Познавательно - исследовательская деятельность детей на музыкальных занятиях.
презентация на тему
Слайд № 1 «Мир звуков»
Познавательно - исследовательская деятельность детей на музыкальных занятиях.
Слайд № 2
«Дошкольный возраст уникален,
именно поэтому важно не упустить
этот период для раскрытия творческого
потенциала каждого ребенка».
С. Гин
Слайд № 3
«Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности».
А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор МПГУ.
Слайд № 4
На сегодняшний всем известно, что современных детей надо воспитывать и развивать по-новому. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач. Наши дети должны быть к этому готовы. В связи с этим в нашем ДОУ педагоги используют различные методики проблемного обучения, такие как познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Слайд № 1 – 4
Ребенок – дошкольник по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельный поиск новых сведений о мире рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?» или «А как звучит музыка?» и т. п. Ответить на такие вопросы достаточно сложно, а вот создать ситуацию, в которой ребёнок с помощью проведения опыта и, анализируя свои действия, сделает вывод и ответит на собственные вопросы, можно. Задача взрослых постоянно поддерживать и развивать интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.
Слайд № 5
Значение познавательно – исследовательской деятельности на музыкальных занятиях для интеллектуального развития детей очень велико. Познавательно - исследовательская деятельность на музыкальном занятии концентрирует внимание, активизирует память, является показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности. Это реальный шаг к развитию воображения и творческой активности детей на музыкальных занятиях. Задача взрослых постоянно поддерживать и развивать интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.
Слайд № 6
Исследованиям может быть посвящено целое музыкальное занятие. Но чаще всего исследования я включаю только в какую – либо часть занятия. Например, игра на ДМИ.
Слайд № 7 – 9
В младшей группе я знакомлю детей с музыкальным инструментом «БУБЕН» и приемами игры на нем. Я обращаю внимание детей на бубен, лежащий на столе. Говорю им, что это музыкальный инструмент бубен, у него есть свой голос, но сейчас он лежит на столе и молчит. Как только я его возьму в руки, он начинает радоваться и весело звенеть, вот так (показ). Дети, у бубна есть много друзей, они тоже хотят веселиться (дети берут в руки бубны, рассматривают их, пробуют тоже позвенеть). Я сыграю веселую музыку, и бубны повеселятся вместе с нами (исполняем первую часть произведения «Бубны» муз. Фрида).
Дети, сейчас я его ударю кулачком, послушайте, как он сердится. Попробуйте тоже его ударить кулачком (дети пробуют, слушают, исполняется вторая часть «Бубны» муз. Фрида).
Слайд № 10
В средней группе мы знакомим детей с музыкальным инструментом «Треугольник». Я показываю детям треугольник, говорю, что у него есть голос, он живет внутри трубочек и, чтобы его оттуда достать, нужно легко ударить по нему металлической палочкой (дети пробуют извлечь звук, прислушиваются к голосу трубочки). Затем можно спросить, на что похож голос трубочки, что можно изобразить с помощью трубочки (капель, моросящий осенний дождь, сильный летний ливень и т.д.).
Слайд № 11 – 24
В старших группах очень интересно проходит процесс исследовательской деятельности на музыкальном занятии во время исследования звуков. Цель этих исследований – развитие слухового восприятия и концентрация внимания, способность ребёнка определять источник звука. Дети учатся не только воспринимать и различать музыку, но и воспроизводить её на музыкальных и шумовых инструментах. Например, шелест листьев и шаги по снегу можно воспроизвести шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику, звук дождя – постукиванием деревянной палочкой по бумажной коробке и т.д.
На первом этапе с детьми изучаем, «Что такое звук?» и «Где живут звуки?». На втором этапе закрепляем, чем отличаются шумовые и музыкальные звуки. И на третьем этапе, когда дети уже знакомы с разными шумовыми и детскими музыкальными инструментами, мы можем организовать с детьми целый оркестр. Пример: оркестровка песни «Падают листья» муз. М. Красева. На первом занятии мы с детьми слушаем эту песню, вспоминаем приметы осени, о которых поется в песне, рассматриваем иллюстрации. На втором занятии, начинаем исследовать инструменты и выбирать, на каких можно изобразить - как дует ветерок в лесу (маракасы, баночки), гнутся ветки и падают листья (скрип стволов и веток старых деревьев изображаем с помощью деревянных инструментов), птиц пугают холода, улетают кто куда (шум птичьих крыльев исполняем на бумаге и султанчиках), осенний дождь изображаем с помощью трубочек, металлофонов, треугольника, а осенний холод и засыпание природы изображаем на «болтушках». На третьем занятии пытаемся исполнить всю песню с инструментами.
Слайд № 25. (Музыкально – ритмические движения)
Следующий вид музыкальной деятельности, где мы используем исследовательскую деятельностьть – это музыкально – ритмические движения: упражнения, игры, танцы, пантомима, инсценирование песен.
Наше тело – это своего рода музыкальный инструмент. Оно может издавать разные звуки, мы называем их «звучащие жесты» (хлопки, шлепки, притопы, щелканье, шуршание и т.д.), оно может изображать повадки и характерные движения животных и птиц, с помощью жестов и движений можно о многом «рассказать» и многое показать (качание веток деревьев на ветру, как вырастает и распускается подснежник и т.д.).
Слайд № 26
Начнем с простого: игра «Здравствуйте» (под музыку дети двигаются врассыпную, на окончание музыки – находят себе пару и здороваются друг с другом с помощью заданного движения или жеста, предварительно согласованного с детьми, далее, кто-либо из детей кричит свое задание – приветствие и игра повторяется). Казалось бы, чего проще… но, как правило, дети ограничиваются лишь пожатием руки друг другу.
Слайд № 27
Я предлагаю им поздороваться носами, объясняю, что так приветствуют друг друга жители одного африканского племени. Дети исполняют приветствие по моему предложенному сценарию.
Слайд № 28
Далее я предлагаю детям самим придумать, как можно еще здороваться с помощью разных движений и разных частей тела. Происходит своего рода «мозговой штурм», дети наперебой начинают придумывать приветствия с помощью разных частей тела: локоточками, спинками, ушками, пальчиками и т. д.
Слайд № 29.
Мастер – класс для педагогов «Ритмическая игра»:
Давайте и мы с вами попробуем воспроизвести звуки нашего тела. Я сыграю вам польку «Добрый жук» муз. А. Спадавеккиа.
Вы, внимательно слушая музыку, будете на каждую музыкальную фразу поочередно выполнять ритмические движения – звучащие жесты:
а) 2 хлопка; б)2 шлепка по коленям; в)2 притопа; г) 2 щелчка пальчиками над головой.
Можно использовать данное ритмическое упражнение для работы с детьми в качестве физминутки.
Слайд № 30
Каждый ребенок находится в исследовательском поиске практически постоянно. Интерес к исследованию, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Исследования в любом направлении предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Дети, вовлеченные в исследовательскую деятельность, учатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.
Слайд № 31 Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozn-issl_deyat_na_muz_zan.pptx | 2.13 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Благодаря познавательному интересу и сами знания, и их процесс приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности» А.И. Савенков
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности» С.П. Рубинштейн.
Познавательно – исследовательская деятельность на музыкальных занятиях.
Каковы же загадочные свойства звука? Все на свете дети знают, Звуки разные бывают. Журавлей прощальный клекот, Самолёта громкий ропот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колёс и шум станка, Тихий шелест ветерка. Звуки эти шумовые. Только есть ещё другие: Не шуршания, не стука- Музыкальные есть звуки.
Как звучит бумага?
Как звучит вода?
Как звучит металл?
Как звучит дерево?
Музыкально – ритмические движения
“ Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” В.А . Сухомлинский
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Тема: Строение растений.Цель: используя личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, здоровьесберегающие методы и оздоровительные моменты сформулировать у детей представление о строении ра...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме "Лёд"
Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «...
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ. «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»
Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной группе ДОУ. «ЧТО ТАКОЕ ШОКОЛАД? УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ КАЖДЫЙ РАД»Цель занятия:...
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)
Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать - и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...
Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельность детей во 2 младшей группе на тему: «Эх, вода, вода, вода будем чистыми всегда».
Задачи::• закреплять у детей культурно-гигиенические навыки;• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;• способствовать накоплению у детей конкретных пре...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность детей на музыкальных занятиях"
В старших группах детского сада очень интересно проходит процесс исследовательской деятельности на музыкальном занятии во время исследования звуков. Цель этих иссл...