают лепестки (Ручки сжаты в кулачки и соединены в запястье, и поочерёдно открываются каждый палец)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (плавно машем пальчиками)

Воспитатель. И деревья, и кусты, и цветы – все рады солнышку.

Раздарило солнышко всем свои лучики. Совсем не осталось у него лучиков.

(воспитатель показывает желтый круг без лучиков)

Как же быть?

У меня есть палочки,

С   ними все играют,

Палочки считают.

Давайте сделаем лучики из счетных палочек. Попробуйте приложить палочки к краю круга. Мы из круга и палочек сделали солнышко. Сколько лучей у солнца?

Дети: много.

Рефлексия.

Обрадовалось наше солнышко и снова засияло своими яркими лучами. Оно хочет с нами поиграть.

Игра «Кого солнышко найдет».

Дети стоят в кругу, у воспитателя в руках игрушка солнышко.

Воспитатель: Кого солнышко найдет, тому макушку напечет.

(солнце пытается дотронуться до макушек, дети прячут ладошками макушку)

Кого солнышко найдет,

Тому щечки напечет.

Кого солнышко найдет,

Тому животик напечет.

Кого солнышко найдет,

Тому носик напечет.

Кого солнышко найдет,

Тому ножки напечет.

Кого солнышко найдет,

Тому хвостик напечет.

Интегрированное занятие в первой младшей группе «В гости к солнышку»

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие»;  «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: Познавательно - исследовательская, двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цель:  формирование элементарных представлений о тесной взаимосвязи в природе: солнцу рады все и люди, и звери.

Задачи: 

Образовательная область «Познавательное развитие"

Закреплять представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир, формировать познавательный интерес.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Развивать речевую активность детей. Учить понимать речь взрослого, отвечать на вопросы, повторять фразы и короткие стихотворения. Упражнять в отчетливом произношении звуков «ф-р». Развивать внимание, память, речь, моторику пальцев.

Образовательная область: «Социально коммуникативное развитие»

Воспитывать умение сопереживать животным, вызвать желание помочь им.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Закрепить умение надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.

Развивать творческие способности детей посредством нетрадиционной техники рисования – ладошками.

Образовательная область «Физическое развитие»

Развивать умение соотносить речь с движением.

Предварительная работа: Наблюдение за солнцем на прогулке, чтение потешек, закличек о солнышке.

Материал: пенек, елочка, ежик, силуэты ежей, прищепки, лиса, тарелочки с шариками из пластилина, медвежонок, силуэт штанишек на выбор, заплатки; изображение солнышка без лучиков на ватмане, изображение кустика, ванночка с краской, тазик с водой, салфетки.

Организованная образовательная деятельность

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

Дети, вы любите ходить в гости?

Отгадайте мою загадку:

Круглое, теплое,

Красивое, доброе

Всем светит,

Всем греет,

Всех веселит,

Всем здоровье дарит! (солнце)

Я приглашаю вас в гости к солнышку.

  1. Основная часть.

Пойдемте по лесной тропинке за мной. Будем идти тихо, осторожно, чтобы не напугать лесных жителей.

Ребята, посмотрите у пенька кто-то фырчит? Кто это? (еж)

Как он фырчит? (фр – фр)

Давайте пофырчим, как ежик.

Ежик: Мои ежата растеряли свои колючки. В лесу темно без Солнышка.

Воспитатель: Ребята, поможем ежатам?

Дети находят ежатам колючки (прикрепляют прищепки на форму)

Ежик, ежик, расскажи,

Ежик, ежик, покажи,

Как найти дорожку

К солнышку в окошке?

Ёжик благодарит деток и сообщает дорогу к солнышку.

Дети благодарят ёжика, прощаются с ним.

А теперь, ребята, пойдем дальше. Посмотрите, какая елочка, кто-то прячется за елкой?

Дети (хором):  Лисичка.

Ребята, Лисичка рассыпала ягоды, поможем ей собрать их на ниточку?

Ребята: Да (дети становятся вокруг заранее приготовленных столов).

Ребята берем по одной ягодке и приплющиваем большим пальцем ягодку на ниточку. Вот, молодцы!

Нам, лисичка, расскажи,

Нам, лисичка, покажи,

Как найти дорожку

К солнышку в окошке?

Лиса благодарит деток и сообщает дорогу к солнышку.

Дети благодарят лису, прощаются с ней.

Пойдемте дальше в лес. Слышите, кто-то ревет (на опушке ревет медвежонок)

Что случилось, медвежонок?

Медвежонок: Я залез высоко на дерево и порвал штанишки.

Ребята, а как же мы сможем ему помочь?

(ответы детей –  проблемная ситуация: купить новые, зашить, заштопать)

Давайте найдем заплатку для его штанишек (уточняем цвет, форму размер заплатки, находя подходящую  к штанишкам)

Медвежонок, расскажи,

Медвежонок, покажи,

Как найти дорожку

К солнышку в окошке?

Медвежонок благодарит деток и сообщает дорогу к солнышку.

Дети благодарят медвежонка, прощаются с ним.

(дети по тропинке идут дальше и встречают птичку)

Дети приветствуют птичку. Спрашивают дорогу к солнышку.

Здравствуй птичка!

Птичка, птичка, расскажи,

Птичка, птичка, покажи,

Как найти дорожку

К солнышку в окошке?

Воспитатель предлагает детям подарить птичке песню.

Песня «Маленькая птичка»

Птичка благодарит деток.

Птичка: Весело мне с вами было. Скажу, где солнышко спряталось.

       Спряталось оно в лесочек,

       Под зеленый под кусточек.

Дети её благодарят. Прощаются.

 Появляется солнышко, только без лучиков.

Здравствуй солнышко! А где же твои красивые лучики?

Солнышко:

Утром рано всех будило,

Днем я целый день светило.

Грело и обогревало,

К вечеру чуть – чуть устало,

Лучики все растеряло.

Воспитатель: давайте поможем солнышку, нарисуем ему лучики нашими ладошками.

Опускайте ладошки в ванночку с желтой краской, а потом ладошками шлеп – шлеп вокруг солнечной головки.

Продуктивная деятельность.

Дети по очереди подходят рисовать к ватману лучики.

Рефлексия.

Стало солнышко опять улыбаться и сиять.

Какое стало солнышко? (желтое, лучистое, доброе, веселое, теплое, лучистое, радостное, красивое)

Каким лесным жителям мы помогли? (лисичке, медвежонку, ежику с ежатами, птичке).

А еще вы помогли солнышку. Давайте про него расскажем.

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию  (рисованию) в первой младшей группе на тему: «Солнечный зайчик»

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие»;  «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: музыкально – художественная, продуктивная, двигательная, игровая, коммуникативная.

Цель: Учить рисовать предметы круглой формы – солнечных зайчиков.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие"

Закрепить представления детей о роли солнца в жизни животных и растений.

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»

Учить рисовать округлой линией круглую форму, формировать умение замыкать линию в кольцо, аккуратно закрашивать краской.

Образовательная область «Физическое развитие»

Развивать стремление играть в подвижные игры.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Учить отыскивать солнечного зайчика и рассказывать о его местоположении.

Предварительная работа: наблюдения за солнцем на прогулке и через окно; повторение потешек и стихов о солнышке.

Материалы:   картинка солнышка, два зеркальца, листы белой бумаги по количеству детей, гуашь желтого цвета, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

1.Познавательная и коммуникативная деятельность:

Воспитатель: отгадайте загадку:

Раньше всех оно встает,

Всем тепло и свет дает.

Желтое, большое,

Что это такое?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Правильно, это солнышко. А где оно живет?

Дети: Высоко в небе.

Воспитатель: А когда оно встает?

Дети: Рано утром.

Воспитатель: Что оно делает?

Дети: Светит, греет.

Воспитатель: Кому оно нужно?

Дети: Всем людям, животным, растениям.

Воспитатель: А давайте, позовем солнышко.

Солнышко ясное, нарядись

Солнышко красное, покажись,

Платье алое надень,

Подари нам красный день.

Нам солнышко прислало солнечного зайчика (берёт зеркальце и на стене появляется солнечный зайчик). Вы знакомы с ним? Этот зайчик живет на лучике солнца, и он никого не боится, ни лисы, ни волка, а только тучки, которая может закрыть солнышко. Давайте с ним поиграем.

Зайчик «ложится» перед детьми на полу, затем воспитатель переводит зайчика с пола на стену, потом дети замечают его на стуле, под столом, под шкафом, около шкафа. Дети сообщают, где находится зайчик, используя в речи соответствующие предлоги. На полу или на стене начинают прыгать два солнечных зайчика. «Много зайчиков!», - радуются малыши. «Пригласите их подойти поближе», -  предлагает воспитатель.

Воспитатель читает стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики»:

Скачут побегайчики,

Солнечные зайчики.

Мы зовем их – не идут.

Были тут, и нет их тут.

Игровая ситуация «Зайчик прыгнул на мольберт».

Воспитатель: Посмотрите, зайчик прыгнул на мольберт. Я его сейчас поймаю. Воспитатель рисует яркое жёлтое пятно на листе бумаги.

Какого цвета солнечный зайчик? (Жёлтого.)

Какой он формы? (Круглой)

А теперь солнечный зайчик скачет на ваших листочках. Поймайте его. Нарисуйте много солнечных зайчиков.

Продуктивная деятельность.

Дети рисуют солнечных зайчиков. Воспитатель вместе с детьми радуется, как много они поймали солнечных зайчиков.

Рефлексия.

Кого вы нарисовали? (солнечных зайчиков)

Сколько солнечных зайчиков? (много)

 Воспитатель предлагает поиграть с солнечным зайчиком.

Подвижная игра «Солнечный зайчик»

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картину,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот и спрятался в кроватке.

С нами он играет в прятки.

1, 2, 3, 4, 5 – мы идем его искать.

К Диме зайчик подбежал,

Возле Димы прыгать стал.

Прыг-скок, прыг-скок-

Догоняй меня, дружок.

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию  (рисованию) в первой младшей группе на тему: «Светит солнышко в окошко»

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие»;  «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: музыкально – художественная, продуктивная, двигательная, игровая, коммуникативная.

Цель: учить детей создавать выразительный образ весеннего солнышка.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие"

Знакомить детей с доступными явлениями природы.

Закрепить знания геометрических форм «круг»; закрепление понятий «один», «много».

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»

Учить детей рисовать предметы округлой формы; прямые линии, располагать изображение на середине листа, закрашивать его; работать аккуратно кистью, снимая краску о краешек баночки, развивать чувство формы и цвета.

Образовательная область «Физическое развитие»

Побуждать сопровождать речь условными выразительными действиями.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Развивать умение отгадывать загадки.

Предварительная работа: наблюдения за солнцем на прогулке и через окно; повторение потешек и стихов о солнышке, беседа «Какое солнышко?», игры с мозаикой, игра «Спрячемся от солнышка».

Материалы: листы белой бумаги, желтая гуашь, кисти, баночки с водой.

Организованная образовательная деятельность

  1. Познавательная и коммуникативная деятельность:

Воспитатель: Послушайте загадку и попробуйте её отгадать
Круглое, теплое, 
Красивое, доброе
Всем светит, 
Всем греет, 
Всех веселит, 
Всем здоровья дарит. 
Дети: Это солнышко. 
Правильно, ребятки это солнышко (показывает картинку солнышка).

Воспитатель предлагает детям посмотреть в окошко.

Как ярко светит солнышко! Оно гладит вас по щечкам, по головкам, смотрит, все ли у вас в порядке. Заглядывает в окошко и видит, как вы играете в детском саду.

Воспитатель показывает картинку с изображением солнца.

Давайте расскажем про солнышко.

( «Смотрит солнышко в окошко» А. Барто.)

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнат,

Мы захлопали в ладошки:

Очень рады солнышку (дети хлопают в ладоши)

Посмотрите, какое солнышко? (круглое)

Дети вслед за воспитателем рисуют пальчиками в воздухе солнышко.

А лучи у него прямые, как наши ручки. У нас с вами две руки, а у солнышка лучей много.

Сколько у солнышка лучей? (Много)

Лучики у солнышка везде: и сбоку, и вверху, и внизу. Ему надо много лучиков, чтобы всех -  всех обогреть: и деток, и деревья, и травку, и цветы, и животных, и букашек. Вот какое доброе у нас солнце!

Давайте нарисуем доброе солнышко, которое заглядывает к нам в окошко.

Посмотрите, как я нарисую солнышко (берёт гуашь, круговыми движениями рисует солнце на листе бумаги т. е. показывает приёмы изображения солнца) А теперь вы нарисуйте солнышко. Воспитатель: солнышко рисуем кружочком и лучики от него летят короткими штрихами.

Давайте нарисуем доброе солнышко, которое заглядывает к нам в окошко.

  1. Продуктивная деятельность.

Дети рисуют. Воспитатель наблюдает за их работой, если необходимо помогает, задаёт вопросы, например: «Катя какого цвета у тебя солнышко? ».

  1. Рефлексия.

Посмотрите, как светло стало у нас в комнате! Это ваше солнышко так ярко светит! Выходите с солнышком поиграть.

Дети выполняют двигательное упражнение «Встало утром солнышко»

Встало утром солнышко (потягивание)

И гулять отправилось, (ходьба на месте)

И на нашей улице все ему понравилось, (наклоны головы вправо – влево)

Побежало солнышко

Золотой дорожкой (бег по кругу)

И попало солнышко

Прямо к нам в окошко, (складывание рук в фигуру «окошко»)

Вместе мы отправились

С солнцем в детский сад, (ходьба по кругу)

Приласкало солнышко

Сразу всех ребят. (поглаживание себя по голове)

Вот какое замечательное, доброе солнышко! Всех ребят погладило, чтобы вы росли крепкими, здоровыми и добрыми. Как солнышко.

Воспитатель по очереди гладит всех детей по головам, называя каждого по имени.

Позже приглашает детей  на прогулку: «Вы хотите теперь посмотреть, как я умею рисовать солнышко на дорожке мелом? »

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию  (рисованию) в первой младшей группе на тему: «Солнышко лучистое»

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие»;  «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: музыкально – художественная, продуктивная, двигательная, игровая, коммуникативная.

Цель: учить детей создавать выразительный образ весеннего солнышка при помощи пальчиков.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие"

Закрепить представления детей о роли солнца в жизни животных и растений.

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»

Учить детей изображать лучики солнца при помощи пальчиков.  Развивать мелкую моторику. Поддерживать интерес к рисованию.

Образовательная область «Физическое развитие»

Развивать стремление играть в подвижные игры.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Побуждать соотносить слово и выразительные движения. Обогащать словарь детей образными словами.

Образовательная область: «Социально  - коммуникативное развитие»

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, вызвать желание помочь игровому персонажу.

Предварительная работа: наблюдения за солнцем на прогулке и через окно; повторение потешек и стихов о солнышке, беседа «Какое солнышко?», игры с мозаикой, игра «Спрячемся от солнышка».

Материалы:  игрушка – птичка, листы белой бумаги с силуэтом солнышка,  желтая гуашь, влажные салфетки, фонограмма с пением птиц.

Организованная образовательная деятельность:

  1. Познавательная и коммуникативная деятельность:

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто –то стучится к нам в дверь. Давайте посмотрим. Вносит птичку воробья. Кто это прилетел к нам в гости?

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …   (воробей)

Воспитатель: Весной воробьи веселые песни поют, весело щебечут. Но наш воробей почему-то грустный. Ребята, как вы думаете, что случилось? Птички очень любят солнышко, травку,  когда становится тепло,  они начинают летать, щебетать и веселиться. Но солнышка давно не было, поэтому наш воробышек грустный.

Что же делать? Как помочь воробышку? ( можем слепить солнышко, нарисовать, позвать)

Воробышек, наши ребята уже умеют рисовать, они добрые и заботливые, они тебе помогут.

В синем небе ходит круг,

Солнцем называется.

То нахмурится, как туча,

То заулыбается!

Воспитатель показывает заготовку солнышка, но без лучиков. Какое солнышко? (круглое, желтое)

Чего не хватает у солнышка? (лучиков)

А лучики мы нарисуем солнышку с помощью пальчиков. Окунаем кончик пальчика в желтую краску, прикасаемся им к бумаге, оставляем отпечаток. Ставим много отпечатков на линии вокруг солнышка , чтобы солнышко получилось красивое, лучистое. (показ воспитателем)

Прежде, чем рисовать, разогреем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Вот мои пальчики,

Как у солнца лучики.

(сгибаем  и разгибаем пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем лучики считать.

(сгибаем поочередно пальцы на 2 руках одновременно)

Утро ясное придет,

Солнце красное взойдет.

(поднимаем ручки над головой)

Просыпайся детвора,

Светит солнышко, ура!

(хлопаем в ладоши)

  1. Продуктивная деятельность

Дети рисуют солнышку лучики. Воспитатель поощряет детей, помогает в случае затруднения, хвалит.

  1. Рефлексия.

Воспитатель: ну вот, и засветило солнышко своими ласковыми лучами. Ребята, давайте покажем воробышку, что же у нас получилось! Дети вместе с воробышком  рассматривают получившиеся солнышки.

А как доволен наш воробышек!

Солнце светит, дует ветер!
На проталинах трава.
Нам весна свой шлёт приветик.
В песню сложены слова:
чик-чирик, погода -сказка!
чик-чирик, звенит капель!
чик-чирик, смешинок пляска,
чик-чирик, пришел апрель!

Воробышек от радости запел веселую песенку! Послушайте!  (звучит фонограмма с пением птиц)

Подвижная ирга «Птички»

Дети - «птички», садятся на стульчики. На словах воспитателя «Ай, птички полетели!» птички летают. На слова воспитателя «Птички, в гнезда полетели» дети спешат и садятся на свои стульчики. Воспитатель называет самую ловкую птичку, которая прилетела в свое гнездо быстрее всех. Игра повторяется.

       Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию (лепке) в первой младшей группе на тему: «Лучики для солнышка»

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие»;  «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: музыкально – художественная, продуктивная, двигательная, игровая, коммуникативная.

Цель: учить лепить тонкие палочки – лучики для солнышка.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

Знакомить детей с доступными явлениями природы.

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»

Продолжать учить детей скатывать между ладоней тонкие палочки – лучики;

формировать интерес к работе с пластилином.

Образовательная область «Физическое развитие»

Развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, умение соотносить речь с движением. Развивать стремление играть в подвижные игры.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Побуждать соотносить слово и выразительные движения. Обогащать словарь детей образными словами.

Образовательная область: «Социально коммуникативное развитие»

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность,  желание помогать игровому персонажу.

Предварительная работа: наблюдения за солнцем на прогулке и через окно, разучивание потешки «Солнышко – ведрышко», чтение детям сказки «У солнышка в гостях», беседа «Какого цвета солнышко, игры с мозаикой, игра «Спрячемся от солнышка», наблюдение за первыми признаками весны, рассматривание репродукций и картин о весне, чтение книг и разучивание стихотворений о весне.

Материалы: листы картона белого цвета по количеству детей, пластилин желтого цвета.

Перед началом занятия необходимо подготовить основу – «солнышко в небе». Для этого скатать из пластилина желтого цвета шарик, затем расплющив его, придавить к картону в центре листа.

Организованная образовательная деятельность

  1. Познавательная и коммуникативная деятельность:

(Дети с воспитателем стоят у окна и наблюдают за сезонными изменениями в природе.)

Посмотрите, на улице тает  снег.

Как вы думаете, почему снег тает?

Птички купаются в лужах, поют свои весенние песни. Это они радуются солнышку, которое светит и греет с каждым днем все сильнее. Посмотрите, какое оно веселое, яркое.

За весенним теплым солнцем

Выгляни скорей в оконце

И подставь свои ладошки,

Чтоб зайчат поймать лукошко.

Солнышко протягивает свои лучики каждому из нас. Вот солнце протянуло лучик Диме. А теперь Кириллу, и Даше.

Вставайте в кружок, поиграем с пальчиками, чтобы они у нас были ловкие и сильные.

Пальчиковая гимнастика «Дай нам, солнышко, тепла»

Мы ладони протянули

И на солнышко взглянули (дети протягивают ладони вперед и ритмично поворачивают их вверх-вниз)

Дай нам, солнышко, тепла,

Чтобы силушка была (делают движение пальцами, словно маня к себе)

Наши пальчики- малютки

Не хотят ждать ни минутки (ритмично сгибают и разгибают пальцы).

Тук- тук молоточками (наклоняются и поочередно стучат кулачками)

Хлоп, хлоп лапоточками (ритмично хлопают по коленям)

Прыг, прыг, словно зайки

Скачут детки на лужайке (поскоки)

Игра «Солнышко и дождик»

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладоши

Очень рады солнышку!

(Дети гуляют по комнате; после слов «Начинается дождик», дети прячутся под зонтик.)

Дождик закончился. Присаживайтесь за столы.

Воспитатель раздает детям заготовки.

Воспитатель. У вас на картинках небо. А в небе светит солнышко – колоколнышко. Только оно светит слабо, совсем не греет. Как вы думаете, почему? (потому что у солнышка нет лучиков).

Давайте ему поможем и сделаем лучи.

Какого цвета мы возьмем пластилин? (желтого)

Какую форму имеют лучики? Они круглые? Или похожи на палочки? А как раскатывают палочки? (дети выполняют прямые движения кистями рук)

 (показ воспитателя)

Воспитатель. Вот какой получился луч!

Скатайте  тонкие палочки – лучики и прикрепите их к солнцу, так получатся солнечные лучики.

 Чтобы лучи получились длиннее, надо долго катать кусочек пластилина. Для удобства работы можно поворачивать заготовку.

Давайте сделаем солнцу много лучиков, чтобы оно светило ярко.

  1.  Продуктивная деятельность (лепка)

Дети выполняют лепку.

  1. Рефлексия.

Какое у нас получилось солнце (лучистое, яркое).

Какого оно цвета? (желтого)

Покажите, где у солнышка лучики.

Воспитатель читает стихотворение.

Любит солнце паучок,

Червячок, жучок, сверчок,

Любят солнышко цветы,

Научись любить и ты!

 Конспект прогулки «Наблюдения за солнцем весной»

Цель: Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать. Учить устанавливать причинно-следственную связь: светит солнце – становится теплее, тает снег. Поддерживать радостное настроение. Способствовать длительному пребыванию детей на свежем воздухе.

Содержание:

Раз, два, три, четыре, пять,

Отправляемся гулять.

Все же знают, что полезно

Свежим воздухом дышать.

Мы гуляем, мы играем

И, конечно, наблюдаем.

Посмотрите в небо, дети,

Что вверху так ярко светит? (светит солнышко)

Да, это солнышко! На него трудно смотреть, такое оно яркое, так много дает света.  Весной солнышко ярко светит и греет.

Погода сегодня солнечная. Повторим все вместе.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда не глянешь,

Все кругом светло.  

Дети изображают солнышко: встают в круг, берутся за руки, ходят по кругу и повторяют :

Солнце – круг, ты наш друг,

Освещаешь все вокруг.

Днем ты есть, ночью спишь,

Утром в гости к нам спешишь.

-Какое солнышко? (яркое, круглое, желтое, большое)

        -На что солнце похоже? (на шар)
       - Какая сегодня погода? (тёплая, солнечная)

        -Почему на улице тепло? (светит и греет солнышко)

        Просмотр, проведение и обсуждение опыта: подставить щечки и ладошки солнышку: лучи греют.

Да, солнышко греет и обогревает нашу землю. И на улице тепло. У солнышка есть лучики, очень тёплые. Спустились они на землю и стали гулять. Вот и к нам они в гости заглянули. Протяните, дети, к солнышку, к его лучикам свои ладошки. Чувствуете, солнце греет.

Лучи у солнышка очень теплые. Поэтому и снег тает. Появляются лужи.

Опыт «Свойства солнечных лучей»

Цель: опытным путем показать свойства солнечных лучей.

Давайте проверим, нагревает ли солнышко предметы на нашем участке. Положите ладошки на скамеечку, на домик. Нагрело ли их солнышко?

 А теперь потрогаем предметы в тени. Чувствуют ли ваши ладошки тепло?

На солнышке предметы нагреваются, в тени – нет.

 А еще предметы на солнце умеют отбрасывать тень. Посмотрите, вот моя большая тень. А вот ваши маленькие тени. Помашите рукой и ваша тень машет рукой. А теперь Дима, попробуй догнать свою тень. Получилось?

Про нее люди даже загадку такую придумали.

Хоть весь день за ней гоняйся

Не поймаешь (тень)

Игра «Поймай свою тень»

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Ход игры:

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Солнце ярко в небе светит,

На прогулку вышли дети. (Дети гуляют по участку)

Туча солнце вскоре скрыла,

Стало грустно и уныло. (Дети остановились и насторожились)

Дождь по крыше застучал,

Детей под зонтики загнал. (Дети бегут под зонтик)

 Опыт «Свойства солнечных лучей»

Цель: опытным путем показать свойства солнечных лучей.

Ход опыта: Намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать.

 Пальчиковая гимнастика «Дай нам, солнышко, тепла»

Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Мы ладошки протянули.

И на солнышко взглянули. (дети протягивают ладошки вперёд и ритмично поворачивают их вверх – вниз)

Дай нам, солнышко, тепла,

Чтобы силушка была. (делают движение пальцами, словно маня к себе)

Наши пальчики – малютки

Не хотят ждать ни минутки, (ритмично сгибают и разгибают пальцы)

Тук – тук, молоточками, (наклоняются и поочерёдно ритмично стучат кулачками по коленям)

Хлоп – хлоп, лапоточками, (ритмично хлопают по коленям)

Прыг – прыг, словно зайки,

Скачут на лужайке. (стучат полусогнутыми пальцами по коленям)

Пальчиковая гимнастика  «Будем лучики считать»

Вот мои пальчики,

Как у солнца лучики.

(сгибаем  и разгибаем пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем лучики считать.

(сгибаем поочередно пальцы на 2 руках одновременно)

Утро ясное придет,

Солнце красное взойдет.

(поднимаем ручки над головой)

Просыпайся детвора,

Светит солнышко, ура!

(хлопаем в ладоши)

 Гимнастика для глаз

«Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку.

(дети вытягивают вперед ладошку)

Солнечный мой заинька, маленький, как крошка.

(ставят на ладонь указательный палец другой руки)

Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять на плече давай скакать.

(прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба, другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой, голова все время находится  в фиксированном положении)

Вот закрыли мы глаза, а солнышко играет:

Щечки теплыми лучами нежно согревает.

(закрывают глаза ладонями)

«Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(моргают глазами)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(отводят взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(отводят взгляд вправо)

 Солнечные физминутки

Динамическая пауза «Вот как солнышко встает»

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

(поднять руки вверх, потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(присесть на корточки,  руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется.

(хлопать в ладоши,  улыбаться)

Динамическая пауза «Солнце вышло из-за тучки»

Солнце вышло из-за тучки,
       Мы протянем к солнцу ручки.
       (
потягивания, руки вверх)

Руки в стороны потом
       Мы пошире разведем.
       (
потягивания, руки в стороны)

Мы закончили разминку.
       Отдохнули ножки, спинки.

Физкультминутка -  игра «Солнышко»

Ночь в окошко заглянула,

Наше солнышко уснуло

(наклоняют голову, подкладывают под щёку ладошки)

Солнце просыпается-

Деткам улыбается.

(поднимают вверх руки и улыбаются друг другу )

Динамическая пауза «Солнце, солнце высоко»

 Солнце, солнце высоко,

(становятся на цыпочки, руки вверх)

Нам от солнышка тепло. 

(легкие поглаживания по лицу)

Тает снег от лучей,  

( приседают)

Звонко побежал ручей.

 (бегут по кругу)

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните

(идут по кругу, высоко поднимая колени)


       
Весеннее развлечение для детей младшей группы «Ласковое солнышко»

Программные задачи:

1. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.

2. Вызывать активность детей при подпевании и пении.

3. Закреплять умение выполнять движения в парах (хлопать, притопывать ногой, приседать, совершать повороты), двигаться под музыку с предметами.

4. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии.

Оборудование:

Ширма, мишка, обручи, ведерки, рыбки-игрушки, солнышко,  зонтик,  подарки от солнышка.

Раздаточный материал: ложки, погремушки, бубны, колокольчики.

Ход развлечения:

Звучит веселая песенка, дети проходят в зал.

Вед: Девочки и мальчики

Посмотрите сколько солнца

Озорные зайчики скачут по оконцам.

Зажурчал ручей в овражке,

И запели снова пташки,

Греет солнышко с утра

Значит к нам пришла… .

Дети: Весна!

1 реб: Солнышко смеется,

Солнышко сверкает.

С праздником весенним,

Всех нас поздравляет.

2 реб: И зовет тепло лучей,

На прогулку всех детей.

Мы на празднике своем

Песню солнышку споем.

 Дети исполняют песню «Солнышко, солнышко, ярче нам свети»

 Дети под музыку садятся на стульчики.

Вед: Ребята, а давайте пригласим к нам в гости весеннее солнышко. Дружно его позовем и вместе скажем.

Дети: Солнышко приходи, на ребяток погляди

Голос солнышка:

 Я вас слышу, я вас вижу

Только хочется мне спать!

Не могу идти играть.

Вед: Солнышко наше не может проснуться, придется нам идти в весенний лес и разбудить его!

Идут под музыку по залу, за елочкой спит медведь.

Наш мишутка-лежебока

Спал он долго и глубоко.

Храпом всех зверей пугал

Уж приход весны проспал!

Вед: Надо мишку разбудить,

И его расшевелить. (шевелит его)

Ничего не получается.

Мишка наш не просыпается

Помогите мне ребятки!

Давайте скажем все вместе:

Ну - ка, мишенька, вставай,

Наших деток догоняй! (игра с мишкой)

 Вед: Мишка с нами поиграл,

Но ребяток не догнал!

Отдохни, мишка, полежи, а наши ребята исполнят танец «Мишка с куклой»

А теперь нам подскажи-ка

Как нам солнце разбудить?

Медведь: С вами я играл, старался

Очень уж проголодался!

Рыбки вы мне наловите

А потом уже просите.

Ириска: Сейчас, сейчас, дети наловят много рыбки. Вот она в озерах плавает.

Игра-эстафета «Поймай рыбку и положи в ведерко».

(обручи, в них положены рыбки, дети под музыку складывают их в ведро) .

Вед: Вот какие ребята, молодцы! Сколько рыбы наловили, бери, Мишка, угощайся.

Мишка: Спасибо!

Чтобы солнце разбудить

Надо всех развеселить,

Громко музыка играй

Всех в оркестр приглашай!

Вед: Будем дружно все играть,

Солнце в гости приглашать.

Песня – игра «Оркестр»

 Приготовить ложки, погремушки, бубны, колокольчики.

Вед: Как хорошо ребята играли!

Посмотрите, даже солнышко проснулось.

Над ширмой появляется солнышко.

Солнышко: Ах, ребятки! Это вы меня разбудили? – Да!

Вы меня в гости приглашаете? – Да!

А что же вы хотите?

Вед: Мы хотим погреться под твоими лучиками и потанцевать на весенней лужайке!

Солнышко:

 Буду по небу гулять,

Буду землю согревать,

Всех друзей я приглашаю

На полянке танцевать!

К вам, ребята, выхожу

В хороводе покружу!

Солнышко: (выходит к детям)

Я солнышко ясное, свет и тепло!

Дарю всем улыбки, веселье, добро.

В круг скорее становитесь,

Да со мною покружитесь!

Хоровод «Ласковое солнышко»

Игра «Солнышко и дождик»

Солнышко:

 Все ребятки хороши,

Поплясали от души.

Я на облачко пойду

Завтра снова к вам приду!

Вед: Ребята, посмотрите сюда, солнышко оставило нам свои подарки. Это его солнечные лучики подарили нам подарки.


                                         

                                         

                                                   

                         

                                   

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Солнышко лучистое - согревает нас, солнышко лучистое, ты свети для нас!» (2младшая группа)

Формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего);познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально-эстетической...

Краткосрочный проект в младшей группе « Солнышко лучистое согревает нас»

Цель проекта:Развитие познавательного интереса к неживой природе.Задачи проекта:Формировать познавательную активность детей через наблюдения, исследования, использование различных источников информаци...

Презентация к проекту "Солнышко лучистое согревает нас"

Презентация к проекту отражает ход проектной деятельности, все виды совместной деятельности детей и воспитателя....

Солнышко лучистое согревает нас

Познакомить детей с явлением неживой природы – солнцем и его влиянием на жизнь на земле....

Проект во 2-ой младшей группе «Солнышко лучистое»

Проект во 2-ой младшей группе«Солнышко лучистое»...

проект "Солнышко лучистое согревает нас"

В возрасте 3 лет дети мало знают о природных явлениях, в том числе и о природном объекте – солнце. С приходом весны солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Но не ...

Краткосрочный проект средней группы «Солнышко лучистое» (эксперимент по развитию познавательных способностей)

laquo;Солнышко лучистое»(эксперимент по развитию познавательных способностей)Цель:Продолжать знакомить детей с устройством Солнечной системы. Дать представление о Солнце, как о звезде...