Фонопедические упражнения
материал на тему
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:
"Динозаврик"
Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!
Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"
Картушиной .
«Лень»
На меня напала ле - ень
День и ночь, день и ночь, ле – е - ень
От жары укрыться в тень ле - е-е-ень
Даже пнуть ногою пень ле е е нь.
А-а-а ноги руки ватные
И-и-и голова квадратная.( ленивые червячки)
Упражнение « Погреемся»
Мерзнут на ветру ладошки
Мы погреем их немножко.
( сначала дети дышат бесшумно, затем с голосом «а-а-а», далее чередуют: на правую бесшумно, на левую – с голосом, потом наоборот)
Упражнение» Посчитаем»
Дети считают, усиливая голос от шепота до крика.
Например,
1 – шепотом
2 – тихо
3- громче
4 – еще громче и т.д.
Упражнение « Капризка»
Я не буду убираться! Я не буду кушать!
Целый день я буду ныть, никого не слушать!
Затем дети кричат «а-а-а!», воют « У-у-у!», визжат « И-и-и!»
Упражнение « Тигр вышел погулять»
1,2,3,4,5, тигр вышел погулять. Р-р-р-р! Движение вверх, глиссандо
Запереть его забыли, 1, 2, 3, 4, 5, Р-р-р-р! Глиссандо вниз
Он по улице идет. Р! Р! Р! Произносить коротко но активно верхнем регистре
Ни кому не пристает Р! Р! Р! Произносить коротко в низком регистре
Но от тигра почему – то разбегается народ. А! А !А! звуки похожи на крики чаек.
Здравствуйте, лягушки! Ква, ква, ква! (рисуют голосом динозаврика)
Здравствуйте, котята! Мяу! Мяу! ( глиссандо вверх, потом вниз)
Игра « Покачай ребенка» ( на изменение силы голоса)
- волнообразное усиление и ослабление со звуком « а-а-а-а»
Игра « Эхо» ( « Музыкальный букварь Н. Ветлугиной»)
( на изменение силы голоса)
Эй, вы, дубы, ау, ау!
А где грибы, ау!, ау! ( дети поют громко, руки рупором)
А лес в ответ : ау! Ау! ( дети поют тихо)
Грибов здесь нет, ау, ау!
« Езда на автомобиле»
Цель: развивать голос и его вибрацию
Ход игры: педагог предлагает детям с помощью голоса изобразить езду на автомобиле: едем по ровной дороге, объезжаем лужу справа, слева, едем по плохой дороге, автомобиль занесло в кювет, едем на большой машине, не маленьком автомобильчике.
Игра « От 1 до 10»
Цель: вырабатывать непрерывное дыхание и динамику.
Ход игры: педагог предлагает спеть детям цифры как одно слово, начиная с шепота, постепенно усиливая звучание голоса.
« Море»
методика исполнения» дети голосом имитируют прилив и отлив волн. Положение губ соответствует артикуляционному укладу звуков а, о, у, мышцы губ напряжены, необходимо добиваться гибкой динамики голоса.
А-о-у-о-а, а-о-у-о-а-
Для распевания использую материалы Елены захаровой:
Да-дэ – ду, да-а, дэ--, ду., да-а-а-а, дэ-э-э-э, ду.
Игра « Качели» ( на развитие правильного звукообразования)
Во время пения мы проговариваем куда пошел звук вверх или вниз, показываем как двигаются качели – поочередно вверх и вниз. После этого каждому ребенку предлагаю произнести любой звук или слово приемом « глиссандо». Например, медленно произнести слово « вверх», начиная с низкого звука , а затем выше и выше. Слово «вниз» произнести с высокого звука, постепенно понижая его. Затем разучиваются слова попевки, словно мы «качаемся на качелях». Голосом показывается, куда движутся качели – вверх или вниз.
Качели на веревочках
Понравились девчоночкам
И мальчики довольны:
Все покачались вволю.
« Ракета» ( на развитие правильного звукообразования)
Запускаем двигатель на одном звуке: « У-у-у-у», затем используется прием
« глиссандо» вверх: ракета взлетела.
Распевки – календарики.
Используемые мною в работе распевки – календарики Е. Матвиенко развивают чувство темпа и ритма, учат сочетать текст с движениями и музыкой. Разучивание попевок сопровождаю звучащими жестами ( хлопками, притопами, щелчками), звуками музыкальных инструментов. Создается эмоциональная, творческая атмосфера, в детском пении появляются естественность, певучесть, звонкость.
Снег засыпал все пути, ( скользящие хлопки)
Ни проехать , ни пройти ( шлепки по коленям)
Мы лопаточки возьмем, ( хлопки)
И дорожки разгребем. ( « разгребают снег»)
1,2,3,4,5! ( хлопки) Выходи скорей гулять ( пальчики шагают по коленям)
Будем с горки ледяной ( хлопки)
Мы кататься всей гурьбой. ( пальчики шагают по коленям)
У-у-у-ух! ( скользящее движение рукой сверху вниз)
За окном звенят капели ( хлопки, звенят в колокольчик)
И цветочки расцвели(раскрывают перед собой ладони)
Поскорей бы прилетели(шлепки по коленям)
Утки, гуси, журавли.( ладошки « клювиком»)
Вот ромашка, василек ( показывают воображаемые цветы левой, правой ладонью)
Ты сплети себе венок ( « моталочка»)
Будем вместе мы играть ( хлопки)
И цветочки собирать. ( шлепки по коленям)
По дорожкам листики весело летели ( качают ладошками)
Только осенью бывают желтые метели. (шуршат ладошками)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonopedicheskie_uprazhneniya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:
"Динозаврик"
Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!
Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"
Картушиной .
«Лень»
На меня напала ле - ень
День и ночь, день и ночь, ле – е - ень
От жары укрыться в тень ле - е-е-ень
Даже пнуть ногою пень ле е е нь.
А-а-а ноги руки ватные
И-и-и голова квадратная.( ленивые червячки)
Упражнение « Погреемся»
Мерзнут на ветру ладошки
Мы погреем их немножко.
( сначала дети дышат бесшумно, затем с голосом «а-а-а», далее чередуют: на правую бесшумно, на левую – с голосом, потом наоборот)
Упражнение» Посчитаем»
Дети считают, усиливая голос от шепота до крика.
Например,
1 – шепотом
2 – тихо
3- громче
4 – еще громче и т.д.
Упражнение « Капризка»
Я не буду убираться! Я не буду кушать!
Целый день я буду ныть, никого не слушать!
Затем дети кричат «а-а-а!», воют « У-у-у!», визжат « И-и-и!»
Упражнение « Тигр вышел погулять»
1,2,3,4,5, тигр вышел погулять. Р-р-р-р! Движение вверх, глиссандо
Запереть его забыли, 1, 2, 3, 4, 5, Р-р-р-р! Глиссандо вниз
Он по улице идет. Р! Р! Р! Произносить коротко но активно верхнем регистре
Ни кому не пристает Р! Р! Р! Произносить коротко в низком регистре
Но от тигра почему – то разбегается народ. А! А !А! звуки похожи на крики чаек.
Здравствуйте, лягушки! Ква, ква, ква! (рисуют голосом динозаврика)
Здравствуйте, котята! Мяу! Мяу! ( глиссандо вверх, потом вниз)
Игра « Покачай ребенка» ( на изменение силы голоса)
- волнообразное усиление и ослабление со звуком « а-а-а-а»
Игра « Эхо» ( « Музыкальный букварь Н. Ветлугиной»)
( на изменение силы голоса)
Эй, вы, дубы, ау, ау!
А где грибы, ау!, ау! ( дети поют громко, руки рупором)
А лес в ответ : ау! Ау! ( дети поют тихо)
Грибов здесь нет, ау, ау!
« Езда на автомобиле»
Цель: развивать голос и его вибрацию
Ход игры: педагог предлагает детям с помощью голоса изобразить езду на автомобиле: едем по ровной дороге, объезжаем лужу справа, слева, едем по плохой дороге, автомобиль занесло в кювет, едем на большой машине, не маленьком автомобильчике.
Игра « От 1 до 10»
Цель: вырабатывать непрерывное дыхание и динамику.
Ход игры: педагог предлагает спеть детям цифры как одно слово, начиная с шепота, постепенно усиливая звучание голоса.
« Море»
методика исполнения» дети голосом имитируют прилив и отлив волн. Положение губ соответствует артикуляционному укладу звуков а, о, у, мышцы губ напряжены, необходимо добиваться гибкой динамики голоса.
А-о-у-о-а, а-о-у-о-а-
Для распевания использую материалы Елены захаровой:
Да-дэ – ду, да-а, дэ--, ду., да-а-а-а, дэ-э-э-э, ду.
Игра « Качели» ( на развитие правильного звукообразования)
Во время пения мы проговариваем куда пошел звук вверх или вниз, показываем как двигаются качели – поочередно вверх и вниз. После этого каждому ребенку предлагаю произнести любой звук или слово приемом « глиссандо». Например, медленно произнести слово « вверх», начиная с низкого звука , а затем выше и выше. Слово «вниз» произнести с высокого звука, постепенно понижая его. Затем разучиваются слова попевки, словно мы «качаемся на качелях». Голосом показывается, куда движутся качели – вверх или вниз.
Качели на веревочках
Понравились девчоночкам
И мальчики довольны:
Все покачались вволю.
« Ракета» ( на развитие правильного звукообразования)
Запускаем двигатель на одном звуке: « У-у-у-у», затем используется прием
« глиссандо» вверх: ракета взлетела.
Распевки – календарики.
Используемые мною в работе распевки – календарики Е. Матвиенко развивают чувство темпа и ритма, учат сочетать текст с движениями и музыкой. Разучивание попевок сопровождаю звучащими жестами ( хлопками, притопами, щелчками), звуками музыкальных инструментов. Создается эмоциональная, творческая атмосфера, в детском пении появляются естественность, певучесть, звонкость.
Снег засыпал все пути, ( скользящие хлопки)
Ни проехать , ни пройти ( шлепки по коленям)
Мы лопаточки возьмем, ( хлопки)
И дорожки разгребем. ( « разгребают снег»)
1,2,3,4,5! ( хлопки) Выходи скорей гулять ( пальчики шагают по коленям)
Будем с горки ледяной ( хлопки)
Мы кататься всей гурьбой. ( пальчики шагают по коленям)
У-у-у-ух! ( скользящее движение рукой сверху вниз)
За окном звенят капели ( хлопки, звенят в колокольчик)
И цветочки расцвели(раскрывают перед собой ладони)
Поскорей бы прилетели(шлепки по коленям)
Утки, гуси, журавли.( ладошки « клювиком»)
Вот ромашка, василек ( показывают воображаемые цветы левой, правой ладонью)
Ты сплети себе венок ( « моталочка»)
Будем вместе мы играть ( хлопки)
И цветочки собирать. ( шлепки по коленям)
По дорожкам листики весело летели ( качают ладошками)
Только осенью бывают желтые метели. (шуршат ладошками)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интонационно-фонопедическое упражнение
Интонационно-фонопедическое упражнение "Жила-была Принцесса"...
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
Консультация для воспитателей и родителей.Оздоровителные и фонопедические упражнения
Петь любят все дети. Но часто они стараются петь громко, нагружая тем самым свои хрупкие голосовые связки. Моя задача – грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, ис...
Оздоровительные фонопедические упражнения.
Оздоровительные фонопедические упражнения В. Емельяновой, М. Картушиной....
Фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова
Фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова укрепляют гортань и прививают навыки речевого дыхания детям с нарушением речи....
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных
В соответствии с современными государственными требованиями к дошкольному образованию, ребенок должен развиваться гармоничной, разносторонне развитой личностью и художественно-эстетическое развитие в ...