Методическая разработка
методическая разработка на тему

Оглоблина Светлана Валерьевна

Создание условий для развития сотрудничества участников образовательных отношений, в процессе совместного творчества.

                                 

                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabota.docx74.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №57

Создание условий для развития сотрудничества участников образовательных отношений, в процессе совместного творчества.

                                 

                               Методическая разработка

                                                     ©Автор: Оглоблина  Светлана Валерьевна

                                                                    Воспитатель первой категории

                                                     

               

                                                      2017г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………с 3

Глава 1  Важность тесного взаимного сотрудничества участников образовательных  отношений…………………………………………………..с 5

  1. Формы взаимодействия педагогов с родителями………………………..с 8
  2.  Поиск  новых форм работы с родителями – залог успешного взаимодействия участников образовательных отношений..………………………………………………………………..с 11

Глава 2 Практическая работа по теме……………………………………….с 13

Заключение……………………………………………………………………с 21

Список литературы…………………………………………………………….с 22

Приложения…………………………………………………………………….с 23

Введение

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. В настоящее время первым звеном общей системы образования выступает общественное дошкольное образование. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", Законе "Об образовании в Российской Федерации", «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования».

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей. В основе этого союза – единство взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов.

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В новом федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.      

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов в развитии детей. Трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.

Глава 1  Важность тесного взаимного сотрудничества участников образовательных отношений.

«При общем согласии можно и глину в золото превратить». Эта древняя пословица, как нельзя лучше подчеркивает то, что если педагогам детского сада удается найти взаимопонимание с родителями воспитанников, если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитания ребенка возрастает.

В соответствии с ФГОС ДОУ, одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. В Стандарте указывается, что он «является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как «взаимная связь двух явлений» и «взаимная поддержка».

Не все педагоги осознают важность тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Но, в соответствии с новыми государственными требованиями, мы должны сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гумонизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников образовательных отношений (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.

Новизна моей работы  заключается в  использовании новых  форм и методов, позволяющих    формировать позитивное отношение родителей  к детскому саду, помогающие преодолевать родительское сопротивление и активизировать взаимоотношения родитель-ребенок, педагог.

Актуальность: В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. И обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего детский сад, в отдельности не может ни один из них. Очевидным становится необходимость их педагогического взаимодействия.

Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения, с младшей группы.

Проблема: Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.

Я заметила, что не все родители открыто идут на контакт. Не было сплочённости родительского коллектива и не было большой заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду. Каждый интересовался только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами.

В ходе наблюдения за детьми установила, что многие дети младшего дошкольного возраста замкнуты,  и раскрываются в общении с детьми и педагогами только тогда, когда говорят о своей семье. А также в процессе совместной деятельности педагогов с детьми я увидела, что дети предпочитают продуктивную деятельность другим видам детской деятельности.

Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.

Эти наблюдения я решила обязательно учесть при дальнейшем планировании образовательной деятельности.

Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Успех взаимодействия педагогов и родителей напрямую связан с активной позицией самих педагогов, с их желанием или нежеланием чему-то научится, измениться. Верно, говорит древняя мудрость: «сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам».

Я поставила перед собой цель: создание условий для развития сотрудничества участников образовательных отношений, в процессе совместного творчества.

И для реализации поставленной цели наметила следующие задачи:

1.        обеспечить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами; привлекая  родителей к активному, разнообразному участию в подготовке к совместному творчеству;

2.        создать условия для творческой самореализации  участников образовательных отношений.

3.        способствовать творческому развитию личности детей (видеть красоту в обыденных вещах, проявлять фантазию, испытывать чувство радости от процесса труда и от достигнутых результатов);

4.        Развивать у детей коммуникативные  навыки.

5.        Формировать уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

6. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной

предпраздничной деятельности.

1.1 Формы взаимодействия педагогов с родителями

Детский сад работает по основной образовательной программе дошкольного образования муниципального дошкольного образова-тельного учреждения детского сада №57, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования, а так же  на основе  Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой.

Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института

воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных

отношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие дет-

ского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями

воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно

реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования.

Согласно требованиям ФГОС ДО (пункт 3.) «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»:

– необходимо создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

– обеспечить поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

– наладить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

С появлением стандартов  ДО  меняются представления о работе с родителями, меняется и сама работа с семьей. Внедрение новых стандартов переводит работу с родителями в новое русло – русло взаимодействия, сотрудничества.

Следовательно, должны перестраиваться формы работы с родителями, пересматриваться принципы, условия. Есть необходимость внесения изменений в сложившуюся систему работы с родителями.

Родители современных воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Задача педагогов детского сада - поиск новых форм взаимодействия с ними. А педагог дошкольного учреждения в свою очередь - не только воспитатель, но и партнер родителей в вопросах воспитания их детей.

Поэтому необходимо так построить работу с родителями, чтобы создать единое образовательное пространство для равноправного и заинтересованного партнерства.

Я в своей работе использую следующие стандартные формы работы с семьями воспитанников:

1.        Изучение социального статуса семей, их пожеланий. Это:

беседы, консультации, заполнение анкет, анонимное анкетирование родителей, чтобы выявить, какие вопросы воспитания и развития детей их интересуют, консультации каких специалистов ДОУ они хотели бы получить. Опыт показывает, что при анонимном анкетировании родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.

2.      Особую роль я уделяю наглядно-информационному направлению, которое включает в себя: родительские уголки, папки-передвижки, библиотека, выставки: "Из жизни группы", "Букет для мамочки моей", "Умелые руки мамы", "Мой папа самый, самый", "Виды транспорта", "Домашние животные", "Конкурс осенних букетов", "Конкурс новогодних игрушек". Активное участие родителей говорит о том, что эти формы работ являются востребованными и дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

3.        Мероприятия для родителей в детском саду – это: индивидуальные беседы, организация встреч  родителей со специалистами ДОУ, проведение групповых праздников, развлечений, проведение родительских собраний,

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.

Поскольку я запланировала вовлечь родителей в участие  образовательного процесса  через совместное творчество педагогов, детей и родителей, мне пришлось пересмотреть формы взаимодействия педагогов с родителями.

Я добавила такие новые формы взаимодействия, как привлечение родителей:  

для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса,

к изготовлению совместных с детьми поделок в соответствии с комплексно-тематическим планированием, к участию в различных конкурсах, праздниках, мероприятиях, проводимых в детском саду.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть

организована в разнообразных традиционных и инновационных формах

(акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями програм-

мных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждения-

ми культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные,

фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии,

праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная де-

ятельность, семейный театр).

В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррек-

ции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль

общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому

творчеству.

Творчество – это отличный способ самовыражения, познания мира и формирования собственного взгляда на вещи. Творческий ребенок всегда найдет большее число решений любой проблемы, поскольку его мышление будет выходить за рамки типичного восприятия.

Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе. Творчество снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость. При игровом, творческом взаимодействии детей и родителей рождается масса положительных эмоций, что создает в семье особо теплую атмосферу.

Главная моя задача - донести до родителей, что их заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

  1.  Поиск  новых форм работы с родителями – залог успешного взаимодействия участников образовательных отношений.

Большое значение в повышении моих профессиональных качеств, теоретических знаний имело самообразование. Изучение законов Министерства образования РФ: «Закон об образовании», «Конвенция о правах ребёнка», материалов совещания стали основополагающими документами в работе с родителями.

Анализ методической литературы, периодической печати (журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Старший воспитатель», «Вестник образования») способствовали систематизации уже известных методов и отбору наиболее эффективных приёмов работы с родителями.

Собеседования со старшим воспитателем, как опытным педагогам помогли приобрести необходимые навыки по созданию условий взаимодействия с родителями.

 Обновления во взаимодействии педагогов с семьей  постепенно  происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой, теперь обстановка иная.

- Со стороны родителей исходят инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.

- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.

- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ.

- При добросовестном отношении педагога к данной работе по созданию условий для развития сотрудничества участников образовательных отношений, в процессе совместного творчества, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.

Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.

- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей  ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями. Эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. 

В результате внедрения новых форм, воспитатель чаще выходит на контакт со всеми родителями, а не только с активистами. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Возросла заинтересованность родителей в жизни группы, детского сада. Совместная деятельность родителей, педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.

Совместные занятия творчеством родителей и детей развивают глубокие доверие в их отношениях. Кроме того, они оказывают положительное влияние на развитие правильных качеств ребёнка и учат его эффективному сотрудничеству. При этом конкретный вид совместной деятельности большого значения не имеет.

- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

В.А. Сухомлинский сказал когда-то: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому  такую форму, как совместные праздники  избегать ни в коем случае нельзя, поскольку они сближают родителей, радуют детей, хотя и сложны в организации (её, берут на себя родители). Совместные  танцы, песни, игры надолго остаются в  памяти и детей, и родителей.

Глава 2  Практическая работа по теме.

Практическая работа проводилась на базе детского сада №57. Работа велась со всей группой, которая состоит из девятнадцати детей, десять девочек и девять мальчиков.

Свою работу я начала с более близкого знакомства с семьями воспитанников. Моей задачей было обеспечить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогом. 

Предложила  ответить на несколько вопросов, касающихся взаимодействия детского сада и семьи. Данная анкета позволила  мне проанализировать состояние работы учреждения по данному направлению, узнать мнение и предложения родителей по её совершенствованию. (Приложение 1)

Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием - соблюдение педагогического такта и гибкости.

Устанавливала  контакт с помощью доброго тона разговора, конкретных, точных ответов. Во время бесед обращала внимание на формы семейных отношений (взаимопонимание или недоверие, взаимопомощь или неувожение). Старалась определить микроклимат в семье (какой фон семейной жизни преобладает - положительный или отрицательный), каковы (если есть) причины семейных конфликтов. Большое внимание уделяла  положению матери и отца в семье (степень участия в воспитательном процессе, в организации семейной жизни (хозяйственно-бытовая деятельность, отдых)). Выявляла педагогические возможности семьи (уровень педагогической культуры и потенциальные педагогические возможности родителей, знание своего ребенка,  объективность в оценке его поведения, характер влияния родителей на ребёнка, какие черты характера ребенка вызывают у родителей тревогу, какие методы воспитания родители используют в семье).

Очень много наблюдала за детьми, по их поведению можно понять, чем наполнена жизнь ребенка в семье в сюжетно-ролевых играх «Дочки-матери», «Семья»,  где дошкольники воспроизводят привычные для них формы общения. Поведение детей, их действия, высказывания, позволили мне сделать вывод о характере внутрисемейных отношений. Изучала рассказы детей на тему «Наша семья»,  внимательно рассматривала рисунки детей «Мой дом», «Моя семья». (Приложение 2)  При анализе этих работ я обращала внимание на цветовую гамму рисунков, количественный состав семьи (полная, неполная). Отмечала расположение и последовательность изображения членов семьи, особенности нарисованных фигур и др.

В настоящее время практикой накоплено  многообразие, проведённых досуговых мероприятий, эта форма работы мне нравиться больше всего.

Досуговая форма использовалась для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду.

К данной форме я отнесла проведение таких совместных праздников и досугов, как: «Осень - славная пора, в наш любимый край пришла» (см.  приложения3). 

«Рождественские посиделки», сюда входил  мастер- класс, где дети вместе с родителями мастерили открытки-письма Деду Морозу.  Мною поставленные задачи: Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа. Активизировать семьи воспитанников к участию в совместном мероприятии.  Развивать чувства вкуса, чувства удовлетворения от проделанной работы. Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре. Мероприятие прошло в праздничной обстановке, зал был оформлен в русском стиле, предметами народного быта. К детям приходил Дед Мороз (см. приложения 4).  

«День матери», в нашей группе стало доброй традицией проводить этот праздник, делать поздравления, устраивать сюрпризы мамам и бабушкам к этому дню. Я воспитываю у детей любовь и глубокое уважение к матери, великую благодарность к ней. Готовясь к празднику, дети учат много  стихов, песен, готовят подарки. Всей подготовкой они выражают мамам благодарность за любовь, заботу и труд (см. приложения 5).

Совместное развлечение с родителями «Мой папа самый, самый…», посвящённое Дню отца. Способствовало развитию и сплочению детско-родительских отношений, развитию преемственности работы детского сада и семьи, любви к близким людям, к семье, уважение к папе. Мероприятие прошло весело, дети пели, читали стихи для своих любимых пап, а сколько было радости во время спортивных состязаний, в которых принимали участие папы. Непринужденная и доброжелательная атмосфера во время проведения мероприятия вызывала у детей и взрослых радостное настроение (см. приложения 6).

 «Я – культурный пассажир», совместное мероприятие с участием родителей, по правилам дорожного движения.  Отзывы родителей:  мы, родители и предположить не могли, что обыкновенные правила по дорожному движению можно превратить в такое удивительное "путешествие по городу". В большом музыкальном зале были установлены дорожные знаки, светофоры, машины, дорожная разметка, словом всё, как на улице города. А мы, родители и наши дети были пассажирами и пешеходами. Участвовали в эстафетах, пели караоке, читали стихии, конечно, танцевали. Не перестаём удивляться тому, как раскрываются наши дети. Праздник прошёл с лёгкостью и наслаждением.                Отдельное спасибо, хочется сказать, Кукушкиной Анне Владимировне, маме одного из воспитанников нашей группы, которая сыграла роль  Домавёнка Кузи. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников образовательного процесса. (см. приложения 7).

«День театра»  мы с детьми устроили целое представление, как в настоящем театре, юные актеры раскрыли свои творческие способности. Родители помогали готовить атрибуты к выступлениям. Родители  проявили смекалку и фантазию Сколько положительных эмоций получили дети, педагоги и родители. (см. приложение 8).

Открытое занятие для родителей «Скоро в школу», посвящённое Дню знаний. Дети путешествовали по стране знаний, посетили  четыре мини урока, на которых дети получили свои первые пятёрки в настоящий школьный дневник. Восторгу детей не было предела: пели, танцевали, шутили, играли. Праздник закончился приятным чаепитием. Довольны остались не только дети, но и родители! (см. приложение 9).

Физкультурный  досуг «Новый год по восточному календарю», такое необычное развлечение прошло у ребят нашей группы. Дети узнали, что название каждому году придумали в Китае, и у каждого года есть свой символ в виде животного. Ребята и родители в игровой форме выполняли общеразвивающие упражнения, отгадывали загадки, отвечали на вопросы, принимали участие в новогодней эстафете.

Такие мероприятия замечательны еще и тем, что они вызывают интерес родителей, способствуют их сплочению, приобретению опыта партнерских отношений.  Проведенное с  детьми время на совместных досугах помогает  межличностному общению и взаимопониманию (см. приложение 10).

«Вместе с мамой, вместе с папой на прогулку в лес идём" – совместный физкультурный досуг. Здесь хотелось показать разнообразные методы и приемы организации детей на занятии. Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательно-игровой деятельности; способствовать развитию у родителей и детей умения настраиваться друг на друга, чувствовать партнера в совместной двигательно-игровой деятельности; и у нас это получилось. Родители и дети с удовольствием принимали участие в мероприятии, вместе дружно выполняли все задания, участвовали в подвижных играх. (см приложение 11)

Применяемая форма работы позволила создать теплую дружественную обстановку, между участниками образовательных отношений.  Родители вместе с детьми поют, танцуют, играют в подвижные игры, участвуют в мастер-классах.  Восторженные лица родителей и счастливые дети лучшее доказательство тому, что решение о проведении мероприятия было верным. Такие праздники вносят приятное оживление, создают атмосферу задушевности, заряжают всех хорошим настроением.

Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатель  уделяет  достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Ещё одна эффективная форма общения, чтобы создать условия для развития сотрудничества участников образовательных отношений, в процессе совместного творчества — организация разнообразных конкурсов и выставок.

В нашей группе был организован конкурс  «Новогодняя открытка». Дети вместе с родителями мастерили новогоднюю открытку, демонстрировали её, все участники конкурса награждались дипломами.

Выставка «Вот, что могут мамины руки».  Была проведена выставка поделок, сделанных руками наших любимых мамочек. Они создали яркие, оригинальные, неповторимые работы, которые отличались эстетичностью оформления и особой теплотой, вложенной в них. Моей целью было: оценить труд мамы, стремление помогать ей. Воспитывать бережное отношение и уважение ко всему, что делает мама.

В преддверии нового года в нашей группе была организована  выставка новогодних поделок «Новый год к нам мчится», в этой выставке принимали  участие все дети и их родители. Полёт фантазии безграничен, приветствовались  работы, выполненные в любой технике. Очень порадовало  то, что, не смотря на занятость на работе, взрослые проблемы, наши родители все равно нашли время на совместное творчество с детьми. Моя задача, как педагога была  заинтересовать родителей, показать, как здорово можно проводить время с детьми, и при этом развивать творческие способности не только у ребенка, но и у себя. На Новогоднем утреннике все участники выставки были  награждены!

Совместно с родителями мы оформили стенгазету «Вот оно, какое наше лето». Несмотря на то, что лето уже закончилось, я родителям предложила принести фотографии отдыха детей в летний период. Родители активно приняли участие. Вот что у нас получилось (см. приложения 12).

К празднику 8 Марта мы выпустили стенгазету «Моя мамочка самая лучшая». Конечно,  очень много помогали папы. "По секрету всему свету»  вместе с папой  каждый ребенок, принесли фотографии, где они  вместе с мамой. Решили приготовить сюрприз для мам - сделать стенгазету. Дети с увлечением помогали вырезать картинки из открыток и старых обоев. Вместе приклеивали эти картинки и фотографии. А Вероника с папой даже написали свое стихотворение для стенгазеты:

Из цветной бумаги

Вырежу кусочек.

Из него я сделаю

Маленький цветочек.

Мамочке подарок

Приготовлю я.

Самая красивая

Мама у меня!

Все большую актуальность приобретает  такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде»,

овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить

алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка;  воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности.

Важным условием для работы в проекте, по моим наблюдениям является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу.

Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения, широко распространённого, в наше время.

Детьми,  педагогами и родителями нашей группы был реализован проект «Покормите птиц зимой».(см приложение 13)

Для включения родителей в проектную деятельность я провела беседу, где информировала  родителей о цели проекта. Для тех, кто не смог подойти на общую беседу, выставила информацию.

   Таким образом, родители  проинформированы о том, какая тема заинтересовала детей. Перед ними раскрывается перспектива работы над проектом. В дальнейшем  процессе индивидуальных бесед я выявилала  у родителей более конкретно, кто какую помощь сможет оказать. При этом поощряла  проявление родителями инициативы и с радостью принимала от них любую помощь. Родители откликнулись охотно. Семья Керунова Дениса,   Кукушкина Дениса, Григорьевой Юли, Тюличева Максима, Ошарина Матвея, Долгуновой Вероники, Соколова Арсения смастерили нам кормушки. В помощь родителям были оформлены папки – передвижки о том, какие бывают кормушки и домики для птиц. После того, как кормушки были изготовлены, дети презентовали их, рассказывая, из какого материала кормушка изготовлена и для каких птиц предназначена. Затем кормушки были развешены на территории ДОУ. Дети не просто участвовали в развешивании кормушек на деревьях. Время, проведенное на природе, стало для них маленьким праздником: ребята кормили пернатых, приготовленным заранее угощением, рассказывали стихи и разгадывали загадки о птицах. Так открылась наша «Птичья столовая».

Мы организовали акцию  «С каждого по зернышку», с целью сбора  корма для птиц, систематически пополняли кормушки собранным в ходе акции кормом. В ходе акции было собрано большое количество разнообразного корма для птиц (пшено, гречка, семена подсолнечника, семена арбуза, семена тыквы, ягоды калины и рябины, печенье, сухари, несоленое сало и др.).

Дети заботились о  птицах и ежедневно дежурили в «Птичьей столовой», чистили кормушки, пополняли кормушки собранным кормом. А птицы и рады, со всех сторон слетаются синицы и воробьи, им такой прием очень нравился.

Дома постоянно рассказывали родителям о своих пернатых друзьях.

Родители понимали  и оценивали всю важность применения мной данного метода развивающего обучения, включиться в совместную деятельность для достижения общей цели.  

Большое внимание в своей работе я уделяю участию в конкурсах.  При подготовке к конкурсу особое место уделяется подготовительной работе с детьми. Пытаюсь увлечь их этой деятельностью, чтобы они активизировали к сотворчеству своих родителей, стараюсь заинтересовать детей, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок и активно участвуют в конкурсах : «Природа и фантазия», «Волшебница осень», «Новогодние чудеса», «Зимняя фантазия» и других. В помощь родителям подбираю и выставляю методическую литературу, а также даю рекомендации, из каких материалов, как и что можно сделать. Сначала участие в конкурсах принимали несколько семей. Затем интерес родителей проснулся, появился соревновательный момент. Поделки изготавливались из самых разнообразных материалов в зависимости от темы. Поделки превзошли все ожидания. В работу включились буквально все родители. Сколько фантазии и выдумки было в поделках!

Труд по изготовлению поделок, композиций способствует развитию художественных способностей, а также личности ребенка, воспитанию его характера. Под руководством любящих взрослых у ребенка формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. В процессе совместной трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, и это приносит ему радость, поддерживает интерес и желание мастерить. Он начинает понимать, что конечный результат зависит от него, учится распределять обязанности между членами семьи и планировать процесс изготовления предмета выставки. А самое ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время, занимаясь общим делом.

Несколько лет назад в нашем детском саду было решено выпускать ежемесячную газету для родителей. Эта газета выкладывается на сайте детского сада в электронном виде.   В газете мы помещаем материалы о жизни детей в группе, об особенностях развития детей нашего возраста, материалы для семейного чтения и совместного досуга детей и родителей. Я являюсь редактором газеты, автором большинства материалов, рассказывающих о жизни нашей группы. Содержание некоторых статей беру из Интернета, но сопровождаю их  подходящими по содержанию фотографиями из жизни детей нашей группы или из семейного архива воспитанников (на использование фотоматериалов взято согласие на обработку персональных данных у родителей детей). В этом году у нас юбилей - мы выпустили пятидесятый номер газеты.

Понаблюдав за родителями, мне стало видно, что они мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, объявления, остаются просто незамеченными,  пока воспитатель не обратит на них внимание. Я заметила, что  родители широко пользуются мобильной связью, информационной средой интернет. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. На родительском собрании мы решили открыть свою группу в контакте «Беседа группа №6».

  Большинство родителей, по собственным признаниям, постоянно находятся в социальных сетях и им в поисках новостей и фотоотчетов с мероприятий нашей группы актуальнее и проще, оказалось, заглянуть на страничку в контакте. Ещё одним плюсом стала возможность оставлять свои отзывы, комментарии, вопросы, делиться опытом и поддерживать друг друга (т.е. родитель может не только читать информацию, но и общаться с педагогом и другими родителями). Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности. Мы, решив вести и контролировать процесс общения родителей в группе в контакте, постарались направить это интернет –общение в  педагогическое, образовательное русло. Таким образом,  группа в контакте стала для наших родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц группы родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.

В результате активной деятельности при работе с родителями в социальной сети в контакте повысился их интерес не только к жизни детского сада, но и к воспитательно- образовательному процессу в целом.

В нашей группе особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются родительские собрания нетрадиционной формы.

«Педагогическая лаборатория» -  проводятся  в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий,  либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. Родителей знакомлю  с мероприятиями, запланированными на год, знакомлю с перспективным планом (см. приложения 14), выслушиваю предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, даём оценку и анализируем достижения и ошибки.

Заключение

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашей группе успешно.

Использование новых форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, установилась атмосфера взаимоуважения.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют.

Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных мероприятиях и проектах.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.

Мы не останавливаемся на достигнутом,  продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии и воспитании наших детей.

Список литературы

1.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;

2.  Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.

3. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 – 147с.

4.  Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.

5. Антипина, Г. А. «Новые формы работы с родителями в современном ДОУ». Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.

6. Давыдова, О.И.  «Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями» О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

7. Осипова, Л.Е. «Работа детского сада с семьёй» Изд. центр «Скрипторий», 2011 . – 72с.

8. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Изучение статей, конспектов  по самообразованию и проектной деятельности  на интернет сайте: http://www.maam.ru, http://vospitateljam.ru, http://dohcolonoc.ru

 

Приложения

                                                                                                                                       

Приложение 1

Анкета для родителей

                                                                                                           Приложение 2

   

       Рисование на тему

         « Моя семья»

                                                                     Приложения:  3, 4 , 5, 6, 7, 8, 9, 10,11

Наши открытые мероприятия

                                                                                                     Приложение 12

Стенгазета «Вот оно, какое наше лето».

                                                                                                     Приложение 13

Экологический проект «Покормите птиц зимой»

Цель: Закрепление знаний воспитанников о зимующих птицах, их образе жизни.

Формирование ответственности и бережного отношения к птицам в холодное время года.

Создание  условий для развития сотрудничества участников образовательных отношений, в процессе совместного творчества.

                                                                                                      Приложение 14

     Перспективный  план по работе с родителями

Месяцы

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Сентябрь.

Родительское собрание «Педагогическая лаборатория» «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Цели и задачи на новый учебный год»

Информирование родителей о плане работы  на год. Привлечение  родителей к участию в мероприятиях вместе с детьми.

Совместно с родителями оформление стенгазеты «Вот оно, какое наше лето».

Создание благоприятного эмоционального состояния у детей и родителей.

Открытое занятие - развлечение «Скоро в школу», посвящённое Дню знаний.

Закрепление знаний о школьных принадлежностях;

Развитие внимания, памяти, мышления;

формирование положительной мотивации к обучению в школе.

Консультация «Права и обязанности родителей»

Формирование знаний о правах и обязанностях родителей.

Октябрь.

Осенний праздник  «Осень - славная пора, в наш любимый край пришла»

Создание условий для   совместного творчества.

Консультация для родителей "Роль отца в воспитании ребенка"

Обратить внимание родителей на то, что самое важное  в общении папы и ребенка – это само желание общаться.

Консультация. «ОРЗ. Профилактика ОРЗ».

Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях д\с

Совместное развлечение с родителями «Мой папа самый, самый…», посвящённое Дню отца.

Способствовало развитию и сплочению детско-родительских отношений, развитию преемственности работы детского сада и семьи, любви к близким людям, к семье, уважение к папе

Ноябрь.

 Консультация для родителей

«Секреты общения с ребенком в семье»                               

Привлечение внимания родителей в вопросе создания эмоционально положительной атмосферы в семье

Реализовать проект «Покормите птиц зимой».

Совместно с родителями.

Включение родителей в проектную деятельность.

 Благотворительная  акция  «С каждого по зернышку».

С целью сбора  корма для птиц, систематического пополнения кормушек собранным в ходе акции кормом.

Праздник «День матери»

Воспитание любови,  глубокого уважения и благодарности к матери.

Декабрь.

«Рождественские посиделки»

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа. Активизировать семьи воспитанников к участию в совместном мероприятии.

Мастер- класс, открытки-письма Деду Морозу.  

Активизировать семьи воспитанников к участию в совместном мероприятии.  Развивать чувства вкуса, чувства удовлетворения от проделанной работы. Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре.

 Выставка новогодних поделок «Новый год к нам мчится»

Предложить  родителям поучаствовать в конкурсе вместе с детьми, заинтересовать родителей, показать, как здорово можно проводить время с детьми, и при этом развивать творческие способности не только у ребенка, но и у себя.

Праздник «Новый год».

Активизировать родителей  и детей в подготовку к новогоднему празднику.

Январь.

Беседы. «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».

Привлечь внимание родителей  к задачам по сохранению и оздоровлению детей. Формированию навыков самообслуживания.

Физкультурный  досуг «Новый год по восточному календарю»

Ознакомление детей с символом года, объяснить, что у каждого года есть свой символ в виде животного. Создать условия для совместного досуга в игровой форме.

Беседа. «Как провести выходной день с ребёнком?»

 Предложить  родителям ряд мероприятий  и приёмов проведения выходного дня с ребёнком.

Февраль.

Домашние поделки из солёного теста на тему : «Масленица»

Заинтересовать родителей, показать, как  можно проводить время с детьми, и при этом развивать творческие способности не только у ребенка, но и у себя

Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».

Выявить и анализировать информацию,  какую роль в воспитании детей занимают папы и дедушки.

Консультация. «Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной?».

Проанализировать информацию об условиях здорового образа жизни в семьях воспитанников.

Фотогазета «Самый лучший папа мой!»

Активизировать  мам и детей к оформлению выставки, воспитывать уважение к отцу и желание делать подарки.      

Март.

Праздник «Мамочка любимая моя!»

Расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворения.

Воспитывать любовь и уважение ко всем женщинам.

Выставка «Вот, что могут мамины руки».  

Оценить труд мамы, стремление помогать ей. Воспитывать бережное отношение и уважение ко всему, что делает мама.

Презентация проекта «Покормите птиц зимой» для детей и родителей

Обобщить опыт работы, подвести итоги, анализировать результативность работы.

Апрель.

Памятка.  «Как предупредить авитаминоз весной».

Организовать встречу с медиком.

Консультация. «Режим будущего школьника».

Привлечь внимание родителей по теме: «Режим будущего школьника»

«Вместе с мамой, вместе с папой на прогулку в лес идём" – совместный физкультурный досуг.

Показать разнообразные методы и приемы организации детей на занятии. Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательно-игровой деятельности; способствовать развитию у родителей и детей умения настраиваться друг на друга.

Май.

Организация выставки  - поздравления ко Дню Победы.

Развитие у детей чувства гордости за нашу великую страну, за её героев; воспитание любви и уважения к Родине, к армии, нравственно-патриотическое воспитание.

«Педагогическая лаборатория»  «А ваш ребёнок готов к школе».

Информировать родителей об уровне готовности детей к школе.

Фотовернисаж: «Вот  и стали мы на год взрослей».

Вовлечение родителей в подготовку к выпускному вечеру. Укрепление дружеских взаимоотношений в коллективе группы.

Выпускной вечер «До свидания, детский сад!»

Создание радостного настроения у детей и родителей, получение положительных эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...