Познавательно-исследовательский проект
статья (подготовительная группа) на тему

Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия. На сегодняшний день, наше Государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставленные задачи, принимать решения в отношениях с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_issledovatelskaya_deyat.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Афанасьева Ольга Анатольевна                                                                  

        Воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 87»

г. Стерлитамак

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ

Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия. На сегодняшний день, наше Государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставленные задачи, принимать решения в отношениях с окружающим миром.

ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются: организация решения познавательных задач; применение экспериментирования в работе с детьми; использование проектирования.

На базе МАОУ «СОШ №20» прошел  городской конкурс проектных работ  «Юный исследователь» для детей дошкольного возраста 5-7 лет. Воспитанники ДОУ приняли активное участие по разным направлениям исследовательской работы. Были представлены исследовательские проекты: «Волшебница-соль», «Воздух-невидимка», «Выращивание кристаллов», «Свойства воды».

Один из исследовательских проектов «Волшебница-соль» представлена ниже:

Актуальность: сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в раннем дошкольном возрасте говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один  в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Цель: изучение особенностей соли, ее свойства, качества и применение в творчестве.

Задачи:  узнать о значении соли в жизни человека; провести опыты с солью; проанализировать полученные результаты.

Сроки реализации проекта: краткосрочный

Вид проекта:  познавательно-исследовательский

Направление: естественно-научное

Участники: воспитатели; дети подготовительной группы; родители.

 Гипотеза: каждый день мы употребляем в пищу соль, имеем представление о ее пользе и вреде, но не знаем о ее «волшебных» свойствах, и о том где и как ее можно использовать в творческой деятельности.

Анализ ситуации: после чтения детям сказки «Золото и соль» у ребят возник вопрос: «Откуда берется соль?» Дети стали рассуждать, что соль мы употребляем в пищу каждый день, и она бывает разная: крупная, мелкая, морская, цветная, каменная, поваренная. Кто- то из ребят сказал, что соль добывают на суше и воде. Детей это очень заинтересовало и мы решили исследовать соль, узнать о ней все.

Предварительная работа: поисковая работа по подбору  материала по теме, просмотр видео по добыче соли, чтение пословиц, поговорок о соли, беседы о пользе и вреде.

Ожидаемый результат: появление интереса к исследованию природы; формирование знаний, навыков экспериментирования; повышения уровня усвоения программного материала; развитие наблюдательности, внимания,  умения сравнивать, видеть причинно- следственные связи.

 Этапы исследовательской работы методом проекта

Таблица №1

Задачи

Формы, методы и приёмы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Погружение в проект

Беседы:

- Что такое соль? (интересные факты из истории про соль)

- «Полезные советы»

- Экскурсия в метод. кабинет (просмотр слайдов «Добыча соли»)

- Совместно с родителями и детьми подбирает литературу

- Содействует созданию проблемной ситуации

- Формулирует проблемные вопросы

- Вхождение в проблему

- Принятие задач

- Учатся самостоятельно задавать вопросы

- Выдвижение гипотезы

- Формулировка темы

- Планирование своей работы

Организация деятельности и планирование

Организация предметно-развивающей среды:

Создание творческой мастерской

- Организует деятельность

- Предлагает спланировать деятельность для решения задач

Рекомендует способы презентации проекта

- Распределяют амплуа

- Выбирают способ презентации

Реализация проекта

- Сбор материала совместно с родителями творческой группы

Опытно-экспериментальная деятельность

Ненавязчивый контроль за работой детей

Практическая помощь при необходимости

- Формирование специфических ЗУН

- Подготовка к презентации

Презентация творческого проекта «Волшебница- соль»

- Рисование «цветной солью»,

Декорирование солью «Радуга»,

 «Лепим из соленого теста»

- Опыты

- Принимает отчеты, обобщает и резюмирует полученные результаты

- Подводит итоги.

- Демонстрируют:

-понимание проблемы, цели, задач,

умение работать коллективно на общий результат, находить способ решения проблемы.

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на  окружающие его предметы, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. 3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.

Список литературы

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2015 г.
  2. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2014.
  3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»

Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей,  и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую  я стараююсь использовать...

Познавательно - исследовательский, творческий проект "Первоцветы Кубани - первые весточки весны!"

Закреплять и сстематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих унас в станице....

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»

Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект «Зимушка-зима» в 1 младшей группе

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект«Зимушка-зима»в 1 младшей группе...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...