Я хочу играть. Статья
статья на тему
Предварительный просмотр:
“Я хочу играть”
Игра, как известно, имеет первостепенное значение для умственного развития ребенка. Что можно сделать взрослому, который находится рядом с ребенком, как подчеркнуть, усилить ее развивающее значение. Овладение игровыми действиями не происходит одновременно одинаково у всех детей. Процесс этот сложен и зависит от многих причин, в том числе и от умения взрослых опираться на детский опыт, находить пути индивидуального подхода к ребенку. Наблюдая за детьми возникает необходимость серьезной, глубокой и систематической работы по формированию у детей игровых действий. Первоначально стоит задача научить их играть с разными игрушками и предметами, развить индивидуальную игру малышей. И после решения этой задачи приступать к обучению играм “рядом” и “вместе”.
Руководя играми малышей, необходимо стремиться не только обучать их игровым умениям и навыкам, но и управлять детскими взаимоотношениями. Для этого использовать различные приемы: создание атмосферы доброжелательности, сердечности; участие воспитателя в игре; положительная оценка взрослым действия ребенка; целевой подбор и размещение игрушек и т.д. при этом стараться осуществлять связь между обучением и игрой, формировать общий интерес к играм. Чтобы воспроизвести в игре реальные взаимоотношения взрослых людей, ребенку нужны партнеры, которые сами участвуют в игре.
Включаться в игру взрослому нужно исподволь, не распоряжаться и не объяснять ребенку в ходе игры, что он должен делать, а чего не должен. Лучше всего, если ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему, уже войдя в образ. Чем разнообразнее сложены детские игры, тем богаче их содержание и чем больше разных ролей может выполнить ребенок в играх по одному и тому же сюжету, тем больше игра будет способствовать умственному развитию ребенка. Научить детей объединяться в совместной игре – задача взрослого и решить ее можно известным нам способом – приняв участие в игре, выступив в ней в определенной роли. Постепенно ребенок приобретет опыт поведения в разных ролях и будет всё свободнее вступать в общение с другими детьми, налаживать с ними совместные игры. И вместе с тем он начнет понимать, что люди связаны между собой, они нужны друг другу и каждый из них выполняет часть общего дела. Особенно ясно это выступает для ребенка в таких играх, где изображаются взаимоотношения людей, объединённых одной деятельностью – игрой в “детский сад”, “больницу”, “поезд”. Усвоение системы ответственности и подчинения, необходимой для жизни люде в обществе – достаточно трудный и длительный процесс. В значительной мере он осуществляется именно в сюжетно ролевой игре.
Игровые действия – это те действия, которые ребенок выполняет, реализуя взятую на себя роль. Своеобразие этих действий в том, что они выполняются не “взаправду”, а “понарошку”. Причем выполняются игровые действия большей частью не с настоящими предметами, а с их заместителями – игровым материалом, который включает игрушки, неоформленный материал типа палочек, кубиков, стульчик в функции машины, обруч – в функции руля т.д. Эти особенности игры открывают дополнительные возможности для умственного развития ребенка. Игровые действия вовсе не должны быть похожи на настоящие. Основные требования, которые можно к ним предъявить, узнаваемость и достаточно широкий репертуар. Важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные действия и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет ввиду. Необходим правильный подбор игрушек, обеспечивающий возможность проводить игру по определенным сюжетам. Определенный набор игрушек как бы сам подсказывает ребенку сюжет, а в известной мере направляет и содержание игры. Широта использования неоформленного игрового материала, заместителей, умение увидеть в одной и той же ничем не примечательной полочке различные предметы - вот то, что останется непреходящим достижением детского мышления, послужит предпосылкой развития воображения и творчества. А это значит, что помогая ребенку организовать игру, следует побуждать его к самостоятельному подбору предметов – заместителей, на первый порах подсказывать возможные варианты, специально вводить в ситуации, для разыгрывания которых не хватает готовых игрушек, что то подобрать или даже построить, используя неоформленный материал.
Литература
- Сюжетно – дидактические игры с математическим содержаниемю А.А.Смоленцева. Москва “Просвещение” 1987г.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. С.Л.Новоселова, Москва “Просвещение” 1985г
- Воспитание сенсорной культуры ребенка. Л.А.Венгер, Э.Г.ТимогинаЮ Москва “Просвещение” 1988г.
- Развивающие игры с малышами до 3х лет. Т.В. Галанова, Ярославль “Академия развития” 1996г
- Развивающие игры. З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. Москва “Просвещение” 1991г.
- Формирование коммуникативных навыков. Ю.В. Помякевич, Г.П. Осимина. Волгоград “Учитель” 2013г.
- Развитие эмоционального мира детей. Н.Л. Кряжева. Ярославль “Академия развития” 1997г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое театрализованное занятие в старшей группе «Я хочу артистом стать!»
Это занятие было разработано и показано для студентов педагогического колледжа. Цель его - развитие творческих, артистических способностей детей через театрализованную деятельность....
Консультация для родителей "Я хочу здоровым стать"
Беседа с родителями по здоровьесбережению "Я хочу здоровым быть!».Цель: способствовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; обеспечению физического и психического благополучия.Задачи:1...
Физкультурное занятие с гимнастическими предметами "Я хочу гимнастом стать-пусть меня научат!"
Закрепление перестроений при движении.Обучение и выполнение упражнений со спортивными предметами.Воспитание сплоченности при выполнении физических упражнений....
Педагогический прект "А я хочу, а я хочу играть"
Изготовление дидактических воспитателя совчестно с родителями.Это не заняло так многов ремени в изготовлении ярких, красивых игр для малышей, зато сколько положительных эмоций было на лицах этих ребят...
Конспект занятия "Хочу военным стать".
Конспект открытого занятия на 23 февраля...
СЦЕНАРИЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ «Продавцом хочу я стать, и с улыбкой всех встречать»
СЦЕНАРИЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ«Продавцом хочу я стать, и с улыбкой всех встречать»...
Консультация для родителей: "Не хочу спать, а хочу играть!"
Правила поведения родителей в данной ситуации....