Музыкотерапия в работе с дошкольниками.
материал на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкотерапия в работе с дошкольниками.
Цель:
Систематизировать представления в области музыкотерапии, рассказать о конкретных способах использования музыкотерапии в своей работе.
Задачи:
1. Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровье-сберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Укрепление психического и физического здоровья детей, активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям.
Варианты проведения:
а) Музыкальные картинки: восприятие музыки осуществляется ребенком совместно с музыкальным руководителем, который в процессе слушания помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на музыкальной картинке и в течении 5-10 минут побывать в мире музыкальных звуков, мелодии, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка. Используются классические инструментальные произведения, не применяемые в учебном процессе; звуки живой природы.
б) Музыкальное моделирование: используется программа, составленная из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений:
1. Отвечающий душевному состоянию ребенка в данный момент (сочувствие его переживаниям).
2. Противостоящий действию предыдущего музыкального фрагмента и нейтрализующий его.
3. Обладающий наибольшей силой эмоционального воздействия, необходимой для выздоровления (динамичная, жизнеутверждающая музыка).
в) Минирелаксация под музыку направлена на активизацию мышечного тонуса ребенка. Важно дать ребенку почувствовать свое тело, мышечный тонус, научить расслабляться при напряжении.
Активная музыкотерапия предполагает непосредственное участие ребенка в психотерапевтическом процессе. Он сам исполняет музыкальные произведения, поёт и играет на доступных ему музыкальных инструментах.
К самым популярным направлениям активного излечения музыкой следует отнести:
- арттерапия
Детям очень нравится метод арттерапии, где они коллективно создают свои творческие продукты, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, лепят скульптуры из глины и пластилина, строят сооружения из кубиков и т. п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей.
- цветотерапия
Данный метод включают в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета.
Например,в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях можно предложить детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т. к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки также использовать эти цвета.
- сказкотерапия
Отклик у детей вызывают и элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки, дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки.
- игротерапия
Также, в большой мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей метод игротерапии. Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр, так и познавательных
игр, игр на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтических игр.
- психогимнастические этюды и упражнения
На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения,которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).
- вокалотерапия
Также очень популярен метод вокалотерапии. В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент.
Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…», которые выполняют все эти задачи.
- музицирование
Использование приема музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением.
Рекомендации по применению музыкотерапии в повседневной жизни детского сада.
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому её рекомендуется использовать не только на музыкальных занятиях, но и во всех видах деятельности.
Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса, в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.
• Утренний прием в детском саду
Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:
1. Музыка В. А. Моцарта. Будучи исключением из исключений, музыка Моцарта оказывает высвобождающее, лечебное, целительное воздействие. Эта музыкарасполагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.
2. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).
3. Современный эстрадный оркестр
4. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
5. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)
6. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)
• Музыкально-терапевтическое занятие (урок здоровья, пятиминутка здоровья, оздоровительная пауза).
Каждое музыкально-терапевтическое занятие состоит из 3-х фаз:
1. Установление контакта.
2. Снятие напряжения.
3. Расслабление и заряд положительными эмоциями.
Соответственно, каждый из данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения. Музыкальныепроизведения нужно подобрать так, чтобы музыка контактировала с ребенком, соответствовала его эмоциональному состоянию. То есть, если мы имеем дело с возбужденными детьми, то и акцент следует делать на возбуждающую музыку.
Подбор музыкального материала рекомендуется строить на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их эмоциональной нагрузки:
Первое музыкальное произведение формирует определенную атмосферу, налаживает контакты между взрослым и детьми, готовит к дальнейшему прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказывает расслабляющее действие.
Например, «Аве Мария», Баха-Гуно, «Голубой Дунай», Штрауса-мл.
Второе произведение – по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку.
В частности, «Лето. Престо» из цикла «Времена года» Вивальди, «Маленькая ночная серенада» Моцарта, которые способствуют снятию агрессивных импульсов и физической агрессии.
Третье произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма.
Например, «Менуэт» Баккерини, «Ода к радости» Бетховена, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова.
• Дневной сон
Проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:
1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).
2. П. И. Чайковский «Времена года».
3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».
4. Бах-Гуно «Аве Мария».
5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).
6. Анугама «Голоса океана».
• Музыка для вечернего времени
Способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:
1. «Классические мелодии для детей и их родителей» (из серии «Хорошая музыка для детей»).
2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».
3. Бах «Органные произведения».
4. А. Вивальди «Времена года».
5. Голоса природы.
Заключение
Хорошая музыка способна формировать высокие моральные представления и ценности. Существует разная музыка: духовная, народная, классическая, современная. Все виды музыки могут быть доступны ребёнку. Они связаны между собой и невозможны один без другого, но самое главное, чтобы музыка могла воспитывать хорошее, доброе в человеке. И помощником в этом ей будет богатый музыкальный язык. Развитие музыкального восприятия вносит огромный вклад в общее психическое становление личности ребёнка.
Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях по отношению к ребёнку, особенно с проблемами в развитии, проявляются, прежде всего в том, что они выступают источником позитивных переживаний ребёнка, рождают новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивают формирование музыкальной культуры и осуществляют коррекцию отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создают условия для социальной адаптации.
Музыка нужна любому человеку, она развивает слух, голос, память, пластику движений, чувства. При том, не только те чувства, что вызваны конкретными образами, как при восприятии словесного или зрительного ряда. Музыка помогает воспринимать гармонию и дисгармонию мира через звучащий абстрактно-музыкальный образ. Именно поэтому она мощно развивает не только эмоции, но и интеллект человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация, мастер-класс для педагогов по инновационной деятельности музыкального руководителя на тему: «Музыкотерапия в работе с дошкольниками»
Консультация, мастер-класс для педагогов по инновационной деятельности музыкального руководителя на тему: «Музыкотерапия в работе с дошкольниками»...
Музыкотерапия и ее применение в работе с дошкольниками
Парадоксом нашего времени является то, что функциональные возможности человеческого организма остаются неизменными с древних времен, а знать и уметь надо несоизмеримо больше, чем раньше. А значит, неи...
Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками.
Этот материал представлен в виде отчёта о проделанной работе по профилактике нарушений осанки и координации движений с помощью музыкотерапии....
Консультация "Музыкотерапия в работе с дошкольниками"
Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми, с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия ...
«Музыкотерапия в работе с дошкольниками»
Цель: Систематизировать представления в области музыкотерапии, рассказать о конкретных способах использования музыкотерапии в своей работе.Задачи: Развивать музыкальные и творческие способн...
Консультация для педагогов на тему: «Музыкотерапия в работе с дошкольниками»
Консультация для педагогов на тему "Музыкотерапия в работе с дошкольниками" методические рекомендации. Репертуар....