Проект «Фольклор и дети»
проект (старшая группа) на тему
Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре – основе самосохранения народа. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка. У детей освоение окружающего мира невозможно без игр, песен, присловий. Поэтому на занятиях мы обращаемся к фольклору в его различных формах, стараемся привить любовь к народному творчеству методом «погружения» в народную культуру. На занятиях дети поют народные песни, водят хороводы; через народные игры, танцы идут к пониманию народной жизни. Русскую народную музыку и сказки используем так же на праздниках и развлечениях. В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры, свой репертуар.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Фольклор и дети» | 50.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Токмина Елена Аркадьевна, музыкальный руководитель
Тема:
Фольклор и дети
Вид проекта:
Краткосрочный
Тип проекта:
Творческий.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Возраст детей:
6-7 лет.
Срок реализации:
1 июня – 1 июля 2017 года
Актуальность темы
Перемены, которые происходят в воспитании детей, радуют и обнадеживают. Введение новых предметов, пересмотр прежних программ — требование времени. И как нужно все продумать, предусмотреть — ведь зерна «разумного и вечного» взойдут через годы! Избежать ошибок можно лишь анализируя уроки прошлого и внимательно вглядываясь в день сегодняшний. Что-то было упущено педагогикой 10 лет назад, если сейчас так остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания.
Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений, в которых мужчина — «орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее — «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой? Серьезную помощь здесь может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, станет духовным наследником его традиций. А значит, вырастет настоящим человеком.
Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре – основе самосохранения народа. Поэтому в нашем ДОУ разработана и внедряется парциальная «Программа дополнительного образования «Радуга творчества», разработанная на основе программы Ольги Анатольевны Соломенниковой «Радость творчества». Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством». Она способствует более углубленному изучению художественного народного творчества.
Приобщение к истокам русской народной культуры начинается с колыбельной песни, в которой воплощены народная мудрость, традиции, обычаи. Но большинство из нас весьма поверхностно знакомо с культурой своего народа. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Какие праздники отмечали? Какие пели песни? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка.
У детей освоение окружающего мира невозможно без игр, песен, присловий. Поэтому на занятиях мы обращаемся к фольклору в его различных формах, стараемся привить любовь к народному творчеству методом «погружения» в народную культуру. На занятиях дети поют народные песни, водят хороводы; через народные игры, танцы идут к пониманию народной жизни. Русскую народную музыку и сказки используем так же на праздниках и развлечениях. В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры, свой репертуар. Жизнь ребенка дошкольного возраста должна быть насыщена в первую очередь народным искусством. Механически внести в программу музыкальных занятий игры и песни, обряды и народные промыслы — значит не сделать почти ничего, если не внести в занятие сам дух фольклора.
Цель: Обогащение знаний детей и родителей народными песнями разных жанров. Привитие интереса, чувство уважения и любви к народной песне.
Задачи:
1.Познакомить детей с детскими народными песнями разных жанров (колыбельные, плясовые, хороводные, лирические, игровые, частушки).
2.Формировать исполнительские навыки.
3.Развивать музыкальные способности, учить играть на шумовых инструментах.
4.Развивать коммуникативные навыки детей в общении со сверстниками и
взрослыми, обогащать словарный запас и духовный мир детей.
5.Вызвать эмоциональное сопереживание в исполнении песен, игр, возрождать интерес к русским народным играм с пением.
6.Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русской народной музыкальной культуре.
Совместная деятельность детей и родителей:
• Разучивание стихов дома с детьми.
• Чтение русских народных сказок.
• Слушание народных мелодий в звукозаписи.
• Подготовка нарядов к инсценировке.
Содержание проекта:
• Знакомство с жанрами устного народного творчества. (песни, частушки, попевки, заклички, поговорки, приговорки, дразнилки, прибаутки, игры).
• Знакомство с русскими народными играми.
• Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:
• Дети активные, любознательные, интересуются народной музыкой.
• Умеют эмоционально откликаться на народные песни, задают вопросы взрослому.
• Проявляют больше самостоятельности в различных видах детской
деятельности, в случаях затруднения обращаются к педагогу.
• Обогащенный музыкальный опыт детей.
• Задатки культурного слушания народных песен.
• Умение петь песни, попевки, заклички, играть в народные игры, выполнять плясовые движения.
• Умение играть на детских музыкальных инструментах.
• Желание выступать перед родителями и сотрудниками детского сада.
Продукт проектной деятельности:
- Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки» с сайта shebzavod.ucoz.ru Составитель: Копылова М.А.
Ресурсное обеспечение проекта
Информационное:
- Программа Ольги Анатольевны Соломенниковой «Радость творчества». Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством». - Мозаика-Синтез, 2008.
- «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях»
Л.И. Мельникова, А.Н. Зимина. – М.:Гном-Пресс, 2000.
- Библиографическое описание: Никулина Л. А., Мирошникова Т. А. Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1051-1052.
- Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Мет. Пос. для педагогов дошк. обр. уч. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова - СПб, 2008.
- Картотека народных хороводных игр.
- Загадки на экране о народных инструментах;
Материально-техническое:
Реализация проекта требует оформления в музыкальном зале в народном стиле, костюмы для детей, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников, педагогов, проектор, для исполнения песен необходим музыкальный центр и фортепиано.
Системная паутинка проекта
Структура проекта
Номер цикла Образовательные области | Тема цикла | Сроки реализации | Содержание цикла |
1.Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие | «Герои русских народных сказок» | Июнь, 1 неделя (С 5.06-11.06) | Изучение запросов и возможностей родителей воспитанников (опросы, беседы); Чтение с детьми русских народных сказок. |
2.Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие | «Знакомство с потешками и прибаутками» | Июнь, 2 неделя (С 12.02-18.01) | -Разучивание с детьми частушек, потешек, прибауток, стихотворений. |
3.Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие | «Русские народные песни» | Июнь, 3 неделя (С 19.02-25.02) | -Слушание русских народных песен в совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых; - разучивание с детьми песен и попевок. |
3.Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие | «Русские народные игры» | Июнь, 4 неделя (С 26.02-30.06) | -проведение народных подвижных, хороводных игр в непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной. |
Этапы работы над проектом
Этапы, задачи | Деятельность педагогов | Деятельность семьи |
1 этап Организационный (подготовительный): | - определение цели и задачи проекта, составление плана реализации проекта; - подбор нотного и литературного материала (песен, загадок, стихотворений, пословиц, поговорок) для заучивания; - работа с методическим материалом, литературой по теме проекта; - сбор фотоматериала по проекту. | Вхождение в проблему (осознание и личностное ее восприятие) Принятие задач проекта Осмысление традиций, ценностей семьи, знакомство с традициями русского народа. Дополнение задач проекта. |
2 этап. Практический (реализация проекта). Погружение в тему проекта. | - Проведение цикла непосредственно образовательной «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» (О русском быте и гостеприимстве). - Знакомство с убранством горницы, предметами русского быта; - Беседа об истории появления народных песен. - Разучивание с детьми и родителями песен и попевок; -Проведение народных подвижных, хороводных игр, - Заучивание стихов о народных инструментах, пословиц о русской песне. | Поиск информации о русском быте. Планирование совместной деятельности. Распределение ролей в выполнении проекта. Осознание родителями важности сохранения народных традиций. |
3 этап. Заключительный (результат проекта). Проведение праздника «Русские посиделки» Обогащение детско-родительских отношений в творческой деятельности над проектом. | Поощряют осуществление проекта. Дают необходимые рекомендации. Организация совместной деятельности с детьми (народные игры, разучивание народных песен), бесед на заданную тему: «Русская песня – душа народа!», «Частушка-хохотушка», «Русский быт» и др. для углубления представлений детей о русских народных семейных традициях. | Совместное выполнение продукта проекта (согласование действий, обмен мнениями, внесение дополнений, собственная художественно-продуктивная деятельность). Придумывание частушек, оформление костюмов к празднику. |
В результате проведенной нами работы можно сделать вывод об эффективности использования педагогической технологии «Метод проектов» при формировании у детей дошкольного возраста интереса к истокам русской культуры.
Только через практическое освоение фольклорного материала в его целостности через общение с народными мастерами, посещение выставок, музеев, просмотр кинофильмов, проведение фольклорных праздников постепенно раскрывается уникальное единство красоты и пользы, характерное для мироощущения и быта многих народов. При этом принципиально важно, чтобы освоение фольклорного материала происходило как в жизни, то есть естественно, без нажима, на добровольных началах. У детей складывается понятие о народной песне как об азбуке нравственности: все народные песни — это размышления о главных для человека вопросах — как прожить жизнь счастливо, о чем мечтать, что беречь.
Познакомившись с основными правилами, ребята, пофантазировав, сочиняют свой хоровод и придумывают новые элементы пляски. Постижение содержания народных песен, игр, проникновение в их характерный склад, способствуют развитию у детей понимания прекрасного, истинного, любознательности, приобретение знаний о жизни и быте народа, обогащение песенного и художественного репертуара произведениями народного творчества, стремление изучить традиции родной страны. Подбор репертуара способствовал развитию навыков выразительного пения, выразительной речи, мимики, движений. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе.
Фольклор — доступная всем без исключения форма выражения себя, своего мироощущения. Особая привлекательность традиционного фольклора для современного человека заключена в возникновении специфических психических состояний при исполнении народных песен, танцев. Эти состояния характеризуются чувством подъема, праздничности, единения с коллективом, внутренней раскрытости навстречу друг другу участников фольклорного действия. Наконец занятия фольклором — это содержательный, наполненный досуг, причем досуг коллективный, несущий ценный воспитательный заряд, нормы и ценности совместного действия и совместной жизни. В конечном итоге, для всех нас важно осознать не только то, каковы истоки тех или иных традиций, но и то, что питает в течение долгих лет мировую жизнь людей разных национальностей; как, сохраняя свою самобытность, наши предки умели уважать обычаи других народов и стремились сохранить согласие между собой.
СЦЕНАРИЙ
фольклорного праздника «Русские посиделки»
Сцена ярко украшена. Посреди сцены стол, накрытый яркой скатертью, на столе самовар, расписная посуда.
Ведущий: Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна славные люди живут
Они прославляют просторы родные
Раздольные песни поют.
русская народная песня «В хороводе были мы» все гр.
Ведущий: Дорогие, гости! В старину люди по вечерам собирались на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Вот и мы сегодня пригласили вас на наши веселые посиделки. Милости просим, гости дорогие! Удобно ли вам, гости дорогие? Всем видно? И всем ли слышно? Всем ли места хватило? В тесноте — не в обиде.
Ведущий: Мы сегодня отправимся в удивительный мир русской народной культуры. А о каком русском чуде мы вам расскажем, должны узнать сами.
В избе – изба, на избе – труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ, а тушить не идет. (печь)
Ведущий: Да, русская печка – это чудо! Без неё нет жизни в избе. Это тепло и счастье, это песни и разговоры по вечерам, это встреча гостей. А какие угощения она нам дарит!
(Две сестры сидят на лавке и разговаривают друг с другом)
Хозяйка: Алёнка, Машка, хватит языком чесать, быстро беритесь за работу. Не ровен час, гости придут, а у вас рушник ещё не готов.
Девочки садятся вышивать. Зазвенел колокольчик, заплакал младенец в люльке
Хозяйка: Ванюшу разбудили.
(Хозяйка подходит к люльке, берёт ребёнка на руки, поёт колыбельную.)
Ай люли, люли, люли,
Прилетели гуленьки,
Стали гульки ворковать,
Мово Ваню забавлять.
Aаа-ааа-ааа... (Хозяйка положила младенца в люльку. Стук в дверь.)
Хозяйка: Заходите, гости дорогие! (Заходят гости.)
Здравствуйте, люди добрые! Милости просим.
1-й гость:
Рады видеть вас у печки,
Без неё и дом пустой.
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней как весной.
2-й гость:
В старину так говорили:
«Печь нам мать родная всем,
На печи всё красно лето,
У печи и сплю, и ем».
(Гости низко кланяются печке.)
Ведущий: Хозяйка, что есть в печи – всё на стол мечи.
Хозяйка: Гости дорогие, чем богаты – тем и рады.
(Хозяйка вынимает из печи пироги и ставит на стол.)
Хозяйка:
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Вот они румяные на столе лежат,
С мясом и повидлом,
Запахом дразнят!
Ведущий: В старину не только пели и плясали, но и в игры русские играли.
Игра «Пирог»
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его, да ешь.
Во время пения, при словах «высокинький» - поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая
«пирог».
Из-за печи выходит Домовой
Домовой: Веселитесь, а про меня-то забыли? Я - Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах. И для всех гостей, званых да почетных, я приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд? Коробок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.
Ведущий: Итак, бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
- Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
- Щетина у чушки, чешуя у щучки.
- У осы не усы, не усищи, а усики.
Ведущий: Дорогой Домовой, видишь, как у ребят ловко получились твои скороговорки и усищи у осы их не напугали! Послушай, песню о том, как дети на луг ходили и что они там делали.
Хоровод «Мы на луг ходили» ср.гр
Ведущий: А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.
- Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
- Четыре братца под одной крышей живут (стол)
- Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
- Сама не ест, а всех кормит (ложка)
- Красное коромысло через реку повисло (Радуга).
- Ползун ползет, иголки несет (Ёж).
- Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу (Петух).
Две девочки читают частушки перед исполнением пляски.
-Эх, топни нога, топни правенькая.
Я плясать пойду, хоть и маленькая.
-Пойду плясать по соломушке,
Раздайся народ по сторонушке!
Частушки (девочки)
Ведущий: Домовой, отгадай и ты теперь загадку:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса
Кто это? ...(Лиса)!
Домовой: Ой-ой-ой! Я боюсь Лису, она всегда обманывает!
Ведущий: А наши ребята не боятся Лисы, вот посмотри!
Игра «Белые гуси» ср. гр
Домовой: А сейчас честной народ, всех зову я в хоровод!
Начинается игра – Золотые ворота!
Игра «Золотые ворота»
Домовой: Ну, здорово с вами, ребята!
Ребенок: Домовой, домовой,
Ты с седой бородой.
Что мы делала вчера,
Разгадать тебе пора!
Дети показывают пантомиму (движения из хоровода «На горе-то калина»): ломают веточки, вяжут в пучочки, бросают на дорожку. Домовой пытается отгадать, путается, говорит невпопад.
Ведущий: Ты, Домовой, не знаешь песню, оттого и путаешься.
Домовой: А вы меня научите, я с утра до вечера ее петь буду!
Хоровод «На горе-то калина»
Домовой: Теперь и я песни петь буду, спасибо вам ребята, позабавили меня! Пора мне дом сторожить, покой людской охранять. До свидания!
Домовой уходит
Ведущий: Ну вот мы и познакомились с русскими песнями, играми, хороводами. Понравились вам наши русские посиделки? Тогда до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора.
Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он ...
Проект «Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет»
Цель проекта: развитие речи воспитанников 1 младшей группы средствами малых форм фольклора. Задачи проекта:Формирование раннего...
Проект "Фольклор в развитии речи детей"
Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Возможность использования устного н...
Презентация проекта "Фольклор - детям" часть 1
Презентация проекта "Фольклор - детям" часть 1...
Презентация проекта "Фольклор - детям" часть 2
Презентация проекта "Фольклор - детям" часть 2...
Проект "Фольклор. Использование Фольклора в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"
quot;Нравственно - эстетическое воспитание дошкольников"Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества средствами музыкально - театрализованной деятельности и изоб...
Паспорт проекта «Фольклор и дети» 2020 год
Паспорт проекта...