Доклад к презентации "Коллекционирование как средство развития познавательной деятельности детей»
материал по теме

Сливко Елена Ильинична

" коолекционирование как средства развития позновательной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 с. Кабанск»

доклад

«Коллекционирование как средство развития познавательной деятельности детей»

Воспитатель: Сливко Е.И.

с. Кабанск 2017г.

Коллекционирование как средство развития познавательной деятельности детей

С самого детства, сколько я себя помню, я любила коллекционировать  – обозначение этого слова я узнала позже. С подружками мы собирали красивые осколки от посуды глиняной и стеклянной. Рассматривали, менялись, сравнивали. Через стекло смотрели на окружающий мир, который окрашивался в разные цвета. Также собирали фантики от конфет и делали из них украшения на новогоднюю ёлку (Плели разные цепочки, нанизывали фантики на нитку и соединяли,  получались разные поделки, например клоуны, куклы и т д.)

 В современное время интерес к коллекционированию ослаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребёнку интересно и что хотелось бы им собирать. Современные дети коллекционируют наклейки, фишки, которые продаются наборами и в основном китайского производства и герой мультфильмов  тоже зарубежные, потерялся интерес к Российским предметам и вообще к самому коллекционированию.

 Свое детское увлечение я решила  использовать в работе с детьми, так как коллекционирование благоприятно влияет на их личностное развитие, развитие познавательности; воспитывает у детей аккуратность, усидчивость, любознательность, а также развивает первые навыки исследовательской деятельности.

Слайд №2 Актуальность моего проекта в том, что в старшем дошкольном возрасте формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование. Это одно из естественных ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. Достоинством коллекционирования можно считать, его интегрированность, то есть связь с занятиями по ФЭМП,  познанием окружающего мира, экологическому воспитанию, развитию речи, сенсорным развитием, художественным творчеством.

Слайд №3Целью моего проекта является развитие познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование. 

Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания, опыт, придает направленность творческим интересам) 

В процессе коллекционирования развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству, познавательные психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления), умение – наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, владение умением поиска аналогов, комбинирования, реконструирования.      

Слайд № 4. Одной из задач является стимулирование познавательной деятельности детей, поскольку с возрастом потребность ребёнка  в новых впечатлениях постоянно возрастает, но возможности  у него ограничены, он может удовлетворить эту потребность только при непосредственном участии взрослого. Если ребёнок по каким-либо причинам не может этого сделать, познавательный интерес может угаснуть. При разработке своего проекта я для себя поставила следующие задачи.

Образовательные:

  • Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
  • Обогатить знания об объектах окружающего мир

Развивающие: 

  • Развивать любознательность,  познавательную активность детей;
  • Формировать умение классифицировать, группировать
  • Закреплять полученные навыки в других видах деятельности

 Воспитательные:

  • Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми
  • Воспитывать бережное отношение к  предметам коллекций.

На первом этапе я    изучила передовые образовательные технологии по коллекционированию,   используя интернет ресурсы, так как литературы по данной теме очень мало. Эту тему редко используют в работе с детьми. Разработала проект, тематическое перспективное планирование своей работы, конспектов занятий, оформление коллекций. Я дала детям представление о коллекционировании. Интерес к коллекционированию возник после того как я  показала свою коллекцию ракушек (слайд №5) И индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей.

 Для привлечения родителей к коллекционированию провела анкетирование. (слайд № 6)  результаты анкетирования выявили, (из 25 опрошенных родителей) больше половины  15  хотят, чтобы у их детей появилось полезное увлечение, многие из них в детстве сами занимались собиранием различных коллекций, 7 родителей хотели бы узнать больше информации о собирании и оформлении коллекций, 3 родителей считают коллекционирование бесполезным увлечение, они считают, что дети не могут осознанно заниматься коллекционированием.  

На втором этапе  мы  начали совместную работу с детьми и родителями по созданию различных коллекций в группе,  что побуждало детей к получению информации об объектах коллекционирования;  через чтение познавательной литературы и энциклопедий. Коллекции создавались исходя из интересов детей. Коллекции не только собирались, но и проводилась творческая работа с экспонатами.

Третий  этап – заключительный: Организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей; Презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекций в целом.

 (Слайд №7) В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами: 

  • Принцип доступности. Учитываю особенности психического и физического развития детей старшего дошкольного возраста.
  • Принцип систематичности и последовательности. Разработала перспективный план непосредственной деятельности с детьми, перспективный план тематических выставок.
  • Принцип научности. Руководствуюсь в своей работе только проверенными методиками и разработками, преподношу детям научно обоснованные данные.
  • Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Использую в своей работе методы и приемы, направленные на всестороннее развитие личности ребенка.
  • Принцип творческой активности. Использую приемы активизации творческой, познавательной, исследовательской активности в непосредственной деятельности с детьми.
  • Принцип наглядности. В своей работе с детьми применяю информационно коммуникативные и аудиовизуальные средства обучения, подбираю материал эстетично оформленный.
  • Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми. В непосредственной деятельности с детьми использую разнообразные формы работы.

(Слайд №8) Вначале мы с детьми создали большую коллекцию киндер-сюрпризов. Разделяли их по тематике: сказки, животные и птицы, фантастические герои, транспорт. Использовали их на занятиях по ИЗО и математике,   инсценировании сказок.

(слайд №9,10) Изучая тему «Ткани» использовались образцы  разных тканей (шерстяная, шелковая, фланелевая и др.) рассказала о назначении ткани. Рассматривая ткани, группировали: платяная, рубашечная пальтовая сравнивали с одеждой детей. Решили создать коллекцию тканей (родители  приняли активное участие в создании этой коллекции)  Эту коллекцию использовали в сюжетно-ролевой игре «Ателье».

(слайд №11,12) Коллекция «Пуговиц» превращается в «Ювелирную мастерскую», где роль  драгоценностей выполняют пуговицы. Они  помогают развивать мелкую моторику, фантазию, чувство цвета. Дети с удовольствием подбирают пуговицы по размеру, цвету, форме, мастерят их них браслеты, бусы.

  (слайд №13) Родители приняли активное участие в создании коллекции «Елочные украшения» создавая своими руками новогодние поделки. Многие работы были высокого качества. А дети с гордостью рассказывали, как они помогали своим родителям.

 (Слайд №14) Коллекция «Модели автомобилей»   используется  при ознакомлении с правилами дорожного движения, на занятиях по безопасности жизнедеятельности и в самостоятельных играх детей.

 (Слайд № 15, 16) Коллекция «Пасхальные яйца» познакомила детей с  праздником Пасхой, Её традициями обычаями, со значением новых слов.  В создании этой коллекции приняли активное участие родители (яйца были изготовлены дома совместно с детьми)

 (Слайд №17) Родители заинтересовались моей идеей и нашей группе появились дети, которые уже самостоятельно занимаются коллекционированием.  Дети проявили интерес к этой коллекции, девочка увлеченно рассказывала о динозаврах, как они называются. Речь детей обогащается новыми словами,  а я в свою очередь предложила энциклопедию « Динозавры». Дети получили много новых знаний.

 (Слайд № 18) Еще одна семья  представила нам свою коллекцию магнитиков на холодильник.  Аяна рассказала, что папа у неё ездит в разные города нашей страны и из каждого города обязательно привозит магнитик с достопримечательностью этого города. Речь детей обогатилась названиями городов. Ребёнок очень гордится, что у них есть такая коллекция.

Коллекционирование предполагает вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и открытие для себя новых знаний.

В старшем возрасте я планирую продолжать работу по коллекционированию.

Привлечь детей  к  обогащению имеющихся коллекций и созданию  новых. Создать программу по коллекционированию


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Коллекционирование как средство развития познавательной деятельности» МАДОУ Детский сад № 15 Воспитатель: Сливко Елена Ильинична

Слайд 2

Актуальность: В старшем дошкольном возрасте формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование. Это одно из естественных ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. Достоинством коллекционирования можно считать, его интегрированность, то есть связь с занятиями по ФЭМП, познанием окружающего мира, экологическому воспитанию, развитию речи, сенсорным развитием, художественному творчеству.

Слайд 3

Цель: Развитие познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.

Слайд 4

Задачи: Образовательные: учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное; - обогатить знания об объектах окружающего мира Развивающие: -развивать любознательность, познавательную активность детей; -формировать умение классифицировать, группировать Воспитательные: -воспитание дружеских взаимоотношений между детьми -воспитывать бережное отношение к предметам коллекций.

Слайд 5

«Ракушки»

Слайд 6

Анкета для родителей по коллекционированию Одна из форм работы по развитию творческих способностей детей - коллекционирование. Коллекционирование способствует формированию эстетического вкуса ребенка, расширяет его кругозор, развивает любознательность, а так же помогает найти взаимопонимание с ребёнком. Фамилия имя отчество _____________________________________________ _________________________________________________________________ Как вы понимаете термин коллекционирование? _______________________ _________________________________________________________________ Увлекайтесь ли вы коллекционированием? ____________________________ Занимались ли коллекционированием вы , ваши близкие? _______________ _________________________________________________________________ Что они коллекционировали? ________________________________________ Что вас побудило заняться коллекционированием? _____________________ __________________________________________________________________ Стало ли коллекционирование традицией в семье? ______________________ Интересуется ли ваш ребёнок коллекционированием? (подчеркните нужное) Создаете условия, помогайте собирать различный материал, интересуйтесь. Что он коллекционирует? Если да то укажите каким? ____________________

Слайд 7

-доступности -систематичности и последовательности. -научности. -развивающего и воспитывающего обучения. -творческой активности -наглядности. -рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы с детьми. Принципы:

Слайд 8

«Игрушки» из киндер сюрпризов Помогают на занятиях по ФЭМП, этими игрушками дети любят играть в сюжетно-ролевые игры.

Слайд 9

«Ткани» Развивает тактильные ощущения, цветовое восприятие , умение сравнивать, анализировать делать выводы. закрепляет знания о профессии швеи

Слайд 10

«Пуговицы» Развивает художественное творчество, мелкую моторику рук

Слайд 12

«Новогодние игрушки» Развивает художественное творчество, связную речь .общение родителей с детьми

Слайд 13

«Автомобилей» Закрепление названий спец машин, их функциональности и профессий и закрепление правил дорожного движения

Слайд 14

«Пасхальные яйца» Развивает творческие способности, пополняет словарный запас ,закрепляет знания о традициях русского народа

Слайд 16

«Динозавры» автор Вероника Карелина Пополнился словарный запас Дети получили много положительных эмоций

Слайд 17

«Магнитов» семья Пинтаевых Речь детей обогатилась новыми словами Гордость за свою семью

Слайд 18

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Загадки содержат огромный багаж средств для развития познавательной деятельности детей . Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны....

Консультация для родителей «Загадки как средство развития познавательной деятельности детей»

Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир....

Опыт работы по ознакомлению с окружающим как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Опыт работы по ознакомлению с окружающим как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ...

План по самообразованию педагога на тему "Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности детей"

Цель :  Расширение знаний об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.     Задачи:Создать условия для исследовательской д...

Доклад «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»

laquo;Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»...

Доклад "Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей раннего возраста"

         Доклад«Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»...