Проект "Фольклор в развитии речи детей"
проект (младшая группа) на тему
Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_seminar-folklor.docx | 22.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Солнышко» п.Чернянка Белгородской области
Проект
«Фольклор в развитии речи детей»
Воспитатель: Стрекозова Наталья Викторовна
2014 г.
Проект
Тема проекта: «Фольклор в развитии речи детей»
Тип проекта: информационно – практический
Продолжительность проекта: краткосрочный
Срок реализации проекта: 11.03. – 28.03 2014г.
Участники проекта: Дети второй младшей группы (4г.), родители, воспитатели.
Воспитатель: Стрекозова Н.В
Актуальность:
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Цель проекта: развитие речи воспитанников 2 младшей группы средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта: Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Этапы и сроки реализации:
I этап – подготовительный. Изучение литературы по данной теме. Рассматривание иллюстраций по устному народному творчеству. Игра- драматизации, кукольный театр.
II этап – практический. Исполнение потешек во время режимных моментов. Игры по содержанию потешек. Исполнение потешек в играх. Рисование водички по потешке «Водичка, водичка…».
Непосредственно образовательная деятельность «Поможем зайчику»
Чтение потешек, сказок.
Разучивание пальчиковой гимнастики «Зайчики морковки взяли».
Разучивание подвижной игры «Зайка серенький сидит». Разучивание потешек.
III этап – заключительный .
Выставка детского творчества по устному народному творчеству.
Развлечение «В гостях у бабушки Арины».
Непосредственно образовательная деятельность «Поможем зайчику»
Программное содержание: закрепить знакомые потешки, сказки, упражнять в четком произношении звуков при чтении потешек; закрепить знания о пользе витаминов; развивать умение собирать картинку, развивать конструктивную деятельность; прививать любовь к устному народному творчеству, воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.
Предварительная работа: разучивание потешек, чтение сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка», стихотворений.
Ход нод.
Дети входят в группу, приветствуют гостей.
Воспитатель. Ребята, слышите, кто-то к нам стучит. Ой, посмотрите, да это зайчик, заходи, не стесняйся.
Заходит зайчик, здоровается.
Воспитатель. Мне кажется, что он очень огорчен, давайте послушаем его и все узнаем.
Зайчик (игрушка).
Воспитатель:. Ребята, а зайчик говорит, что он потерялся и не знает где его дом, откуда он? Помнит, что жил в какой-то сказке, но в какой забыл. Он очень замерз и ему так страшно, здесь вокруг, все такое незнакомое. Поможем зайчик?
Воспитатель. Не переживай, зайчик, мы тебе поможем. А может, ты вовсе не в сказке живешь, а в потешках, вот послушай.
- Зайка, зайка, серый хвост!
Где ты был?
- Косил овёс.
- Где овёс?
- Журавль склевал.
Где журавль?
- Медведь прогнал.
- Где медведь?
- Сидит в ловушке.
- Где ловушка?
- На горушке.
- Где горушка?
- Вечерком
Смыло в речку
Ручейком!
***
Бедный зайка всех боится
И медведя и лисицу.
Не умеет строить дом
И живет он под кустом.
Зайчик. Спасибо, хорошие потешки, но нет, я не в них живу. Это потешки про других зайцев, моих братьев названных, а я живу в сказке.
Воспитатель. В сказке, так в сказке. Ребята, я предлагаю отправиться в сказочный лес, чтобы найти сказку, в которой живет зайчик. А на чем можно отправиться в путешествие?
Ребята, смотрите к нам летит воздушный шар. А вы не хотите на нем полететь?И я хочу полететь с вами на воздушном шаре. Беритесь все за веревочку, мы отправляемся.
Звучит музыка, воспитатель читает стихи:
На воздушном шаре мы летим,
На воздушном шаре мы летим, как птицы.
Вот лесочек виден там вдали,
Поскорей бы нам на землю опуститься.
Воспитатель. Вот мы с вами в сказочном лесу. Посмотрите, на дорожке что-то лежит. Ребята, что это? (лежит рукавичка. ). Кто же ее потерял? а может она тоже из сказки? А из какой сказки? Кто же живет в рукавичке? Давайте присядем на полянку и посмотрим.
Воспитатель достает персонажей, показывает детям, они называют.
Воспитатель. А сколько героев в этой сказке? А рукавичек? Что же случилось с жителями рукавички? А может наш зайчик в этой сказке живет? Не твоя ли это сказка, зайчик?
Зайчик. Нет, к сожалению, не моя.
Снова заяц плачет.
Воспитатель. Что с тобой, зайчик?
Зайчик. Я кушать хочу!
Воспитатель. А чем мы можем зайку накормить? (Морковью, капустой, )
Ребята, посмотрите на полянке лежат и капуста и морковка, но кто-то перепутал все картинки, давайте зайчика покормим, соберем картинку. Дети собирают из разрезных картинок морковь, капусту)..
Воспитатель. Ребята, а морковка, и капуста, это овощи или фрукты? А чем они полезны? Правильно, ребята в них много витаминов. В морковке есть витамин, который помогает нашим глазкам. Так, что зайчик, ешь на здоровье.
Зайчик. Как вкусно! Спасибо вам ребята.
Давайте с зайчиком поиграем. (Гимнастика для глаз)
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. Ай – да, заинька, умелый! Глазками моргает. Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. | Смотрят вверх. Глазами смотрят вверх – вниз, вправо – влево. Моргают глазками. Глазки закрывают. |
Воспитатель. Зайка, ты, почему снова дрожишь, ты кого-то боишься?
Зайчик. Что-то мне снова стало холодно.
Воспитатель. Ребята, а давайте поиграем, и зайка наш согреется и развеселится.
Ра-ра-ра - начинается игра.
Зайчик серенький сидит (присаживаемся, руки складываем на груди, изображая лапки)
И ушами шевелит (прикладываем ладони к голове)
Вот так, вот так (двигаем в разные стороны).
Зайке холодно сидеть (потираем плечи),
Надо лапочки погреть (показываем ладошки):
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп (хлопаем).
Зайке холодно стоять (притопываем ногами),
Надо зайке поскакать! Прыг-скок, прыг-скок (скачем, как зайчики).
Ру-ру-ру – мы закончили игру.
Зайчик. Спасибо, ребята, я согрелся, теперь можно продолжать путешествие.
На пути стоит избушка.
Воспитатель. Я думаю, что это избушка непростая, а сказочная. А вы, как думаете? Из какой сказки она могла бы появиться? Ой, ребята, посмотрите там кто живет (Лиса – игрушка).
Зайчик. Я вспомнил, я вспомнил! Это моя сказка, я здесь живу. А как же я буду там жить, ведь там лиса.
Воспитатель. Не горюй, зайчик, мы тебе поможем и прогоним лису, правда ребята. Давайте все скажем «уходи лиса из избушки». Не боится лиса. Давайте громко прогоним ее..
Воспитатель. Видишь, лисичка испугалась и убежала. Вот видишь, зайчик, в твоей сказке какой хороший конец. Теперь, можешь смело жить в своей избушке.
Зайчик. Спасибо. Вы такие молодцы, и лису прогнали, и сказку нашли.
Воспитатель. А нам зайка пора возвращаться, нас ждут ребята. А ты можешь в любое время к нам в гости прийти. Не забывай нас. До свидания. Беритесь ребята за волшебную веревку нашего воздушного шара.
Звучит музыка, воспитатель читает стихи:
Наше путешествие кончается,
Нам пора обратно в детский сад.
С нашими зверями не прощаемся,
Каждый их увидеть будет рад.
Воспитатель. Вот мы и снова в нашей группе, вам понравилось путешествие? А где мы были? А что делали? А как вы думаете, хороший ли мы поступок с вами совершили? А что мы сделали? А в благодарность за ваши старания, зайчик передал вам волшебные шарики. Если вам сегодня понравилось, то возьмите красный шарик, а если нет синий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности по русской народной сказке"Петушок и бобовое зернышко""(для детей средней группы)
Автор конспекта воспитатель Кочадзе Ирина Владимировна...
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...