Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками.
статья (подготовительная группа)
Этот материал представлен в виде отчёта о проделанной работе по профилактике нарушений осанки и координации движений с помощью музыкотерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в работе с дошкольниками.
(профилактика нарушений осанки, нарушение координации движения)
Я работаю в подготовительной группе компенсирующей направленности.
В настоящее время мою группу посещают 15 детей. В прошлом году, когда дети поступили в нашу группу, я просмотрела медицинские карты детей, понаблюдала за ними и заметила, что у некоторых детей есть нарушение осанки и нарушена координации движения. В моей группе у 2 детей плохо развита координация движений и 4 человека имеют нарушение осанки. Отклонения в здоровье детей дошкольного возраста влияют на их дальнейшую адаптацию и социализацию в обществе.
В своей практике я всё чаще вижу таких детей. Этому способствует увлечение детей современными гаджетами, недостаточная физическая активность, неправильное положение тела на занятиях и во время сна. В последнее время большую популярность у детей приобретают компьютерные игры. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при нахождении ребёнка за компьютером. А так как наши ребята будущие школьники то эффективно начать учебу в школе могут только здоровые дети, обладающие достаточной функциональной готовностью и здоровьем. Частота нарушений осанки у дошкольников значительно возрастает при недостатках педагогического воздействия в дошкольном возрасте. Поэтому я считаю, что очень важно осуществлять квалифицированную коррекцию имеющихся недостатков в развитии, начиная с раннего возраста.
Для того, чтобы помочь детям приобрести красивую осанку и улучшить координацию движений, я использую музыкотерапию в комплексе с игровыми упражнениями.
Что же такое музыкотерапия и чем она полезна?
Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.
Американский ученый Дон Кемпбелл – один из общепризнанных авторитетов в области мировой музыкотерапии как науки – в своей знаменитой книге “Эффект Моцарта” приводит следующие обобщенные данные о специфике воздействия музыки на человеческий организм:
– музыка влияет на дыхание;
– музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление;
– музыка может замедлить и уравновесить электромагнитные волны активности головного мозга;
– музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела;
– музыка влияет на температуру тела;
– музыка регулирует выделение гормонов, снижающих стресс;
– музыка и звуки могут активизировать иммунную функцию;
– музыка изменяет наше восприятие пространства;
– музыка изменяет наше восприятие времени;
– музыка может улучшить память и обучаемость;
– музыка повышает производительность труда
– музыка стимулирует пищеварение;
– музыка повышает упорство;
– музыка помогает вырабатывать чувство безопасности ».
Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии как в психолого-педагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине достаточно широки.
В течении года я разработала игровые комплексы, которые в ходе нашей работы усложнялись в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, степени их трудности для выполнения детьми. Подобрала фонотеку в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Созданные мною игровые комплексы соответствуют реальным нарушениям опорно-двигательного аппарата у детей, способствуют созданию комфортной для воспитанников образовательной среды.
Для обеспечения образовательной среды были разработаны комплексы игровых заданий по видам нарушений:
1.Комплекс игровых заданий, направленных на коррекцию и профилактику нарушений осанки.
2.Комплекс игровых заданий, направленных на коррекцию и профилактику координации движений. А так же мною было изготовлено нестандартное оборудование: дорожка здоровья, змейка, следы из пуговиц, чудесные колёсики, разноцветные шарики.
Я заметила, что нестандартное оборудование обеспечивает:
- развитие интереса у детей к выполняемым упражнениям
- улучшение качества выполнения упражнений.
- формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия.
- улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.
Нестандартное оборудование используется для формирование правильной осанки, развития координации движений, умения сохранять равновесие, развивается самостоятельность, формируется потребность в движении. Оздоровительный массаж ступней оптимизирует обменные процессы и кровообращение, что помогает улучшать иммунитет и активизирует защитные силы организма.
При подборе музыкально-игровых упражнений я соблюдала принципы:
- доступности (преемственность и постепенность усложнения задач);
- индивидуализации (соответствие упражнений выявленным нарушениям);
- постепенного повышения требований (чередование нагрузок с отдыхом);
- систематичности (непрерывность, регулярность, при многократных повторениях образуется двигательный стереотип);
- сознательности и активности (формирование и закрепление у детей представлений о здоровом образе жизни, вовлечение в активную коррекционную работу всех участников образовательного процесса);
- наглядности (показ и объяснение педагога, других детей).
Также была создана фонотека для выполнения игровых упражнений (диск)
составлены рекомендации для воспитателей и родителей по применению игровых упражнений.
В результате проведенной работы я заметила положительные результаты :
у детей улучшилась осанка, движения стали более скоординированы.
- Использование музыки при выполнении игровых упражнений оказывает положительную динамику в состоянии опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сфере воспитанников групп компенсирующей направленности.
- Я считаю, что использование игровых упражнений, сочетающих музыкотерапию и музыкально-ритмические движения является перспективным направлением в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и служит полноценным дополнением к уже существующим методам и приемам.
- В дальнейшем я планирую пополнить, разнообразить и расширить игровые комплексы для детей групп компенсирующей направленности с нарушениями осанки и координации движения.
;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»
Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада....
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы)
Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. В ФГОС дошкольн...
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"
Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...
«Здоровьеформируюшие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!Данная статья отражает не сколько методы и техники физического развития детей, сколько самих воспитателей и их возможностей передать личный опыт и быть личным примером ...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольн...
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)
Материал о сохранении и укреплении здоровья детей.О задачах и целях здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий. Об особенностях питания, режиме дня,прогулок для детей данного возраста...