Формирование трудовых навыков в условиях образовательной организации: традиции и методы
материал на тему

Всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка на всех уровнях общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_trudovyh_navykov.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск детский сад №16 «Дюймовочка»

Городские педагогические чтения «Всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка на всех уровнях общего образования»

Доклад «Формирование трудовых навыков в условиях образовательной организации: традиции и методы»

Автор:

воспитатель

Матис Неля Юрьевна

Саяногорск, 2018


Главная задача трудового воспитания ребенка – формирование правильного отношения к труду. Желание трудиться дети проявляют уже в раннем возрасте. Они тянутся к делам старших, копируют их действия. В детском саду ответственными за трудовое воспитание детей являются педагоги. Детский сад – это первое звено системы образования, которому принадлежит организующая направляющая роль. В детском саду воспитание ребенка происходит в обществе сверстников, в их совместной деятельности и повседневном общении.

Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье. Также педагоги решают в процессе труда вопросы эстетического воспитания детей: учат их видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека, создают условия для стремления ребенка к созданию прекрасного.

Через посильный труд воспитатели приобщают детей к здоровому образу жизни. В процессе труда у воспитанников укрепляются мышцы, развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуются двигательные навыки. Дети приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота. В процессе труда дети приобретают навыки, помогающие им становиться независимыми и самостоятельными.

          По содержанию труд детей дошкольного возраста можно разделить на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

          Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). В младших группах воспитатель показывает способы выполнения действий: как нужно держать носки, колготки, футболку чтобы их было удобно надевать. Прием показа воспитатель использует постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов. Показ должен быть поэтапным, с пояснением. Первое время взрослый помогает на каждом этапе, а со временем постепенно уменьшает долю своей помощи. Обыгрывание ситуаций с помощью игрушек и персонажей кукольного театра, делают процесс обучения привлекательным и эмоционально насыщенным. Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе.

         Хозяйственно-бытовой труд - это вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является выполнение поручений: убрать игрушки, собрать листочки, камешки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке. Например, уборку на участке можно превратить в секрет для дворника (обыграть ситуацию). «У дворника много работы – он устает. Но мы можем ему помочь. Представьте себе, придет он к нам на участок делать уборку, а на нашей веранде, и делать нечего, потому что чисто. Пусть думает, что это добрый Карлсон прилетел и помог ему».

          Для уборки игрушек в группе можно использовать прием создания проблемной ситуации. Например: зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать игрушки на место. Дети вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.

        После озвучивания проблемной ситуации решить ее можно в ходе дидактической игры: дети учат персонажа складывать игрушки,  или мыть руки, или выполнять другие трудовые действия в играх.

        Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу (мыть игрушки, убрать после еды посуду, после сна - постели и т.д.).

       Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи. Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава) и т.д.

       Труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей, озеленение участка и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. 

       Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т.п.

        Содержание труда реализуется в разных формах организации: поручение, дежурство, общий, совместный, коллективный труд.

Поручение - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда.

         В нашей группе труд детей организуется в форме индивидуальных и подгрупповых (по 2-3 человека) поручений. Это объясняется тем, что младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями.

         В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в этом возрасте остаётся труд по самообслуживанию. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все:

- удобная одежда и обувь детей (одежда не должна быть узкой, обувь удобная и легко застегивающая);

- некоторые родители в нашей группе приобрели навесные кармашки для шкафчиков, что позволяет детям без затруднений достать и убрать в определённый кармашек спортивную форму, чешки, сменное бельё.

         Основной вид деятельности детей 3-4 лет – это игра. И с помощью игры можно продолжать формировать навыки самообслуживания, например: «Одень или собери куклу на прогулку», «Мишка замерз» (ребенок учится надевать предметы одежды в определенной последовательности и застегивать различные застежки).

         При формировании любого навыка надо обучать детей определенным действиям. Практиковать эти действия можно и другими видами игр, в помощь детям в группе имеются различные шнуровки, сенсорные доски и книжки, все это в свободном доступе для детей.

          Мы, в свою очередь, поддерживаем интерес к самообслуживанию, используя игровые и сюрпризные приёмы, систематически напоминая и контролируя действия детей. Например: перед умыванием говорим: «Сегодня Хрюша пришел к вам учиться мыть руки. Он не верит мне, что дети могут мыть руки так чисто, что на полотенцах нет и следа от грязи. Хочет убедиться в этом сам». Так же, хороший результат дает использование художественного слова:

Буль-буль-буль журчит водица.                      Льется чистая водица

Все ребята могут мыться.                             Мы умеем сами мыться.

      Во время приема пищи:

Хлеб и крошки не бросай                                   Рот салфеткой вытирай.

И друг друга не толкай.                                    И красивый внешний вид

Скатерть, платье не марай,                            Даст хороший аппетит!

        Во время одевания и раздевания на прогулку и с прогулки периодически напоминаем, в каком порядке действовать. Например: показываем детям куклу Буратино: «Ребята, сегодня Буратино идет с нами на прогулку, подскажите, что ему нужно надеть сначала, а что потом?».

        Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка. К четырем годам уже начинает проявляться стремление научить товарища тому, что умеют сами или оказать помощь сверстнику. Это обязательно это поощряем, говоря: «Молодец Варя, помогла застегнуть сандалики Васе», или «Как хорошо поступил Владик, он помог Леше убрать конструктор» и т. д.

         Действующий приём в этом возрасте - привлечение детей к анализу результатов труда. Например: «Сейчас мы с Колей и Таей посмотрим, как дети оделись. Посмотрите, как быстро сегодня оделся Глеб» и т.д. Ко всему к этому мы стараемся дать детям больше самостоятельности. Но необходимо помнить, что приём объяснения и показа способа действий в этом возрасте занимает ведущее место.

         Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т.е. забыл убрать платочек – будешь его искать, не повесила аккуратно платье – будешь ходить в помятом. Так же, мы приобщаем детей к выполнению таких поручений, которые, на первый взгляд не дают видимых результатов. Например: просим сходить и что-нибудь принести или отнести, что-то спросить или передать на словах, попросить позвать кого-то из детей. Если дети разбросали игрушки, то не ищем виновников беспорядка, а обращаемся ко всем детям с просьбой о помощи. В своей группе мы стараемся чаще использовать приёмы поощрения, говоря: «Посмотрите как Миша и Андрей хорошо и быстро убрали игрушки!». Причём оцениваем не только трудовое действие, но и умение ребёнка правильно и аккуратно обращаться с игрушками.

Дежурство - предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота одного или нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой. Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе во втором полугодии. Готовим их к этому постепенно. При этом используем различные дидактические и сюжетно-ролевые игры «Накроем стол для кукол», «День рождения Мишки» и др. Затем привлекаем детей к помощи младшему воспитателю, когда она накрывает столы к завтраку, обеду или ужину.

Начиная с 3 лет дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи (накрыть на стол). Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение, например, Мише предлагаем расставить салфетки на тех двух столах, а Анфисе - на этих. Затем задание усложняем: один ребенок должен на всех столах расставить салфетки, а другой - разложить ложки. И наконец, один или два ребенка расставляют на столах все, что нужно. И лишь научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно.

Во время дежурства в уголке природы формируем желание и учим детей ухаживать за комнатными растениями, поливать их и протирать листья. Сначала показываем и объясняем детям, что делаем и для чего. Привлекаем их к посильному участию. Напоминаем, что делать это надо осторожно, чтобы не повредить растение. В группах проводим с детьми посадку лука с последующим ухаживанием (поливом) и наблюдением за происходящими изменениями.

Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредоточенности. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Поэтому мы напоминаем детям что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, аппликации.

Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Мы отмечаем кто, где и когда дежурил. В группе устроена доска дежурств, которая понятна детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях.

       Общий, совместный, коллективный труд. Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме - общему, совместному, коллективному труду. Данная форма организации труда, прежде всего, способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально. Мы не вводим в содержание общего труда то, что дети еще не умеют делать. Например, если дети не владеют умением правильно мыть игрушки, включать эту работу в общую деятельность нельзя, так как у воспитателя не будет возможности для индивидуального обучения. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

        Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств, методов и приемов, направленных на трудовую деятельности детей и ознакомление с трудом взрослых:

  • ООД;
  • совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение всего дня;
  • наблюдения за трудом взрослых;
  • организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым;
  • экскурсии;
  • художественные средства (ИЗО, музыка, художественная литература и др.);
  • дидактические, настольные, творческие игры;
  • рассматривание картин, иллюстраций, картинок.

         Участие детей в трудовой деятельности развивает такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность, дети становятся более дисциплинированными. Труд в их жизни должен занять такое же место как игра и другие виды деятельности. Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому мы планируем трудовую деятельность детей в течение года и от возраста к возрасту, постепенно усложняя воспитательные задачи, а также создаем условия для труда (специальные хозяйственные шкафчики и достаточное количество предметов труда).

Нет сомнения в том, что воспитываемая в детях привязанность к родной природе, привычка посильно трудиться перерастет со временем в любовь к природе, к Родине, овладению в дальнейшем творческим трудом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп. - М., 1983.

2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.

4. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. - М.: Просвещение, 1987. - 96с.

5. Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. - М.: Педагогика, 1990.

6. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. М., 1985. -95с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет по средствам игры в условиях сельской местности....

Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудо...

Организация индивидуальной работы по формированию звукопроизношения с детьми дошкольного возраста в условиях образовательной организации.

В статье раскрывается особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста....

«ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ»

В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет по средствам игры в условиях сельской местности....

Проект- Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Данный проект посвящен исследованию и разработке методик, направленных на формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.  Ц...