«ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
материал на тему
В статье рассматривается аспекты современных отношений в семье между ребенком и родителями, как семья влияет на становление личности ребенка, какие типы детско-родительских взаимоотношений бывают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
Семья – как много значит это слово! Это самый главный институт воспитания ребенка. Человек находится в этой среде в течение значительной части своей жизни и по длительности воздействия на формирование личности является ключевым элементом жизни. Навыки и восприятие реальности ребенок приобретает в семье и сохраняет в течение всей жизни. Воспитание родителей формирует в ребенке модель его поведения в обществе и в будущем при создании собственной семьи.
В целом можно сказать, что роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: как складывались взаимоотношения в семье, таким и вырос человек. Уже давно многими психологами и педагогами была доказана это зависимость. Опытному педагогу достаточно пообщаться с ребенком и посмотреть на его поведение, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие качества в их семье приобретут дети. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. Нельзя не заметить тот факт, что семья может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие ребенка. С одной стороны, никто не любит его больше, чем мама, папа, бабушка, дедушка, брат или сестра, но также никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в вопросах воспитания и психологического здоровья ребенка.
Влияние родителей на собственного ребёнка проявляется в самых различных формах. Любое совместное времяпрепровождение, будет это прогулка, готовка обеда или ужина, чаепитие, чтение книг или занятие спортом, несомненно играет важную роль в создании гармоничных семейных отношений. В современном мире очень часто ребенок воспринимает родителей, как указывающий, контролирующий, требующий и жестоко карающий в случае неповиновения орган. Это может объясняться тем, что основные силы родителей расходуются на материальное обеспечение семьи, и зачастую сил не остается на духовное формирование личности ребенка, на его воспитание, а минимальный контакт родителей сводится к контролю за внешним видом, здоровьем, успехам ребенка в образовательном учреждении. Безусловно, такой контроль необходим, поскольку это прививает малышу навыки ухода за собой, ответственность, но крайне важно выстроить с ребенком доверительные и дружеские отношения.
Психология выделяет 3 основных (обобщенных) типа детско-родительских отношений:
1.Оптимальный тип, (демократический стиль воспитания, авторитетный, сотрудничество) где преобладает взаимное доверие между родителем и ребенком. При этом условии положительные качества ребенка усиливаются, а отрицательные преодолеваются или приобретают более допустимые формы. Самооценка ребенка и его представления о самом себе развивается нормально, а процесс воспитания ребёнка родителем облегчается, поскольку родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам, при этом проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
2. Тип излишней вовлеченности (попустительский стиль воспитания, либеральный, снисходительный, гипоопека). Такой тип отношений характеризуется неумеренной родительской любовью, чрезмерной опекой и участием во всех делах ребёнка, даже проникновением в его внутренний мир. Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. В этом случае эго ребенка как бы ''растворяется'', он растет несамостоятельным, понятия "можно-нельзя", ''хорошо-плохо'' ему не понятны. Неумеренная любовь усиливает существующие у ребенка проблемы развития и порождает проблемы у психически и физически здорового ребенка. Возведя вокруг малыша стену из любви, такие родители тормозят процесс понимания и усвоения им норм поведения в обществе. Они немедленно выполняют любое требование ребенка, часто даже предугадывая его. Они прощают малышу всё, думают и делают вместо него. Их ребенок живет в иллюзорном мире, не ведая ни труда, ни забот, постепенно становясь эгоистичным. Проблема становится особенно заметной при поступлении ребенка в школу. Он совершенно искренне не поймёт требований и запретов учителя, и будет проситься к маме. Навязанная неправильным воспитанием ребёнка его инфантильность проявляется в медленном развитии лобных функций мозга, и, если вовремя не обратить на это внимание, это может принять и необратимый характер.
3.Тип излишней отстраненности (эмоциональное отвержение, авторитарный стиль воспитания, диктат, доминирование)
Этот тип отношений характеризуют: пренебрежение к ребенку, нежелание считаться с его особенностями и полное отсутствие внимания к нему, что, естественно, оказывает вредное влияние и на развитие личности ребенка. Ребенка либо жестко контролируют (все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле), либо наоборот, не обращают на него внимания. Родители могут ограничивать самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Все это, а также отсутствие внимания родителя, приводит к низкой самооценке и к самоуничтожению личности ребёнка. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребенка, а в будущем и взрослого человека может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим
Из этого можно сделать вывод, что тот объем любви, принятия, понимания и уважения, которые родители заложат в своего дитя в детском возрасте, он пронесет по жизни. Как, правило, такой человек вырастает жизнестойким и оптимистичным.
Нельзя также забывать про важность общения детей с бабушками и дедушками, ведь именно они являются тем звеном, которое позволяет не только прикоснуться к истории семьи, но и научиться опыту. Это те люди, которые всегда выслушают, поймут, посочувствуют не только своих детей, но и внуков. Опыт и мудрость старшего поколения зачастую позволяет принять правильное решение в той или иной ситуации, касающейся как воспитания, взаимоотношений, но и элементарных бытовых вопросов, помогут избежать ошибок, нужно лишь уметь прислушиваться к сказанному ими.
Социальное окружение тоже накладывает свои отпечатки на развитие ребенка, но все же ответственность за то, каким вырастет ваш ребенок, кем он станет, ложится на родителей. И только они могут сделать отношения с ребенком гармоничными, дружескими, основанными на взаимном уважении. Воспитание ребенка – сложный и трудоемкий процесс, требующий особых усилий, терпения, наличия времени и, самое главное, искреннего желания вложить в собственного ребенка свои самые лучшие качества и умения для того, чтобы он вырос и смог в полной мере наслаждаться жизнью и жить в социуме, чтобы в будущем суметь построить крепкую семью на основе наглядного опыта своих родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Познавательная активность-как фактор развития личности ребенка"
консультация...
Консультация для родителей: Значение театрализованной деятельности в развитии личности ребенка
Цель: расширение кругозора родителей в области педагогических знаний.Великий русский поэт А.С. Пушкин назвал театр «Волшебным краем». Данное определение разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с...
«Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка»
Презентация для педагогов, основные понятия и принципы соблюдения психологического комфорта для детей в детском саду....
Семинар-практикум для родителей: «Значение речи во всестороннем развитии личности ребенка»
Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.1 часть. «Совсем немного науки».Речь-форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:-...
«Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка»
Консультация для педагогов о психологическом комфорте дошкольников всоответствиис ФГОС ДО...
Картотека игр, направленных на социальное развитие личности ребенка
Данная система игр и упражнений, направлена на социальное развитие личности ребенка- дошкольника, в частности на развитие и коррекцию социального развития личности старших дошкольников....
Консультация для родителей. «Роль анимационных фильмов в развитии личности ребенка».
в данном материале представлены: краткая информация для родителей о роли анимационных фильмов в развитии личности ребенка , анкета для родителей и небольшой перечень анимационных фильмов по возр...