Проект "Фольклор в развитии речи детей"
проект (младшая группа) на тему

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_seminar-folklor.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Солнышко» п.Чернянка Белгородской области

                                                   

                                                 Проект

                    «Фольклор в развитии речи детей»

                                                                           Воспитатель: Стрекозова Наталья Викторовна

               

                           

                                     

                           

                                                         2014 г.

 

                                        Проект

Тема проекта: «Фольклор в развитии речи детей»

Тип проекта: информационно – практический

Продолжительность проекта: краткосрочный

Срок реализации проекта:  11.03. – 28.03 2014г.

Участники проекта: Дети второй младшей группы (4г.), родители, воспитатели.

Воспитатель: Стрекозова Н.В

Актуальность:

         Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения  характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью.

           Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

          Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Цель проекта: развитие речи воспитанников 2 младшей группы средствами малых форм фольклора.

 Задачи проекта: Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Этапы и сроки реализации:
I этап – подготовительный. Изучение литературы по данной теме. Рассматривание иллюстраций по устному народному творчеству. Игра- драматизации, кукольный театр.

II этап – практический. Исполнение потешек во время режимных моментов. Игры по содержанию потешек. Исполнение потешек в играх. Рисование водички по потешке «Водичка, водичка…».
Непосредственно образовательная деятельность «Поможем зайчику»

Чтение потешек, сказок.

Разучивание пальчиковой  гимнастики  «Зайчики морковки взяли».

Разучивание подвижной игры «Зайка серенький сидит». Разучивание потешек.

III этап – заключительный .

Выставка детского творчества по устному народному творчеству.

Развлечение «В гостях у бабушки Арины».

Непосредственно образовательная деятельность «Поможем зайчику»


Программное содержание: закрепить знакомые потешки, сказки, упражнять в четком произношении звуков при чтении потешек; закрепить знания о пользе витаминов; развивать умение собирать картинку, развивать конструктивную деятельность; прививать любовь к устному народному творчеству, воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.

Предварительная работа:  разучивание потешек, чтение сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка», стихотворений.

                                                    Ход нод.

Дети входят в группу, приветствуют гостей.

Воспитатель. Ребята,  слышите, кто-то к нам стучит. Ой, посмотрите, да это зайчик, заходи, не стесняйся.

Заходит зайчик, здоровается.

Воспитатель. Мне кажется, что он очень огорчен, давайте послушаем его и все узнаем.

Зайчик (игрушка).

 Воспитатель:. Ребята, а зайчик говорит, что он потерялся и не знает где его дом, откуда он? Помнит, что жил в какой-то сказке, но в какой забыл. Он  очень замерз и ему так страшно, здесь вокруг, все такое незнакомое. Поможем зайчик?

Воспитатель. Не переживай, зайчик, мы тебе поможем. А может, ты вовсе не в сказке живешь, а в потешках, вот послушай.

- Зайка, зайка, серый хвост!

Где ты был?

- Косил овёс.

- Где овёс?

- Журавль склевал.

Где журавль?

- Медведь прогнал.

- Где медведь?

- Сидит в ловушке.

- Где ловушка?

- На горушке.

- Где горушка?

- Вечерком

Смыло в речку

Ручейком!

***

Бедный зайка всех боится

И медведя и лисицу.

Не умеет строить дом

И живет он под кустом.

Зайчик. Спасибо, хорошие потешки, но нет, я не в них живу. Это потешки  про других зайцев, моих братьев названных, а я живу в сказке.

Воспитатель. В сказке, так в сказке. Ребята, я предлагаю отправиться в сказочный лес, чтобы найти сказку, в которой живет зайчик. А на чем можно отправиться в путешествие?

Ребята, смотрите к нам летит воздушный шар. А вы не хотите на нем полететь?И я хочу полететь с вами на воздушном шаре. Беритесь все за веревочку, мы отправляемся.

Звучит музыка, воспитатель читает стихи:

На воздушном шаре мы летим,

На воздушном шаре мы летим, как птицы.

Вот лесочек виден там вдали,

Поскорей бы нам на землю опуститься.

Воспитатель. Вот мы с вами в сказочном лесу. Посмотрите, на дорожке что-то лежит.  Ребята, что это?  (лежит рукавичка. ). Кто же ее потерял? а может она тоже из сказки? А из какой сказки? Кто же живет в рукавичке? Давайте присядем на полянку и  посмотрим.

Воспитатель  достает персонажей, показывает детям, они называют.

Воспитатель. А сколько героев в этой сказке? А рукавичек? Что же случилось с жителями рукавички? А может наш зайчик в этой сказке живет? Не твоя ли это сказка, зайчик?

Зайчик. Нет, к сожалению, не моя.

Снова заяц плачет.

Воспитатель. Что с тобой, зайчик?

Зайчик. Я кушать хочу!

Воспитатель. А чем мы можем зайку накормить? (Морковью, капустой, )

Ребята, посмотрите на полянке лежат и капуста и морковка, но  кто-то перепутал все картинки, давайте зайчика покормим, соберем картинку. Дети собирают из разрезных картинок морковь, капусту)..

Воспитатель. Ребята, а морковка, и капуста, это овощи или фрукты? А чем они полезны? Правильно, ребята в них много витаминов. В морковке есть витамин, который помогает нашим глазкам. Так, что зайчик, ешь на здоровье.

Зайчик. Как вкусно! Спасибо вам ребята.

Давайте с зайчиком поиграем. (Гимнастика для глаз)

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.

Ай – да, заинька, умелый! Глазками моргает.

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

Смотрят вверх.

Глазами смотрят вверх – вниз, вправо – влево.

Моргают глазками.

Глазки закрывают.

Воспитатель. Зайка, ты, почему снова дрожишь, ты кого-то боишься?

Зайчик. Что-то мне снова стало холодно.

Воспитатель. Ребята, а давайте поиграем, и зайка наш согреется и развеселится.

Ра-ра-ра - начинается игра.

Зайчик серенький сидит (присаживаемся, руки складываем на груди, изображая лапки)

И ушами шевелит (прикладываем ладони к голове)

Вот так, вот так (двигаем в разные стороны).

Зайке холодно сидеть (потираем плечи),

Надо лапочки погреть (показываем ладошки):

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп (хлопаем).

Зайке холодно стоять (притопываем ногами),

Надо зайке поскакать! Прыг-скок, прыг-скок (скачем, как зайчики).

Ру-ру-ру – мы закончили игру.

Зайчик. Спасибо, ребята, я согрелся, теперь можно продолжать путешествие.

На пути стоит избушка.

Воспитатель. Я думаю, что это избушка непростая, а сказочная. А вы, как думаете? Из какой сказки она могла бы появиться? Ой, ребята, посмотрите там кто живет (Лиса – игрушка).

Зайчик. Я вспомнил, я вспомнил! Это моя сказка, я здесь живу. А как же я буду там жить, ведь там лиса.

Воспитатель. Не горюй, зайчик,  мы тебе поможем и прогоним лису, правда ребята. Давайте все скажем «уходи лиса из избушки».  Не боится лиса. Давайте громко прогоним ее..  

Воспитатель.  Видишь, лисичка испугалась и убежала. Вот видишь, зайчик, в твоей сказке какой хороший конец. Теперь, можешь смело жить в своей избушке.

Зайчик. Спасибо. Вы такие молодцы, и лису прогнали, и сказку нашли.

Воспитатель. А нам зайка пора возвращаться, нас ждут ребята. А ты можешь в любое время к нам в гости прийти. Не забывай нас. До свидания. Беритесь ребята за волшебную веревку нашего воздушного шара.

Звучит музыка, воспитатель читает стихи:

Наше путешествие кончается,

Нам пора обратно в детский сад.

С нашими зверями не прощаемся,

Каждый их увидеть будет рад.

Воспитатель. Вот мы и снова в нашей группе, вам понравилось путешествие? А где мы были? А что делали? А как вы думаете, хороший ли мы поступок с вами совершили? А что мы сделали? А в благодарность за ваши старания, зайчик передал вам  волшебные шарики.  Если вам сегодня понравилось, то  возьмите красный шарик, а если нет синий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...