Фонопедические упражнения
методическая разработка на тему

Макушева Гульнара Абдульбаровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_fonopedicheskie_uprazhneniya._praktika.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Артикуляционная гимнастика

  1. Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре раза (по четыре). (Далее - каждое задание исполняется четыре раза).
  2. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.(«шинкуем капусту»)
  3. Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.
  4. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом, как бы очищая зубы. То же в противоположном направлении.(«щёточка»)
  5. Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.(«иголочка»)
  6. Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Предложите детям пощелкать всем одинаково, т.е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками. Игровое задание: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие – пони – цокают быстро и высоко.)

  1. Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
  2. Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение.(«обиженный кролик»)
  3. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.(«веселый кролик»)
  4. Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.
  5. Пройдите по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Обратите внимание на то, чтобы пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей.
  6. Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».
  7. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз.(«экскаватор»)
  8. Сделайте нижней челюстью движение вправо- влево.(медленно)

Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.

Интонационно-фонетические упражнения

Упражнение 1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз, верхняя и нижняя губа оттопырены так, чтобы были видны десны, рот должен иметь форму прямоугольника, поставленного на меньшую грань. Это положение рта обозначается условно буквой [А] – «злая кошка». В таком положении производится бесшумный вдох ртом (в перспективе - одновременно ртом и носом). Целесообразно использовать в работе с детьми активизацию через работу кистей рук: руки поднимаются на уровень рта, кисть раскрывается так, чтобы пальцы были растопырены и напряжены, ладонь обращена вперед. Положение кистей совпадает с исходным положением рта.

Само упражнение состоит в сильном активном произнесении согласных звуков:

Каждый звук произносится четыре раза. Звуки «К» и «Г» произносятся только за счет движений языка без закрывания рта, без движения челюсти, т.е. с сохранением исходного положения. Звуки «Т» и «Д» произносятся с прикусыванием кончика языка.

Гласные буквы произносятся а последовательности: А, А-О, А-О-У, А-О-У-Э, А-О-У-Э-Ы, А-О-У-Э-Ы-И.

Упражнение 2. «Вопросы – ответы». 

Абстрактный вариант:

Упражнение 3. Вибрант гортани (штро-бас-регистр).

х х х КРОКОДИЛИЙ ГОЛОСОК –

х х х ОН НЕ НИЗОК, НИ ВЫСОК…

х х х РОКОТ, ШОРОХ, СКРИП И СКРЕЖЕТ…

х х х ПАСТЬ РАЗИНЕТ – УШИ РЕЖЕТ…

Упражнение 4. «Бронтозаврик». 

Абстрактный вариант:

Упражнение 5. 

 «Бегемот». На этом упражнении дети получают представление о вибранте мягкого нёба. Попытаться издавать его на вдохе и выдохе (храп).

Произносить упражнение грудным и фальцетным режимами.

Сладко спит в своей постели бегемот -        ХР-ХР

Видит он во сне морковку и компот -        ХР-ХР

Спит он широко разинув рот -                 ХР-ХР

И во сне он громким голосом поёт: -        ХР-ХР

Упражнение 6. «Губной вибрант».

(Р) – НА МАШИНЕ ЕДЕМ А МАМЕ -        (Р)

(Р) – МЫ НЕ ЕЛИ, МЫ НЕ СПАЛИ -        (Р)

(Р) – ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ МЫ ЗА РУЛЕМ -        (Р)

(Р) – ВСЁ НАМ БЫЛО НИПОЧЕМ -        (Р)

(р) – ты, моя машина, не рычи -        (р)

(р) – ты, моя машина, не урчи -        (р)

(р) – ты, моя машина, не фырчи -        (р)

(р) – ты, моя машина, не ворчи -        (р)

Упражнение 7. Упражнение «Волна».

Перевод штро-баса в грудной регистр на гласном «А» с все возрастающей силой тона, увеличением объема ротоглоточной полости (все большим открыванием рта). На штро-басе - язык на нижней губе. Упражнение можно сопровождать движением рук, изображающих все большую высоту вздымающейся волны.

Упражнение 8. «Волна с криками чаек».

Упражнение представляет собою соединенные в одном движении упражнения №9 и №10. Упражнение дает возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном незамаскированном эстетической обработкой виде. Механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.

 

Упражнение 9. «От шепота до крика».

Скажите «раз, два» шепотом, «три, четыре» тихим голосом, «пять, шесть» средним голосом, «семь, восемь» громко, «девять!» очень громко, «десять!!!» — крикните!

Повторите предыдущее упражнение с целью запомнить характер звука и энергетические затраты на крике «десять!!!», сразу же после этого крика поставьте рот в известное исходное положение, сделайте короткий бесшумный вдох и крикните три раза «А!!!» с все возрастающей энергией, стараясь сымитировать характер звука крика «десять!».

Упражнение 10. 

         «Песенка про смех».

        «толстый» голос

ЭТО ПЕСЕНКА ПРО СМЕХ.

(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А

МЫ ПОЕМ ЕЕ ДЛЯ ВСЕХ

(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А

ТАК СМЕЮТСЯ МЕДВЕЖАТА,

(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А

И ТИГРЯТА, И СЛОНЯТА.

(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А

ОНИ БАСОМ ВСЕ ХОХОЧУТ –

(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А

ВСЁ ВОКРУГ ГРЕМИТ, ГРОХОЧЕТ!

(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А(Г)А

        «тонкий» голос

это песенка про смех.

(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а

мы поем ее для всех.

(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а

так смеются лягушата,

(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а

и цыплята, и мышата,

(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а

они тоненько хохочут –

(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а

всё вокруг свистит, стрекочет!

(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а(г)а

РЕЧЕВОЙ КАНОН

1. СРЕДНИЙ РЕГИСТР «МАЛЬВИНА»  (ХЛОПАЕМ ПО КОЛЕНКАМ)

ВОТ ЛЯГУШКА ПО ДОРОЖКЕ

СКАЧЕТ, ВЫТЯНУВШИ НОЖКИ.

КВА, КВА, КВА (ПАУЗА) РАЗВЕСТИ РУКИ В СТОРОНЫ

КВА, КВА, КВА (ПАУЗА)  РАЗВЕСТИ РУКИ В СТОРОНЫ

2. ВЫСОКИЙ РЕГИСТР «БУРАТИНО» (СТУЧИМ УКАЗАТЕЛЬНЫМИ ПАЛЬЧИКАМИ НАД ГОЛОВОЙ)

ВОТ ИЗ ЛУЖИЦЫ НА КОЧКУ,

ДА ЗА МОШКОЮ ВПРИСКОЧКУ.

КВА, КВА, КВА (ПАУЗА)

КВА, КВА, КВА (ПАУЗА)

3. НИЗКИЙ РЕГИСТР «КАРАБАС – БАРАБАС» (ХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ)

БОЛЬШЕ ЕСТЬ ЕЙ НЕОХОТА,

ПРЫГ ОПЯТЬ В СВОЁ БОЛОТО.

КВА, КВА, КВА (ПАУЗА)

КВА, КВА, КВА (ПАУЗА)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интонационно-фонопедическое упражнение

Интонационно-фонопедическое упражнение "Жила-была Принцесса"...

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

Консультация для воспитателей и родителей.Оздоровителные и фонопедические упражнения

Петь любят все дети. Но часто они стараются петь громко, нагружая тем самым свои хрупкие голосовые связки. Моя задача – грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, ис...

Оздоровительные фонопедические упражнения.

Оздоровительные фонопедические упражнения В. Емельяновой, М. Картушиной....

Фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова

Фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова укрепляют гортань и прививают навыки речевого дыхания детям с нарушением речи....

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных

В соответствии с современными государственными требованиями к дошкольному образованию, ребенок должен развиваться гармоничной, разносторонне развитой личностью и художественно-эстетическое развитие в ...

Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе  фонопедического метода разви...