Познавательно-исследовательский проект
статья (подготовительная группа) на тему
Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия. На сегодняшний день, наше Государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставленные задачи, принимать решения в отношениях с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_issledovatelskaya_deyat.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева Ольга Анатольевна
Воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 87»
г. Стерлитамак
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия. На сегодняшний день, наше Государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставленные задачи, принимать решения в отношениях с окружающим миром.
ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются: организация решения познавательных задач; применение экспериментирования в работе с детьми; использование проектирования.
На базе МАОУ «СОШ №20» прошел городской конкурс проектных работ «Юный исследователь» для детей дошкольного возраста 5-7 лет. Воспитанники ДОУ приняли активное участие по разным направлениям исследовательской работы. Были представлены исследовательские проекты: «Волшебница-соль», «Воздух-невидимка», «Выращивание кристаллов», «Свойства воды».
Один из исследовательских проектов «Волшебница-соль» представлена ниже:
Актуальность: сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в раннем дошкольном возрасте говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.
Цель: изучение особенностей соли, ее свойства, качества и применение в творчестве.
Задачи: узнать о значении соли в жизни человека; провести опыты с солью; проанализировать полученные результаты.
Сроки реализации проекта: краткосрочный
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Направление: естественно-научное
Участники: воспитатели; дети подготовительной группы; родители.
Гипотеза: каждый день мы употребляем в пищу соль, имеем представление о ее пользе и вреде, но не знаем о ее «волшебных» свойствах, и о том где и как ее можно использовать в творческой деятельности.
Анализ ситуации: после чтения детям сказки «Золото и соль» у ребят возник вопрос: «Откуда берется соль?» Дети стали рассуждать, что соль мы употребляем в пищу каждый день, и она бывает разная: крупная, мелкая, морская, цветная, каменная, поваренная. Кто- то из ребят сказал, что соль добывают на суше и воде. Детей это очень заинтересовало и мы решили исследовать соль, узнать о ней все.
Предварительная работа: поисковая работа по подбору материала по теме, просмотр видео по добыче соли, чтение пословиц, поговорок о соли, беседы о пользе и вреде.
Ожидаемый результат: появление интереса к исследованию природы; формирование знаний, навыков экспериментирования; повышения уровня усвоения программного материала; развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, видеть причинно- следственные связи.
Этапы исследовательской работы методом проекта
Таблица №1
Задачи | Формы, методы и приёмы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Погружение в проект | Беседы: - Что такое соль? (интересные факты из истории про соль) - «Полезные советы» - Экскурсия в метод. кабинет (просмотр слайдов «Добыча соли») | - Совместно с родителями и детьми подбирает литературу - Содействует созданию проблемной ситуации - Формулирует проблемные вопросы | - Вхождение в проблему - Принятие задач - Учатся самостоятельно задавать вопросы - Выдвижение гипотезы - Формулировка темы - Планирование своей работы |
Организация деятельности и планирование | Организация предметно-развивающей среды: Создание творческой мастерской | - Организует деятельность - Предлагает спланировать деятельность для решения задач Рекомендует способы презентации проекта | - Распределяют амплуа - Выбирают способ презентации |
Реализация проекта | - Сбор материала совместно с родителями творческой группы Опытно-экспериментальная деятельность | Ненавязчивый контроль за работой детей Практическая помощь при необходимости | - Формирование специфических ЗУН - Подготовка к презентации |
Презентация творческого проекта «Волшебница- соль» | - Рисование «цветной солью», Декорирование солью «Радуга», «Лепим из соленого теста» - Опыты | - Принимает отчеты, обобщает и резюмирует полученные результаты - Подводит итоги. | - Демонстрируют: -понимание проблемы, цели, задач, умение работать коллективно на общий результат, находить способ решения проблемы. |
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. 3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.
Список литературы
- Дыбина О. В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2015 г.
- Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2014.
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.
Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...
Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»
Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей, и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую я стараююсь использовать...
Познавательно - исследовательский, творческий проект "Первоцветы Кубани - первые весточки весны!"
Закреплять и сстематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих унас в станице....
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»
Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект «Зимушка-зима» в 1 младшей группе
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект«Зимушка-зима»в 1 младшей группе...
Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...
Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...